kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ стихотворения А. Твардовского "Рассказ танкиста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к более подробному анализу лирического произведенния

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения А. Твардовского "Рассказ танкиста"»

Анализ стихотворения Александра Твардовского «Рассказ танкиста»

Цели урока:

Образовательная:

- познакомить учащихся со стихотворением А.Твардовского «Рассказ танкиста»

- формировать умение анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий;

-формировать общеучебные умения и навыки: работа с текстом, таблицей, работа в группах;

- учить создавать собственные устные и письменные высказывания.

Развивающая:

-развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение, читательсккю культуру и понимание авторской позиции;

-развивать устную и письменную речь учащихся;

Воспитательная:

- воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.



Ход урока:

  1. Слово учителя о поэте

Александр Твардовский с детства писал стихи, однако его жизнь в большей степени была связана не с поэзией, а с журналистикой. На фронт Твардовский ушел военным корреспондентом газеты «На страже Родины» в 1939 году, когда шли тяжелые бои за Финляндию, а вернулся к мирной жизни лишь весной 1946 года. За 7 лет фронтовой жизни автор успел исколесить не только всю Россию, но и Европу, опубликовал сотни очерков и военных сводок. В то же время Твардовский не забывал и о стихах, которые сегодня воспринимаются как иллюстрации к тем далеким и страшным событиям.



Примечательно, что, оставаясь верным журналистским принципам, Твардовский и в стихах старался передавать все увиденное либо услышанное с поразительной точностью. Это относится и к стихотворению «Рассказ танкиста», созданному в 1942 году. Оно было написано со слов очевидца – одного из участников танкового болевого сражения. Однако создается впечатление, что Твардовский лично видел все то, что происходила на пыльной улочке небольшого провинциального городка, который советские войска пытались отбить у фашистов.



  1. Прослушивание стихотворения (фонохрестоматия). Словарная работа



- Всё нынче, как спросонку - спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне.

- Бедовый, из тех, что главарями у детей - озорной, всё время придумывает новые игры, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях.

- А он гвоздит - не выглянуть из башен - он, немец (то есть немецкая пушка) беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.

- ... за каким домишкой он примостился - где находится укрытие, из которого бьёт немецкая пушка.

3. Выявление эмоционального восприятия текста, постановка учебной задачи (проблемы)

– Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение?

- Кто из героев привлек вас?

- Как думаете, зачем автор в начале произведения описывает прифронтовых мальчишек городов и деревень? (Твардовский хотел рассказать, что во время войны каждый ребенок хотел принести пользу.)

-Думал ли мальчик, что совершает подвиг?

-Какое чувство им двигало? (ненависть к фашистам, любовь к Родине)

-Как вы думаете, что помогло Твардовскому создать такое правдивое стихотворение?

4. Работа по группам над стихотворением.

Задания группам: (текст распечатан для работы с карандашом)

1 группа.

-Подчеркнуть слова и выражения, которыми Твардовский описывает мальчика (внешний вид, черты характера, поступки).

Прочитайте о самых опасных для жизни мальчика моментах боя.

Что вы можете рассказать о характере мальчика?( Бесстрашный, смелый, отважный.)

2 группа

-Какие слова и выражения помогают автору показать, что он хоть бесстрашный, но всё-таки ребенок, ещё маленький ? (Выразительно прочитать)

3 группа.

-Подчеркнуть слова и выражения, которыми Твардовский описывает картины боя?

- Докажите, что бой был страшный.(Выразительно прочитать)

Анализ работы групп. Ответы и выводы учащихся.

- Стихотворение начинается и заканчивается одинаково (кольцевая композиция). Как вы думаете, почему? (Такое построение подчеркивает трудность военного пути, еще не скорую, но обязательную победу.)

5. Подведение итогов урока

-Как вы считаете, какие свои мысли и чувства хотел донести до читателя автор стихотворения? (Во время Великой Отечественной войны вся наша страна, даже дети, встали на защиту Родины. Думали ли они о том, что совершают подвиг? Нет, просто хотели помочь своей стране, нашей армии.

- Мальчик из стихотворения А.Т.Твардовского – неизвестный, безымянный герой.

- О ком же стихи Твардовского?

- О смелом, неизвестном мальчике, который ненавидел фашистов, горячо любил свою Родину).

6.Домашнее задание

Выучить наизусть четыре строфы




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Анализ стихотворения А. Твардовского "Рассказ танкиста"

Автор: Лямкина Алена Вадимовна

Дата: 27.03.2018

Номер свидетельства: 463745

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Поэты о Великой Отечественной  войне (1941-1945 г.г.). А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»."
    ["seo_title"] => string(90) "poety-o-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie-1941-1945-gh-gh-a-t-tvardovskii-rasskaz-tankista"
    ["file_id"] => string(6) "306398"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458124006"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства