Данная работа представляет собой интегрированный урок словесности, посвящённый 120-летию А. Л. Чижевского. Основная цель урока - познакомить семиклассников с незаурядной личностью великого учёного.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«А. Л. Чижевский - великий учёный ХХ века»
Министерство образования и науки ДНР
МОУ «Школа №138 города Донецка»
Интегрированный урок биологии и словесности в 7 классе
«А.Л.Чижевский - знаменитый учёный ХХ века»
Подготовили:
учитель биологии
Матюшина Н. В.
учитель русского языка и литературы
Ритцель Т. Г.
Донецк 2017 г.
Цели:
Познакомить учащихся с жизнью и деятельностью А.Л.Чижевского; вызвать интерес к личности учёного; совершенствовать навыки конспектирования; развивать стремление к творческой работе; воспитывать уважение к всесторонне развитой личности и стремление гармонически развиваться самому
Оборудование:
- портрет Чижевского
- иллюстрации по теме (Солнце, космос, картины Чижевского, портреты
Ломоносова, Циолковского, рисунки учащихся и пр.)
- эл. презентация
Содержание урока
I. «В смятенье мы, а истина ясна,
Проста, прекрасна, как лазури неба:
Что нужно человеку? - Тишина,
Любовь, сочувствие и корка хлеба.»
II. Вступительное слово учителя
Вы услышали маленькое, но очень содержательное стихотворение. Его написал знаменитый учёный Александр Леонидович Чижевский. В ряду юбилейных дат 2017 года мы отмечаем 120-летие со дня рождения этого человека. Кто же он?
Чижевский - биофизик, философ, поэт, художник, учёный, основоположник гелиобиологии (запись темы в тетрадях)
«Космос - это жизнь», - говорил Чижевский. А Солнце - это центр нашей
Солнечной системы. Это ближайшая к нам звезда - раскалённый шар диаметром
1,4 млн. км., зажглась более 4000 млн. лет назад и будет светить ещё 5000 млн. лет.
Оно согревает и освещает планеты, а его мощное тяготение удерживает их на
орбитах. Без Солнца жизнь на Земле была бы невозможна.
2. Звучит стихотворение А. Чижевского:
О беспредельном этом мире
В ночной тиши я размышлял,
А шар земной в живом эфире
Небесный свод круговращал.
О, как ничтожество земное
Явило окрылённый дух!
О, как величие родное
Меня охватывало вдруг!
Непостижимое смятенье
Вне широты и долготы,
И свет, и головокруженье,
И воздух горной высоты.
И высота необычайно
Меня держала на весу,
И как была доступна тайна,
Что я весь мир в себе несу.
Там, притаившись на мгновенье
В испуге свёрнутым клубком,
Трепещут тени, как виденье,
И снова катятся, как ком!
А солнце гонится за ними
Всё дальше, глубже, в тьму долин,
Вбивая стрелами своими
Во мрак победоносный клин.
Туман редеет вдоль потока,
И тени мечутся на нём,
Как бы прибежища у рока
Ища меж влагой и огнём.
Но луч всесветлый, всемогущий,
Разящий в мраке и во мгле,
Влетит в последние их кущи
И тени пригвоздит к земле!
3. Звучит стихотворение М.В.Ломоносова:
Когда бы смертным столь высоко
Возможно было возлететь,
Чтоб к Солнцу бренно наше око
Могло, приближившись, воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов,
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.
Сия ужасная громада –
Как искра пред тобой одна.
О сколь пресветлая лампада
Тобою, Боже, возжжена.
Прозвучало стихотворение великого Ломоносова, который так же, как и Чижевский, был учёным в поэзии и поэтом в науке. Недаром Чижевский уже в 20 лет защитил диссертацию «Лирика 18 века. Ломоносов». А в 21 год он доктор истории. Им написана диссертация о циклах солнечной активности, от которой, по его мнению, зависят не только все жизненные процессы живых организмов, но и исторические процессы.
Звучит стихотворение А.Чижевского:
В науке я прослыл поэтом,
Среди поэтов - я учёный,
Увы, не верю я при этом
Моей фортуне золочёной.
Мой путь поэта безысвестен,
Натуралиста путь тревожен,
А мне один покой лишь лестен,
Но он как раз и невозможен.
Хотел бы я ходить за плугом,
Солить грибы, сажать картощку,
По вечерам с давнишним другом
Сражаться в карты понемножку.
Обзавестись бы мне семьёю,
Поняв, что дважды два - четыре,
И жить меж небом и землёю
В труде, довольствии и мире.
VI. Учитель сообщает краткие сведения о биографии учёного (в тетрадях - конспект)
Родился в феврале 1897 года в Польше. 1914 год - доброволец на фронте. Георгиевский крест.
Изучал археологию, историю, литературу. Был знаком с А.Куприным, А.Толстым, Северяниным, С.Есениным, В.Маяковским, И.Буниным, М.Горьким, В.Брюсовым.
Являлся вольнослушателем естественно-математического и медицинского факультетов Московского университета. Кроме упомянутых диссертаций, он профессор московского архитектурного института. В 20-е годы много занимается медициной и биологией. (Делаем вывод о многогранности личности Чижевского).
Многое в жизни этого человека связано с Калугой - городом К. Э. Циолковского.
Здесь Чижевский посещает литературные и музыкальные вечера. Он прекрасный переводчик, а стихи пишет с детства:
VII. Сообщение ученика о дружбе с К.Э.Циолковским (эта дружба, несмотря на большую разницу в возрасте, длилась 20 лет.)
Нынешний год является юбилейным и для основоположника космонавтики как науки - Циолковского (родился в 1857 году). Уместно напомнить, что этот великий учёный живо интересовался исследованиями Чижевского в области гелиобиологии, а тот, в свою очередь, считал Циолковского своим учителем, помогал во многом, в частности издал его книгу «Ракета в космическом пространстве». У этих двух людей было много общего.
В 1917 году Чижевский пишет стихотворение «К.Э.Циолковскому» ( два ученика по очереди читают стихотворение):
Даны нам бесконечности не небе:
Пространство внеземное бесконечно,
И звёзд числа вовек не перечесть.
А на земном пределе беспредельны.
Сколько раз, стоя под вашими лучами,
Сняв шляпу и любуясь вами,
Я говорил земными словами
Вдохновенные речи
И мне порой казалось, что вы понимаете меня
И отвечаете мне своими светло-голубыми лучами,
Вы - огромные огненные светила.
О, жалкое безумие! Разве огонь имеет душу?
Но там, где в глубоких ущельях бесконечности
Приютились планеты,
Может быть, там
Такой же жалкий и такой же одинокий странник,
Обнажив голову, простирает руки
К нам, к нашому солнечному миру,
И говорит те же вдохновенные,
Те же вечные слова
Изумления, восторга и тайной надежды.
О, мы понимаем друг друга!
Привет тебе, далёкий брат во Вселенной!
VIII.Учитель: Как вы думаете, о чём говорят последние строчки стихотворения? (Ожидаемый ответ: мы - не единственные во Вселенной)
IX. «Люстра Чижевского»
Сообщение группы учащихся
С незапамятных времён на Адриатике на одном из бастионов башни было закреплено копьё. Если на конце копья проскакивали искры (электрический разряд), часовой предупреждал окрестных жителей и рыбаков о надвигающейся непогоде. Растительность вокруг этого копья была богаче. Знатоки медицины и физики не раз убеждались в том, что атмосферное электричество приносит большую пользу людям.
И только Александр Чижевский в 20-е годы ХХ в. путём многочисленных экспериментов установил, что не всякое электричество полезно, а только отрицательно заряженное. Положительные же заряды вредны и даже опасны для здоровья человека. Мыши, помещённые в чистый, отфильтрованный воздух, становились вялыми, отказывались от пищи и гибли. Ведь воздух, проходя через слой ваты, теряет и свои электрические заряды, в том числе и отрицательные аэроионы - «витамины воздуха».
Чижевский был учёным-практиком. Он создал прибор для лечения многих болезней электричеством. Это одно из ярких достижений ХХв. - люстра Чижевского. Исследования, проведённые в различных научных центрах, подтвердили мощную целебную силу данного прибора, способного лечить разные (!) заболевания: бронхиальная астма, тяжелейшие ожоги, аллергия у детей, психические заболевания и пр. Добавим, что в 70-е годы прошлого века учёными была разработана теория, объясняющая причину почти всех заболеваний катастрофической потерей электронов в клетках и тканях организма. А запас электронов на мембранах клеток и производит люстра Чижевского.
Таким образом, каждый человек сегодня может пользоваться этим прибором. Нужно включить люстру на 10-15 минут в хорошо проветренном помещении. Затем пребывать под люстрой от 30 минут до 3-4 часов в сутки.
Х. Учитель кратко сообщает дальнейшие факты биографии учёного.
1941 год - невинно осуждён за якобы контрреволюционную деятельность. Находился в заключении 8 лет. Спасение находил в науке, поэзии (стихи писал с детства, в заключении написано около 100 стихотворений), живописи. После освобождения в 50- годах много занимается исследованиями по крови. В 1958 г. переезжает в Москву. Здесь много уделяет времени исследованиям по аэроионизации.
Последние годы жизни ( умер в 1964 году) писал книгу воспоминаний о Циолковском, которого никогда не забывал.
ХI. Ученик:
Он, изведавший в жизни много лишений, знал цену хлеба; много работал для развития сельского хозяйства: