Просмотр содержимого документа
«""Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"»
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы.
Здоровье — это самое ценное, что есть у человека. Его нельзя купить, можно только беречь и сохранять. Для развития любого общества нужны здоровые физически и нравственно здоровые люди.
Современные дети растут в сложных условиях. С одной стороны, технологический прогресс облегчает нашу жизнь, с другой, губит здоровье нас и детей. Все больше загрязняется окружающая среда, все больше появляется гаджетов, которые излучают радиочастотные волны.
А современный ребенок уже не мыслит свою жизнь без телевизора, компьютера и телефона. Когда же их у него убирают, он капризничает и становится нервным.
Большую часть своего времени ребенок проводит в школе, там тоже нельзя на уроках использовать их. Трудные, не всем легко дающиеся учебные предметы, большая загруженность обучающихся ухудшает здоровье ребенка. И поэтому важно в школе применять технологии, которые помогут сберечь здоровье школьника.
На мой взгляд, учитель, осуществляя свою педагогическую деятельность, может сделать многое для сохранения здоровья учеников. Русский язык и литература – серьезные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, анализировать, рассуждать, поэтому я уделяю особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся:
1) стрессовая тактика авторитарной педагогики, интенсификация учебного процесса, т.е. увеличение темпа и объема учебной нагрузки;
2) несоответствие технологий обучения возрастными особенностями; учащегося;
3) несоблюдение элементарных физико-гигиенических требований к организации учебного процесса.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
• игровая,
• исследовательская,
• проектная,
• ИКТ,
• личностно ориентированная.
Педагогические здоровьесберегающие технологии направлены на достижение единства здоровья и успешности обучения, обеспечение соответствия возможностей учащегося и предъявляемых к нему требований. Любая применяемая в образовательном учреждении педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.
Проектный метод - одна из составляющих здоровьесберегающих технологий, направленных на индивидуализацию обучения и создание ситуации успеха для учащихся.
Современное общество требует от выпускника способности адаптироваться к изменяющимся условиям, свободно ориентироваться в информационном поле, строить систему в любой сфере знания, проектировать собственное развитие.
А современные школьники на уроке часто зажаты, скованны, неподвижны и напряжены . Имеют невнятную речь, часто не способны свободно мыслить и обдумывать задания. Кроме всего этого, часто обучающиеся имеют повышенную тревожность.
И здесь нам на помощь приходит проектная деятельность
Хочется отметить, что проектная деятельность оправдывает себя: все ученики, даже «слабые», с удовольствием и интересом выполняют задания. В подготовке проектов могут принимать участие и родители, это также является очень хорошим воспитательным моментом.
Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной.
Метод проектов (от греческого слова "путь исследования") ориентирован на творческую самореализацию личности в процессе самостоятельной работы учащихся под руководством учителя над проектом.
Проектная деятельность учащихся - это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания(проекта).
Проект - это детально описанный прообраз будущего объекта или способа деятельности.
Целью проектной технологии обучения является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают знания из различных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных задач; развивают коммуникативные и исследовательские умения; развивают системное мышление.
В основу учебного проекта положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Организация проектной деятельности имеет следующую структуру : мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия.
Проекты можно использовать на уроке, элективном курсе, профильном обучении. Формы работы при этом могут быть разнообразными: групповая, индивидуальная, парная. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Это позволяет создать для ребенка ситуацию успеха, в которой ему приятно и комфортно, где он чувствует себя знающим и способным. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.
Литература как искусство и литература как учебный предмет обладают значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации воспитательной среды, содержания и форм взаимодействия учащегося и учителя. Чтобы способствовать воспитанию свободной личности, необходимо организовать такое учебно-воспитательное пространство, которое обеспечивает реализацию на практике принципа свободы, предоставляющего учащемуся реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирования чувства ответственности за ее результаты.
В основу урока литературы должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, направленная на стимулирование личностного восприятия литературы, когда каждый ребенок, постигая содержание произведений искусства слова, видит в них не только средство получить оценку или обогатить свой словарный запас, но находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний
Учащиеся, овладевая способами сохранения информации, получают основы библиографической грамотности, приобретают навыки конспектирования, реферирования, учатся представлять результаты исследования.
Таким образом, проектная деятельность формируются у ребёнка на уроках литературы только тогда, когда он включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Проектная деятельность очень интересна для детей. Кроме того, дети, выполняя проект не чувствуют напряжения, т.е.
Преимущества проектной деятельности:
Развитие навыков самоконтроля и самообразования. И действительно, американские исследования выявили, что ученики из классов, в которых использовался метод проектной деятельности, были более самостоятельными, ответственными и организованы. Такие ученики вынуждены были самостоятельно распределять свое время и планировать день, ведь только это могло им позволить не забыть про учебу и получить в будущем хорошую оценку. К тому же ученику предоставляется выбор самому определить, какие источники информации он будет использовать для подготовиться к занятию. Это значит, что в будущем, такой ребенок сможет самостоятельно принимать достаточно сложные решения, сможет управлять своим вниманием и правильно распределять время.
Развитие навыков групповой деятельности. Метод проектной деятельности подразумевает не только индивидуальную работу, но и работу в команде, ведь в настоящее время очень сложно развить какую-либо масштабную идею самостоятельно. Таким образом, данный метод помогает ученикам самостоятельно принять решения о необходимости выбора лидера и распределении обязанностей, что подготавливает учеников к работе в коллективах.
Метод взращивает интерес к познавательной деятельности, ведь школьники самостоятельно решают, что и каким образом они будут учить. Также, у учеников развивается критическое мышление в связи с тем, что обычно они используют несколько источников литературы, для выполнения поставленных задач.
Метод моделирует реальные условия: постановка задачи — получение результата; что является невероятно важным, ведь в настоящее время, действия всех топ-менеджеров и руководителей фирм направлены на получение результатов. Человеку уже нет необходимости стоять за станком и конструировать 1000 деталей за час на автомате. Он должен придумать, каким образом ему следует оптимизировать свою деятельность для повышения личной эффективности.
Метод позволяет развить креативность, нестандартное решение. И действительно, к решению одной и той же задачи можно подходить различными путями. Таким образом, ученик сам принимает решение, какой именно путь кажется ему наиболее выгодным. Благодаря возможности самовыражаться часто открываются скрытые таланты: способности руководить, объединять коллектив, генерировать необычные идеи, просчитывать риски и возможную выгоду, снимается психическая нагрузка .
Таким образом, метод проектов - это комплексный обучающий метод, который реализует различные методологические и специфические принципы здоровьесберегающих технологий. Метод проектов позволяет выбрать различные средства и организационные формы обучения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья учащихся. Данный метод индивидуализирует учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроля своей деятельности и предоставляет свободу творчества.