Просмотр содержимого документа
«Ч. Айтматов "Белый пароход". Реальное и фантастическое в повести.»
География, 6 класс
Урок № 6
Дата: ________
Тема урока: Масштаб, измерение расстояний
Цель урока: изучить масштаб и измерение расстояний
Задачи:
Сформировать понятие «масштаб» и его виды;
Познакомиться со способами измерения расстояний.
Методы и методические приемы: словесные (объяснение), обобщение, работа с учебником.
Оборудование: Учебник «География» 6 класс.
Ход урока:
I. Организационный момент (2-3 мин.)
Приветствие учащихся. Выявление отсутствующих. Проверка готовности к уроку.
– Сегодня на уроке мы изучим новую тему «Масштаб, измерение расстояний».
II. Проверка домашнего задания (10 мин)
– Но перед этим проверим ваше домашнее задание (проверка маршрута от дома до школы)
– Теперь приступим к изучению нового материала.
III. Изучение нового материала (30 мин.)
Запись в тетрадь:
Тема нашего урока «Масштаб, измерение расстояний».
– Чтобы изобразить земную поверхность на плане местности, недостаточно знать только взаимное расположение предметов. Необходимо определять их размеры и расстояния между ними.
– Точное расстояние измеряют рулеткой, полевым циркулем и другими измерительными приборами. Расстояние также можно определить шагами. А иногда расстояние можно определить на глаз.
Работа учащихся с учебником:
– На с.24 в таблица 1 указаны объекты и приблизительно видимое расстояние.
– Для того чтобы нанести на бумагу любое измеренное расстояние на поверхности Земли, необходимо уменьшить его в несколько раз.
Запись в тетрадь:
Масштаб – это дробное число, показывающее, во сколько раз расстояние на карте уменьшено по сравнению с реальным расстоянием на местности.
– Например, масштаб 1:100 000 000 означает, что на карте все расстояния уменьшены в 100 млн. раз, т.е. 1 см на карте содержит 100 000 000 см, или 1000 км, реального расстояния на земной поверхности.
Запись в тетрадь:
Чем больше число, показывающее уменьшение расстояний, тем мельче масштаб.
– Масштаб на планах и картах обычно изображают в трех видах: численном, именованном и линейном.
– Численный – масштаб, записанный в виде дробных чисел. Чем больше число в знаменателе, тем меньше масштаб, и наоборот, чем меньше число в знаменателе, тем масштаб крупнее.
Запись в тетрадь и на доске:
Численный – 1:10 000 крупнее чем 1:50 000.
– Масштаб плана или карты можно записывать с пояснением. Такой масштаб называется именованным.
Запись в тетрадь и на доске:
Именованный масштаб – 1 см равен 100 м (1:10 000, 10 000 см переводим в м – 100 м)
– На карте или плане расстояния между двумя точками измеряют в сантиметрах. Число, взятое в масштабе, умножается на сантиметры расстояния. Такие расчеты затрудняют использование карты. Поэтому вместо того, чтобы измерять на плане или карте расстояния в сантиметрах, затем переводить в метры и километры, лучше использовать линейный масштаб.
Работа учащихся с учебником:
– На с.25 зарисуйте рисунок «Виды масштабов».
– Чтобы изобразить местность на карте, выбирают различные масштабы. Карту небольшой территории изображают в крупном масштабе. Такими картами пользуются в повседневной хозяйственной деятельности.