kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Чингиз Айтматов. "Белый пароход". Урок литературы в 7 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

основные цели данной разработки урока 

- вывести учащихся на понимание соотношения реального, сказочного, мифологического мира;

  - продолжить формирование умения выделять главное, составлять опорные конспекты, схемы;

  -    развитие самостоятельности в мышлении и в учебной деятельности;

  -    развитие умений обобщать, делать выводы;

  -  воспитывать чувство сопереживания персонажам: желания оценивать поступки героев.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Чингиз Айтматов. "Белый пароход". Урок литературы в 7 классе.»




Урок литературы в 7 классе

Тема: Ч.Айтматов. «Белый пароход». Реальное, сказочное и мифологическое в повести Ч.Айтматова «Белый пароход»

Цели: - вывести учащихся на понимание соотношения реального, сказочного, мифологического мира;

- продолжить формирование умения выделять главное, составлять опорные конспекты, схемы;

- развитие самостоятельности в мышлении и в учебной деятельности;

- развитие умений обобщать, делать выводы;

- воспитывать чувство сопереживания персонажам: желания оценивать поступки героев.




Ход урока


  1. Вступительное слово учителя

Чингиз Айтматов родился в Таласской долине в ауле Шекер. 1937 г. Трагедия – репрессирован отец. После войны закончил зооветеринарный техникум, затем сельско-хозяйственный институт, стал работать зоотехником.

В 1952 году написал рассказ «Газетчик Дзюйо». В середине 50-х годов он автор многих рассказов. Мировую известность принесла писателю повесть «Джамиля». Затем он выпускает повести «Первый учитель», «Тополек мой в красной косынке», «Материнское поле», «Ранние журавли», «Белый пароход», роман «Плаха».


- Дома вы прочтиали статью в учебнике. Ответьте на вопросы:

1. Что является отличительной чертой творчества Ч. Айтматова?

2. Какое событие в жизни писателя послужило толчком к написанию повести?

3. Кто в IX веке записал легенду о племени бугу, почитающим оленя?

- Перескажите миф о муюз-байбиче. Ваше впечатление?


II. Прежде чем работать над текстом, вспомним виды художественного мира. (Сказочный, реальный, исторический, фантастический, комический трагический)


1. Что можно сказать о художественном мире повести «Белый пароход»? Каков он? (Сказочный и реальный)


- Сформулируем тему урока. (Запись на доске и в тетрадях).


- Какова цель урока?


III. Дома вы работали над вопросами и заданиями. Сравним свои схемы, опорные конспекты, записи.


Работа в группах (7 минут)

  1. Тема, идея, смысл заглавия.

  2. Каков Момун? Что значит Момун (тихий, скромный, кроткий, забитый)

  3. Реальный мир мальчика, сказка мальчика.

  4. Роль пространства в повести.

5. Вывод – схема.


IV. Отчеты групп.

Смысл заглавия

1. После сказки Белый пароход


Реальный Сказочный


Старик Мальчик Мальчик


Тема – это рассказ о мальчике-сироте, его взаимоотношениях со взрослыми.

Идея – в реальном мире мальчик одинок, ему трудно живется, поэтому он придумывает себе сказку. И, кроме того, его поддерживает миф о Рогатой матери-оленихе.

Смысл заглавия – уже в самом заглавии автор выводит читателя на два мира: «после сказки» - реальный мир и «белый пароход» - сказочный.



2. Давайте заполним таблицу этих миров образами- персонажами.


Р С М

Старик Момун Камни-животные Мать-олениха

Мальчик Растения

Оразкул Рыба-человек

Бекей

Белый пароход Белый пароход


- Каков Момун? Каков его реальный мир? Как ему живется?


3. Характеристика Момуна


4. Каков реальный мир мальчика?


Что в жизни? Отношения Желание мальчика

1. Бьет Оразкул Бикей Равнодушный, жестокий Сбросить его в воду Убийство морала


2. Никто не стал бы по нем Равнодушие Чтобы все вздыхали:

убиваться (по мальчику; он исчез, где теперь найдем

лишний) (стр. 175)


3. Одинокий, один, без Лишний Найти отца

Друзей, жил в кругу вещей.

(стр. 177)


4.А чужой – всегда чужой Никому не нужный А что если он не

(чужой повторяется несколько хочет быть чужим?

Раз) стр.175-177 желание быть востребо-

ванным

Вывод: реальный мир злобный и жестокий к мальчику. Он одинок, поэтому у него страстное желание стать своим. Сказочный мир светлый. Там любовь отца, обретение настоящей семьи, там он свой.


- У вас было задание составить цветограмму (РКМ) состояния души мальчика.


- Почему мальчик, придумав сказку, не придумал конца?

(свободное высказываение)

5. Есть еще одна сказка в повести; миф о Рогатой матери-оленихе. Кратко передайте содержание.

(пересказ)

- Нужен ли этот миф?


6. Дискуссионная карта

Да

Нет

Вера мальчика

Лишнее

Учит:

- оберегать память предков;

- жить по совести;

- выполнять заветы старших;

- беречь природу;

- показывает предательство Момуна

Не интересное и др.

(попутно проводится лексическая работа над словами совесть и нравcтвенность – домашнее задание)


Вывод: Миф необходим. Он учит многим нравственным качествам.


- Какое впечатление произвело на мальчика пьяное лицо деда? К какому выводу он пришел?


Прочитать стр. 222


Вывод: Единственный человек (Момун), которому верил мальчик, предал его. Этого мальчик вынести не смог.


- Был ли у мальчика выход? К какому решению он пришел? Прочитайте (Да. «Я сделаюсь рыбой. Ты слышишь, ата, я уплыву...»)


VI. Что можно сказать о пространстве мальчика? Найдите глаголы.


Побрел (дальше)  спустился (к реке)  ступил (в воду)....  уплыл (рыбой) по реке




Вывод: Мальчик наконец осуществил мечту реальности: уплыл за пароходом


- Ребята, как соотносится реальный, скзаочный и мифологический миры в повести?


Вывод: Они переплетаются, вкрапливаются друг в друга, а связующим звеном всех трех миров является мальчик.


Свободное письмо


VII. Рефлексия


VIII. Домашнее задание:

1. Природа в повести.

2. Письменный ответ на вопрос «Как бы вы изменили концовку повести?».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Чингиз Айтматов. "Белый пароход". Урок литературы в 7 классе.

Автор: Рачинская Надежда Петровна

Дата: 04.11.2016

Номер свидетельства: 355174

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Работа с гипертекстом  на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(47) "rabota-s-ghipiertiekstom-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "237530"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444325765"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства