Анализ стихотворения Н.А. Некрасова "В полном разгаре страда деревенская..."
Анализ стихотворения Н.А. Некрасова "В полном разгаре страда деревенская..."
Урок продолжает систему изучения творчества Н.А. Некрасова. Оддной из главных тем является тема судьбы русской женщины, матери, крестьянки.
Цель - добиться формирования у учащихся осознанного представления об изображении женской судьбы.
Задачи:
1) организовать работу по выявлению художественной идеи стихотворения, гражданской позиции Н.А.Некрасова, проявившейся в сочувственном отношении поэта к судьбе русской женщины-крестьянки, труженицы, матери.
2) способствовать формированию навыков анализа поэтического произведения, а также навыков выразительного чтения
3) создать благоприятные условия для восприятия патриотических чувств через стихотворение Н.А. Некрасова, а также интереса к литературе, искусству, музыке
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения Н.А. Некрасова "В полном разгаре страда деревенская..."»
Тема: Анализ стихотворения Н.А. Некрасова. «В полном разгаре страда деревенская …»
Цель: добиться формирования у учащихся осознанного представления об изображении женской судьбы, доли в стихотворении «В полном разгаре страда деревенская» Некрасова.
Задачи:
1) организовать работу по выявлению художественной идеи стихотворения, гражданской позиции Н.А. Некрасова, проявившейся в сочувственном отношении поэта к судьбе русской женщины-крестьянки, женщины-труженицы, женщины-матери;
2) способствовать формированию навыков анализа поэтического произведения, а также навыков выразительного чтения;
3) создать благоприятные условия для воспитания патриотических чувств через стихотворение Некрасова, а также интереса к литературе, искусству, музыке.
Ход урока
І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Чтобы выполнить домашнее задание, вам необходимо было вспомнить, что характерно для произведений устного народного творчества.
- Какие же слова характерны для УНТ? (Слова с уменьшительными и ласкательными суффиксами, эпитеты, просторечные и разговорные слова и обороты, деепричастия с суф. -учи (-ючи), междометия).
- Докажите близость стихотворения «Орина, мать солдатская» к УНТ (кручинушка, чай, детинушку, сударь, гневить, окаянных, молвить, тягости, подосадовать, осуждаючи, умираючи, утешные, топориком, забориком, резвые, красное, скотинкою, полянушка, в младости, Иванушка.
-Какая судьба у Орины, главной героини стихотворения?
III. Изучение нового материала.
Давайте определим задачи сегодняшнего урока.
(Проследить, как изображается «долюшка женская» в стихотворении Некрасова)
3. Анализ стихотворения «В полном разгаре страда деревенская…».
1. Выразительное чтение стихотворения «В полном разгаре страда деревенская...» в профессиональном исполнении.
2. Выявление первоначальных впечатлений.
- Как вы думаете, кому посвятил своё стихотворение Некрасов? (русской женщине, крестьянке, матери).
- Какой вы представляете себе русскую женщину-крестьянку?
Стихотворение Некрасова «В полном разгаре страда деревенская...» рассказывает о трудной доле русской женщины, матери, крестьянки. Эта тема вообще характерна для творчества Некрасова, её возникновение объясняется биографически. Поэт вырос в семье, где отец был «домашним тираном», мучающим мать. С детства Некрасов видел страдания любимых женщин, матери и сестры. Брак сестры, кстати, тоже не принёс ей счастья.
К изображению образа русской женщины обращались не только писатели и поэты, но и художники.
4. Слово учителя.
1) Стихотворение датировано 1862г.
В 1861 г. в России была проведена реформа, отменившая крепостное право. Кризис крепостнической системы, крестьянские волнения, особенно усиливавшиеся во время войны, вынудили правительство пойти на отмену крепостного права.
-Изменилось ли что в судьбе русской крестьянки?
Стихотворение Н.А. Некрасова «В полном разгаре страда деревенская» рассказывает о трудной доле русской женщины. Тяжела крестьянская работа. Особенно много приходилось трудиться в горячую пору страды.
2)Выразительное чтение двух первых трехстиший.
В каких строчках звучит главная тема стихотворения? (Не сыскать труднее русской долюшки женской).
- Каков образ матери в этих строчках? (Образ многострадальной матери)
- Что хотел показать поэт? Какова идея стихотворения? (Русская женщина вынесет всё).
3) Выразительное чтение фрагмента стихотворения от слов «Зной нестерпимый: равнина безлесная» до слов «Жалит, щекочет, жужжит!».
- Найдите слова, созвучные по интонации словам всёвыносящего, многострадальная. Какое ощущение передано в этом фрагменте?
(Крестьянка выбивается из сил. Палит нещадно солнце, пот течёт градом, а отдохнуть нельзя - нужно выполнить работу в срок.
Напряжение, возникшее в первых трехстишиях, сохраняется в звучании слов «нещадно», «жалит», «щекочет», «жужжит». Звуки «щ» в сочетании с «ж» создают ощущение присутствия гнетущей силы, от которой нет спасения, как от надоедливых насекомых).
4) Выразительное чтение фрагмента от слов «Приподнимая косулю тяжёлую» до слов «Надо ребенка качать!».
- Как меняется лексика в этих трехстишиях? Каков образ крестьянки, воссозданный в этих строчках? Как проявляется авторская позиция в них?
(Просторечные слова «баба», «косуля», слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами «ноженька», «полосынька», «косыньки» делают образ крестьянки конкретным и говорят о сочувственном отношении автора).
5) Выразительное чтение заключительной части стихотворения от слов «Что же ты стала над ним в отупении?» до слов «С кислым кваском полам?..».
- Какова интонация этой части? Как проявляется авторская позиция?
(Поэт горько иронизирует над долготерпением русского народа. Вновь появляется слово «мать», говорящее о максимальном обобщении.
А в последних двух четверостишиях героиня вновь становится обыкновенной крестьянкой, пьющей кислый квас из жбана пополам солёными слезами. Черты ее лица становятся отчетливыми и представляют собирательный образ русской крестьянки, измученной тяжелой работой и нуждой).
- С какими произведениями сближают стихотворение Н.А. Некрасова повторы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, просторечные слова?
Повторы («Доля ты! — русская долюшка женская!», «Пой ему песню о вечном терпении, / Пой, терпеливая мать!..»), уменьшительно-ласкательные суффиксы и просторечные слова и формы («долюшка», «косуля», «ноженька», «полосынька», «растрепалися», «косыньки») роднят стихотворение Некрасова с произведениями устного народного творчества.
IV. Итог урока.
Как проявляются чувства поэта-гражданина в финальных строчках стихотворения? О чем говорит горько-ироничная и одновременно сочувственная интонация стихотворения?
Стихотворение «В полном разгаре...» написано в 1862 г., после отмены крепостного права. Однако ничего не изменилось в судьбе русской крестьянки. Горько-ироничная интонация стихотворения Н.А. Некрасова говорит нам о том, что крестьянка не скоро будет счастлива. Так написать о русской женщине мог только человек, который не может оставаться равнодушным при виде страданий и бедствий народных.