раскрывать его мысли, чувства в момент написания стихотворения;
воспитывать интерес к лирике А.С. Пушкина, любовь к родной природе, внимание к поэтическому слову.
Ход урока
I.Организационный момент.
- Доброе утро, ребята! Я рада вас приветствовать на сегодняшнем уроке и надеюсь, что пройдёт он плодотворно и в атмосфере доброжелательности.
- Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь, пожелайте успеха.
Мы преодолеем трудности, если будем вместе. Вы готовы к работе? Я тоже.
Молодцы! Садитесь.
II . Подготовительная работа.
–Ребята! Вы любите путешествовать?
–Как много нового и интересного можно увидеть во время дальней поездки. Если же вы отправляетесь в путь зимой, и дорога ваша лежит через лес, то появляется прекрасная возможность попасть в чудесную сказку.
–Представьте себе, что вы зимой отправляетесь в дальнее путешествие. Какие картины природы вы увидите?
Поможет представить вам эту зимнюю поездку музыка в исполнении Большого симфонического оркестра, дирижером которого является Георгий Свиридов. Называется она «Метель. Зимняя дорога» (звучит отрывок фонограммы)
–Какие картины вы рисовали в своем воображении, слушая эту музыку?
–Опишите своё настроение во время этого небольшого путешествия. Что вы чувствовали?
Давайте сравним ваши фантазии с картинами русских художников. Посмотрите на слайды. Вы видите картины:
Алексея Саврасова «Зимняя дорога» «Зима», «Зимний пейзаж»
- Подтвердились ли ваши предположения?
- Каким настроением проникнуты эти картины?
- Какие краски использовали художники?
- Ребята, а теперь посмотрите на слайд, что объединяет эти картинки? Что скрывается за ними?
- Запишите ассоциации, которые возникают у вас со словом "дорога". (Путешествие, поездка, путь, тропинка)
- Подберите определения к слову «путь». (Долгий, жизненный, тяжелый, трудный.)
Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога»
Определяем цели вместе
Пушкину приходилось много путешествовать. Вспомните о жизни поэта. Почему ему пришлось долгое время проводить в с. Михайловском? (был отправлен в ссылку).Сообщение ученика:
Знакомство со стихотворением. Первичное восприятие.
Давайте познакомимся со стихотворением (прослушивается фонограмма).
–Понравилось вам стихотворение?
–Какое настроение преобладает в стихотворении?
- Как вы догадались, что настроение грустное? Назовите слова, которые навевают скуку, тоску, грусть.
- Попытайтесь подробно описать, что бы вы увидели, если находились бы в то время в лесу? Это домашнее задание дать каждому
Высоко в тёмном небе жёлтая мутная луна, впереди раскинулась бескрайняя степь, занесённая снегом, сквозь сугробы ведёт дорога, по краям которой стоят полосатые верстовые столбы. По дороге бежит тройка, далеко раздаётся звон колокольчика под дугой. Слышна однообразная, заунывная песня ямщика. Тройка приближается, всё громче звенит колокольчик, всё ближе песня ямщика. Ямщик, сидящий на облучке, одет в тяжёлый тулуп, воротник тулупа поднят, на голове меховая шапка. Обут он в валенки. В кибитке сидит путешественник. Он зябко кутается в тёплую шубу, ноги его укрывает медвежья шуба. Случайно удается увидеть лицо седока. Он погружён в невесёлые думы. На лице его печаль. Кибитка движется дальше, удаляется, тише звон колокольчика, глуше песня ямщика.
2. Словарная работа . (найти в «Толковом словаре Ожегова» значения слов:
Ребята, все ли слова понятны в этом стихотворении? Давайте попытаемся выяснить значение этих слов? (учащимся раздаются карточки и словари).
Черная хата — крестьянский бедный дом, изба.
Одне — устаревшая форма слова одни.
Лик — лицо.
Борзая (тройка) — быстрая, резвая упряжка из трех лошадей.
Верста – старинная мера длины.
Ямщик — возница, кучер.
Докучный — наводящий скуку, надоедливый
- Как называют такие слова? (архаизмы)
- Что такое архаизмы? (устаревшие и вышедшие из употребления слова).
Все эти картины создают в стихотворении образ дороги. А кто еще может создавать образы?
- Что помогает художнику создавать образы? (Краски) А музыканту? (Ноты)
- Мы с вами, вслушиваясь в музыку пушкинских строк, станем художниками, мысленно, в своем воображении перенесем образ зимней дороги на бумагу.
- Что представляете, когда читаете первые две строчки? (Зимой рано темнеет, и путник движется в темноте при свете луны.)
- Какой глагол использовал Пушкин? (Пробирается)
- Как вы понимаете это слово? (Крадется, движется, преодолевая препятствия, трудности)
- О ком можно так сказать? (О живом существе)
- Как называется такой прием, когда образ живого человека, его качества переносятся на неживой предмет? (Олицетворение)
- Как вы думаете, что хотел поэт подчеркнуть этими строчками? ( Луна сравнивается с путником, у которого нет свободы выбора).
- Почему А. С. Пушкин 2 раза употребляет слова "печальные", "печально"? (Усилить грусть, тоску.)
- А могут ли быть поляны печальными? (Нет, только человек). Это эпитет
- Зачем он нужен лошади? (На дугу лошадям подвешивали бубенчики или колокольчики. Считалось, что в дальней дороге, полной опасностей, колокольчик отгоняет злые силы)
• Колокольчик однозвучный – к конной дуге привязывали колокольчик, который служил сигналом. Тройка лошадей мчится очень быстро, есть вероятность столкновения с людьми. А колокольчик позволял предупредить окружающих о том, что кто-то мчится в тройке.Возьмите колокольчики, позвоните. Какие звуки вы слышите? Как бы звучал этот колокольчик на зимней пустынной дороге? Передайте с помощью колокольчика медленный бег лошадей, а теперь быстрый. Молодцы.
- Какое настроение вызывает звон колокольчика у Пушкина? (Грусти)
- Какие строки говорят об этом? («Утомительно гремит»). Подберите синонимы к слову «утомительно». (Надоедливо, монотонно)
- Как вы думаете, почему такое противоречие: у веселой борзой тройки утомительный колокольчик? (Тревога на сердце путника, даже веселый колокольчик его не радует).
- Прочитайте третье четверостишие.
- Почему автор употребил словосочетания «в долгих песнях ямщика»? Что можете сказать об этом ямщике? (Чтобы скоротать время, ямщик поёт)
- Кто такой ямщик? (Возница на лошадях)
- Как меняется настроение ямщика? Почему? («разгулье удалое» - «тоска сердечная». Он видит скупую картину природы. Эти песни близки к сердцу, но даже они не могут развеселить его)
–Как вы понимаете значение слова «долгая»? ( Долгая песня ямщика – значит длинная, долгозвучная.)
–Правильно. А какое действие она оказывает на того, кто сидит рядом? (Седоку грустно, тоскливо).
–Однако в песнях ямщика герой слышит что-то родное. Подберите синонимы к слову «родное».
–А что для героя родное?
–Да, безусловно, в песне ямщика показано основное состояние русской души: «разгулье удалое», «сердечная тоска».
!!! Мы с вами подошли, пожалуй, к самому важному в понимании стихотворения Пушкина – к изображению внутреннего состояния, переживаний человека.
- Что чувствует путник на такой дороге? (Одиночество, страх, тревогу, потерянность, беззащитность, беспомощность, тоску).
- Что такое "Верста"? ("Верста" - 1) старинная единица измерения длины. Путевая верста -1,06 км. 2) полосатые столбики, которые устанавливали вдоль дороги через определенное расстояние.
- Какого цвета столбики?
- Перед вами слова, обозначающие предметы черно-белого цвета. Выберите слово, созвучное стихотворению. (Зебра, жезл регулировщика, жизнь). Учащиеся обосновывают свой выбор. (слайд)
Верстовые столбы напоминают своей окраской жизнь человека, в которой тоже есть черные и белые полосы. В стихотворении тоже соседствуют грусть и радость, тоска и надежда.
- О чем можно мечтать в такую холодную зимнюю ночь? (Мечтается о теплом, уютном доме, о встрече с дорогим сердцу человеком). Докажите строчками из стихотворения.
Стихотворение написано в 1826 г. Обращение к Нине, по-видимому, навеяно мыслями о браке с Софьей Фёдоровной Пушкиной, дальней родственницей поэта, которой он по возвращении из ссылки предложил стать его женой. На встречу с ней он спешит из Михайловского в Москву. Однако поэта постигла неудача. Сватовство было отклонено.
- А о чем мечтает герой? (возвратиться домой, к милой, забыться у камина)
- Как вы понимаете строки:
«Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит»
(всё в нашей жизни преходящее, время остановить нельзя)
- Что переживает лирический герой в последней строфе? (временное утешение ему облегчения не принесло)
- Что осознает лирический герой в завершении стихотворения? Почему смолк ямщик? (состояние смиренности, нет ясности цели и смысле своей жизни и будущее его неизвестно, это выражено в последней строке: «Отуманен лунный лик») Определите средство изобразительности речи в последней строке «Отуманен лунный лик», это метафора, то есть скрытое сравнение.
Я вижу, вы немного устали. Давайте отдохнем и проведем физминутку
( https://www.youtube.com/watch?v=mrYpgjkhuN4 ).
Закрепление. Итак, ребята, мы проанализировали полностью стихотворение.
- Каков идейный замысел стихотворения? К чему призывает нас автор? (Понимать душу человека, видеть боль, сострадать ему)
– Давайте ещё раз вернёмся к названию стихотворения.
- О чем мы прочитали в нем?
- Какие картины описал автор?
- Какие художественные средства помогли нам анализировать произведение А. С. Пушкина? (Мы сегодня работали с эпитетами, олицетворением, метафорами.)
- Для чего поэт использовал эти средства? Мы выяснили, что художник использует краски, чтобы передать чувства, композитор-звуки, а поэт-слова.
-Какой вывод мы с вами может сделать? Эпитет, метафора и олицетворение – это средства создания художественных образов в лирике А. С. Пушкина и вообще в поэзии.
- Ребята, так почему же стихотворение названо «Зимняя дорога», ведь мы выяснили, что большая его часть посвящена изображению вовсе не картин природы, а раздумьям человека, его внутреннему состоянию? (В стихотворении изображена зимняя дорога, занесённая снегом. Стихотворение названо так потому, что именно долгая зимняя дорога наводит человека на грустные мысли, заставляет его размышлять о жизни.) В центре любого лирического произведения всегда стоит человек, даже если поэт рассказывает о природе.
Конечно, тема гораздо глубже, чем просто изображение зимней дороги. Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Наша жизнь делится на чёрные и белые полоски, как в стихотворении Пушкина. Пушкин учит нас, читателей, преодолевать невзгоды судьбы, смотреть на жизнь с оптимизмом: за чёрной полосой всегда будет белая, как на верстовом столбе.
Итог урока.
Сейчас вам предстоит выполнить небольшую творческую работу - коллаж. С помощью картинок (их вы выберете сами), вам необходимо воссоздать картину, описываемую в стихотворении Пушкина «Зимняя дорога». Работать вы будете в группах по … человек. Расположите картинки так, как вам нравится, можете что-то дорисовать на свое усмотрение. А пока вы будет выполнять эту работу, прослушайте композицию на стихи Пушкина.
Рефлексия. В завершении сегодняшнего урока мне хотелось бы узнать, что вы поняли, чему научились, что вам понравилось (слайд).