Чингиз Айтматов родился в Таласской долине в ауле Шекер. 1937 г. Трагедия – репрессирован отец. После войны закончил зооветеринарный техникум, затем сельско-хозяйственный институт, стал работать зоотехником.
В 1952 году написал рассказ «Газетчик Дзюйо». В середине 50-х годов он автор многих рассказов. Мировую известность принесла писателю повесть «Джамиля». Затем он выпускает повести «Первый учитель», «Тополек мой в красной косынке», «Материнское поле», «Ранние журавли», «Белый пароход», роман «Плаха».
- Дома вы прочтиали статью в учебнике. Ответьте на вопросы:
1. Что является отличительной чертой творчества Ч. Айтматова?
2. Какое событие в жизни писателя послужило толчком к написанию повести?
3. Кто в IX веке записал легенду о племени бугу, почитающим оленя?
- Перескажите миф о муюз-байбиче. Ваше впечатление?
II. Прежде чем работать над текстом, вспомним виды художественного мира. (Сказочный, реальный, исторический, фантастический, комический трагический)
1. Что можно сказать о художественном мире повести «Белый пароход»? Каков он? (Сказочный и реальный)
- Сформулируем тему урока. (Запись на доске и в тетрадях).
- Какова цель урока?
III. Дома вы работали над вопросами и заданиями. Сравним свои схемы, опорные конспекты, записи.
Работа в группах (7 минут)
Тема, идея, смысл заглавия.
Каков Момун? Что значит Момун (тихий, скромный, кроткий, забитый)
Реальный мир мальчика, сказка мальчика.
Роль пространства в повести.
5. Вывод – схема.
IV. Отчеты групп.
Смысл заглавия
1. После сказки Белый пароход
Реальный Сказочный
Старик Мальчик Мальчик
Тема – это рассказ о мальчике-сироте, его взаимоотношениях со взрослыми.
Идея – в реальном мире мальчик одинок, ему трудно живется, поэтому он придумывает себе сказку. И, кроме того, его поддерживает миф о Рогатой матери-оленихе.
Смысл заглавия – уже в самом заглавии автор выводит читателя на два мира: «после сказки» - реальный мир и «белый пароход» - сказочный.
2. Давайте заполним таблицу этих миров образами- персонажами.
Р С М
Старик Момун Камни-животные Мать-олениха
Мальчик Растения
Оразкул Рыба-человек
Бекей
Белый пароход Белый пароход
- Каков Момун? Каков его реальный мир? Как ему живется?
3. Характеристика Момуна
4. Каков реальный мир мальчика?
Что в жизни? Отношения Желание мальчика
1. Бьет Оразкул Бикей Равнодушный, жестокий Сбросить его в воду Убийство морала
2. Никто не стал бы по нем Равнодушие Чтобы все вздыхали:
убиваться (по мальчику; он исчез, где теперь найдем
лишний) (стр. 175)
3. Одинокий, один, без Лишний Найти отца
Друзей, жил в кругу вещей.
(стр. 177)
4.А чужой – всегда чужой Никому не нужный А что если он не
(чужой повторяется несколько хочет быть чужим?
Раз) стр.175-177 желание быть востребо-
ванным
Вывод: реальный мир злобный и жестокий к мальчику. Он одинок, поэтому у него страстное желание стать своим. Сказочный мир светлый. Там любовь отца, обретение настоящей семьи, там он свой.
- У вас было задание составить цветограмму (РКМ) состояния души мальчика.
- Почему мальчик, придумав сказку, не придумал конца?
(свободное высказываение)
5. Есть еще одна сказка в повести; миф о Рогатой матери-оленихе. Кратко передайте содержание.
(пересказ)
- Нужен ли этот миф?
6. Дискуссионная карта
Да
Нет
Вера мальчика
Лишнее
Учит:
- оберегать память предков;
- жить по совести;
- выполнять заветы старших;
- беречь природу;
- показывает предательство Момуна
Не интересное и др.
(попутно проводится лексическая работа над словами совесть и нравcтвенность – домашнее задание)
Вывод: Миф необходим. Он учит многим нравственным качествам.
- Какое впечатление произвело на мальчика пьяное лицо деда? К какому выводу он пришел?
Прочитать стр. 222
Вывод: Единственный человек (Момун), которому верил мальчик, предал его. Этого мальчик вынести не смог.
- Был ли у мальчика выход? К какому решению он пришел? Прочитайте (Да. «Я сделаюсь рыбой. Ты слышишь, ата, я уплыву...»)
VI. Что можно сказать о пространстве мальчика? Найдите глаголы.
Побрел (дальше) спустился (к реке) ступил (в воду).... уплыл (рыбой) по реке
Вывод: Мальчик наконец осуществил мечту реальности: уплыл за пароходом
- Ребята, как соотносится реальный, скзаочный и мифологический миры в повести?
Вывод: Они переплетаются, вкрапливаются друг в друга, а связующим звеном всех трех миров является мальчик.
Свободное письмо
VII. Рефлексия
VIII. Домашнее задание:
1. Природа в повести.
2. Письменный ответ на вопрос «Как бы вы изменили концовку повести?».