Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения А. Твардовского "Рассказ танкиста"»
Анализ стихотворения Александра Твардовского «Рассказ танкиста»
Цели урока:
Образовательная:
- познакомить учащихся со стихотворением А.Твардовского «Рассказ танкиста»
- формировать умение анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий;
-формировать общеучебные умения и навыки: работа с текстом, таблицей, работа в группах;
- учить создавать собственные устные и письменные высказывания.
Развивающая:
-развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение, читательсккю культуру и понимание авторской позиции;
-развивать устную и письменную речь учащихся;
Воспитательная:
- воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Ход урока:
Слово учителя о поэте
Александр Твардовский с детства писал стихи, однако его жизнь в большей степени была связана не с поэзией, а с журналистикой. На фронт Твардовский ушел военным корреспондентом газеты «На страже Родины» в 1939 году, когда шли тяжелые бои за Финляндию, а вернулся к мирной жизни лишь весной 1946 года. За 7 лет фронтовой жизни автор успел исколесить не только всю Россию, но и Европу, опубликовал сотни очерков и военных сводок. В то же время Твардовский не забывал и о стихах, которые сегодня воспринимаются как иллюстрации к тем далеким и страшным событиям.
Примечательно, что, оставаясь верным журналистским принципам, Твардовский и в стихах старался передавать все увиденное либо услышанное с поразительной точностью. Это относится и к стихотворению «Рассказ танкиста», созданному в 1942 году. Оно было написано со слов очевидца – одного из участников танкового болевого сражения. Однако создается впечатление, что Твардовский лично видел все то, что происходила на пыльной улочке небольшого провинциального городка, который советские войска пытались отбить у фашистов.
Прослушивание стихотворения (фонохрестоматия). Словарная работа
- Всё нынче, как спросонку - спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне.
- Бедовый, из тех, что главарями у детей - озорной, всё время придумывает новые игры, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях.
- А он гвоздит - не выглянуть из башен - он, немец (то есть немецкая пушка) беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.
- ... за каким домишкой он примостился - где находится укрытие, из которого бьёт немецкая пушка.
3.Выявление эмоционального восприятия текста, постановка учебной задачи (проблемы)
– Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение?
- Кто из героев привлек вас?
- Как думаете, зачем автор в начале произведения описывает прифронтовых мальчишек городов и деревень? (Твардовский хотел рассказать, что во время войны каждый ребенок хотел принести пользу.)
-Думал ли мальчик, что совершает подвиг?
-Какое чувство им двигало? (ненависть к фашистам, любовь к Родине)
-Как вы думаете, что помогло Твардовскому создать такое правдивое стихотворение?
4.Работа по группам над стихотворением.
Задания группам: (текст распечатан для работы с карандашом)
1 группа.
-Подчеркнуть слова и выражения, которыми Твардовский описывает мальчика (внешний вид, черты характера, поступки).
Прочитайте о самых опасных для жизни мальчика моментах боя.
Что вы можете рассказать о характере мальчика?( Бесстрашный, смелый, отважный.)
2 группа
-Какие слова и выражения помогают автору показать, что он хоть бесстрашный, но всё-таки ребенок, ещё маленький ? (Выразительно прочитать)
3 группа.
-Подчеркнуть слова и выражения, которыми Твардовский описывает картины боя?
- Докажите, что бой был страшный.(Выразительно прочитать)
Анализ работы групп. Ответы и выводы учащихся.
- Стихотворение начинается и заканчивается одинаково (кольцевая композиция). Как вы думаете, почему? (Такое построение подчеркивает трудность военного пути, еще не скорую, но обязательную победу.)
5. Подведение итогов урока
-Как вы считаете, какие свои мысли и чувства хотел донести до читателя автор стихотворения? (Во время Великой Отечественной войны вся наша страна, даже дети, встали на защиту Родины. Думали ли они о том, что совершают подвиг? Нет, просто хотели помочь своей стране, нашей армии.
- Мальчик из стихотворения А.Т.Твардовского – неизвестный, безымянный герой.
- О ком же стихи Твардовского?
- О смелом, неизвестном мальчике, который ненавидел фашистов, горячо любил свою Родину).