kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Чацкий и Молчалин. Две жизненные позиции.

Нажмите, чтобы узнать подробности

обобщение и систематизация обучающихся о героях комедии, развёрнутая характеристика образов в историческом и культурном контекстах, моказать многообразие интерпритация и оценок героев

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Чацкий и Молчалин. Две жизненные позиции.»


Урок-диспут по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Тема: Чацкий и Молчалин: Две жизненные позиции.


Цели урока:
 
Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о героях комедии, дать развёрнутую характеристику образов в историческом и культурном контексте, показать многообразие интерпретаций и оценок героев.
Воспитательные: использовать воспитательный потенциал, заключённый в классическом произведении. А именно: проблемы нравственности, жизненной позиции, ценные ориентиры и идеалы. 

Вступление:
На одном из уроков в 9 классе по комедии Грибоедова «Горе от ума» неожиданно встал мальчик и запальчиво заявил: 
-А я не согласен, что именно с Чацкого мы должны брать пример. Он жизни не знает, людей не понимает. И его поражение закономерно. Вот Молчалин знает жизнь и умеет в ней устраиваться. Чацкий говорит: Молчалины блаженствуют на свете». Да, блаженствуют. И ничего плохого я в этом не вижу.

Учитель:
-Что это-бравада, скепсис, цинизм? (обратить на значение слов -цинизм) Откуда это? Я знаю, что вы уже соотносите литературу с жизнью, уже учитываете и свой собственный путь, пусть небольшой, жизненный опыт: разговоры с родителями, сверстниками, размышлениями о прочитанных книгах. И я хочу, чтобы на сегодняшнем уроке вы смогли использовать воспитательный потенциал, заключённый в комедии, а именно поговорить о проблемах нравственности, о жизненной позиции, об идеалах. И попытались согласиться или опровергнуть высказывания вашего сверстника.

Вопросы к диспуту

Чацкий – победитель или побеждённый?

Что вы узнали о Чацком?
(Пламенный патриот, гуманист, истинный просветитель, защитник свободы и независимости, страстный обличитель Фамусовых и Молчалиных)

Почему же Чацкий, такой умный, образованный, с пылкой душой, с горячими чувствами, выразитель передовых идей. Терпит горе от ума?

( Образованность, горячие чувства, передовые идеи не всегда обеспечивают человеку желанную победу. Любя страстно, он вынужден вступить в общение с Фамусовым, а разговаривая с ним, не может не отстаивать свои позиции, не отталкиваясь от той морали, которую ему навязывают.)

Докажите это текстом. (Сцена Д.2,яв. 2 «И точно, начал свет глупеть»)
(чтение по ролям)
Что это – упражнение в красноречии или попытка просветить Фамусова?
(Это вынужденная и страстная защита тех начал жизни, которые ему дороги и от которых он не может оказаться. И это борьба. А борьба – трудное и суровое дело. Тут возможны и поражения, и разочарования, и ошибки. Важно извлекать уроки даже из временных неудач.)

Учитель
А тут ещё появляется Скалозуб. Чацкий, слыша, что его жалеют, не может удержаться от негодования. И звучит знаменитый монолог. «А судью кто..» (аудизапись)

-Сломили ли неудачи Чацкого? Возвращаемся к нашему вопросу: Чацкий – победитель или побеждённый?

(- Чацкий-победитель. Только его горе в том, что здесь, в доме Фамусова, он один. А таких тогда в России было много. Вот если бы они объединились, то тогда победили бы фамусовское общество.)
(-Таких людей, как Чацкий, было немного. Но мила не в количестве, а в качестве, в силе тех идей, которые отстаивает Чацкий)
(-Я не считаю его победителем. В моём сознании победитель тот, кто доводит дело до конца. Победить старое одними словами нельзя.)
(-А для меня самое главное в том, что после отъезда Ч. ещё долго содрогалось фамусовское общество только от одного его имени)
(- Тут всё дело в моральной победе. Ч. Одерживает нравственную победу: они его боятся, а он их нет.)

Учитель
Правильно, нравственная победа важнее всего. Способен ли Ч. сделать необходимые выводы после своего пребывания в доме Фамусова? Изменится ли?
(- Наверное, да. Последний монолог- слова, свидетельствующие о прозрении героя, о том, что он сам приходит к пониманию бездны, существующей между ним и этим обществом. «Так, отрезвился я сполна»

Согласны ли вы с Пушкиным, который в письме к Бестужеву писал: «.всё, что говорит Ч., очень умно, но кому он это говорит? Фамусову? Скалозубу? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека- с первого взгляда знать, с кем имеешь дело.»
(- нет, может, Пушкин в своём отзыве как раз и не принял в расчёт того, что образ Ч. дан в развитии, что он изменится, может делать правильные выводы из собственных неудач. Может быть, в этом и заключается первый признак умного человека.)

Итак, жизненные принципы Ч. устойчивы и постоянны, он никогда не поступится ими. Но и у Молчалина есть своя жизненная позиция, которая давно уже выработалась и которой он следует настойчиво и неизменно.

Почему «Молчалины блаженствуют на свете?»
Учитель

Каким вы представляете Чацкого и Молчалина при первом знакомстве? Если бы вам пришлось нарисовать их словесный портрет, какие сближающие и различающие их черты вы бы выделили?
(-Ч. красноречив, разница в одежде, но главное -их манера поведения. Ч. выходец из дворянской семьи, независим, раскован. М. –человек «безроден», из милости взятый в дом богатого барина, подобострастен, осторожен.)
(-Ч. ведёт себя у Фамусова свободно, на правах старого знакомого, участник детских игр Софьи. А Молчалин одинок, замкнут, принижен.)
(-Конечно, бедному, незнатному М. трудно жить в чужом доме. Но он преследует цель: стать богатым, для этого приспосабливается, не прочь жениться на Софье, достичь чинов, наград. Он хотел бы не разрушить старый мир, а утвердиться, преуспеть в нём. Ч. выступает против всего несправедливого, а М. приспосабливается в обществе.)

Учитель

У М. Горького есть произведение «Песня о Соколе». В связи с разговором о Молчалине можно привести слова Ужа: «Ну что же –небо?- пустое место. Как мне не ползать? Мне здесь прекрасно. Тепло и сыро! 
В ущелье лёжа, Уж долго думал о смерти птицы, о страсти к небу. Рождённый ползать – летать не может!»

-М. –своеобразный вариант этого типа незнатного молодого человека, который в 19 веке стремится во что бы то ни стало, правдами и неправдами, достичь высокого положения в обществе.
Как вы думаете, прав ли Ч., саркастически предсказав, что М. дойдёт до степеней известных?
(-Конечно, прав, но не только потому, что «нынче любят бессловесных», а и потому, что М. руководствуется в жизни такими подлыми принципами, о которых Ч. и не догадывается.)

Вернёмся к вопросу диспута, почему же Молчалины «блаженствуют» на свете?
(Потому что есть такие люди, которые любят, когда им поддакивают во всём, любят, угождают. Молчалины процветают там, где косность, корыстолюбие, культ низкопоклонство, круговая порука. Чем выше уровень развития общества, тем изощрённее вынуждены становится Молчалины, стремящие втереться в доверие, приспособиться, пристроиться к любой обстановке. Таких людей Чехов назвал хамелеонами.)

-Согласны ли вы с высказыванием мальчика в начале урока?
(Нет, потому что такие, как М. опасны, их сразу не разгадать. У него внешне всё «показушно», всё хорошо. Тихий, скромный, на флейте играет, песенки любит в тетрадочки переписывать. А выясняется, что это страшный человек.)

3. Моя жизненная позиция (Мнение ребят)
Вывод учителя
Нельзя думать, что Молчалины исчезнут сами по себе. Они будут жить до тех пор, пока общество решительно не изгонит их. Очень важен для нас этот отрицательный персонаж грибоедовской комедии. Он предостережение, урок. Зато как близок и дорог нам главный герой, на которого обрушился «милион терзаний». Как верно заметил Грибоедов, «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Ч. живут и не переводятся в обществе где длится борьба свежего с отжившим».


Д. з. Моя жизненная позиция. Кто из героев мне ближе и почему?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Чацкий и Молчалин. Две жизненные позиции.

Автор: Шефер Елена Вячеславовна

Дата: 07.11.2018

Номер свидетельства: 484022

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Литературная игра по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" "
    ["seo_title"] => string(61) "litieraturnaia-ighra-po-komiedii-a-s-griboiedova-gorie-ot-uma"
    ["file_id"] => string(6) "122511"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414259928"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства