kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Виды творческих заданий при изучении литературы в 6 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описаны виды творческих заданий на уроках литературы в 6 классе. Именно в игре дети свободны, они не копируют поведение взрослых, и даже в подражательные действия вносят что-то свое. Игры несут в себе дух соревнования, разумного соперничества. "Для ребенка  игра - действительность, и гораздо более интересная, чем та, которая его окружает,"   - писал К.Д. Ушинский.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Виды творческих заданий при изучении литературы в 6 классе »

Виды творческих заданий при изучении литературы в 6 классе


В XIX веке длительное время в традиционных школах России царила авторитарная система, опирающаяся на рациональную дидактику, на механическое запоминание, на зубрежку. Да и в советское время многие годы рассматривался процесс учения как тяжелый труд. Но образование не должно отуплять детей. Необходимо их учить серьезно, но увлекательно, пробуждая их национальный мир. В. А. Сухомлинский, видя в ребенке «пытливого исследователя» писал: «Пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве».

Учитель литературы должен сегодня заботиться не только об интеллектуальном осмыслении школьниками изучаемых произведений. но и об эмоциональной реакции, развитии творческого воображения. Огромную роль в этом может и должны сыграть литературная игра. «Для ребенка игра - действительность, и гораздо более интересная, чем та, которая его окружает», - писал К.Д. Ушинский, подчеркивая, что именно в игре ребенок становится «самостоятельным знающим человеком».

В игре дети свободны, они не копируют поведение взрослых и даже в подражательные действия вносят что-то свое. Игры несут в себе дух соревнования, но знания мира становятся активным средством воспитания, самораскрытия.

Важное место среди разнообразных видов игр занимают интеллектуальные творческие игры, к которым относятся такие дидактические игры, как учебно-предметные, познавательные, которые учат детей не механическому запоминанию и зубрежке, а «учению с увлечением». Участие в играх должно быть добровольным. Вольная атмосфера раскрепощает сознание учащихся, пробуждает их личностей подход к произведениям, активно включает их воображение. А для учителя процесс игры становится формой активного живого общения с детьми, средством обучения и одновременного контроля.

Подобные игры мы называем интеллектуальными, так как обращены к интеллекту учеников - это игры, созданные по типу популярных телепередач: КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес».

Творческие задания, которые получают учащиеся к этому уроку могут быть такими:

1) придумать название команды;

2) девиз;

3) подготовить вопрос команде соперника.

Успешно проходят уроки-концерты, например, после изучения басен И.А. Крылова, к которому ребята готовят маски, детали костюмов, учатся выразительно читать басни. Эти уроки на сегодня являются на сегодня традиционными. И чтобы разнообразить виды творческих заданий приходится искать что-то новое, читая предметные журналы. Начав работу в 5 классе, я увидела, что дети любят рисовать, любят рассказывать о том, что понравилось им, как бы они поступили в той или иной ситуации.

Например, при изучении рассказа О. Уайльда «Кентервильское привидение» предложила нарисовать эскиз обложки, предварительно обсудили, какой должна быть обложка, чтобы книгу захотелось взять в руки. Говорим, что обложка должна быть интересная, яркая, красивая и правдоподобная. Чем заинтересовать? Что можно изобразить? Ученики предлагают нарисовать портреты главных героев, иллюстрацию к интересному эпизоду, отразить проблему, идею. Роль художника-иллюстратора заставляет школьника задуматься над произведением. На следующем уроке организуется выставка, на которой выбираются лучшие эскизы .

Любят делать иллюстрации, но чаще всего срисовывают из учебника., немногие делают рисунки по воображению.

Но чтобы уч-ся принимали активное участие в творческих играх, делали иллюстрации, им должно быть интересно на уроке, они должны знать художественный текст, уметь слушать и уметь читать. Чтение произведений учителем, разнообразные виды чтения учеников – один из верных путей в этом направлении. Тогда художественное творчество писателя породит ответное творчество ученика в различных вариантах: публицистические рассуждения, аналитический разбор, творческая интерпретация, а у самых лиричных - стихи.

И мне пришло в голову совсем недавно, причем, я нашла этому подтверждение и в предметном журнале, что после самостоятельного чтения ученик даёт шаблонные ответы о героях произведения. Эмоциональное восприятие занижено, т. о. условием формирования эстетической, творческой деятельности, при которой ученик создаёт свою собственную интерпретацию, является «возвращение к лучшим плодотворным традициям… школы, для которой учить литературе – это учить искусству чтения. Сегодня возвращение к этой аксиоме даётся с немалыми муками. Прежде всего учитель своим мастерским чтением способен заразить ребят, побудить их к чтению, особенно это должно быть ключевым моментом на уроках в младших и средних классах. Известный петербургский учитель И. Иоффе считает, что сейчас необходимо взять из прошлых лет всё самое хорошее – возрождение замечательной традиции золотого века – чтение вслух, особенно добротное чтение самого учителя».

Некоторые учителя настолько большое значение придают чтению вслух, что считают: «не следует задавать на лето читать все произведения, которые будут изучаться в наступающем году», так как неумелое чтение, чтение «из-под палки» отбивает вкус к чтению.

Творческие задания? Слушать – ведь это тоже искусство, тоже творчество, если ученик – не пассивный слушатель, а заинтересованный, сопереживающий, то он с удовольствием перечитывает дома ещё раз, готовится к выразительному чтению на следующий урок, причем готовится так, чтобы его слушали все, затаив дыхание, даже если этот текст знаком.

Ведь повторное чтение помогает увидеть то, что в первый раз не замечено, запомнить какие-нибудь новые слова, понятия, развивает внимание. Например, изучение сказки Г.- Х. Андерсена «Соловей» закончилось уроком-игрой, я приведу лишь фрагмент. Во-первых, не совсем обычным было то, что ребята соревновались не между собой, а со мной, весь класс – это одна команда, а я – вторая команда. Если никто из учащихся на вопрос не отвечал, то очко я ставила себе, но исход игры был для меня «печальным», я «проиграла», хотя с большим удовольствием. Одно из заданий, с которым не все справились, было такое: изобразить на рисунке маршрут нашей прогулки по саду императора. (… Сад тянулся далеко, далеко… Из сада можно было попасть прямо в густой лес; в чаще таились глубокие озера, и доходил он до самого синего моря. Корабли проплывали и под нависшими над водой вершинами деревьями…)

Чтобы успешно выполнить такое задание, необходимо быть внимательным читателем, не пропускать детали в описании. Поэтому можно на уроках проводить творческий конкурс «Самый внимательный читатель». (М. Пришвин «Кладовая солнца», В. А. Жуковский «Кубок»).

Литература – предмет, целью которого является развитие творческого воображения учащихся через работу над художественным тексом. Его итогом должен стать зримый, наглядный образ. Для успешного достижения этой цели урок должен быть интересным по содержанию, разнообразным по использованию методов и приёмов работы, интеллектуально, психологически и морально насыщенным, поэтому не всегда достаточно бывает только чтения, анализа текста художественного произведения, необходимо привлечение других форм учебной деятельности, в том числе и интеграции. Одним из средств развития творческих способностей учащихся является использование видеофильмов. Преимущественно кино- и видеоматериалов перед другими видами наглядности очевидны: наличие в них видеоряда, текста и музыкального сопровождения активизирует одновременно несколько видов памяти у учащихся (зрительную, слуховую и эмоциональную), а комплексное применение этих средств способствует созданию действительно цельного образа писателя или произведения «язык» кинематографа, набор образных средств значительно отличается от языка литературы, дополняет, но не заменяет его, поэтому кино на уроке – источник работ по развитию речи, активизирующий и разнообразящий деятельность учащихся, но ни в коем случае не заменяющий работу с художественным текстом.


Видеоматериалы для уроков литературы


№ п\п

Название

Класс

1.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы

5 – 6

2.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы

9

3.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы

10

4.

Худ. фильмы: «Сказка о царе Салтане»,«Дубровский», «Барышня-крестьянка», «Капитанская дочка», «Инкогнито из Петербурга», «Мертвые души», «Обломов», «Война и мир»

5, 6, 8, 9, 10

5.

В\материалы: Д.И. Фонвизин, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин,

М.Ю. Лермонтов, А.П. Чехов (жизнь и творчество)

5-9

6.

В\кассета для уроков русского языка «Секреты орфографии»

5-7













7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Виды творческих заданий при изучении литературы в 6 классе

Автор: Мильченко Ирина Васильевна

Дата: 17.01.2015

Номер свидетельства: 156818

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения на уроках технологии». "
    ["seo_title"] => string(156) "obobshchieniie-piedaghoghichieskogho-opyta-po-tiemie-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-v-protsiessie-obuchieniia-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "103299"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402577526"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Современные методы и приёмы на  уроке  окружающего мира "
    ["seo_title"] => string(66) "sovriemiennyie-mietody-i-priiomy-na-urokie-okruzhaiushchiegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "119337"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413388012"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся  на уроках технологии». "
    ["seo_title"] => string(130) "obobshchieniie-piedaghoghichieskogho-opyta-po-tiemie-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "140168"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417886831"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Использование метода проектов в организации исследовательской деятельности студентов при изучении литературы."
    ["seo_title"] => string(122) "ispol-zovaniie-mietoda-proiektov-v-orghanizatsii-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-studientov-pri-izuchienii-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "286652"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454384454"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Статья «Формирование универсальных учебных действий при обучении математике как средство реализации ФГОС »"
    ["seo_title"] => string(105) "statiaformirovaniieuniviersalnykhuchiebnykhdieistviipriobuchieniimatiematikiekaksriedstvoriealizatsiifgos"
    ["file_id"] => string(6) "270375"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451101893"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства