kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Творческие работы как средство освоения концептов русской культуры»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для урока литературы по пьесе Островского "Гроза".

Просмотр содержимого документа
««Творческие работы как средство освоения концептов русской культуры»»

Модуль 5

«Творческие работы как средство освоения концептов русской культуры»

Каткова О.В.,учитель русского языка

МКОУ Семёновская ООШ



Метафорический портрет слова СТРАХ

ЛКЗ № 1 (на установление лексического значения).

Ознакомление со словарными статьями.

СТРАХ – 
1. Очень сильный испуг, сильная боязнь. Задрожать от страха (со страху). Держать кого-н. в страхе (в полном повиновении и постоянной боязни). Под страхом чего-н. (под угрозой). 
2. Мн. События, предметы, вызывающие чувство боязни, ужаса (разг.). Рассказать о всяких страхах. 
3. Страх, в знач. сказ. и нареч. Очень, в высшей степени, очень много. С.И.Ожегов. Словарь русского языка.

СТРАХ – страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состоянье души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия. Гроза, угроза или острастка; покорство устрашенного, послушание; сознание ответственности. Страх Божий, благочестие, как боязнь греха. Держать кого в страхе, под страхом, в полной покорности.В.Даль. толковый словарь живого великорусского языка.

Задание учащимся: подобрать синонимы к слову СТРАХ.

Страх – паника, жуть, трепет, боязнь, ужас, испуг, опасение, тревога, угроза.

ЛКЗ № 2. Работа с текстом пьесы “Гроза”.

Чтение учащимися реплик Катерины о страхе.

– ”Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю? “

– ”Ах, как она меня испугала! Я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь.”

– ”Боюсь, до смерти боюсь. Все она мне в глазах мерещится.”

– ”Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, – вот что страшно. Что у меня на уме-то! Какой грех-то! Страшно вымолвить!”

– ”Боюсь я в незнакомом-то месте ночевать.”

– ”(одна, держа ключ в руках). Что она это делает-то? Что она только придумывает? Ах, сумасшедшая, право сумасшедшая! Вот погибель-то! Вот она! Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то жжет, точно уголь.(Подумав.)Вот так-то и гибнет наша сестра-то. В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову-то придет. Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинется. А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то! Долго ли в беду попасть! А там и плачься всю жизнь, мучайся; неволя-то еще горчее покажется.(Молчание.)А горька неволя, ох, как горька! Кто от нее не плачет! А пуще всех мы, бабы. Вот хоть я теперь! Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать! Что дальше, то хуже. А теперь еще этот грех-то на меня.(Задумывается.)Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны,(Задумчиво смотрит на ключ.)Бросить его? Разумеется, надо бросить. И как он ко мне в руки попал? На соблазн, на пагубу мою.(Прислушивается.)Ах, кто-то идет. Так сердце и упало.(Прячет ключ в карман.)Нет!.. Никого! Что я так испугалась! И ключ спрятала… Ну, уж, знать, там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет! Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то, так все не беда! А как же я мужу-то!.. Да ведь он сам не захотел. Да, может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выдет. Тогда и плачься на себя: был случай, да не умела пользоваться. Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь… Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!..”

ЛКЗ № 3. (На установление “внутренней формы” слова.)

1. Задание учащимся: Выписать из текста (реплики Катерины) языковые средства (части речи), которые являются опорными для понимания ключевого слова “СТРАХ” (грех, испугала, пророчит, до смерти боюсь, мерещится, бояться, страшно, погибель, жжет точно уголь, в беду попасть, плачет, сокрушила, умереть).

2. Сравнить свои размышления с анализом этимологической справки:

У русского слова страх (др.-русск. страхъ) много самых различных этимологических толкований. По одной из версий, его первичным значением принято считать “оцепенение”. При этом указывается на его смысловую и этимологическую общность со словами разных языков: с лит. stregti, stregiu “оцепенеть, превратиться в лёд”, лтш. stregele “сосулька”, ср.-верх.-нем. strac “тугой”, нов.-верх.-нем. strecken “растягивать”, др.-верх.-нем. stracken “быть растянутым”. В соответствии с другой версией, слово страх связано с лат. strages “опустошение, поражение, повержение на землю”. Сторонники третьего варианта объяснения слова страх полагают, что оно генетически корреспондирует с лтш. struostit (“угрожать, строго предупреждать”). При этом высказывается мнение о его этимологической связи с номинантом эмоции страсть и глаголом страдать.

3. Конструирование и использование в речи метафор, обозначающих определённый физический симптом чувства со словом “СТРАХ”:

– сокрушительный, громкий, шипящий, рычащий, кричащий;
– горький, отравляющий, ядовитый;
– холодный, колючий, тяжёлый;
– уголь, ночь, змея, гром, гроза, камень.
– наваливается, растёт, разъедает, губит, сковывает, колет, накапливается, преследует, съедает, мучает.

4. Пословицы о страхе:

1. Страх ужаснее смерти.
2. Не за страх, а за совесть.
3. Стращай того, кто боится всего.
4. Где страх, там и принуждение.
5. Страх придаёт крылья.
6. В ком стыд, в том и страх.

ЛКЗ № 4. Создание метафорического портрета СТРАХА КАТЕРИНЫ.

Страх Катерины тяжёлым камнем ложится на дно её души. Она совершенна одна, растеряна, заперта в своей душевной боли. Страх разрушает, разъедает, губит внутренний мир Катерины. Он преследует её, мучает, пугает. Страх накапливается в сердце, потом кипит и взрывается. Страх ужаснее смерти.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
«Творческие работы как средство освоения концептов русской культуры»

Автор: Каткова Оксана Викторовна

Дата: 03.05.2018

Номер свидетельства: 468316

Похожие файлы

object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Творческие работы как средство освоения концептов русской культуры"
    ["seo_title"] => string(74) "tvorchieskiie_raboty_kak_sriedstvo_osvoieniia_kontsieptov_russkoi_kul_tury"
    ["file_id"] => string(6) "468225"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1525257596"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства