Актуальность исследования. Актуальность исследования обусловлена культурным феноменом – творческим наследием декабристок.
Возрождение лучших традиций русской культуры становится актуальным, и декабризм вновь волнует своей неоднозначной оценкой.
Актуальность исследования обусловлена еще и тем, что именно с периода ссылки декабристов приезда их жен, в Сибири начинается новый период в просветительской жизни.
Объект исследования - общественное движение в России во второй четверти XIX века.
Предмет исследования – просветительская деятельность жен декабристов в Сибири со второй половины 20-х гг.- до середины 50-х гг. XIX века.
Целью исследования является анализ просветительской деятельности жен декабристов в Сибири. Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
- выявить условия формирования декабристской идеологии;
- рассмотреть причины, побудившие декабристов и их жен заниматься просветительской деятельностью в Сибири;
- проанализировать основные направления просветительской деятельности декабристок в Сибирском регионе.
Территориальные рамки исследования включают территорию Западной и Восточной Сибири в период второй половины 20-х гг.- до середины 50-х гг. XIX века.
Хронологические рамки исследования определяются периодом ссылки декабристов в Сибири: нижняя граница – вторая половина 20-х годов XIX века; верхняя граница - середина 50-х годов XIX столетия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Жены декабристов в Сибири.»
Оглавление
Абстракт
3-4
I. Введение
5-6
II. Исследовательская часть
7-20
1.Становление и развитие отношений в среде декабристов и их близких
7-14
1.1. Формирование декабристкой идеологии, восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года
7-8
1.2. Декабристы и их жены, любимые
9-14
2.Идейная эволюция жен декабристов после 1825 года, и их отношение к просвещению народов Сибири
15-20
2.1.Уровень просвещения и быта сибирского населения до прибытия ссыльных декабристов и их жен
15
2.2. Просветительская деятельность жен декабристов в Сибири
15-20
III. Заключительная часть
21-22
Список литературы
23
Отзыв
24
Рецензия
25
Приложение 1
26
Приложение 2
27
Приложение 3
28
Приложение 4
29
Приложение 5
30
Приложение 6
31
Приложение 7
32
Абстракт
Актуальность исследования. Актуальность исследования обусловлена культурным феноменом – творческим наследием декабристок.
Возрождение лучших традиций русской культуры становится актуальным, и декабризм вновь волнует своей неоднозначной оценкой.
Актуальность исследования обусловлена еще и тем, что именно с периода ссылки декабристов приезда их жен, в Сибири начинается новый период в просветительской жизни.
Объект исследования - общественное движение в России во второй четверти XIX века.
Предмет исследования – просветительская деятельность жен декабристов в Сибири со второй половины 20-х гг.- до середины 50-х гг. XIX века.
Целью исследования является анализ просветительской деятельности жен декабристов в Сибири. Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
- выявить условия формирования декабристской идеологии;
- рассмотреть причины, побудившие декабристов и их жен заниматься просветительской деятельностью в Сибири;
- проанализировать основные направления просветительской деятельности декабристок в Сибирском регионе.
Территориальные рамки исследования включают территорию Западной и Восточной Сибири в период второй половины 20-х гг.- до середины 50-х гг. XIX века.
Хронологические рамки исследования определяются периодом ссылки декабристов в Сибири: нижняя граница – вторая половина 20-х годов XIX века; верхняя граница - середина 50-х годов XIX столетия.
Методология и методы исследования
В процессе исследования были рассмотрены труды отечественных учёных, в которых раскрывается понимание культурного наследия декабристов и их жен.
Использовались следующие методы исследования: описание, анализ, синтез, историко-сравнительный. Так, с помощью историко-сравнительного метода было проведено сравнение уровня просвещения в Сибири до появления декабристов, их жен и в период их ссылки.
Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы. Во введении отражены актуальность темы, объект, предмет, цель и задачи, хронологические рамки, определены методы исследования, рассмотрена историография.
В первой главе рассматриваются условия формирования и основные черты декабристской идеологии, отношений с близкими что во многом имело предопределение их дальнейшей судьбы и деятельности.
Во второй главе внимание уделено научно-преподавательской, литературной и музыкальной деятельности жен декабристов в Сибири.
Abstract The relevance of the study. The relevance of the study due to the cultural phenomenon of creative heritage of the Decembrists. The revival of the best traditions of Russian culture becomes relevant again and Decembrism care of their ambiguous assessment. The urgency of research is caused by the fact that from the period of exile of the Decembrists arrival of their wives, in Siberia begins a new period in the educational life. Object of research - social movement in Russia in the second quarter of the nineteenth century. Subject of research - educational activities wives of the Decembrists in Siberia in the second half of the 20th gg.- to mid-50s. XIX century. The aim of the study is the analysis of educational activities of the wives of the Decembrists in Siberia. Goal involves the following tasks: - identify the conditions for the shaping of the Decembrist ideology; - to examine the reasons that prompted the Decembrists and their wives to engage in educational activities in Siberia; - to analyze the main directions of educational activities of the Decembrists in the Siberian region. Territorial framework of research includes the territory of Western and Eastern Siberia during the second half of the 20-ies until the mid 50-ies of the XIX century. Chronological frameworks of research are determined by the period of exile of the Decembrists in Siberia: lower limit of second half of 20-ies of the XIX century; the upper boundary is the mid 50-ies of the XIX century. Methodology and research methods In the research process reviewed the works of Russian scientists, which reveal the understanding of the cultural heritage of the Decembrists and their wives. We used the following research methods: description, analysis, synthesis, historical and comparative. So, with the help of the historical-comparative method was a comparison of the level of education in Siberia before the advent of the Decembrists, their wives and during their exile. The structure of the work. The work consists of introduction, two chapters, conclusion, list of sources and references. The introduction reflects the urgency of the topic, the object, subject, aim and objectives, timelines, identified research methods, and considered by historians. The first Chapter discusses the conditions of formation and the main features of the Decembrist ideology, relationships with loved ones that have had largely the determination of their future destinies and activities. In the second Chapter attention is paid to academic, literary and musical activities of the wives of the Decembrists in Siberia.
I. Введение
В моем понимании «подвиг» всегда ассоциировался с войной, бесстрашием, жизнью – вспышкой. Сразу представляю Данко с горящим сердцем в руках, ведущего за собой свое племя (Горький «Старуха Изергиль»). Однако, прочитав поэму А. Н. Некрасова «Русские женщины», а следом статью А.Н. Копылова «Декабристы и Сибирь», я пришла к выводу, что «подвиг» - слово многоликое. Решение жен декабристов ехать за любимыми в Сибирь, отказаться от титула, наследства, семьи – это тоже подвиг.
В классе я нашла единомышленника Осипову Татьяну. Нам стало интересно, захотелось узнать о судьбе этих женщин, их деятельности в Сибири.
Как устроилась жизнь дам- аристократок в таком забытом когда – то Российской империей месте, куда ссылали уголовников, чем они занимались? Вся наша работа направлена на освещение этих вопросов.
Актуальность исследования. Актуальность исследования обусловлена культурным феноменом – творческим наследием декабристок.
Возрождение лучших традиций русской культуры становится актуальным, и декабризм вновь волнует своей неоднозначной оценкой. Декабризм как многогранное общественно-культурное явление в жизни русского дворянства первой половины XIX века породил целую плеяду культурных деятелей, судьбы которых переплелись с Сибирью.
Актуальность исследования обусловлена еще и тем, что именно с периода ссылки декабристов приезда их жен, в Сибири начинается новый период в просветительской жизни.
Объект исследования - общественное движение в России во второй четверти XIX века.
Предмет исследования – просветительская деятельность жен декабристов в Сибири со второй половины 20-х гг.- до середины 50-х гг. XIX века.
Целью исследования является анализ просветительской деятельности жен декабристов в Сибири. Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
- выявить условия формирования декабристской идеологии;
- рассмотреть причины, побудившие жен декабристов заниматься просветительской деятельностью в Сибири;
- проанализировать основные направления просветительской деятельности декабристок в Сибирском регионе.
Территориальные рамки исследования включают территорию Западной и Восточной Сибири в период второй половины 20-х гг.- до середины 50-х гг. XIX века.
Хронологические рамки исследования определяются периодом ссылки декабристов в Сибири: нижняя граница – вторая половина 20-х годов XIX века; верхняя граница - середина 50-х годов XIX столетия.
Методология и методы исследования
В процессе исследования были рассмотрены труды отечественных учёных, в которых раскрывается понимание культурного наследия декабристов и их жен.
Использовались следующие методы исследования: описание, анализ, синтез, историко-сравнительный метод. Так, с помощью историко-сравнительного метода было проведено сравнение уровня просвещения в Сибири до появления декабристов, их жен и в период их ссылки.
Историография
Труд В.И. Семевского «Политические и общественные идеи декабристов» очень значителен. Ученый особенному анализу подверг деятельность основных декабристских обществ, проекты и программные документы, разработанные их лидерами: проекты конституции Никиты Муравьева, «Русская правда» Пестеля и др. Анализ данного исследования хорошо раскрывает вопрос становления и развития декабристкой идеологии.
В.О. Ключевский, выясняя идейные истоки декабризма, сделал вывод, что новые взгляды и вкусы привили русским дворянам французская философия и французская литература.
Происхождению, идеологии, развитию, характеристике обществ Северного и Южного, восстанию декабристов, расправе с ними- посвящено исследование В.М. Боковой «Декабристы и их время».
При рассмотрении и анализе просветительской деятельности декабристов, их жен в Сибири научный интерес представляло издание «История Сибири» Том III. В данной работе подробно рассмотрены вопросы, касающиеся жизни и деятельности декабристов в период ссылки, процесс социально-экономического, политического и культурного развития Сибири, вклад ссыльных жен декабристов в культурное развитие региона.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в качестве вспомогательного материала при подготовке к урокам по теме «Движение декабристов», написании рефератов учащимися.
Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы. Во введении отражены актуальность темы, объект, предмет, цель и задачи, хронологические рамки, определены методы исследования, рассмотрена историография.
В первой главе рассматриваются условия формирования и основные черты декабристской идеологии, отношений с близкими что во многом имело предопределение их дальнейшей судьбы и деятельности.
Во второй главе внимание уделено научно-преподавательской, литературной и музыкальной деятельности жен декабристов в Сибири.
II. Исследовательская часть
1.Становление и развитие отношений в среде декабристов и их близких
Формирование декабристкой идеологии, восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года
Противоречие между передовой мыслью и русской действительностью бросалось в глаза: в России законы не были одинаковы для всех граждан. Юношеская мысль от наблюдений русской действительности устремлялась к книге, а от книги опять к русской действительности. Сомнение в справедливости самодержавного строя рано пробудилось в молодых умах.
Большинство из декабристов были воспитаны на идеалах французских просветителей: Вольтера, Дидро, Руссо, Монтескье. Декабристы впитали идеи гражданского равенства, политической свободы, идеи конституционного устройства государства, выступали против самодержавия. Огромное влияние на формирование просветительских взглядов декабристов оказала запрещенная книга великого русского писателя 18 века А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Жестокие картины крепостного права и самодержавия, которые возмущали душу Радищева, совпадали с той действительностью, которая окружала юношей.
Значительную роль также сыграла Отечественная война 1812 года, вызвавшая невиданный патриотический подъем всего русского общества. Многие из офицеров прошли в юном возрасте великое испытание Отечественной войной, проделали заграничные походы, победителями вошли в Париж. Тогда тысячи молодых офицеров впервые увидел, что можно жить иначе, чем в России и вернулись из-за границы убежденными противниками самодержавия, крепостничества.
Декабрь 1825 года принёс Российской Империи не только зимнюю стужу, но и смену монарха. А вместе с этим - попытку государственного переворота, беспрецедентную по своему характеру и сути. Все события эпохи дворцовых переворотов не шли ни в какое сравнение с тем, что случилось в тот день на Сенатской площади Санкт-Петербурга.
Представители дворянства желали не заменить главу государства, а не допустить его восшествие на престол, упразднить самодержавие как форму государственной власти и отменить крепостное право.
Напряжение в стране нарастало. В итоге Константин Павлович всё же подписал отречение в пользу своего младшего брата - Великого князя Николая Павловича. Как известно из учебников истории и не только из них, попытка декабристов совершить революцию провалилась. Николай I всё-таки занял российский трон, а группа дворян, возглавивших это восстание была заключена под стражу и подвергнута суду со всеми вытекающими из этого последствиями.
Под следствие по делу о восстании на Сенатской площади попали почти 600 человек. Из них многие были приговорены к смертной казни, но некоторым из них приговор заменили ссылкой в Сибирь пожизненно или сроком на 20 лет. В числе сосланных большинство были дворянского происхождения, некоторые - с княжеским титулом.
В связи с тем, что в восстании приняло участие немало военных в офицерских чинах, многие из них были разжалованы в солдаты и сосланы на Кавказ, а также на фронта русско-персидской и русско-турецкой войн. Из почти 170 человек в середине 1830-ых годов домой вернулись чуть больше тридцати.
Появление в Сибири столь значительного количества совершенно необычных по своему статусу - княжескими титулами обладали С.Г. Волконский, В.М. Голицын, Е.П. Оболенский, А. И. Одоевский, С.П. Трубецкой; офицерами были А.А. Быстрицкий, А.Е. Мозалевский, В.Н. Соловьев и И.И. Сухинов; рядовые П. Долговязов, Т. Мезенцев, С. Рытов - и по своим убеждениям ссыльных создавало для правительства определенные трудности. Прежняя система уголовной ссылки не годилась, потому что предоставляла каторжанам возможность проживать без охраны в казармах или на квартирах с семьями, а поселенцам — через 10 лет переходить в одно из податных сословий, свободно проживать и даже передвигаться в пределах Сибири, заниматься любым видом производственной деятельности, что диктовалось необходимостью заселения и хозяйственного освоения сибирских просторов. Ссылка Декабристов должна была решить, по меньшей мере, 2 задачи: во-первых, устрашить дворянство и удержать его в дальнейшем от возмущений; во-вторых, изолировать «государственных преступников» от русского общества, не допуская их влияния на него.
«Политическая смерть», к которой приговаривались декабристы, означала полное юридическое бесправие, т. е. потерю гражданских и частных семейных прав. «Политические мертвецы» могли получать известия и помощь от родственников, если таково было желание последних, но связь эта была односторонней, т. к. права переписки они были лишены. Жены осужденных, с разрешения церкви, освобождались от уз прежнего брака и имели право вступить в новый. До 1825 в официальном браке состояли 23 декабриста, но только 3 женщины, да и то не сразу, воспользовались этой возможностью. Девять жен (Е.И. Трубецкая, М.Н. Волконская, А.Г.Муравьева, Е.П.Нарышкина, Н.Д.Фонвизина, А.В.Ентальцева, М.К.Юшневская, А.И. Давыдова и А.В.Розен), преодолев немало препятствий, поехали за своими мужьями в Сибирь. Остальные поддерживали их материально и морально. Полностью прекращались имущественные отношения. Имущество тех, кто до вынесения приговора успел написать завещание, переходило к объявленным в нем наследникам; с теми, кто этого не сделал, поступали по закону «точно так, как бы он умер».
Декабристы и их жены, любимые
За своими мужьями в сибирскую ссылку добровольно отправились 11 женщин. Их мало кто помнит поимённо, но память об их поступке жива. Вот их имена:
Екатерина Ивановна Трубецкая,
Мария Николаевна Волконская,
Александра Григорьевна Муравьева,
Елизавета Петровна Нарышкина,
Наталья Дмитриевна Фонвизина,
Александра Васильевна Ентальцева,
Мария Казимировна Юшневская,
Александра Ивановна Давыдова,
Анна Васильевна Розен,
Камилла Петровна Ивашева,
Прасковья Егоровна Анненкова (Полина Гебль).
Екатерина Ивановна Трубецкая (1800-1854) (Приложение 1)
Екатерина Ивановна Трубецкая была первой из жён декабристов, принявшей решение отправиться вслед за мужем в Сибирь. Супруг был её на 10 лет старше, но, судя по свидетельствам современников и личным письмам, из которых часть сохранилась, она очень любила мужа и совершила свой отважный поступок не из какого-то расчёта, а исключительно из желания разделить судьбу любимого человека.
Екатерина Ивановна Трубецкая, урожденная Лаваль, – дочь французского эмигранта, члена Главного правления училищ, позднее — управляющего 3-й экспедицией особой канцелярии Министерства иностранных дел. Мать ее – из очень богатой семьи. Екатерина (как и ее две сестры) получила прекрасное образование, подолгу жила в Европе.
Как ни странно, родители поддержали решение Екатерины Ивановны и постарались ей оказать всю возможную поддержку в этом нелёгком начинании. Она выехала в Сибирь буквально через день после отправки её мужа из Петропавловской крепости и уже в сентябре 1826 года добралась до Иркутска.
В Иркутске местным властям удалось задержать её почти на полгода под самыми различными предлогами и уговорами отказаться от своей затеи. Княгиня Трубецкая была непреклонна.
В их доме устраивались великолепные балы, дипломатические приемы, ставились спектакли, проводились праздники, литературные и музыкальные вечера с участием известных артистов, изысканные обеды до 600 человек. Здесь перебывал весь петербургский свет во главе с императором Александром I, здесь читали свои сочинения Карамзин, Жуковский, Грибоедов, Вяземский, Пушкин…
Екатерина знала об участии мужа в тайном обществе, при ней открыто велись разговоры о необходимости переустройства общества.
В Иркутске Трубецкая провела 5 месяцев, все это время губернатор Цейдлер, по предписанию из Петербурга, уговаривал её вернуться назад. Однако Екатерина Ивановна оставалась твердой в своём решении. Через некоторое время туда же прибыла и Мария Волконская.
Только в феврале 1827 г. состоялась встреча Екатерины и Сергея Трубецких в Благодатском руднике.
Мария Николаевна Волконская (1805-1863) (Приложение 1)
Она была самой молодой из жен декабристов. Родилась в семье генерала Н. Раевского, героя Отечественной войны 1812 г. По линии матери – правнучка М.В. Ломоносова.
Получила домашнее образование, свободно говорила на французском и английском языках, играла на фортепьяно и пела, обладала прекрасным голосом.
С 1817 г. с семьей Раевских дружил Пушкин, особенно дружеские отношения у них были во время южной ссылки Пушкина, он посвятил несколько своих стихотворений Марии Раевской: «Редеет облаков летучая гряда…» (1820); «Таврида» 1822); «Ненастный день потух…» (1824); «Буря» (Ты видел деву на скале…).
Ее пением и обаянием был очарован и князь Сергей Волконский. Он часто стал бывать в их доме и, наконец, решился сделать предложение Марии. Они обвенчались 11 января 1825 года. Сергею Волконскому было 37 лет, а Марии – 19.
В конце 1825 года Мария жила в имении родителей, ожидая ребенка, и не знала о событиях на Сенатской площади, вообще ничего не знала о его участии в тайном обществе. 2 января у них родился сын Николай, а 7 января Волконский был арестован. Его арест, а также арест ее братьев, Александра и Николая, и арест ее дяди Василия Львовича Давыдова от Марии долго скрывали.
Оправившись после родов, она поехала в Петербург, чтобы увидеться с мужем, но для этого ей понадобилось обращение к императору Николаю I, что она и сделала. А после оглашения приговора декабристам она сразу же приняла решение следовать за мужем. Ее отговаривали все родные, отец даже согласен был на ее развод с Волконским, но все было тщетно: Мария впервые ослушалась отца.
22 декабря 1826 г. княгиня Волконская выезжает к мужу в Сибирь. По пути она останавливается в Москве у родственницы Зинаиды Волконской, которая устраивает вечер в честь нее. На этом вечере присутствовал Пушкин.
…Первое свидание с С. Волконским, который находился в Благодатском руднике, произошло на виду у всех. Мария встала на колени перед мужем и поцеловала его кандалы…
Александра Григорьевна Муравьева (1804-1832) (Приложение 1)
Декабристы называли Александру Муравьеву своим ангелом-хранителем. В ней действительно было что-то поэтически-возвышенное, хотя и была она простодушна и необыкновенно естественна в отношениях с людьми.
Она была дочерью действительного тайного советника Григория Ивановича Чернышева и сестрой декабриста З.Г. Чернышева. Жена Никиты Муравьева.
Когда мужа арестовали, она ждала третьего ребёнка, но решила следовать за мужем, получила разрешение 26 октября 1826 г. Оставив у свекрови троих малолетних детей, отправилась в Сибирь. Проездом в Москве виделась с Пушкиным, который передал ей свои стихи, адресованные декабристам, «Во глубине сибирских руд…» и послание к И. Пущину («Мой первый друг, мой друг бесценный…».
Она была фрейлиной Императорского двора и женой декабриста М.М. Нарышкина.
Она из прославленного дворянского рода Коновницыных. Ее отец, Петр Петрович Коновницын, – герой войны 1812 г. Он принимал участие в большинстве военных кампаний, которые вела Россия в конце XVIII – начале XIX века, участвовал в боях при Островне, Смоленске, Валутиной горе. «Военная энциклопедия» XIX века сообщает: «5 августа он защищал в Смоленске Малаховские ворота, причем был ранен, но до вечера не позволил сделать себе перевязки и одним из последних оставил город».
Елизавета была старшим ребенком в семье и единственной дочерью. Два ее брата тоже стали декабристами.
В 1824 г. Елизавета Петровна вышла замуж за полковника Тарутинского пехотного полка М. М. Нарышкина, богатого и знатного светского человека. Он был членом Союза благоденствия, затем Северного общества. Участвовал в подготовке восстания в Москве. Был арестован в начале 1826 года.
Елизавета Петровна не знала о принадлежности мужа к тайным обществам, и его арест был для нее ударом. М.М. Нарышкина осудили по IV разряду и приговорили к каторжным работам на 8 лет.
У них не было детей (дочь умерла в младенчестве), и женщина решает последовать за мужем. В письме к своей матери Елизавета Петровна написала, что поездка на каторгу к мужу необходима для ее счастья. Только тогда она обретет душевный покой. И мать благословила ее на эту судьбу.
Ее муж, генерал М.А. Фонвизин, был доставлен в Петропавловскую крепость в январе 1826 г. с царским напутствием: «Посадить, где лучше, но строго, и не давать видеться ни с кем». Отставной генерал-майор Фонвизин, член Северного общества декабристов, был осужден по IV разряду как виновный «в умысле на цареубийство согласием, в 1817 г. изъявленным, в участии в умысле бунта принятием в тайное общество членов». Местами поселения Фонвизиных были Енисейск, затем Красноярск, с 1838 г. – Тобольск.
Наталья Фонвизина в это время была беременна вторым ребенком, старшему сыну Дмитрию было 2 года. Она прибыла в Читу уже в 1827 г.
Она была младше мужа на 11 лет, но в духовном и нравственном отношении превосходила его. Это был незаурядная личность: в юности она пыталась бежать в монастырь, но затем резко поменяла взгляды и вышла замуж за своего двоюродного дядю. Ее характер сравнивают с характером пушкинской Татьяны Лариной, существует даже мнение о том, что именно она и послужила прообразом этой героини.
Александра Васильевна Ентальцева (1783-1858) (Приложение 2)
У нее была очень трудная судьба. Она рано лишилась родителей. Брак с декабристом А.В. Ентальцевым был для нее вторым. Герой Отечественной войны 1812 г., он был членом Союза благоденствия, а затем тайного Южного общества.
Арестован и осужден на 1 год каторжных работ и на поселение в Сибири. Александра Васильевна приехала за мужем в Читинский острог в 1827 г.
Мария Казимировна Юшневская (1790-1863) (Приложение 2)
Жена декабриста А.П. Юшневского с 1812 г. Из дворянской семьи. В девичестве Круликовская.
А.П. Юшневский был членом Южного тайного общества, был приговорен к I разряду на пожизненную каторгу.
Прибыла Сибирь только в 1830 г., хотя прошение подала еще в 1826 г. Промедление было связано с тем, что с ней хотела ехать ее дочь от первого брака, но разрешение на это получено не было.
Александра Ивановна Давыдова (1802-1895) (Приложение 2)
Об этой женщине известно меньше всех. Она была дочерью губернского секретаря И.А. Потапова. Необыкновенно кроткая и милая, она была пленена раз и навсегда лейб-гусаром, весельчаком и остроумцем Василием Давыдовым. Усадьба Давыдовых в Каменке Киевской губернии была их родовым имением, с которым связаны имена многих декабристов, Пушкина, Раевского, генерала Орлова, Чайковского. Василий Львович Давыдов, отставной полковник, участник Отечественной войны 1812 года, был членом тайного Южного общества, председателем Каменской управы Тульчинской Думы. В его доме и жила Александра, но обвенчались они только в 1825 г., когда у них родился пятый ребенок.
Когда Василий Давыдов был осужден по I разряду и отправлен на каторгу, ей было всего 23 года и уже шестеро детей, но она приняла решение следовать за мужем в Сибирь. Александра Ивановна решилась на это и, разместив детей у родных, отправилась в путь. Она одна понимала и чувствовала, что ее весельчак муж очень нуждается в ней, т.к. вынесенный приговор сломил его. Позже он писал детям: «Без нее меня уже не было бы на свете. Ее безграничная любовь, ее беспримерная преданность, ее заботы обо мне, ее доброта, кротость, безропотность, с которою она несет свою полную лишений и трудов жизнь, дала мне силу все перетерпеть и не раз забывать ужас моего положения».
Она прибыла в Читинский острог в марте 1828 г.
Анна Васильевна Розен (1797-1883) (Приложение 3)
Ее отец, В.Ф. Малиновский, был первым директором Царскосельского лицея. Лицеисты с большим уважением и любовью относились к Малиновскому, ценя его ум и доброту.
Анна получила хорошее образование, знала иностранные языки (английский и французский), много читала. С будущим мужем Андреем Евгеньевичем Розеном она познакомилась через своего брата Ивана – они оба были офицерами и участвовали в Итальянском походе.
Брак Розенов был очень счастливым, отличавшимся взаимопониманием, нежностью, родством интересов и взглядов на жизнь.
Он не состоял в тайном обществе, но накануне восстания был приглашен на совещание к Рылееву и князю Оболенскому, которые просили его в день новой присяги императора привести на Сенатскую площадь как можно больше войск. В ночь на 14 декабря Андрей Розен рассказал жене о готовящемся восстании, в котором он будет принимать участие. Во время восстания он не выполнил приказ усмирять восставших.
Его арестовали 22 декабря 1825 г. и заключили в Петропавловскую крепость, он был приговорен к 10 годам каторжных работ. Позже срок был сокращен до 6 лет. Провожать мужа на каторгу Анна Васильевна Розен пришла с сыном, которому было 6 недель от роду. Она хотела немедленно ехать за ним в Сибирь, но он сам попросил ее о том, чтобы она побыла с сыном хотя бы до тех пор, когда он начнет ходить и говорить. Когда мальчик немного подрос, его забрала на воспитание родная сестра Анны Васильевны, Мария, и в 1830 г. Анна отправилась в Сибирь.
Француженка. Ее отец, Ле-Дантю, республиканец по убеждениям, бежал от Наполеона сначала в Голландию, а затем в Россию, в Симбирск. Ее мать, Мари-Сесиль, поступила гувернанткой в семью помещика Ивашева. Так произошло знакомство Камиллы и В.П. Ивашева, будущего декабриста, кавалергардского офицера, художника и музыканта. Он состоял в тайных обществах: Союзе благоденствия и Южного общества. Был приговорен к 20 годам каторжных работ. Камилла решила соединить свою судьбу с ним именно в момент его состояния каторжника.
Прасковья Егоровна Анненкова (1800-1876)
(Приложение 3)
Родилась в Лотарингии, в замке Шампиньи (Франция). В девичестве Жанетта Полина Гебль. Ее отец был наполеоновским офицером, награждён орденом Почётного легиона.
Она приехала в Москву в 1823 г. на работу в качестве модистки торговой фирмы «Дюманси». Магазин фирмы «Дюманси» часто посещала А.И. Анненкова, ее всегда сопровождал сын, Иван Анненков, в то время блестящий офицер и красавец. Молодые люди сразу заметили друг друга, вспыхнула любовь. Анненков был единственный наследник громадного состояния, и Полина прекрасно понимала, что его мать никогда не даст согласия на неравный брак. Несмотря на это, Анненков предлагал ей обвенчаться тайно, но Полина не дала на это согласия. 19 декабря 1825 года И. А. Анненков был арестован (он был членом Северного общества), отправлен в Выборгскую, а затем в Петропавловскую крепость. На следствии вёл себя достойно. Осуждён по II разряду и приговорён к 20 годам каторжных работ, позднее срок сократили до 15 лет.
Всё это время Полина находилась в Москве. Она знала о событиях в Петербурге, переживала, но она была беременна и скоро должна была родить. Сразу же после рождения дочери она едет в Петербург и ищет возможности встретиться с Анненковым, платит унтер-офицеру, чтобы он передал ему записку. Она снова возвращается в Москву к матери Анненкова и просит, чтобы та помогла сыну, используя все свои связи, а в это время сам Анненков, не получая некоторое время никаких вестей от Полины, пытается покончить с собой: он думает, что Полина его бросила. Его едва спасают.
10 декабря Анненкова отправляют в читинский острог, а Полина сразу же начинает ходатайствовать о разрешении отправиться вслед за ним. Узнав, что император будет на маневрах у города Вязьмы в мае 1827 г., Полина едет туда и, прорвавшись к императору, падает перед ним на колени. Император Николай I был тронут силой любви этой иностранки, почти не знавшей русского языка и собравшейся в Сибирь вслед даже не за мужем, а за любимым человеком. Он сказал ей:
- Это ведь не ваша родина, сударыня! Вы будете там глубоко несчастны.
- Я знаю, государь. Но я готова на всё!
Оставив дочь у матери Анненкова, она отправилась в Сибирь. В Иркутске Цейдлер задержал её, уговаривая вернуться, как раньше уговаривал Трубецкую и Волконскую. Но Полина была непреклонна и в конце февраля последовала дальше. Приезд Полины был очень важен для Анненкова. «Без неё он бы совершенно погиб», – писал декабрист И.Д. Якушкин.
4 апреля 1828 года в деревянной Михайло-Архангельской церкви Читы состоялось венчание Полины с Иваном Александровичем. Только на время венчания с жениха были сняты кандалы.
16 мая 1829 года у них родилась дочь Анна. В 1830 году – Ольга. Сыновья: Владимир, Иван, Николай. Всего у нее было 18 родов, но выжили только 6 детей. История любви Полины Гёбль и Ивана Анненкова стала основой романа А. Дюма «Учитель фехтования», а режиссёр В. Мотыль рассказал об их любви в кинофильме «Звезда пленительного счастья». Композитор Ю. А. Шапорин написал оперу «Декабристы», которая в первой редакции называлась «Полина Гёбль».
2.Идейная эволюция жен декабристов после 1825 года, и их отношение к просвещению народов Сибири
2.1.Уровень просвещения и быта сибирского населения до прибытия ссыльных декабристов и их жен
В первой половине XIX в. Просвещение в России, распространялось крайне медленно, тем более среди широких народных масс. Это соответствовало идеологическим установкам крепостников, которые считали «обучение грамоте всего народа принесло бы более вреда, нежели пользы». Но давление передовой общественности, которая поддерживала идею введения всеобщего образования, вынуждали правительство проявлять некоторое внимание к вопросу о развитии школьного дела.
По Уставу страна была поделена на округа. Сибирь вошла в состав Казанского округа.
Положения Устава 1804 г., вскоре стали нарушаться, особенно в годы реакции, наступившей после подавления восстания декабристов.
Развитие гражданской школы Сибири имело много общих черт с развитием просвещения европейских губерний России. Количество школ было малочисленно.
2.2 Просветительская деятельность жен декабристов в Сибири
Одним из направлений просветительской деятельности ссыльных декабристов в Сибири поистине можно считать научно-преподавательскую, поскольку именно ими были во многом заложены педагогические основы, имеющие принципиальное значение для просвещения Сибири.
Полина Анненкова – живая, подвижная, трудолюбивая – с утра до вечера занималась хозяйством: сама готовила, ухаживала за огородом, помогала всем, чем только могла, учила жён декабристов готовить и вести хозяйство. Часто по вечерам её новые подруги приходили к ней в гости, Полина заражала всех своим оптимизмом, рядом с ней было легко и уютно.
Несмотря на то, что дамы были разного происхождения, возраста, образования и даже различного социального положения, в решении поддержать своих мужей они оказались на удивление единодушны.
М. Волконская с Е. Трубецкой поселилась в крестьянском доме. Они помогали своим мужьям, а также другим декабристам всем, чем только могли: готовили им пищу, чинили белье, поддерживали связь с родственниками, писали письма. Их очень уважали местные жители, они умели создать вокруг себя атмосферу доброжелательности, уюта, их поведение отличалось полным отсутствием аристократического высокомерия. Они помогали деньгами и одеждой даже беглым разбойникам, которые, будучи пойманными, не выдали их.
Все, что получали декабристы от родственников, распределялось поровну между всеми, они жили там одной семьей.
В 1829 г. с каторжников снимают кандалы, их переводят в Петровский завод, где они получают разрешение поселиться вместе с мужьями в тюрьме. Укаждого была своя комната, которую они старались украсить как можно более по-домашнему.
А еще через некоторое время всем семейным декабристам разрешили поселиться вне тюрьмы, и жизнь их постепенно стала налаживаться. В 1835 г. Николай I освобождает Волконского от каторжных работ, и семья уезжает на поселение в село Урик, недалеко от Иркутска. Когда их сын Михаил поступил в гимназию, она вместе с детьми поселяется в Иркутске, а через год приезжает и Сергей Волконский. Их дом становится первым салоном в городе, где проводятся музыкальные и литературные вечера, собирается интеллектуальная гостиная.
Из мемуаров декабриста Е.П. Оболенского: «Прибытие этих двух высоких женщин, русских по сердцу, высоких по характеру, благодетельно подействовало на нас всех; с их прибытием у нас составилась семья. Общие чувства обратились к ним, и их первою заботою были мы же. С их прибытием и связь наша с родными и близкими сердцу получила то начало, которое потом уже не прекращалось, по их родственной почтительности доставлять родным те известия, которые могли их утешить при совершенной неизвестности о нашей участи. Но как исчислять все то, чем мы им обязаны в продолжение стольких лет, которые ими были посвящены попечению о своих мужьях, а вместе с ними и об нас? Как не вспомнить и импровизированные блюда, которые приносились нам в нашу казарму Благодатского рудника – плоды трудов княгинь Трубецкой и Волконской, в которых их теоретическое знание кухонного искусства было подчинено совершенному неведению применения теории к практике. Но мы были в восторге, и нам все казалось таким вкусным, что едва ли хлеб, недопеченный княгиней Трубецкой, не показался бы нам вкуснее лучшего произведения первого петербургского булочника».
В сентябре 1827 г. декабристов перевели в Читу, где условия значительно облегчились. Для жен декабристов выстроили целую улицу деревянных домиков и назвали ее Дамской. А в 1829 г. декабристам разрешили снять кандалы.
В Чите у Трубецких появился первый ребенок: дочь Александра. И это было настоящим чудом после 9 лет бездетного брака. А затем дети у них стали появляться один за другим. В конце 1839 г. по отбытии срока каторги Трубецкой вышел на поселение в маленькое бурятское село Оёк Иркутской губернии. Там князь Трубецкой начал заниматься сельским хозяйством, познакомился с крестьянами и их бытом, стал заниматься садоводством, охотой, вел дневник наблюдений за птицами и природными явлениями и даже участвовал в разработке золотоносных приисков. А Екатерина Ивановна воспитывала детей, обучала их грамоте, языкам, музыке, пению.
В 1845 году семье Трубецких разрешили поселиться в Иркутске. Дом помогла купить графиня Лаваль, мать Трубецкой.
Всего в Сибири у них родилось 9 детей, но пятеро из них умерли в малолетнем возрасте, в живых осталось три дочери и сын. В семье Трубецких воспитывались также сын политического ссыльного Кучевского, две дочери декабриста Михаила Кюхельбекера. Всем хватало места в этом гостеприимном доме.
Всем обездоленным в Иркутске был известен дом Трубецких. Екатерина Ивановна всегда оказывала помощь бедным крестьянам, не жалела пожертвований для церкви. Все окрестное население шло к ней за лекарствами, которые она получала из Петербурга и раздавала больным. Многие современники называли Екатерину Ивановну олицетворением неистощимой доброты, удивительным сочетанием тонкого ума и доброго сердца.
В Кургане уже жили другие декабристы: первым поселился декабрист И.Ф. Фохт, проживший здесь двенадцать лет, затем В.Н. Лихарев, М.А. Назимов и др. Розены сначала жили на квартире, а потом купили дом с большим садом. «Мало садов, мало тени и зелени», – сказал он после прибытия в Курган. Здесь Андрей Евгеньевич занялся сельским хозяйством, а также начал писать мемуары «Записки декабриста», которые считают самыми достоверными и полными материалами об истории декабризма. Анна Васильевна воспитывала детей, занималась медициной. Они выписывали из Петербурга много литературы, в том числе и медицинской. В Кургане семья прожила 5 лет, в 1837 г. группу декабристов отправили рядовыми в действующую армию на Кавказ. Среди них отправился туда и А.Е. Розен с семьей.
После амнистии 1856 г. семья Розена живет на Украине, Андрей Евгеньевич занимается общественной работой. Почти 60 лет эта счастливая семья жила в мире и согласии, несмотря на выпавшие им превратности судьбы, и умерли они почти вместе, с разницей в 4 месяца.
Семья Аненковых потом был Петровский завод, село Бельское Иркутской губернии, Туринск… И везде вслед за мужем ехала Полина с детьми. С 1839 г. Анненкову было разрешено поступить на службу, в 1841 г. они переезжают в Тобольск, где и живут до самой амнистии (1856 г.), а после нее – в Нижнем Новгороде, где их посетил А. Дюма и где они прожили остальные счастливые 20 лет своей жизни. Жить в столицах им было запрещено. Полина Анненкова продиктовала дочери Ольге воспоминания о своей жизни. Ольга Ивановна перевела их с французского и издала в 1888 году.
Иван Александрович служил чиновником по особым поручениям при губернаторе, был членом комитета по улучшению быта помещичьих крестьян, участвовал в подготовке реформ, работал в земстве, избирался в мировые судьи. Пять сроков подряд нижегородское дворянство избирало Анненкова своим предводителем. Полина была избрана попечительницей нижегородского женского Мариинского училища.
Александра Григорьевна Муравьева прибыла в Читинский острог в феврале 1827 года. Как могла, скрашивала она жизнь не только своего мужа, но и остальных декабристов. В Сибири у них родилось трое детей, но выжила только одна дочь Софья.
Умерла она в Петровском заводе, ей было всего 28 лет.
Над могилой А. Муравьёвой муж построил часовню, в которой, говорят, светилась неугасимая лампада еще 37 лет после ее смерти.
Семья Давыдовых была одной из самых многодетных семей декабристов.
Давыдов умер в октябре 1855 г. в Сибири, не дожив до амнистии, которой смогла воспользоваться уже только его семья. А Александра Ивановна вернулась в Каменку. Там в 60-х годах познакомился с ней П.И. Чайковский, который часто бывал в Каменке у своей сестры, бывшей замужем за сыном Давыдовых, Львом Васильевичем. И вот что писал П.И. Чайковский об Александре Ивановне: «Вся прелесть здешней жизни заключается в высоком нравственном достоинстве людей, живущих в Каменке, т.е. в семействе Давыдовых вообще. Глава этого семейства, старушка Александра Ивановна Давыдова, представляет одно из тех редких проявлений человеческого совершенства, которое с лихвой вознагражлает за многие разочарования, которые приходится испытывать в столкновениях с людьми. Между прочим, это единственная оставшаяся в живых из тех жен декабристов, которые последовали за мужьями в Сибирь. Она была и в Чите, и в Петровском заводе и всю остальную жизнь до 1856 года провела в различных местах Сибири. В 1828 г. Ентальцева отправляют на поселение в город Березов Тобольской губернии. Жизнь их была очень сложной, материальной помощи ждать было неоткуда, затем их перевели в Ялуторовск. Еще в Березове, а после и в Ялуторовске на Ентальцева были сделаны ложные доносы, которые не подтвердились, но он должен был эти обвинения опровергать – все это подорвало его душевное здоровье, у него стали проявляться признаки психического заболевания, а в 1841 г. наступило полное помешательство. Все это время Александра Васильевна ухаживала за мужем и была ему верна. Так продолжалось 4 года.
Когда в 1845 г. муж умер, она попросила разрешения вернуться домой, но ей было отказано, она еще 10 лет прожила в Сибири и только после амнистии переехала в Москву.
До конца жизни она сохранила связь с декабристами, и они не оставляли ее.
Нарышкина приезжает в Читу в мае 1827 г., почти одновременно с ней туда прибывают А.В. Ентальцева, Н.Д. Фонвизина, А.И. Давыдова.
Елизавета Петровна постепенно втягивается в жизнь в изгнании. Она учится вести хозяйство, ходит на свидания с мужем: официально они разрешены 2 раза в неделю, но щели в частоколе острога позволяли разговаривать чаще. Сначала охранники отгоняли женщин, потом перестали это делать.
По вечерам она писала десятки писем родственникам заключенных. Декабристы были лишены права переписки, и жены были единственным каналом, по которому вести о заключенных доходили до их семей. Трудно даже представить, сколько убитых горем людей согрелись этими письмами, написанными женами декабристов из ссылки!
У Нарышкиной был не очень общительный характер, иногда ее воспринимали как гордячку, но стоило только узнать ее поближе, как первое впечатление уходило.
В 1830 г. она с мужем переселяется в отдельную комнату в Петровском заводе, а в конце 1832 г. уезжают на поселение в Курган. Здесь они покупают дом, М.М. Нарышкин занимается сельским хозяйством и даже содержит небольшой конный завод.
Дом Нарышкиных становится культурным центром, здесь читаются и обсуждаются новые книги, звучит музыка и пение Елизаветы Петровны.
«Семейство Нарышкиных было истинным благодетелем целого края. Оба они, и муж, и жена, помогали бедным, лечили и давали больным лекарства за свои деньги… Двор их по воскресеньям был обыкновенно полон народу, которому раздавали пищу, одежду, деньги», – писал друг Нарышкиных, декабрист Н.И. Лорер, также живший на поселении в Кургане. Не имея своих детей, они взяли на воспитание девочку Ульяну.
Декабристы через Жуковского передают ходатайство о разрешении вернуться в Россию. Через два месяца из Петербурга был получен список шести декабристов, которым было приказано отправиться рядовыми на Кавказ, где велась война с горцами. В этом списке был и М.М. Нарышкин.
Бывший полковник М.М. Нарышкин был зачислен в армию рядовым. За отличие в 1843 г. получает чин прапорщика. В 1844 году ему было дозволено оставить службу и безвыездно жить с женой в небольшом поместье в селе Высоком Тульской губернии. Эти ограничения были сняты амнистией 1856 года.
Фонвизина Н.Д. была очень религиозна, вскоре склонила к вере и мужа. Именно это сближало ее с Ф.М. Достоевским, с которым у нее была душевная и продолжительная переписка.
В 1834 г. Фонвизины уезжают на поселение в Курган, где уже жил декабрист Розен с семьей.
У Фонвизиных в Сибири родилось двое детей, но оба умерли. А оставшиеся старшие сыновья умерли в молодом возрасте (25 и 26 лет). Это было пережить очень тяжело. Наталья Дмитриевна находит утешение в помощи обездоленным, она помогает ссыльным полякам, петрашевцам деньгами, продуктами, теплыми вещами… В их семье воспитывались приемные дети: Мария Францева, Николай Знаменский и др.
В 1850 г. в Тобольске она добилась свидания в тюрьме с Ф. М. Достоевским, М. В. Петрашевским и другими петрашевцами. От Петрашевского она узнала, что её сын Дмитрий также принадлежал к кружку петрашевцев.
В 1853 г. Фонвизины возвращаются на родину и живут в имении брата Марьино Бронницкого уезда Московской губернии с учреждением строжайшего полицейского надзора и воспрещением въезда в Москву и Петербург.
Здесь Фонвизин и умер в 1854 г., похоронен в Бронницах у городского собора.
В 1856 г. Н. Д. Фонвизина ездила в Тобольск, посещала Ялуторовск, где жил И. И. Пущин.
В 1856 г. по манифесту Александра II Пущин был амнистирован, и в мае 1857 года в имении друга И. И. Пущина состоялся брак Пущина с Наталией Дмитриевной.
3 апреля 1859 года Пущин скончался, был похоронен вместе с Михаилом Александровичем Фонвизиным. После смерти Пущина Наталия Дмитриевна переехала из Марьина в Москву. В последние годы жизни была парализована. Умерла в 1869 г. Похоронена в бывшем Покровском монастыре.
Юшкевская в 1830-1839 годах жила в мужем в Петровском заводе, а затем на поселении в д. Кузьминская недалеко от Иркутска. Воспитывали приемных детей.
В 1844 г. внезапно умирает муж, но Юшневской не разрешено вернуться, она остается в Сибири еще на 11 лет. Вернулась она на родину вдовой и до самой смерти жила под полицейским надзором.
В начале 1839 г. в Туринск приехала мать Ивашевой Камиллы, помогала ей в семейных делах, в воспитании детей, но в декабре этого года Камилла простудилась и умерла от преждевременных родов. В.Ивашев писал в одном из писем: нет у меня больше моей подруги, бывшей утешением моих родителей в самые тяжелые времена, давшей мне восемь лет счастья, преданности, любви, и какой любви». Ей был всего 31 год. Ивашев пережил ее всего на 1 год, он скончался внезапно, его хоронили в день ее смерти.
И.И. Пущин, Н.В. Басаргин, Анненковы помогали матери Камиллы и ее детям (Мария, Вера, Петр) , с трудом удалось вывезти детей из Сибири под фамилией Васильевы. Только через 15 лет, после амнистии, им была возвращена фамилия Ивашевы и дворянство.
Поселившись рядом с местами заключения своих мужей, они, как могли, облегчали им жизнь на каторге: шили и чинили одежду, занимались лечением, в том числе и местного населения. Например, в Чите на средства жён декабристов была организована больница, в которую могли обращаться как заключённые, так и местные жители.
III. Заключительная часть
Вся деятельность ссыльных декабристов, их жен в Сибири была направлена на ускорение социально – экономического, общественно – политического и культурного развития края. В письмах, сочинениях, в практической деятельности, на общественном поприще они поднимали актуальные вопросы современной им эпохи – вопросы развития народного образования, здравоохранения, подъема общего уровня культуры народных масс, продуманного освоения огромных пространств и несметных богатств сибирского края, распространения и утверждения передовых приемов хозяйствования, проблему будущности малых народностей Сибири. Они мечтали о создании благоприятных условий для развития этих народностей. Особенно ценна их деятельность, направленная на пробуждение общественного сознания сибиряков. Здесь и участие в рукописных и печатных изданиях края, распространение и пропаганда вольных изданий А.И. Герцена, участие в них, публицистические выступления.
Декабристы всегда считали Сибирь неотделимой частью России. В своих суждениях о далекой восточной окраине они опирались на распространенное тогда в русском обществе представление о Сибири как суровом крае изгнания, население которого находится на чрезвычайно низком уровне экономического, культурного и нравственного развития.
Важнейшими чертами педагогической практики в Сибири была комплексность обучения грамоте и ремеслам, применение методики взаимного обучения и дифференцированной работы с каждым учеником в зависимости от его способностей и успехов. Обучение в школах декабристов было по существу светским, несмотря на то, что работали они нередко под вывеской церковно- приходских школ и в их программах значились Закон Божий и священная история.
Философия, история, физика, химия, анатомия, военное дело, иностранные языки, музыка – вот неполный перечень «каторжной академии». Это благодаря женам, декабристы могли имеет наиценнейшие русские и зарубежные издания.
Декабристы и их жены считали, что в улучшении благосостояния народа большую роль наряду с просвещением играет квалифицированный труд, поэтому они придавали большое значение трудовому воспитанию учащихся.
Декабристы, их жены сделали бы значительно больше для развития просвещения Сибири, если бы их прогрессивным начинаниям не противодействовали представители царских властей. Но и то, что им удалось, дает основание датировать с начала ссылки декабристов в Сибирь новый этап в культурной жизни края.
Декабристки внесли большой вклад в развитие Сибири, истории страны, т.к. благодаря их самоотверженности. Россия узнала о жизни «государственных преступников», разрушился замысел Николая I заставить страну забыть о героях 14 декабря.
Благодарные потомки увековечили подвиг декабристок в памятниках, которые установлены в Иркутске и Тобольске.
Памятник «Женам декабристов» в Иркутске (Приложение 4)
На монументе изображена княгиня Мария Волконская в домашнем платье и с подсвечником. Именно так должна выглядеть гостеприимная хозяйка дома, встречающая посетителей музея, считают авторы памятника.
Памятник высотой 2,7 метра, постамент высотой 1,6 метра.
Это памятник-символ любви, верности, супружеского долга и преданности.
Памятник «Женам декабристов» в Тобольске (Приложение 5)
Главный элемент монумента — женская фигура, выполненная из бронзы, которая по замыслу скульпторов символизирует гражданский подвиг и отвагу русской женщины. Скульптура окружена белоснежными колоннами и ее высота составляет - 2 метра сорок сантиметров.
Монументальная композиция «Жены декабристов» Зураба Церетели находится в Москве в Галерее искусств (Приложение 6).
Презентация монументальной композиции «Жёны декабристов. Врата судьбы» состоялась 17 марта в Москве, в Галерее искусств знаменитого скульптора. 11 женщин, которые вслед за своими осуждёнными мужьями отправились в Сибирь, ожидают декабристов возле «врат судьбы» — тюремных ворот с маленьким решётчатым оконцем. Рост женщин вполне монументален — 3,2 м, а высота ворот — 4,5 м. Жёны декабристов держат на руках детей, другие стоят с иконами и Библией. На тюремных воротах с внутренней стороны высечены имена декабристов, а с внешней металлом начертаны строки Александра Пушкина: «Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье».
Памятник «Любовь и верность» в Чите (Приложение 7)
Восьмого июля 2011 года, в день семьи, любви и верности, на пересечении улиц Амурской и Столярова был открыт новый сквер. Жемчужиной сквера стала скульптурная композиция «». Площадка была выбрана не случайно, она находится рядом с той улицей, на которой жили жены декабристов.
Список литературы.
1. Семевский В.И. Политические и общественные идеи декабристов.-Спб. - 1909.
2. Тургенев Н.И. Россия и русские.- М.- 1915.- С.60.
3. Декабристы и Сибирь. - М.: Сов.Россия.- 1988. - С.31.
4. Проект Конституции Н. М. Муравьева. Глава III, п. 13, Глава III, п. 24.
5. Кабузан В.М. Народонаселение России в XVIII в.- М.- 1963.- С.161
6. Рощевский П.И. Декабристы в Тобольском изгнании.- С.:Средне-Уральское кн. из.-во.-1975.- С.88. .
7. П. В. Долгорукова и др. Горбачевский И.И. Записки. Письма. Виртуальный музей декабристов.
8.Копылов А.Н. Декабристы и просвещение Сибири в первой половине XIX в.// Декабристы и Сибирь.-Новосибирск-1985.- С.87.
на научную работу учениц 8 Б класса Мухамеджановой Айым и Осиповой Татьяны «Жены декабристов в Сибири»
Исследовательская работа посвящена исследованию жизни жен декабристов в Сибири.
Целью данной работы является анализ просветительской деятельности жен декабристов в Сибири.
Актуальность исследования обусловлена культурным феноменом – творческим наследием декабристок.
Возрождение лучших традиций русской культуры становится актуальным, и декабризм вновь волнует своей неоднозначной оценкой.
Актуальность исследования обусловлена еще и тем, что именно с периода ссылки декабристов, приезда их жен, в Сибири начинается новый этап в просветительской жизни.
В качестве материала исследования были использованы статьи по историографии, материалы Виртуального музея декабристов и интернет – ресурсов.
В теоретической главе ученицы определили круг вопросов, которые были проработаны и представлены в виде статьи, фотоматериалов.
В приложениях приводятся фотоматериалы жен декабристов, памятников.
В заключении данной работы учащиеся подвели итоги данного исследования и сделали обобщающие выводы.
Данная исследовательская работа написана грамотно, поставленные задачи в большинстве случаев находят свое решение.
Результаты исследования могут быть использованы в качестве дополнительного материала в курсе истории, литературы.