kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Нравственные уроки жизни в сказке А.Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Нравственные уроки жизни в сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

Цели: познакомить с понятием «нравственные уроки» на материале произведения; развивать познавательные процессы и УУД; формировать нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные: знать содержание сказки; уметь рассказывать о жизни Алеши (словесно рисовать или пересказывать текст), воспринимать и анализировать текст, давать характеристику герою.

Метапредметные УУД:

Личностные: осваивает нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, выявляет актуальность идеи произведения для себя, современных школьников, делает выводы о нравственных уроках жизни, которые получил, прочитав сказку; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме, использует ее для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Ход урока

Здравствуйте! Когда люди встречаются, они, улыбаясь, обмениваются хорошим настроением. Давайте и мы улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

I. Актуализация опорных знаний         

На доске записана тема урока, но первое слово закрыто. Хотите его узнать? Предлагаю блиц-опрос, 12 вопросов по количеству букв, за каждый правильный ответ открываем одну букву. (Вопросы в приложении 2).

II. Мотивация учебной деятельности, целеполагание

Что такое нравственность? Обсудите в группах и заполните 1-ю колонку таблицы.

Что вы хотите узнать по теме урока, сформулируйте и запишите во 2-й колонке.

Таким образом, мы поставили цели сегодняшнего занятия.

III. Работа по усвоению новых знаний

Чтобы достичь целей, выполним задания в группах.

1 группа.  Алеша в начале сказки.

Перескажите эпизод о том, как Алеша спас Чернушку, передавая те чувства, которые он переживал      (с. 123 – 124).

Каков Алеша в начале сказки?

2 группа. Алеша в Подземном городе.

Прочитайте по ролям диалог короля и Алеши (с. 135 – 136).

Подумайте, какова роль этого эпизода в сказке?

Физминутка под голосовое сопровождение учителя. Дети выполняют упражнения (4 раза):

- Раз! - Подняли руки вверх.

- Два! - Нагнуться вниз.

- Три-четыре-пять! - Прямо стать,

Будем снова начинать.

3 группа. Жизнь Алеши после подарка короля.

- Как чувствует и ведет себя Алеша, поднимаясь по лестнице славы?
(с. 140 – 142)

Проследите изменения его характера и поведения, запишите опорные слова на ступеньках.

- Как вы думаете, почему Чернушка не появлялась во время «славы» Алеши?

Чем закончилось для Алеши это восхождение? Почему испортился его нрав?

 

4 группа. Алеша и Чернушка

Прочитайте выразительно и объясните, как вы понимаете смысл высказываний:

  1. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою.
  2. Алеша, к теперешним худым свойствам твоим не прибавь еще худшего – неблагодарности!

Кто произносит эти наставления? Прибавил ли Алеша к своим худым свойствам неблагодарность?

 

Я предлагаю посмотреть отрывок из фильма «Черная курица, или Подземные жители». Определите его место в сказке.

 Прочитаем финал сказки. Сопоставьте финал фильма и сказки.

IV. Рефлексия

Вспомним, какие цели мы ставили к сегодняшнему уроку. Обсудите в группах, можем мы сейчас ответить на поставленные вопросы? Заполните 3-ю колонку таблицы.

Итак, мы сегодня на уроке выяснили, какие нравственные уроки усвоил Алеша из этой фантастической истории, произошедшей с ним.

Составим кластер (приложение 4).

V. Домашнее задание (1 или 2 по выбору учащихся)

Это добрая, очень грустная и мудрая сказка. Она не столько повествует о чудесах, сколько заставляет нас заглянуть в свое сердце, подумать о себе,
а какой я?

  1. «…Алеша стыдился об этом говорить…»

А вам когда-нибудь было стыдно за свои поступки? Какой выход из ситуации нашли вы? Напишите ответ.

     2. Напишите продолжение сказки.

VI. Рефлексия

         А если бы вы получили волшебное зернышко, то какое загадали желание? Напишите, но прежде подумайте (о чем?), к каким последствиям это может привести. (Звучит музыка из фильма «Гостья из будущего». Композитор

Е. Крылатов.) Прочитаем (по желанию).

Приложение 2

  1. Кто является главным героем сказки?
  2. Сколько мальчику лет?
  3. Почему Алеша часто грустит?
  4. Что было его утешением в часы одиночества?
  5. Какую курочку Алеша любил больше всех?
  6. Куда Чернушка привела мальчика?
  7. Кем оказалась курица в подземном царстве?
  8. Какое желание загадал Алеша?
  9. Какой предмет подарили Алеше, чтобы желание сбылось?
  10. Какое условие поставил король Алеше?
  11.  Как отнесся к Алешиному желанию король?
  12.  Какие диковинные звери содержались в зверинце подземных жителей?

Приложение 3

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«конспект погорельский»

Тема: Нравственные уроки жизни в сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

Цели: познакомить с понятием «нравственные уроки» на материале произведения; развивать познавательные процессы и УУД; формировать нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные: знать содержание сказки; уметь рассказывать о жизни Алеши (словесно рисовать или пересказывать текст), воспринимать и анализировать текст, давать характеристику герою.

Метапредметные УУД:

Личностные: осваивает нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, выявляет актуальность идеи произведения для себя, современных школьников, делает выводы о нравственных уроках жизни, которые получил, прочитав сказку; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме, использует ее для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Ход урока

Здравствуйте! Когда люди встречаются, они, улыбаясь, обмениваются хорошим настроением. Давайте и мы улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

  1. Актуализация опорных знаний

На доске записана тема урока, но первое слово закрыто. Хотите его узнать? Предлагаю блиц-опрос, 12 вопросов по количеству букв, за каждый правильный ответ открываем одну букву. (Вопросы в приложении 2).



  1. Мотивация учебной деятельности, целеполагание

Что такое нравственность? Обсудите в группах и заполните 1-ю колонку таблицы.

Что вы хотите узнать по теме урока, сформулируйте и запишите во

2-й колонке.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

- определение (внутренние духовные качества, нормы, правила поведения)

- поступки бывают нравственные и безнравственные

Кому нужны уроки?

Почему оказались нужны?

Кто преподал уроки?

В чем они состояли?



Таким образом, мы поставили цели сегодняшнего занятия.

  1. Работа по усвоению новых знаний

Чтобы достичь целей, выполним задания в группах.

1 группа. Алеша в начале сказки.

Перескажите эпизод о том, как Алеша спас Чернушку, передавая те чувства, которые он переживал (с. 123 – 124).

Каков Алеша в начале сказки?


2 группа. Алеша в Подземном городе.

Прочитайте по ролям диалог короля и Алеши (с. 135 – 136).

Подумайте, какова роль этого эпизода в сказке?


Физминутка под голосовое сопровождение учителя. Дети выполняют упражнения (4 раза):

- Раз! - Подняли руки вверх.

- Два! - Нагнуться вниз.

- Три-четыре-пять! - Прямо стать,

Будем снова начинать.


3 группа. Жизнь Алеши после подарка короля.

- Как чувствует и ведет себя Алеша, поднимаясь по лестнице славы?
(с. 140 – 142)

Проследите изменения его характера и поведения, запишите опорные слова на ступеньках.

- Как вы думаете, почему Чернушка не появлялась во время «славы» Алеши?

Чем закончилось для Алеши это восхождение? Почему испортился его нрав?


4 группа. Алеша и Чернушка

Прочитайте выразительно и объясните, как вы понимаете смысл высказываний:

  1. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою.

  2. Алеша, к теперешним худым свойствам твоим не прибавь еще худшего – неблагодарности!

Кто произносит эти наставления? Прибавил ли Алеша к своим худым свойствам неблагодарность?


Я предлагаю посмотреть отрывок из фильма «Черная курица, или Подземные жители». Определите его место в сказке.

Прочитаем финал сказки. Сопоставьте финал фильма и сказки.

  1. Рефлексия

Вспомним, какие цели мы ставили к сегодняшнему уроку. Обсудите в группах, можем мы сейчас ответить на поставленные вопросы? Заполните 3-ю колонку таблицы.

Итак, мы сегодня на уроке выяснили, какие нравственные уроки усвоил Алеша из этой фантастической истории, произошедшей с ним.

Составим кластер (приложение 4).

  1. Домашнее задание (1 или 2 по выбору учащихся)

Это добрая, очень грустная и мудрая сказка. Она не столько повествует о чудесах, сколько заставляет нас заглянуть в свое сердце, подумать о себе,
а какой я?

  1. «…Алеша стыдился об этом говорить…»

А вам когда-нибудь было стыдно за свои поступки? Какой выход из ситуации нашли вы? Напишите ответ.

  1. Напишите продолжение сказки.

  1. Рефлексия

А если бы вы получили волшебное зернышко, то какое загадали желание? Напишите, но прежде подумайте (о чем?), к каким последствиям это может привести. (Звучит музыка из фильма «Гостья из будущего». Композитор

Е. Крылатов.) Прочитаем (по желанию).



Приложение 1



ТЕМА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Нравственные уроки жизни в сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

В РЕЗУЛЬТАТЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ



МИНИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Знать

что такое нравственные уроки, распознавать истинные и ложные ценности

раскрывать понятия «нравственные уроки» и «истинные и ложные ценности» на материале произведения

уметь

уметь рассказывать о жизни Алеши (словесно рисовать или пересказывать текст)

анализировать текст, давать характеристику герою

ТИП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Урок усвоения новых знаний

Этапы урока

формы

методы

Содержание деятельности

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Репродуктивная деятельность

Конструктивная деятельность

Творческая деятельность


1.Актуали-зация опорных знаний

Фронтальная

работа

Эвристиче-ский

Здравствуйте! Когда люди встречаются, они, улыбаясь, обмениваются хорошим настроением. Давайте и мы улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

На доске записана тема урока, но первое слово закрыто. Хотите его узнать? Предлагаю блиц-опрос, 12 вопросов по количеству букв, за каждый правильный ответ открываем одну букву. (Вопросы в приложении 1). Открывается слово «нравственные».

Отвечают на вопросы по содержанию сказки



Создание проблем-ной ситуации

2.Мотива-ция учебной деятельно-сти, целепо-лагание

Групповая работа

Исследова-тельский

Что такое нравственность? Обсудите в группах и заполните 1-ю колонку таблицы.

Что вы хотите узнать по теме урока, сформулируйте и запишите во 2-й колонке. (Образец таблицы в приложении 3).

Таким образом, мы поставили цели сегодняшнего занятия.


Обсуждают, фиксируют ответы; формулируют и озвучивают цели занятия


Фиксация новой учебной задачи

3.Работа по усвоению новых знаний


Групповая работа

Исследова-тельский

Чтобы достичь целей, поставленных к занятию, выполним задания в группах (3 – 5 минут).

1 группа. Алеша в начале сказки.

Пересказывает эпизод о том, как Алеша спас Чернушку, передавая те чувства, которые он переживал (с. 123 – 124).



2 группа. Алеша в Подземном городе.

Чтение по ролям диалога короля и Алеши (с. 135 – 136).


4 группа. Алеша и Чернушка

Читает выразительно и объясняет смысл высказываний:

1) Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою.

2) Алеша, к теперешним худым свойствам твоим не прибавь еще худшего – неблагодарности!

3 группа. Жизнь Алеши после подарка короля.

Как чувствует и ведет себя Алеша, поднимаясь по лестнице славы? (с. 140 – 142)

Следит за изменениями в его характере и поведении, записывает опорные слова на ступеньках.


Поиск решения учебной задачи




Физминутка под голосовое сопровождение учителя.

- Раз! - Подняли руки вверх.

- Два! - Нагнуться вниз.

- Три-четыре-пять! - Прямо стать,

Будем снова начинать.

Дети выполняют упражнения (4 раза)



Снятие умствен-ного и физичес-кого напряже-ния


Фронтальная

работа

Эвристиче-ский

Каков Алеша в начале сказки?

Подумайте, какова роль этого эпизода (диалог короля и Алеши) в сказке?

Как вы думаете, почему Чернушка не появлялась во время «славы» Алеши?

Чем закончилось для Алеши это восхождение по лестнице славы? Почему испортился его нрав?

Я предлагаю посмотреть отрывок из художественного фильма «Черная курица, или Подземные жители». Определите его место в сказке (демонстрация фрагмента).

Прочитаем финал сказки. Сопоставьте финал фильма и сказки.

















Смотрят фрагмент фильма







Выразительно читают текст

Отвечают на проблемные вопросы, прослушав выступления групп, делают выводы

























Сопоставляют фрагмент фильма и финал сказки


Формиро-вание понятия

4.Рефлексия

Фронтальная

работа

«Мозговая атака»

Вспомним, какие цели мы ставили к сегодняшнему уроку. Обсудите в группах, можем мы сейчас ответить на поставленные вопросы? Заполните 3-ю колонку таблицы.

Итак, мы сегодня на уроке выяснили, какие нравственные уроки усвоил Алеша из этой фантастической истории, произошедшей с ним. Составим кластер (приложение 3).









Участвуют в составлении кластера

Заполняют 3-ю колонку таблицы





Обсуждают, дополняют написанное


Контроль

5.Домашнее задание


Фронтальная

работа


Это добрая, очень грустная и мудрая сказка. Она не столько повествует о чудесах, сколько заставляет нас заглянуть в свое сердце, подумать о себе, а какой я?

Выберите одно из двух заданий.

1.«…Алеша стыдился об этом говорить…» А вам когда-нибудь было стыдно за свои поступки? Какой выход из ситуации нашли вы? Напишите ответ.

2.Напишите продолжение сказки.


Осуществляют выбор в соответствии со своими интересами



6.Рефлексия

Индивидуаль-ная работа


А если бы вы получили волшебное зернышко, то какое загадали желание? Напишите, но прежде подумайте (о чем?), к каким последствиям это может привести. (Звучит музыка из фильма «Гостья из будущего». Композитор Е. Крылатов). Прочитаем (по желанию).



Записывают свои желания на «зернышках», озвучивают






Приложение 2

  1. Кто является главным героем сказки?

  2. Сколько мальчику лет?

  3. Почему Алеша часто грустит?

  4. Что было его утешением в часы одиночества?

  5. Какую курочку Алеша любил больше всех?

  6. Куда Чернушка привела мальчика?

  7. Кем оказалась курица в подземном царстве?

  8. Какое желание загадал Алеша?

  9. Какой предмет подарили Алеше, чтобы желание сбылось?

  10. Какое условие поставил король Алеше?

  11. Как отнесся к Алешиному желанию король?

  12. Какие диковинные звери содержались в зверинце подземных жителей?

Приложение 3

Знаю

Хочу узнать

Узнал


























Приложение 4



4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кузнецова Марина Валерьевна

Дата: 25.11.2014

Номер свидетельства: 135263

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства