Бисиркина М.Н.
Литература . Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений под ред. Г.И.Беленького.
Тема: Поэма М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Цель: знакомство с поэмой М.Ю.Лермонтова «Песня…».; формирование навыка анализа поэтического произведения.
№ п-п | Задача | Уровень 1 | Уровень 2 | Уровень 3 |
| Предметные | | | |
| - понимать связь «Песни...» с эпохой написания | Определите ,когда написано произведение: 1818 1831 1837 1838 | Проанализируйте содержание «Песни…» и объясните ,как она связана с судьбами А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова | Как ,по твоему мнению, отражается судьба автора на его произведениях. Обоснуй свою точку зрения. Приведи примеры. |
| - формировать умение определять жанровую принадлежность произведения | Определите жанр «Песни…» Ода Историческая песня Поэма Песня | Какое определение соответствует жанру «Песни…» 1…рассказывает о каких-либо значительных событиях в жизни государства или царей,полководцев и т.д. 2. …. Вид лиро-эпического произведения, с развернутым сюжетом. | Продолжите логический ряд: Поэмы: «Руслан и Людмила», «Полтава».. Былины: «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Микула Селянинович»,…. |
| - уметь находить необходимый цитатный материал | Определите средства выразительности: 1.речью ласковой, дуиой крепкою 2. смутился думою, свеча теплится | Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства: Эпитеты…. Метафоры … Сравнения… | Составь свой текст ,используя изобразительно выразительные средства. |
| Метапредметные | | | |
| - учить находить проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы | Правым ли считает себя Калашников, вступив в кулачный бой с Кирибеевичем? Какова оценка Лермонтова? Найдите фразу, которая позволяет Калашникову считать себя правым? | Справедлив ли суд Ивана Грозного ?Можно ли назвать судом волю одного человека.пусть даже царя? | Предложите альтернативный вариант решения проблемы защиты чести и достоинства, справедливого суда. Обоснуйте свою точку зрения. |
| Учить работать с разными источниками информации | Какие черты сурового быта 16 века, о которых писал автор «Домостроя» , отразил в своей поэме М.Ю.Лермонтов. | Сравните черты быта 16 века и сегодняшнего дня. Составьте таблицу. | Какие устои домашней жизни, по твоему мнению , следовало бы сохранять и сегодня. Почему? |
| Личностные | | | |
| Воспитывать уважительное отношение к русской литературе | Назови произведения М.Ю. Лермонтова, которые больше тебе понравились? | Порекомендуй своим друзьям произведения М.Ю.Лермонтова для чтения. Объясни свой выбор. | Как вы понимаете слова И.А.Андронникова «Поэма заставляла задумываться о судьбах и правах личности» |
| Развивать духовно-нравственные качества личности через уважение к семейным ценностям | Составьте сравнительную характеристику личных качеств Калашникова и Кирибеевича . | Какие личностные качества героев «Песни» тебе импонируют .Почему? | По твоему мнению, нужно ли в современном мире решать подобные проблемы с позиции силы. Объясни свою позицию. |
| | Вопросы для проверки, таблицы. | Напоминания и подсказки | Вопросы на осмысление |