kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А. Чижевский - великий учёный ХХ века.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет собой интегрированный урок словесности, посвящённый 120-летию А. Л. Чижевского. Основная цель урока - познакомить семиклассников с незаурядной личностью великого учёного.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А. Чижевский - великий учёный ХХ века.»


министерство образования и науки ДНР

МОУ «Школа №138 города Донецка»












Интегрированный урок биологии и словесности в 7 классе

«А.Л.Чижевский - знаменитый учёный ХХ века»








Подготовили:

учитель биологии

Матюшина Н. В.

учитель русского языка и литературы

Ритцель Т. Г.















Донецк 2017 г.



Цели:

Познакомить учащихся с жизнью и деятельностью А.Л.Чижевского; вызвать интерес к личности учёного; совершенствовать навыки конспектирования; развивать стремление к творческой работе; воспитывать уважение к всесторонне развитой личности и стремление гармонически развиваться самому


Оборудование:

- портрет Чижевского

- иллюстрации по теме (Солнце, космос, картины Чижевского, портреты

Ломоносова, Циолковского, рисунки учащихся и пр.)

- эл. презентация



Содержание урока


I. «В смятенье мы, а истина ясна,

Проста, прекрасна, как лазури неба:

Что нужно человеку? - Тишина,

Любовь, сочувствие и корка хлеба.»


II. Вступительное слово учителя

Вы услышали маленькое, но очень содержательное стихотворение. Его написал знаменитый учёный Александр Леонидович Чижевский. В ряду юбилейных дат 2017 года мы отмечаем 120-летие со дня рождения этого человека. Кто же он?

Чижевский - биофизик, философ, поэт, художник, учёный, основоположник гелиобиологии (запись темы в тетрадях)

III. Словарная работа

Гелиобиология, Гелиос бог Солнца), гелиограф, гелиографические координаты, гелиометр, гелиосварка, гелиотерапия, гелиоскоп, Гелиополь.


IV. Сообщение учеников о Солнце

  1. «Космос - это жизнь», - говорил Чижевский. А Солнце - это центр нашей

Солнечной системы. Это ближайшая к нам звезда - раскалённый шар диаметром

1,4 млн. км., зажглась более 4000 млн. лет назад и будет светить ещё 5000 млн. лет.

Оно согревает и освещает планеты, а его мощное тяготение удерживает их на

орбитах. Без Солнца жизнь на Земле была бы невозможна.


2. Звучит стихотворение А. Чижевского:

О беспредельном этом мире

В ночной тиши я размышлял,

А шар земной в живом эфире

Небесный свод круговращал.


О, как ничтожество земное

Явило окрылённый дух!

О, как величие родное

Меня охватывало вдруг!


Непостижимое смятенье

Вне широты и долготы,

И свет, и головокруженье,

И воздух горной высоты.


И высота необычайно

Меня держала на весу,

И как была доступна тайна,

Что я весь мир в себе несу.


Там, притаившись на мгновенье

В испуге свёрнутым клубком,

Трепещут тени, как виденье,

И снова катятся, как ком!


А солнце гонится за ними

Всё дальше, глубже, в тьму долин,

Вбивая стрелами своими

Во мрак победоносный клин.


Туман редеет вдоль потока,

И тени мечутся на нём,

Как бы прибежища у рока

Ища меж влагой и огнём.


Но луч всесветлый, всемогущий,

Разящий в мраке и во мгле,

Влетит в последние их кущи

И тени пригвоздит к земле!

3. Звучит стихотворение М.В.Ломоносова:

Когда бы смертным столь высоко

Возможно было возлететь,

Чтоб к Солнцу бренно наше око

Могло, приближившись, воззреть,

Тогда б со всех открылся стран

Горящий вечно Океан.

Там огненны валы стремятся

И не находят берегов,

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков;

Там камни, как вода, кипят,

Горящи там дожди шумят.

Сия ужасная громада –

Как искра пред тобой одна.

О сколь пресветлая лампада

Тобою, Боже, возжжена.


  1. Прозвучало стихотворение великого Ломоносова, который так же, как и Чижевский, был учёным в поэзии и поэтом в науке. Недаром Чижевский уже в 20 лет защитил диссертацию «Лирика 18 века. Ломоносов». А в 21 год он доктор истории. Им написана диссертация о циклах солнечной активности, от которой, по его мнению, зависят не только все жизненные процессы живых организмов, но и исторические процессы.


    1. Звучит стихотворение А.Чижевского:

В науке я прослыл поэтом,

Среди поэтов - я учёный,

Увы, не верю я при этом

Моей фортуне золочёной.


Мой путь поэта безысвестен,

Натуралиста путь тревожен,

А мне один покой лишь лестен,

Но он как раз и невозможен.


Хотел бы я ходить за плугом,

Солить грибы, сажать картощку,

По вечерам с давнишним другом

Сражаться в карты понемножку.


Обзавестись бы мне семьёю,

Поняв, что дважды два - четыре,

И жить меж небом и землёю

В труде, довольствии и мире.

VI. Учитель сообщает краткие сведения о биографии учёного (в тетрадях - конспект)

Родился в феврале 1897 года в Польше. 1914 год - доброволец на фронте. Георгиевский крест.

Изучал археологию, историю, литературу. Был знаком с А.Куприным, А.Толстым, Северяниным, С.Есениным, В.Маяковским, И.Буниным, М.Горьким, В.Брюсовым.

Являлся вольнослушателем естественно-математического и медицинского факультетов Московского университета. Кроме упомянутых диссертаций, он профессор московского архитектурного института. В 20-е годы много занимается медициной и биологией. (Делаем вывод о многогранности личности Чижевского).

Многое в жизни этого человека связано с Калугой - городом К. Э. Циолковского.

Здесь Чижевский посещает литературные и музыкальные вечера. Он прекрасный переводчик, а стихи пишет с детства:


VII. Сообщение ученика о дружбе с К.Э.Циолковским (эта дружба, несмотря на большую разницу в возрасте, длилась 20 лет.)

Нынешний год является юбилейным и для основоположника космонавтики как науки - Циолковского (родился в 1857 году). Уместно напомнить, что этот великий учёный живо интересовался исследованиями Чижевского в области гелиобиологии, а тот, в свою очередь, считал Циолковского своим учителем, помогал во многом, в частности издал его книгу «Ракета в космическом пространстве». У этих двух людей было много общего.

В 1917 году Чижевский пишет стихотворение «К.Э.Циолковскому» ( два ученика по очереди читают стихотворение):


Даны нам бесконечности не небе:

Пространство внеземное бесконечно,

И звёзд числа вовек не перечесть.

А на земном пределе беспредельны.


Сколько раз, стоя под вашими лучами,

Сняв шляпу и любуясь вами,

Я говорил земными словами

Вдохновенные речи


И мне порой казалось, что вы понимаете меня

И отвечаете мне своими светло-голубыми лучами,

Вы - огромные огненные светила.

О, жалкое безумие! Разве огонь имеет душу?


Но там, где в глубоких ущельях бесконечности

Приютились планеты,

Может быть, там

Такой же жалкий и такой же одинокий странник,

Обнажив голову, простирает руки

К нам, к нашому солнечному миру,

И говорит те же вдохновенные,

Те же вечные слова

Изумления, восторга и тайной надежды.

О, мы понимаем друг друга!

Привет тебе, далёкий брат во Вселенной!


VIII.Учитель: Как вы думаете, о чём говорят последние строчки стихотворения? (Ожидаемый ответ: мы - не единственные во Вселенной)


IX. «Люстра Чижевского»

Сообщение группы учащихся

  1. С незапамятных времён на Адриатике на одном из бастионов башни было закреплено копьё. Если на конце копья проскакивали искры (электрический разряд), часовой предупреждал окрестных жителей и рыбаков о надвигающейся непогоде. Растительность вокруг этого копья была богаче. Знатоки медицины и физики не раз убеждались в том, что атмосферное электричество приносит большую пользу людям.

  2. И только Александр Чижевский в 20-е годы ХХ в. путём многочисленных экспериментов установил, что не всякое электричество полезно, а только отрицательно заряженное. Положительные же заряды вредны и даже опасны для здоровья человека. Мыши, помещённые в чистый, отфильтрованный воздух, становились вялыми, отказывались от пищи и гибли. Ведь воздух, проходя через слой ваты, теряет и свои электрические заряды, в том числе и отрицательные аэроионы - «витамины воздуха».

  3. Чижевский был учёным-практиком. Он создал прибор для лечения многих болезней электричеством. Это одно из ярких достижений ХХв. - люстра Чижевского. Исследования, проведённые в различных научных центрах, подтвердили мощную целебную силу данного прибора, способного лечить разные (!) заболевания: бронхиальная астма, тяжелейшие ожоги, аллергия у детей, психические заболевания и пр. Добавим, что в 70-е годы прошлого века учёными была разработана теория, объясняющая причину почти всех заболеваний катастрофической потерей электронов в клетках и тканях организма. А запас электронов на мембранах клеток и производит люстра Чижевского.

  4. Таким образом, каждый человек сегодня может пользоваться этим прибором. Нужно включить люстру на 10-15 минут в хорошо проветренном помещении. Затем пребывать под люстрой от 30 минут до 3-4 часов в сутки.


Х. Учитель кратко сообщает дальнейшие факты биографии учёного.

1941 год - невинно осуждён за якобы контрреволюционную деятельность. Находился в заключении 8 лет. Спасение находил в науке, поэзии (стихи писал с детства, в заключении написано около 100 стихотворений), живописи. После освобождения в 50- годах много занимается исследованиями по крови. В 1958 г. переезжает в Москву. Здесь много уделяет времени исследованиям по аэроионизации.

Последние годы жизни ( умер в 1964 году) писал книгу воспоминаний о Циолковском, которого никогда не забывал.


ХI. Ученик:

Он, изведавший в жизни много лишений, знал цену хлеба; много работал для развития сельского хозяйства:


Каждая корочка хлеба священна!

Каждая крошка и каждый кусок!

Хлеб - это труд беспримерно тяжёлый,

Труд на полях - безконечно высок!


Тот, кто изведал нужду и лишенья,

Тот, кто в тюрьме без конца голодал,

Ведает цену священному хлебу,

Как бы кусок ни был чёрств или мал..


Роскоши кухни, тончайшие блюда,

Яства заморские, сласти, вино -

Всё это бледно - насущного хлеба

Им заменить никогда не дано.


Да не уроним мы на пол небрежно

Да не наступим ногой мы на хлеб,

Лишний кусок сбережём для голодных,

Кто без работы, кто нищ или слеп.


ХII. Чижевский - незаурядный художник

Демонстрация некоторых картин художника:

«Закат солнца», «Вечер после дождя», «Дымка», «Журавли улетают», «Забытая дорога», «Листья падают», «Морозное солнце», «Пахнет весной» «Спустился туман» «Золото осени», «Таинственный лес».

(В тетрадях - впечатление от одной из картин)


ХIII. Итог урока

1.» Микрофон» - мне понравилось…

- не понравилось…

- хотелось бы…

- я узнал …

- особое впечатление …

2. Чижевского назвали ни много ни мало «Леонардо да Винчи ХХ века»

3. Проблемный вопрос: «Справедливо ли, по-вашему, утверждение, что талантливый человек талантлив во всём»? (Подумать дома, попробовать доказать)


ХIV. Домашнее задание. Составить текст диктанта, посвящённый А.Л.Чижевскому.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
А. Чижевский - великий учёный ХХ века.

Автор: Матюшина Наталья Викторовна

Дата: 10.02.2017

Номер свидетельства: 390323

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "А. Л. Чижевский - великий учёный ХХ века"
    ["seo_title"] => string(45) "a_l_chizhievskii_vielikii_uchionyi_khkh_vieka"
    ["file_id"] => string(6) "390314"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486737226"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства