А.И. Куприн "Гранатовый браслет". Великая сила любви, вместившаяся в душу маленького человека"
А.И. Куприн "Гранатовый браслет". Великая сила любви, вместившаяся в душу маленького человека"
Урок литературы в 8 классе разработан в рамках апробации учебника нового поколения "Литература", авторами которого яаляются А.В. Гулин и А.Н. Романова. Данный урок - реализация проектной деятельности учащихся. Работа ребят в течение определённого отрезка времени в команде, группе даёт положительные результаты, так как каждый участник проекта имеет возможность реализовать свои творческие способности, желания, умения, проявить, ранее не замеченные учителями и сверстниками, таланты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«А.И. Куприн "Гранатовый браслет". Великая сила любви, вместившаяся в душу маленького человека" »
Предмет Литература
Класс 8 «Д»
Учитель О.В. Нырова
Дата 12 апреля 2014 года
Тема урока: А.И. Куприн «Гранатовый
браслет». Великая сила любви,
вместившаяся в душу «маленького
человека»
Цели:
Обучающая: показать развитие и новое звучание в начале 20 века темы «маленького человека» на примере рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет»; продолжать развивать культурологические компетенции, создавать условия для проведения проектной деятельности
Развивающая: совершенствовать навыки владения различнымивидами речевой деятельности; показать связь литературы с другими видами искусства
Воспитательная: строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками
Технологии, применяемые на уроке: элементы проектной деятельности
Методы и приёмы: метод творческого чтения, выразительное чтение, чтение по ролям, чтение-исследование, заочная экскурсия по местам пребывания писателя
Оборудование урока: портрет А.И. Куприна, иллюстрации к рассказу, презентации учеников, фонограмма сонаты Бетховена, фильм А. Роома «Гранатовый браслет», индивидуальные папки, учебник «Литература.
8 класс, ч. 2, авт.-сост. А.В. Гулин, А.Н. Романова, иллюстрация к рассказу для рефлексии
Внутрипредметные связи: изобразительное искусство, музыка, театр, кино
Предварительная работа: формирование групп. Формулируются цели и задачи совместной творческой деятельности в рамках группы. Поисковая работа.
Ход урока
Учитель: В 1910 году Александр Иванович Куприн создал рассказ о высокой, рыцарской и безнадёжной любви. Одно из самых пронзительных и трогательных произведений о любви во всей мировой литературе – рассказ «Гранатовый браслет».
Куприн не позволил своему герою, чиновнику Желткову, самому рассказать свою историю. Напротив, он поначалу скрывает и умаляет его в наших глазах. Мы узнаём о безнадёжной влюблённости «телеграфиста» в княгиню Веру Шеину из его неловкого письма, из разговоров Веры с родными и их привычных шуток. Над этим тайным обожателем все смеются, никто не принимает его всерьёз, и сама княгиня Вера чувствует лишь раздражение и досаду от его неотвязного, хоть и незначительного присутствия в её жизни. Лишь постепенно в ходе рассказа мы приближаемся к смешному П.П.Ж., герою альбомных карикатур и хозяину гранатового браслета. И нам открывается душа удивительная, редкая, нездешним светом сияющая в дешёвой оправе бедного и скучного быта.
«Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас. (…) Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которую Богу было угодно за что-то меня вознаградить. Пусть я был смешон в Ваших глазах и глазах Вашего брата, Николая Николаевича. Уходя, в восторге говорю: «Да святится имя Твоё…» - так пишет Желтков в своём последнем предсмертном письме.
Любовь, озарившая его жизнь, возвысила маленького, заурядного человека до образа благородного рыцаря, до проникновенной музыки Бетховена. Желтков не поэт, не музыкант, не подвижник, но он становится вровень с величайшими гениями человечества, потому что все благие свершения и открытия, сделанные людьми, воодушевлялись и направлялись Любовью.
Ребята, сегодня у нас урок – представление коллективного проекта, тема которого «А.И. Куприн «Гранатовый браслет». Великая сила любви, вместившаяся в душу «маленького человека». Результаты своей поисковой деятельности представляют три творческие группы, перед каждой были поставлены определённые задачи, были даны задания. Слово предоставляется первой группе.
Первая группа. «Биографы»
Задача: дать представление о жизненном и творческом пути писателя
Александра Ивановича Куприна
Задания:
1. Подготовьте рассказ о жизни и творчестве А.И. Куприна, создайте слайдовую презентацию по биографии писателя.
2. Подготовьте сообщение о пребывании писателя в разных городах России. Обозначьте на карте самые важные для жизни и творчества писателя географические пункты.
3. Подготовьте сообщение о жизни писателя в эмиграции.
4. Расскажите о том, какую роль в творческой биографии писателя играла любовь.
Отчёт группы «Биографы»
Ребята рассказывают о жизни и творчестве А.И. Куприна, представляют слайдовую презентацию, сообщают о пребывании писателя в разных городах России и в эмиграции.
Учитель предлагает представить отчёт о своей работе второй группе.
Вторая группа. «Филологи»
Задача: сопоставить главных героев рассказа с реальными знакомыми писателю людьми; сопоставить действительные события с описанными в произведении; оценить роль художественных деталей в рассказе; показать связь сюжета рассказа с традициями мировой художественной литературы
Задания:
1. Подготовьте сообщение о работе писателя над рассказом «Гранатовый браслет», покажите, как отразились в рассказе реальные факты из жизни самого писателя или знакомых ему людей.
2. Составьте характеристики главных героев рассказа, используя цитаты из текста и собственные размышления о персонажах.
3. Раскройте роль художественных деталей в произведении. Какие из этих деталей могут быть названы символическими и почему?
4. Охарактеризуйте роль пейзажных фрагментов в рассказе «Гранатовый браслет», раскройте их философский подтекст.
5. Покажите, как образы героев и сюжет рассказа связаны с традициями мировой литературы. С кем из «вечных образов» можно сопоставить Желткова?
6. Согласны ли вы с тем, что в рассказе «Гранатовый браслет» А.И. Куприн творчески использует мотивы сентиментальной литературы? Обоснуйте свою точку зрения.
Отчёт группы «Филологов»
Ребята сообщают о работе писателя над рассказом «Гранатовый браслет», рассказывают о связи реальных фактов из жизни Куприна и знакомых ему людей с сюжетом рассказа и его героями. Дают характеристики главным героям произведения, характеризуют роль пейзажных фрагментов в «Гранатовом браслете», а также показывают связь сюжета рассказа с традициями мировой литературы.
Учитель предлагает слово третьей группе.
Третья группа. «Искусствоведы»
Задача: показать связь рассказа с другими видами искусства
Задания:
1. Посмотрите фильм «Гранатовый браслет» по рассказу А.И. Куприна (режиссёр А. Роом. 1964 г.). Подготовьте рецензию на него. Выберите фрагменты для просмотра в классе. Составьте вопросы, подготовьте комментарии и справочные материалы, которые помогут вашим одноклассникам оценить представленный фильм.
2. Создайте галерею образов «Гранатового браслета», используя портреты конца 19 – начала 20 века. Представьте её одноклассникам в форме альбома репродукций или слайдовой презентации.
3. Подготовьте сообщение о фортепианных сонатах Л.В. Бетховена. Организуйте прослушивание в классе музыкального фрагмента, указанного в тексте рассказа А.И. Куприна. Поясните, почему именно это произведение писатель вводит в художественный мир рассказа.
Отчёт группы «Искусствоведов»
Группа «Искусствоведов» предварительно познакомила ребят с фильмом «Гранатовый браслет» по рассказу А.И. Куприна (режиссёр А. Роом. 1964 г.). Представила рецензию на него. Галерея образов «Гранатового браслета» была представлена в форме альбома. Также было организовано прослушивание музыкального фрагмента, указанного в тексте.
Учитель:
- Ребята, сегодня на уроке мы посмотрели фрагмент из фильма «Гранатовый браслет» режиссёра А. Роома, послушали медленную часть Andante appassionato из Второй сонаты для фортепиано Людвига Ван Бетховена, посмотрели слайдовую презентацию по биографии А.И. Куприна, узнали о реальных фактах из жизни писателя и о том, как они отразились в рассказе.
Рефлексия: Ребята, продолжите фразу: Моё настроение в конце урока…
Оценки за урок.
Задание на дом: дать развёрнутый ответ на вопросы: почему в 20 веке тема «маленького человека» зазвучала по-новому? В чём отличие «маленького человека» от «мелкого»?