Ежегодно мы отмечаем праздник День Победы. События с 1941 года до последних ударов Советской Армии представляют собой эпопею невиданного героизма. И сколько бы лет не прошло, люди земли снова и снова будут возвращаться памятью к этой Победе. Хранителями памяти поколений выступают литература и искусство. Они возвращают нас к истокам славной Победы. Священный долг нашей памяти, великий завет Победы - передать грядущим поколениями всю правду о войне и ее героях. Правда, война в произведениях фронтовиков. Более тысячи писателей ушли на фронт, и свыше четырехсот не вернулись домой. Писателем - фронтовиком был и Бауржан Момышулы- Герой Советскою Союза, командир дивизии под командованием Героя Советского Союза Ивана Васильевича Панфилова. О подвигах Б.Момышулы написано немало книг. Самое известное произведение это повесть Александра Бека «Волоколамское шоссе» о героизме советских воинов у деревни. Матронино. Главным действующим лицом этой повести был офицер- панфиловец, герой обороны Москвы Бауржан Момышулы. Александр Бек - создал эту книгу по его рассказам и воспоминаниям. Эта книга переведена на немецкий, чешский, еврейский, английский, французский и другие языки мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Александр Бек "Волоколамское шоссе" »
Русская литература. 8 класс
Тема: Александр Бек «Волоколамское шоссе»
Цель: 1. На основе жизни и творчества казахского писателя, фронтовика Героя Советского Союза Б.Момышулы, показать стойкость , духовную силу советского солдата. Кратко познакомить с жизнью писателя А. Бека и его повестью «Волоколамское шоссе»
2. Развивать знания, умения, навыки учашихся, активизировать их мыслительную и творческую деятельность.
3. Воспитывать у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, интереса к произведениям о Великой Отечественной войне.
Оборудование: портрет Б.Момышулы, портреты героев Великой Отечественной войны, слайды, выставка его произведений и произведений о нём, карта ,словарь Ожегова
Ход урока
1.Организационная часть.
2. Вступительное слово учителя:
Ежегодно мы отмечаем праздник День Победы. События с 1941 года до последних ударов Советской Армии представляют собой эпопею невиданного героизма. И сколько бы лет не прошло, люди земли снова и снова будут возвращаться памятью к этой Победе. Хранителями памяти поколений выступают литература и искусство. Они возвращают нас к истокам славной Победы. Священный долг нашей памяти, великий завет Победы - передать грядущим поколениями всю правду о войне и ее героях. Правда, война в произведениях фронтовиков. Более тысячи писателей ушли на фронт, и свыше четырехсот не вернулись домой. Писателем - фронтовиком был и Бауржан Момышулы- Герой Советскою Союза, командир дивизии под командованием Героя Советского Союза Ивана Васильевича Панфилова. О подвигах Б.Момышулы написано немало книг. Самое известное произведение это повесть Александра Бека «Волоколамское шоссе» о героизме советских воинов у деревни. Матронино. Главным действующим лицом этой повести был офицер- панфиловец, герой обороны Москвы Бауржан Момышулы. Александр Бек - создал эту книгу по его рассказам и воспоминаниям. Эта книга переведена на немецкий, чешский, еврейский, английский, французский и другие языки мира.
3. Ознакомление с краткой творческой биографией А. Бека. (1903 – 1972г.)
4. Письмо казахского народа фронтовикам-казахам (газета «Правда» 1943г., 6 февраля
Чтение по учебнику (стр. 200)
5. Ученик (подготовленный): «316 стрелковой дивизии выпало счастье защищать Москву от немецко-фашистских захватчиков». Личный состав этой дивизии проявлял бесстрашие, мужество и героизм, удивлял весь мир невиданными подвигами. Дивизия сдерживала натиск четырех гитлеровских дивизии - двух отборных эсэсовских и двух танковых. У разъезда Дубосеково – гитлеровское командование наметило линию прорыва. К Волоколамскому шоссе уверенно мчались немецкие танки. Стиснув зубы, бойцы с горящими глазами следили за приближением рассвирепевшего врага. Предстоял неравный бой. Политрук Ф.Г.Клочков отлично знал, что его и его товарищей ждет смерть. Но Родина дороже жизни. 20 бронированных машин двигались к рубежу, обороняемому 28 гвардейцами. Более четырех часов длился бой. 15 танков врага были охвачены огнем, остальные повернули обратно. Но, в это же время сквозь дым снова появились политрук Клочков воскликнул: «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва». В этом неравном сражении с 50 вражескими танками победителями вышли панфиловцы, они сорвали расчеты Гитлера на «молниеносную войну», отстояли Москву и начали успешное наступление на Запад» .
6. Выразительное чтение фрагментов из романа «Волоколамское шоссе» (стр. 201-204)
7. Словарная работа
Тяп да ляп (прост.) – быстрая и небрежная работа- қалай болса солай
Рельефный оттиск- выпуклый отпечаток
8. ОПРОС.
-Как познакомился А. Бек с Бауржаном Момыш-улы?
- Найдите в тексте портрет главного героя. Какие черты внешности писатель подчеркивает в его портрете?
-Что узнал автор от друзей о Момыш-улы?
-Почему наш герой хорошо владел русским языком?
-Какой наказ дал Баурджан Момыш-улы писателю?
-Как в беседе с А. Беком проявился его патриотизм?
-Кто такие панфиловцы? Где они воевали? (Работа с картой, используя текст )
9. слайд «Крылатые слова Б.Момышулы»
10. Вывод.
- Что такое война? ( По С. Ожегову «вооруженная борьба между государствами»)
Слайд «Бауржан какой он?»
Бауржан Момышулы:
- Патриот,
- Писатель,
- Отличный командир,
- Мужественный артиллерист,
- Панфиловец,
- Талантливый полководец,
- Герой.
Учитель: Вот каким был Б.Момышулы. Он человек -легенда, он личность неординарная, многогранная и, наконец, он истинный патриот своего народа.
- В наше время еще продолжают гремить автоматы, пушки, снаряды. Как вы думаете, для того, чтобы не было войны, что надо делать?