Тема: Нравственные уроки жизни в сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»
Цели: познакомить с понятием «нравственные уроки» на материале произведения; развивать познавательные процессы и УУД; формировать нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные: знать содержание сказки; уметь рассказывать о жизни Алеши (словесно рисовать или пересказывать текст), воспринимать и анализировать текст, давать характеристику герою.
Метапредметные УУД:
Личностные: осваивает нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, выявляет актуальность идеи произведения для себя, современных школьников, делает выводы о нравственных уроках жизни, которые получил, прочитав сказку; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме, использует ее для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
Ход урока
Здравствуйте! Когда люди встречаются, они, улыбаясь, обмениваются хорошим настроением. Давайте и мы улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.
I. Актуализация опорных знаний
На доске записана тема урока, но первое слово закрыто. Хотите его узнать? Предлагаю блиц-опрос, 12 вопросов по количеству букв, за каждый правильный ответ открываем одну букву. (Вопросы в приложении 2).
II. Мотивация учебной деятельности, целеполагание
Что такое нравственность? Обсудите в группах и заполните 1-ю колонку таблицы.
Что вы хотите узнать по теме урока, сформулируйте и запишите во 2-й колонке.
Таким образом, мы поставили цели сегодняшнего занятия.
III. Работа по усвоению новых знаний
Чтобы достичь целей, выполним задания в группах.
1 группа. Алеша в начале сказки.
Перескажите эпизод о том, как Алеша спас Чернушку, передавая те чувства, которые он переживал (с. 123 – 124).
Каков Алеша в начале сказки?
2 группа. Алеша в Подземном городе.
Прочитайте по ролям диалог короля и Алеши (с. 135 – 136).
Подумайте, какова роль этого эпизода в сказке?
Физминутка под голосовое сопровождение учителя. Дети выполняют упражнения (4 раза):
- Раз! - Подняли руки вверх.
- Два! - Нагнуться вниз.
- Три-четыре-пять! - Прямо стать,
Будем снова начинать.
3 группа. Жизнь Алеши после подарка короля.
- Как чувствует и ведет себя Алеша, поднимаясь по лестнице славы?
(с. 140 – 142)
Проследите изменения его характера и поведения, запишите опорные слова на ступеньках.
- Как вы думаете, почему Чернушка не появлялась во время «славы» Алеши?
Чем закончилось для Алеши это восхождение? Почему испортился его нрав?
4 группа. Алеша и Чернушка
Прочитайте выразительно и объясните, как вы понимаете смысл высказываний:
- Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою.
- Алеша, к теперешним худым свойствам твоим не прибавь еще худшего – неблагодарности!
Кто произносит эти наставления? Прибавил ли Алеша к своим худым свойствам неблагодарность?
Я предлагаю посмотреть отрывок из фильма «Черная курица, или Подземные жители». Определите его место в сказке.
Прочитаем финал сказки. Сопоставьте финал фильма и сказки.
IV. Рефлексия
Вспомним, какие цели мы ставили к сегодняшнему уроку. Обсудите в группах, можем мы сейчас ответить на поставленные вопросы? Заполните 3-ю колонку таблицы.
Итак, мы сегодня на уроке выяснили, какие нравственные уроки усвоил Алеша из этой фантастической истории, произошедшей с ним.
Составим кластер (приложение 4).
V. Домашнее задание (1 или 2 по выбору учащихся)
Это добрая, очень грустная и мудрая сказка. Она не столько повествует о чудесах, сколько заставляет нас заглянуть в свое сердце, подумать о себе,
а какой я?
- «…Алеша стыдился об этом говорить…»
А вам когда-нибудь было стыдно за свои поступки? Какой выход из ситуации нашли вы? Напишите ответ.
2. Напишите продолжение сказки.
VI. Рефлексия
А если бы вы получили волшебное зернышко, то какое загадали желание? Напишите, но прежде подумайте (о чем?), к каким последствиям это может привести. (Звучит музыка из фильма «Гостья из будущего». Композитор
Е. Крылатов.) Прочитаем (по желанию).
Приложение 2
- Кто является главным героем сказки?
- Сколько мальчику лет?
- Почему Алеша часто грустит?
- Что было его утешением в часы одиночества?
- Какую курочку Алеша любил больше всех?
- Куда Чернушка привела мальчика?
- Кем оказалась курица в подземном царстве?
- Какое желание загадал Алеша?
- Какой предмет подарили Алеше, чтобы желание сбылось?
- Какое условие поставил король Алеше?
- Как отнесся к Алешиному желанию король?
- Какие диковинные звери содержались в зверинце подземных жителей?
Приложение 3
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Просмотр содержимого документа
«конспект погорельский»
Тема: Нравственные уроки жизни в сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»
Цели: познакомить с понятием «нравственные уроки» на материале произведения; развивать познавательные процессы и УУД; формировать нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные: знать содержание сказки; уметь рассказывать о жизни Алеши (словесно рисовать или пересказывать текст), воспринимать и анализировать текст, давать характеристику герою.
Метапредметные УУД:
Личностные: осваивает нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, выявляет актуальность идеи произведения для себя, современных школьников, делает выводы о нравственных уроках жизни, которые получил, прочитав сказку; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме, использует ее для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
Ход урока
Здравствуйте! Когда люди встречаются, они, улыбаясь, обмениваются хорошим настроением. Давайте и мы улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.
Актуализация опорных знаний
На доске записана тема урока, но первое слово закрыто. Хотите его узнать? Предлагаю блиц-опрос, 12 вопросов по количеству букв, за каждый правильный ответ открываем одну букву. (Вопросы в приложении 2).
Мотивация учебной деятельности, целеполагание
Что такое нравственность? Обсудите в группах и заполните 1-ю колонку таблицы.
Что вы хотите узнать по теме урока, сформулируйте и запишите во
2-й колонке.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
- определение (внутренние духовные качества, нормы, правила поведения) - поступки бывают нравственные и безнравственные | Кому нужны уроки? Почему оказались нужны? Кто преподал уроки? В чем они состояли? | |
Таким образом, мы поставили цели сегодняшнего занятия.
Работа по усвоению новых знаний
Чтобы достичь целей, выполним задания в группах.
1 группа. Алеша в начале сказки.
Перескажите эпизод о том, как Алеша спас Чернушку, передавая те чувства, которые он переживал (с. 123 – 124).
Каков Алеша в начале сказки?
2 группа. Алеша в Подземном городе.
Прочитайте по ролям диалог короля и Алеши (с. 135 – 136).
Подумайте, какова роль этого эпизода в сказке?
Физминутка под голосовое сопровождение учителя. Дети выполняют упражнения (4 раза):
- Раз! - Подняли руки вверх.
- Два! - Нагнуться вниз.
- Три-четыре-пять! - Прямо стать,
Будем снова начинать.
3 группа. Жизнь Алеши после подарка короля.
- Как чувствует и ведет себя Алеша, поднимаясь по лестнице славы?
(с. 140 – 142)
Проследите изменения его характера и поведения, запишите опорные слова на ступеньках.
- Как вы думаете, почему Чернушка не появлялась во время «славы» Алеши?
Чем закончилось для Алеши это восхождение? Почему испортился его нрав?
4 группа. Алеша и Чернушка
Прочитайте выразительно и объясните, как вы понимаете смысл высказываний:
Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою.
Алеша, к теперешним худым свойствам твоим не прибавь еще худшего – неблагодарности!
Кто произносит эти наставления? Прибавил ли Алеша к своим худым свойствам неблагодарность?
Я предлагаю посмотреть отрывок из фильма «Черная курица, или Подземные жители». Определите его место в сказке.
Прочитаем финал сказки. Сопоставьте финал фильма и сказки.
Рефлексия
Вспомним, какие цели мы ставили к сегодняшнему уроку. Обсудите в группах, можем мы сейчас ответить на поставленные вопросы? Заполните 3-ю колонку таблицы.
Итак, мы сегодня на уроке выяснили, какие нравственные уроки усвоил Алеша из этой фантастической истории, произошедшей с ним.
Составим кластер (приложение 4).
Домашнее задание (1 или 2 по выбору учащихся)
Это добрая, очень грустная и мудрая сказка. Она не столько повествует о чудесах, сколько заставляет нас заглянуть в свое сердце, подумать о себе,
а какой я?
«…Алеша стыдился об этом говорить…»
А вам когда-нибудь было стыдно за свои поступки? Какой выход из ситуации нашли вы? Напишите ответ.
Напишите продолжение сказки.
Рефлексия
А если бы вы получили волшебное зернышко, то какое загадали желание? Напишите, но прежде подумайте (о чем?), к каким последствиям это может привести. (Звучит музыка из фильма «Гостья из будущего». Композитор
Е. Крылатов.) Прочитаем (по желанию).
Приложение 1
ТЕМА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ | Нравственные уроки жизни в сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» |
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ | В РЕЗУЛЬТАТЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ |
| | МИНИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ | БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ |
Знать | что такое нравственные уроки, распознавать истинные и ложные ценности | раскрывать понятия «нравственные уроки» и «истинные и ложные ценности» на материале произведения |
уметь | уметь рассказывать о жизни Алеши (словесно рисовать или пересказывать текст) | анализировать текст, давать характеристику герою |
ТИП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ | Урок усвоения новых знаний |
Этапы урока | формы | методы | Содержание деятельности | Цели этапа |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Репродуктивная деятельность | Конструктивная деятельность | Творческая деятельность | |
1.Актуали-зация опорных знаний | Фронтальная работа | Эвристиче-ский | Здравствуйте! Когда люди встречаются, они, улыбаясь, обмениваются хорошим настроением. Давайте и мы улыбнемся друг другу и начнем наше занятие. На доске записана тема урока, но первое слово закрыто. Хотите его узнать? Предлагаю блиц-опрос, 12 вопросов по количеству букв, за каждый правильный ответ открываем одну букву. (Вопросы в приложении 1). Открывается слово «нравственные». | Отвечают на вопросы по содержанию сказки | | | Создание проблем-ной ситуации |
2.Мотива-ция учебной деятельно-сти, целепо-лагание | Групповая работа | Исследова-тельский | Что такое нравственность? Обсудите в группах и заполните 1-ю колонку таблицы. Что вы хотите узнать по теме урока, сформулируйте и запишите во 2-й колонке. (Образец таблицы в приложении 3). Таким образом, мы поставили цели сегодняшнего занятия. | | Обсуждают, фиксируют ответы; формулируют и озвучивают цели занятия | | Фиксация новой учебной задачи |
3.Работа по усвоению новых знаний | Групповая работа | Исследова-тельский | Чтобы достичь целей, поставленных к занятию, выполним задания в группах (3 – 5 минут). | 1 группа. Алеша в начале сказки. Пересказывает эпизод о том, как Алеша спас Чернушку, передавая те чувства, которые он переживал (с. 123 – 124).
2 группа. Алеша в Подземном городе. Чтение по ролям диалога короля и Алеши (с. 135 – 136). | 4 группа. Алеша и Чернушка Читает выразительно и объясняет смысл высказываний: 1) Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою. 2) Алеша, к теперешним худым свойствам твоим не прибавь еще худшего – неблагодарности! | 3 группа. Жизнь Алеши после подарка короля. Как чувствует и ведет себя Алеша, поднимаясь по лестнице славы? (с. 140 – 142) Следит за изменениями в его характере и поведении, записывает опорные слова на ступеньках. | Поиск решения учебной задачи |
| | | Физминутка под голосовое сопровождение учителя. - Раз! - Подняли руки вверх. - Два! - Нагнуться вниз. - Три-четыре-пять! - Прямо стать, Будем снова начинать. | Дети выполняют упражнения (4 раза) | | | Снятие умствен-ного и физичес-кого напряже-ния |
| Фронтальная работа | Эвристиче-ский | Каков Алеша в начале сказки? Подумайте, какова роль этого эпизода (диалог короля и Алеши) в сказке? Как вы думаете, почему Чернушка не появлялась во время «славы» Алеши? Чем закончилось для Алеши это восхождение по лестнице славы? Почему испортился его нрав? Я предлагаю посмотреть отрывок из художественного фильма «Черная курица, или Подземные жители». Определите его место в сказке (демонстрация фрагмента). Прочитаем финал сказки. Сопоставьте финал фильма и сказки. |
Смотрят фрагмент фильма
Выразительно читают текст | Отвечают на проблемные вопросы, прослушав выступления групп, делают выводы
Сопоставляют фрагмент фильма и финал сказки | | Формиро-вание понятия |
4.Рефлексия | Фронтальная работа | «Мозговая атака» | Вспомним, какие цели мы ставили к сегодняшнему уроку. Обсудите в группах, можем мы сейчас ответить на поставленные вопросы? Заполните 3-ю колонку таблицы. Итак, мы сегодня на уроке выяснили, какие нравственные уроки усвоил Алеша из этой фантастической истории, произошедшей с ним. Составим кластер (приложение 3). |
Участвуют в составлении кластера | Заполняют 3-ю колонку таблицы
Обсуждают, дополняют написанное | | Контроль |
5.Домашнее задание | Фронтальная работа | | Это добрая, очень грустная и мудрая сказка. Она не столько повествует о чудесах, сколько заставляет нас заглянуть в свое сердце, подумать о себе, а какой я? Выберите одно из двух заданий. 1.«…Алеша стыдился об этом говорить…» А вам когда-нибудь было стыдно за свои поступки? Какой выход из ситуации нашли вы? Напишите ответ. 2.Напишите продолжение сказки. | | Осуществляют выбор в соответствии со своими интересами | | |
6.Рефлексия | Индивидуаль-ная работа | | А если бы вы получили волшебное зернышко, то какое загадали желание? Напишите, но прежде подумайте (о чем?), к каким последствиям это может привести. (Звучит музыка из фильма «Гостья из будущего». Композитор Е. Крылатов). Прочитаем (по желанию). | | | Записывают свои желания на «зернышках», озвучивают | |
Приложение 2
Кто является главным героем сказки?
Сколько мальчику лет?
Почему Алеша часто грустит?
Что было его утешением в часы одиночества?
Какую курочку Алеша любил больше всех?
Куда Чернушка привела мальчика?
Кем оказалась курица в подземном царстве?
Какое желание загадал Алеша?
Какой предмет подарили Алеше, чтобы желание сбылось?
Какое условие поставил король Алеше?
Как отнесся к Алешиному желанию король?
Какие диковинные звери содержались в зверинце подземных жителей?
Приложение 3
Приложение 4
4