Конспект урока по литературе
в 5 классе
А. Погорельский "Черная курица, или Подземные жители". Нравственные уроки сказки
Целью урока является формирование нравственных качеств учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители".
Задачами урока является:
- закрепить знание по прошлой теме;
- вызвать учащихся интерес к личности А. Погорельского;
- повторить знания учащихся о сказке;
- развитие монологической речи.
- продолжить формирование умения определять главную мысль произведения, делать выводы, наблюдая за поступками героев литературной сказки;
Немаловажной является для этого периода развития школьников развивающие цели - развивать мыслительные операции (синтез, анализ, обобщение);
- развивать критическое мышление, формирующее собственную точку зрения.
В этом случае всё это способствует достижению главной цели (воспитательной).
Для проведения данного урока был выбран соответствующий тип – обобщение и систематизация знаний.
В течение урока использовано сочетание методов обучения
репродуктивный
объяснительно - иллюстративный
осмысление знаний на новом уровне
частично - поисковый
Оборудование: доска, учебник, эпиграф:
Не для того дан вам ум, чтобы вы
во зло его употребили... (А.Погорельский)
Предварительное задание: прочитать сказку (ст. 120-130), подготовить сообщение о жизни Антония Погорельского.
Ход урока
Орг. момент. Здравствуйте, ребята! Урок сегодня необычный, к нам пришли уважаемые гости, садитесь. На прошлых уроках мы рассматривали жизнь и творчество А.С.Пушкина, познакомились с его сказкой «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», проанализировали поэму «Руслан и Людмила», выучили отрывок из этой поэмы. Сегодня на уроке мы также отправимся в путешествие, в мир литературной сказки, только уже другого писателя. Прежде чем перейти к знакомству нового для нас писателя, предлагаю провести небольшую викторину, на лучшего знатока сказок А.С.Пушкина. Согласны? Итак, Тот, кто будет давать правильный ответ, получит фишку, у кого их будет больше всего, тот и станет победителем)
ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ-ВИКТОРИНЫ
1. Где жили старик со старухой? - У моря.
2. У кого спрашивала царица о том, кто на свете всех милее? – У зеркальца.
3. Какое животное в одной из сказок пело песенки и грызло орешки? – Белочка.
4. Какой самый первый предмет потребовала старуха у золотой рыбки? – Корыто.
5. Из чего был сделан гроб, в котором семь богатырей похоронили царевну? – Хрусталь.
6. Какую просьбу старика не выполнила золотая рыбка? – Чтобы старуха стала владычицей морскою.
7. К каким силам природы обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту? – Месяц, ветер, солнце.
8. Что умело делать волшебное зеркальце? – Говорить.
9. В каких насекомых превращался князь Гвидон? – В комара, шмеля, муху.
10. Чем было опасно румяное яблоко старушки? – Оно отравленное.
11. Закончи знаменитую фразу из сказки А.С.Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам…»? – Урок.
12. С помощью чего королевич Елисей оживил свою невесту? – Поцелуя.
13. Сколько лет жили вместе старик со старухой? – 30 лет и 3 года.
14. Кто родился в царской семье? – Девочка.
15. Что случилось с царицей? – Умерла.
16.Почему зеркальце оказалось брошенным под лавку? -
17.Что приказала злая мачеха сделать служанке с царевной? -
18.В кого превратилась злая мачеха, чтобы погубить царевну? – В старушку.
19. Как с каждой просьбой менялась погода на море? -
20. Чему обрадовался царь Салтан больше всего при посещении чудо — города? –
Подведем итоги. Посчитайте, сколько фишек у каждого. Итак, победителем нашей викторины стал________________. Но мне кажется, что вы все хорошо знаете сказки А.С.Пушкина. И все заслуживаете на такие медали. Поздравляю вас!
Слово учителя.
Ребята, вы уже много знаете о сказках. Это целый мир: необъятный, загадочный.
Сегодня мы будем говорить о необычной волшебной сказке: «Черная курица, или Подземные жители». Ее написал замечательный писатель Антоний Погорельский в 1829 году. Посчитайте, сколько лет тому назад? (188 лет назад)
3.Запись в тетради темы урока, эпиграфов.
Откройте тетради, запишите число и тему: Антолий Погорельский "Черная курица, или Подземные жители".
4.Работа с портретом писателя.
А теперь, Ребята, посмотрим на портрет писателя. Что вы можете сказать об этом человеке? Каким он был? (добрым, честным, целеустремленным)
-посмотрите на этот добрый, целеустремленный взгляд. Такой глубокий, пронзительный. Это был человек поистине добрый, честный, образованный. Только такой человек мог написать такую удивительную сказку, которая живет уже второе столетие.
Давайте послушаем учащихся, которые немного расскажут нам об этом писателе. Кто готов выступить? Просим!
Слово учителя: Спасибо.
Антоний Погорельский - это псевдоним (Псевдоним – это придуманное литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения), который взял Алексей Алексеевич Перовский, образованнейший человек 18 века. Он был дядей и воспитателем будущего поэта, драматурга, писателя Алексея Константиновича Толстого. За 2 года Алексей Алексеевич окончил Московский университет, был участником Отечественной войны 1812 года. Был знаком с Александром Сергеевичем Пушкиным.
Когда писатель приехал из Германии в Петербург, он поселился в своем имении Погорелицы, где и написал для племянника Алеши сказку «Черная курица».
Эта сказка написана очень давно. Ее любил перечитывать своим детям Лев Николаевич Толстой. Я думаю, что и вы с большим удовольствием начали читать эту сказку.
Помните: Сказка – ложь, да в ней намек! добрым молодцам урок.
Эти слова, сказанные Александром Сергеевичем Пушкиным, известны каждому. Как вы понимаете это высказывание? (Хотя сказка- это выдуманная история, в ней содержится какой-то нравоучительный смысл, какой-то урок для нас)
Вот и мы попробуем понять намек, который содержится в сказке Антония Погорельского.
Актуализация знаний.
Давайте вспомним, какие виды сказок нам известны? (Бытовые, о животных и волшебные).
Как доказать, что прочитанный текст называется сказкой? Что ней должно быть? (зачин «жил-был», основная часть и поучительная концовка, также волшебное число «3» – три сна, волшебный предмет – конопляное зёрнышко, чудесные превращения, курица разговаривает с Алёшей.
Как вы думаете, можно ли по названия понять, к какому виду относится наша сказка? (Да, к волшебной).
3. А чем эта волшебная повесть не похожа на волшебную сказку? (У нашей сказки есть автор, а у народной его нет)
4. Ещё есть отличия? (Отражены реалии того времени: точная география: месторасположение, имя, возраст мальчика, Алеше было 10 лет)
5. В какое время происходят события? ( в 19 веке)
С тех прошло много лет. Русский язык изменился с тех пор?( конечно, многие слова устарели и стали нам непонятны). Чтобы понять прочитанное, ведь сказка написана около двухсот лет назад). В какой словарик мы должны были заглянуть? ( в толковый)
7. Аналитическая беседа.
Сейчас, ребята, мы перенесемся на 200 лет назад в Старинный Петербург.
Открываем начало сказки. Читаем, сохраняя сказочный, старинный стиль (читает ученик):
«Лет сорок тому назад, в Санкт-Петербурге на Васильевском острову, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона….»
Ребята, посмотрите, перед вами Старинный Санкт-Петербург.
(старый Петер-г) Петр I, одержав победу над шведами в 1702, решил заложить в дельте Невы новую крепость. 1703 год — принято считать днем основания Петербурга.
Читаем дальше. (ученик) (Тогда на проспектах Васильевского острова…).
(Васильев. Остров) Посмотрите, это Васильевский остров, самый большой остров в дельте Невы, исторический район Санкт-Петербурга.
Читаем дальше. (ученик)
(Пансион)
Пансион (франц. pension, от лат. pensio — платеж). закрытое учебное заведение с общежитием и полным содержанием учащихся.
Исаакиевская площадь - считается одной из самых знаменитых и великолепных площадей центра Санкт-Петербурга.
Читаем дальше. (ученик)
Вот мы сейчас познакомились с описанием Старого Петербурга.
Как вы думаете, могло ли быть такое детальное описание в народной сказке? Если нет, то почему? (Такого описания не могло быть, т.к. все события происходили в неопределенном месте в народной сказке - все выдуманное, а эта сказка- литературная)
Кто главный герой сказки?
Кто такой Алёша?
Похож ли Алеша на героев народных волшебных сказок? (В народных никогда не описывается характер героя, а в нашем произведении описано характер главного героя).
Рассказ о главном герое сказки:
Итак, какой Алеша был в начале сказки? Почему с ним дружат другие ребята?
- умненький, миленький, Ласковый, Общительный, Скромный, Застенчивый
- любит познавать новое
- милосердный.
А каким мы увидим Алешу в конце сказки, мы узнаем на следующем уроке.
8. Подведение итогов урока.
Запишем домашнее задание: прочитать стр.____
Оценки за работу на уроке будут такие…
Всем успехов! До завтра!