Ч.Айтматов повесть "Белый пароход". Реальное и фантастическое в повести.
Ч.Айтматов повесть "Белый пароход". Реальное и фантастическое в повести.
Класс: 7 казахский
Тема урока:Ч. Айтматов «Белый пароход». Реальное и фантастическое в повести.
Цели: сформировать умения пересказывать, анализировать текст, выделять в нём главное;
развивать речь, умения высказывать свои мнения, обогащать словарный запас, расширять кругозор новыми сведениями;
осуществлять нравственное, трудовое, эстетическое, экологическое воспитание (призвать к человечности, трудолюбию, привить любовь к окружающей среде, научить бережному отношению к природе).
Приём: слово учителя, репродуктивная беседа, использование наглядности, связь с жизнью, с казахской литературой
Оборудование: интерактивная доска, слайды (книга Ч.Айтматова и М.Шаханова «Плач охотника над пропастью», эпиграф, словарная работа, рисунки, фабула и проблематика по повести «Белый пароход»)
Ход урока:
І. Организационный момент:
Приветствие, проверка присутствия учащихся на уроке, психологическая подготовка класса к уроку.
ІІ. Слово учителя: Ребята! Сегодня у нас урок-анализ художественного текста, и мы будем анализировать замечательную повесть Ч. Айтматова «Белый пароход». Наша задача – раскрыть суть произведения, т.е. определить идею путём разностороннего анализа.
ІІІ. Опрос домашнего задания:
1. Вопросно-ответная беседа.
Кто такой Ч.Айтматов? (Использование материала из книги Ч.Айтматова и М. Шаханова «Плач охотника над пропастью»)
Моя родина – аил Шекер. С вершин Манасских гор, стекаясь капля к капле в бурлящий поток, несётся в наш аил белопенно-голубая река. Зовётся она Куркуреу.река, вскормившая всё в округе.
2. Использование эпиграфа.
Эпиграфом сегодняшнего урока являются слова самого Ч.Айтматова:
Позднее я понял: в славном обычае знания «семи предков» - «жеті ата» крылся глубинный смысл. Так сызмальства в наше сознание закладывали понятия о собственном происхождении, о связи поколений, учили различать свою ближнюю и дальнюю родню…
3. Высказывание своих мыслей, мнений:
Слово о заглавии. Почему повесть называется «Белый пароход»?
Какой смысл таится здесь?
Заглавие повести отражает его основную тему «Человек и природа», «Природа и цивилизация»…
«Белый пароход». Неслучайно слово «белый» используется в заглавии повести. Белый, т.е. чистый, светлый. А дальше просится понятие «чистая, светлая мечта». Под словом «пароход» понимается «что-то тёплое, лелеющее».
Вывод: Белый пароход – это мечта мальчика. Он хочет, чтобы белый пароход подплыл к нему поближе. Он решил и верит. Что там его отец, иссык-кульский матрос, которого он ни разу не видел.
Кто его разлучил с отцом? Где его мать? (Где его корни?)
Разве мальчик не должен жить с родителями?
И тут мы вспоминаем своих отцов и дедов (повторное чтение эпиграфа и осмысление).
4.Краткие пересказы содержания повести
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ч.Айтматов повесть "Белый пароход". Реальное и фантастическое в повести.»
Класс: 7 казахский
Тема урока:Ч. Айтматов «Белый пароход». Реальное и фантастическое в повести.
Цели: сформировать умения пересказывать, анализировать текст, выделять в нём главное;
развивать речь, умения высказывать свои мнения, обогащать словарный запас, расширять кругозор новыми сведениями;
осуществлять нравственное, трудовое, эстетическое, экологическое воспитание (призвать к человечности, трудолюбию, привить любовь к окружающей среде, научить бережному отношению к природе).
Приём: слово учителя, репродуктивная беседа, использование наглядности, связь с жизнью, с казахской литературой
Оборудование: интерактивная доска, слайды (книга Ч.Айтматова и М.Шаханова «Плач охотника над пропастью», эпиграф, словарная работа, рисунки, фабула и проблематика по повести «Белый пароход»)
Ход урока:
І. Организационный момент:
Приветствие, проверка присутствия учащихся на уроке, психологическая подготовка класса к уроку.
ІІ. Слово учителя: Ребята! Сегодня у нас урок-анализ художественного текста, и мы будем анализировать замечательную повесть Ч. Айтматова «Белый пароход». Наша задача – раскрыть суть произведения, т.е. определить идею путём разностороннего анализа.
ІІІ. Опрос домашнего задания:
1. Вопросно-ответная беседа.
Кто такой Ч.Айтматов? (Использование материала из книги Ч.Айтматова и М. Шаханова «Плач охотника над пропастью»)
Моя родина – аил Шекер... С вершин Манасских гор, стекаясь капля к капле в бурлящий поток, несётся в наш аил белопенно-голубая река. Зовётся она Куркуреу...река, вскормившая всё в округе...
2. Использование эпиграфа.
Эпиграфом сегодняшнего урока являются слова самого Ч.Айтматова:
Позднее я понял: в славном обычае знания «семи предков» - «жеті ата» крылся глубинный смысл. Так сызмальства в наше сознание закладывали понятия о собственном происхождении, о связи поколений, учили различать свою ближнюю и дальнюю родню…
3. Высказывание своих мыслей, мнений:
Слово о заглавии. Почему повесть называется «Белый пароход»?
Какой смысл таится здесь?
Заглавие повести отражает его основную тему «Человек и природа», «Природа и цивилизация»…
«Белый пароход». Неслучайно слово «белый» используется в заглавии повести. Белый, т.е. чистый, светлый. А дальше просится понятие «чистая, светлая мечта». Под словом «пароход» понимается «что-то тёплое, лелеющее».
Вывод: Белый пароход – это мечта мальчика. Он хочет, чтобы белый пароход подплыл к нему поближе. Он решил и верит. Что там его отец, иссык-кульский матрос, которого он ни разу не видел.
Кто его разлучил с отцом? Где его мать? (Где его корни?)
Разве мальчик не должен жить с родителями?
И тут мы вспоминаем своих отцов и дедов (повторное чтение эпиграфа и осмысление).
4.Краткие пересказы содержания повести
Фабула повести:
Мальчик (с дедом и бабушкой) в лесном кордоне.
Первая радость – портфель с автолавки. Разговор с Сейдахметом.
Расторопный Момун. Роль народной традиции в повести.
Отношения деда и внука. Взаимосвязь поколений.
Белый пароход – мечта мальчика.
Словарная работа:
Кордон-место малолюдное
Расторопный-елпек, елгезек
Отлынивать-уклоняться от какого-нибудь дела
ІҮ.Подробный анализ текста
Проблематика повести:
Экологическая проблема. Отношение людей к природе. Человек и природа. Природа и катастрофа.
Философская проблема. Смысл жизни человека, его предназначение, человек и мир, человек и цивилизация.
Нравственная проблема. Отношение к традициям народа, гуманные поступки, моральные блага человечества
Ү. Выводы и закрепление:
1.Поднимая экологическую проблему, мы убеждаемся:
Человек – часть природы. Он не должен идти против природы, он должен жить законами природы – в этом его сила. Он должен бережно относиться к природе-матери.
2. Решая философскую проблему, мы говорим:
Каждый человек должен поставить перед собой цель и идти вперёд.
3. Нравственно подумав, мы заявляем:
Люди по-разному видят и понимают мир и своё предназначение: у одних – любовь, интерес, мечта и цель в жизни, у других – бесцельное каждодневное времяпрепровождение. Это неправильно! Каждый должен чтить и почитать старших, заботится о детях, иметь в душе тепло и свет.
ҮІ. На дом: анализ повести, чтение других произведений писателя.
ҮІ. Комментирование и выставление оценок учащихся.