kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Цветопись в творчестве Сергея Есенина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство родины — основное в моем творчестве»,— говорил Есенин. Есенинская песнь родине — это прежде всего поэтический Диалог Я с миром русской природы.

Певцом голубой Руси, поэтом золотой деревенской избы, алых зорь называют С. Есенина. И действительно, мир поэзии Есенина удивительно многоцветен. Тема «Колористики» или «цветописи» очень нас заинтересовала. Раньше я училась в художественной школе и выполняла работы в цвете акварелью, гуашью. А как можно словом передать все тончайшие оттенки, нарисовать такую яркую словесную картину, чтобы она заставила воображение работать, было очень интересно. Именно поэтому мы выбрали данную тему для проекта.

Тема данной работы: «Цветопись» в поэзии Сергея Есенина.

Под «цветописью» будем понимать такой прием изобразительности, при котором художественный образ создается посредством колористики.

Цель исследования:

  1. Выявить, какими языковыми средствами создается колористика в стихах поэта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Цветопись в творчестве Сергея Есенина»



РЫБНОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Рыбновская средняя

общеобразовательная школа №3


391110г. Рыбное Рязанской обл. ул. Новосельская д. 17

Тел./ факс (49137) 5-15-66















Литературно-творческий проект



Цветопись в творчестве

Сергея Есенина





Выполнила:

Романенко Н.

учащиеся 7А класса

Руководитель:

Синицина Т.В.



Актуальность проекта.

Метод проектов позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал школьников. Исследовательская работа увлекает, воспитывает активный интерес к жизни, самостоятельность, инициативу. Она является одним из важнейших факторов нравственного и патриотического воспитания школьников.

Большое воспитательное и образовательное значение имеет изучение своего края. С Рязанью связаны многие известные имена. Среди них литераторы Я. Полонский, К. Паустовский, С. Есенин и др. Творчество Сергея Есенина, как показывает практика, всегда вызывает у учащихся живой отклик.

Цели проекта:

  • Обучающая:

-углубление знаний по теории литературы, краеведению;

-формирование умений и способностей работать самостоятельно по теме;

-формирование навыков исследовательской деятельности, речевых умений.

Воспитательная:

-воспитание патриотизма, любви к своему краю;

-воспитание интереса к истории родного края.

  • Развивающая:

-развитие творческого потенциала учащегося;

-развитие умения самостоятельно работать с литературой, расширение кругозора.





Содержание проекта

Предметы: литература, краеведение.

Возраст учащегося: 13 лет (7 класс).

Режим работы: внеурочный.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:

-Экскурсии в Государственный музей-заповедник С. Есенина;

- библиотеки города;

-ресурсы Интернета.



Требования к участнику проекта:

-владение устной и письменной речью;

-владение определенными знаниями по теории литературы;

-коммуникативные умения;

-умение работать с дополнительной литературой;

-устойчивая мотивация к познанию, работе.



Основные типологические характеристики проекта

Доминирующий вид деятельности: исследовательский.

Предметно-содержательная область: монопроект.

Характер контактов: индивидуальный.

Количество учащихся: 1 ученик

Продолжительность: долгосрочный (в течение четверти).



Этапы работы над проектом:

  • 1 этап. Подготовительный.

Итогом обучения учащихся является проектная деятельность, в ходе которого ученики должны показать умение ставить цели, задачи работы, уметь работать с разными источниками литературы, делать компьютерные презентации. На данном этапе определились исполнители проекта:

-проектировщики и исполнители – Романенко Н.;

-руководитель проекта – учитель русского языка и литературы

Синицина Т. В.

  • 2 этап. Разработка проекта.

Для формулировки и обсуждение проекта состоялась встреча исполнителя проекта с руководителем. Имея опыт работы в Государственном музее-заповеднике С. Есенина, Синицина Т.В. поделилась своими знаниями по данной теме, акцентировала внимание на базовые произведения по данной теме. Составили рабочий план проекта по теме: «Цветопись в творчестве С.А.Есенина

3 этап. Реализация проекта.

На этапе реализации проекта учащиеся изучали жизнь и творчество Есенина, посетили музей С. Есенина, где прослушали экскурсии по музейным экспозициям, имели возможность задать вопросы о творчестве поэта научным сотрудникам музея, в частности Калининой Л. В. Проектировщиками была проведена кропотливая работа по отбору материала по теме.

4 этап. Итоги проектной деятельности.

Представление материала проекта на школьной конференции «Шаг в будущее».



Цель: Выявить, какими языковыми средствами создается колористика в стихах поэта.



Задачи:

  1. Проанализировать стихотворения С.Есенина, определить, какую роль играют цветовые эпитеты в передаче чувств и настроений лирического героя.

  2. Выписать из стихотворений С.Есенина цветовые эпитеты.

  3. Понаблюдать за соотношением цветовых эпитетов в лирике поэта.

  4. Сделать выводы о цветовой гамме в поэзии С.Есенина.



























Актуальность

«Моя лирика жива одной большой лю­бовью, любовью к Родине. Чувство родины — основное в моем творчестве»,— говорил Есенин. Есенинская песнь родине — это прежде всего поэтический Диалог Я с миром русской природы.

Певцом голубой Руси, поэтом золотой деревенской избы, алых зорь называют С. Есенина. И действительно, мир поэзии Есенина удивительно многоцветен. Тема «Колористики» или «цветописи» очень нас заинтересовала. Раньше я училась в художественной школе и выполняла работы в цвете акварелью, гуашью. А как можно словом передать все тончайшие оттенки, нарисовать такую яркую словесную картину, чтобы она заставила воображение работать, было очень интересно. Именно поэтому мы выбрали данную тему для проекта.

Тема данной работы: «Цветопись» в поэзии Сергея Есенина.

Под «цветописью» будем понимать такой прием изобразительности, при котором художественный образ создается посредством колористики.

Цель исследования:

Выявить, какими языковыми средствами создается колористика в стихах поэта.

Проблема цвета и цветописи сопровождает человека на протяжении всей его многовековой истории. Физическое обоснование этой проблемы заложил И. Ньютон, сообщив, что при преломлении в стеклянной призме солнечный свет разлагается на ряд цветовых компонентов, образуя видимый спектр, а при смешении этих компонентов вновь получается свет, воспринимаемый человеком как белый Давние корни имеет философское обоснование проблемы цвета и цветописи На нее обратил внимание еще Аристотель.

Цветообразы - одна из отличительных категорий поэтики, по которой можно судить о работе автора над выбором образа и его роли для понимания мыслей и идей творца цвет «отражает основные принципы поэтики писателя»



Еще с античных времен появились классификации цвета, основанные на философском, историческом, культурном, художественном принципах Выявлено, например, что белый цвет вбирает в себя как положительные характеристики нетронутость, полнота, открытость, единство, легкость, - так и негативные изоляция, бесплодность, скука, разочарование, отрешенность Противоречив по содержанию и черный цвет, а понятие света и тьмы является непременным условием выявления цвета, представляя последний в его крайних точках - свет дает рождение цвету, а тьма - поглощает и уничтожает его.

Анализ стихотворений показал, что у Есенина не наблюдается резкого противостояния света и тьмы, нет драматизма и страха перед наступлением мрака, приходом ночи. Например, в одном из первых стихотворений поэта «Вот уж вечер. Роса блестит на крапиве » с помощью образов света луны и блестящей росы мы погружаемся в мир вечерней деревни, на которую вот-вот опустится теплая летняя ночь. А в стихотворении «Сыплет черемуха снегом» свет уже приобретает не материальную, а духовную интерпретацию, от чего «тайные вести» не просто «радуют», но и «светятся в душу» лирического героя. Постепенно свет становится не только природным или духовным, но и божественным, и это качество переносится на образ самого поэта. Как пишет Есенин в стихотворении «Не напрасно дули ветры » «кто-то тайный тихим светом напоил мои глаза» Свет в понятии поэта - это средоточие всего доброго, светлого и святого, творческая сила, которую он старался сохранить и не расплескать всю жизнь. В ранних стихах образ тьмы (эпитет «темный») используется Есениным при характеристике мира природы, например, «темные ели», «темная прядь перелесиц», «темный бор», «сумерки мглистые». Вместе с формированием собственной философии Есенина изменяется отношение поэта к образу тьмы. В его мироощущении мрак постепенно стал символизировать мрак мысли, печальные раздумья, грех, бесполезно потраченное время, смерть «рано пылкой душою своей я искал мрачного дня», «и как жалки вы во мраке падения», «не от этого ль темная сила приучила меня к вину», «Где ж ты, радость? Темь и грусть, грустно и обидно» На начальном этапе творчества цветообразы света и тьмы в поэзии Есенина выполняют изобразительную и экспрессивную функции, но затем постепенно они перерастают в образы-символы, которые он наделяет морально-оценочной и семантической функциями.





Белый цвет используется поэтами, в первую очередь, для характеристики предметов и явлений с позиций чистоты, радости, праздничности, обновления, характеризуя образы зимы, весеннее цветение, окрас животных. Так, у Есенина снег «ложится белой пеленой», «распускает крылья белая лебедушка».

Есенинская поэзия обращена к прекрасному. Поэт умеет находить в природе, человеке, истории и современности по-настоящему красивое, самобытное, чарующее своей поэтичностью и неповторимостью. При этом он может так сопрягать эти разные начала бытия, что они взаимопроникают друг в друга. Поэтому Есенин природу очеловечивает, а личность уподобляет образам родного ландшафта, ценя естественное начало в человеке и высоко ставя его природосообразные поступки. Эти же свойства ценит он и в себе:

Сердцем я все такой же,

Как васильки во ржи, цветут в лице глаза.

В основном цветообразы синего Есениным применяются в связи с положительными эмоциями, с воспоминаниями о родине, размышлениями о своей судьбе, восхищением миром природы, приобретая оттенок нематериальности, духовности, божественности, выполняя в большей степени не изобразительную, а символическую и морально-оценочную функции. Например, в стихотворении «Опять раскинулся узорно », говоря о монастыре - месте, где живут посвятившие себя Богу люди, он использует такой цветообраз «там синь и полымя воздушней» А в стихотворении «Не ветры осыпают пущи » «с голубизны незримой пущи», с которой «струятся звездные псалмы», в «просиничном плате» спускается дева Мария, неся на руках Божьего сына. При этом небесная синева в его мирочувствовании приобретает качества живого существа, способного «то дремать, то вздыхать» или же «неколебимой» основы - «голубой травы», по которой может гулять месяц -«ягненочек кудрявый»

Зеленый цвет у поэтов в основном символизирует весну, молодость, обновление Его употребление в тексте рассеивает негативные эмоции, привносит спокойствие, умиротворение, свежесть Зеленый реализуется, сочетаясь с природными цветообразами . У Есенина это цвет «зеленых холмов», по которым носятся табуны коней, «царство зеленой весны».

В творчестве Есенина достаточно употреблений желтого, связанного с мотивом увядания, неудовлетворенности. Например, привносит ноты предательства в стихотворение «Устал я жить в родном краю . » образ «желтой дороги» она привела лирического героя к дому любимой, которая, встретив, «прогонит от порога». В стихотворении «Песнь о хлебе» образ срезанных колосьев поэт соотносит с «желтым трупом», цвет при этом выполняет не только изобразительную, но и психологическую, эмоциональную и экспрессивную функции Особое место занимает желтый в поэме «Пугачев», где он доминирует, «нависает» над другими цветами, подавляя их. Думается, это связано с тем, что тема крушения надежд и предательства - одна из основных в поэме. Здесь Есенин даже на уровне символики цвета пытается донести до читателя основную мысль произведения, например «луна, как желтый медведь, в мокрой траве ворочается», «ежедневно молясь на зари желтый гроб, кандалы я сосал голубыми руками». А в стихотворениях «Весна на радость не похожа», «Закружилась листва золотая », «Мечта», «Воздух прозрачный и синий», «Глупое сердце, не бейся» желтый более выполняет изобразительную функцию, чем психологическую, характеризуя цвет природы, увядающих листьев, солнечный или лунный свет. Поэтому, на наш взгляд, следует констатировать паритет положительной и отрицательной семантики желтого цвета в образном мире Есенина.

Во всех культурах золотой ассоциируется с солнцем, царственной властью, божественным началом, величием. Все эти связи нашли отражение в поэзии Есенина - особенно в соотношении с образами солнца, мотивами православной культуры, восхищением миром природы. Например, золотым у поэта бывает солнце, которое, «как пуп», с «голубого живота» неба смотрит в Каспийский рот», иконы, к которым «хорошо б прижаться», зелень, которая «на солнышке горит» Вместе с тем, у него есть несколько образов, не вписывающихся в традиционную схему символики этого цвета. Все они несут отпечаток избранности и великолепия. Это образы луны, России, лирического героя поэта, стихотворного творчества: «золото холодное луны», «стихов злаченые рогожи», «Звени, звени, златая Русь»

Красный цвет (и его оттенки) в творчестве Есенина выражен очень ярко. У Есенина красный - это цвет природы, сильнейших эмоций, захватывающих его при виде заходящего солнца или зарождающегося дня. «там, где капустные грядки красной водой поливает восход», «гаснут красные крылья заката» Алый и розовый у Есенина также упоминаются в связи с нежными образами зари или заката. Их символика не выходит за рамки традиционного вкладываемого смысла - красок любви, романтики, страсти, счастья, покоя, мечтаний Например «выткался на озере алый свет зари», «ярче розовой рубахи зори вешние горят»

Таким образом, Есенин использует функциональность красного цвета во всем его многообразии- можно отметить и символическую, и семантическую, и психологическую, и эмоционально-экспрессивную, и оценочную, и изобразительную функции.

Одними из самых значимых в образном мире и философии поэтов являются цветообразы, представляющие растительный мир Так, у Есенина, кроме зеленого, природа сочетается с цветовыми эпитетами «темный», «золотой», «белый», «красный» и «синий»- «шелестят зеленые сережки », «в темной роще заряница», «покраснела рябина», «малиновая лебеда». Зачастую он использует образы, перешедшие из народного творчества и обладающие соответствующей эмоциональной нагрузкой. Например «понакаркали черные вороны», «уплывала лебедь белая».

В мировоззрении и поэтике авторов с цветом связан мир чувств и эмоций, причем Есенин использует для этого свет, голубой, синий, белый, сиреневый и желтый цвета «есть светлая радость под сенью кустов», «только радость синей голубицей канет в темноту», «снова пьют здесь, дерутся и плачут под гармоники желтую грусть», Есенин накладывает краски на образ судьбы, причем он раскрашивает его в разные цвета, например «в гочубой струе моей судьбы накипи холодной бьется пена», «шаманит лес-кудесник про черную судьбу», «вихрь нарядил мою судьбу в золототканое цветенье».

Немыслимы у Есенина без цветописи христианские, библейские мотивы и образы «пою я стих о светлом рае», «новый из красных врат выходит Лот» Здесь свою роль сыграло и православное воспитание Есенина, и попытка на материале христианской мифологии отыскать ответы на многие волнующие его вопросы. Как писал сам Есенин в одном из писем Г. Панфилову, «Христос для меня совершенство». Познавая и рисуя мир, Есенин создал оригинальную изобразительную систему, в которой колористика играла важную роль Цвет стал не только носителем реального цвета, но и выражением индивидуальной оценки образа. Он находил краски для природы во всем ее многообразии, духовный свет являлся источником его вдохновения, свой талант он считал божьим даром, отсюда и стремление к славе, царственные и «небесные» цвета, которыми он награждал себя и свои стихи. Однако за фасадом ярких и неповторимых образов скрыто отношение автора к описываемым реалиям, его мировосприятие и ключевые понятия смысла жизни.

У Есенина на раннем этапе его творчества (1910-1916 гг) цвет еще не играет той роли, что была присуща ему на последующих этапах Более заметны образы света и тьмы, обращенные как к реалиям объективной действительности (образам луны, солнца, звезд), так и духовному миру человека «от луны свет большой прямо на нашу крышу», «снова мрак и разбитые грезы» Красный связан с образом зари, синий - с образом неба и цветом глаз персонажа, серебряный - поверхностью воды, травы, золотой - лучами луны и солнца Настрой стихотворений, где присутствуют эти цвета, позитивный Лирический герой восхищается окружающим миром, восходом солнца, светом луны, бездонностью неба, «загорелась зорька красная», «роща синим мраком кроет голытьбу»

В московском периоде раннего этапа творчества Есенина (1913-1914 гг) цвет активнее участвует в формировании словесной ткани произведений, помогая читателю понять авторское отношение к описываемому явлению Вместе с тем, краски еще находятся в зависимости от фольклора Ведущее место в палитре занимает белый цвет, характеризующий мир растений, животных, небесной сферы и вызывающий светлые эмоции «белая береза под моим окном», «белоснежная лебедушка» Часто используется синий цвет, ассоциирующийся с образом небес, где сокрыта незримая сила, духовный свет на небесном синем блюде», «понеслись удары к синим небесам» Красный присутствует в основном в сочетании с образом зари и обладает положительной семантикой, например. «подымалась красна зорюшка», «я молюсь на алы зори». Если тьма выступает у поэта в роли таинственной сферы, оборотной стороны дня, жизни эти образы вызывают негативные эмоции и чувство страха. Если же признак «темный» является эпитетом к явлениям природы, подобного не ощущается «из-за леса, леса темного, подымалась красна зорюшка». Черный цвет символизирует потери, горе лишь в соединении с фольклорными параллелями «понакаркали черные вороны грозным бедам широкий простор», «надвигалась туча черная»

В петроградский период этого этапа (1915-1916 гг) цвет прочно вошел в число влияющих на реализацию авторского замысла изобразительных средств. Ведущее место занимает синяя краска, ассоциируясь с образами неба и цветом глаз персонажа: «синее небо, цветная дуга», «нелегка моя кошница, но глаза синее дня». Этот цвет у поэта связан с духовным началом, притягивающим своей глубиной, покоем Красный также заметен, расширяется и сфера соединяющихся с ним понятий - это уже не только образы зари, заката, но и одежда, украшения, цвет губ, растительный мир, например, «о красном вечере задумалась дорога», «у ней губы краснее малины», «белая свитка и алый кушак», «покраснела рябина, посинела вода». Синий и красный обладают позитивной символикой. К цветообразу тьмы Есенин относится спокойно - без опасений и встревоженности. «за темной прядью перелесщ, в неколебимой синеве ягненочек кудрявый - месяц гуляет в голубой траве» Сфера употребления, эмоциональная окраска белого цвета различна и характеризует цвет заснеженного поля, окрас животных, цвет строений, соотносится с такими понятиями, как день, сумрак, луна, роща и др.- «раскинулся узорно над белым полем багрянец», «не тоскуй, моя белая хата» Заметен образ света «А ты из светлого рая, в ризах белее дня», «рудою солнца посеян свет» Зеленый это уже не только цвет растительности, но и цвет вечера, неба, воды, жизни (иногда, правда, граничащей со смертью и увяданием)-«в холмах зеленых табуны коней»,«неба зеленый песок», «в зеленый вечер под окном на рукаве своем повешусь»

Четвертый этап жизни и творчества Есенина делится на два периода Первый период определен рамками - конец 1923 – конец

1924 гг. Нравственный кризис продолжается и после возвращения в Россию. Отсюда такие образы, как «свет и покой мертвеца», «темная сила», «темь и жуть» Но поэт находит выход и спасение в любви к России, однако к России не сегодняшней, реальной, во многом чуждой ему, а той, что сохранилась в памяти. Правда, в его творчестве она выглядит идеальной и почти нематериальной, где над избушкой матери струится «несказанный свет», где жила «девушка в белом» и «широкий месяц над голубым прудом». Отсюда и частое использование синего и голубого цветов, олицетворяющих Россию. Теплоты, любви, чистоты добавляют золотой, желтый, белый и сиреневый цвета. Однако поэт отдает себе отчет, что то время уже не вернуть. Поэтому эти цвета являются элементами цветообразов, оставшихся в прошлом или соотносящихся с процессами увядания. «золотые, далекие дали», «отговорила роща золотая»

Второй период этого этапа связан с пребыванием Есенина на Кавказе конец 1924 - середина 1925 гг Произведения этого времени наполнены жизнерадостными красками, мягким светом луны, позитивной энергии, вливающейся в душу поэта. Гармонией покоя накладывается на рану нравственных терзаний бальзам синего цвета, соединяясь с образами России, весеннего вечера, прозрачного воздуха, романтических мечтаний. «Тихий ветер, Вечер сине-хмурый», «Несказанное, синее, нежное». Великолепия, блеска, теплоты солнца и приятного холода луны добавляют золотой и желтый цвета «золото холодное луны», «месяца желтая прелесть» Красного цвета нет, более приемлем комфорт розового, которому вторит умеренность, раскаяние и сдержанность сиреневого цвета, например. «красной розой поцелуи веют, лепестками тая на губах», «вовек благословенны на земле сиреневые ночи» Но есть и негатиные эмоции, сочетающиеся с образами тьмы, черным цветом, олицетворяющими у поэта силы зла, беды, несчастья «в голове болотный бродит омут, и на сердце изморозь и мгла», «облезлый клен своей верхушкой черной гнусавит хрипло в небо о былом».

В последние месяцы творчества Есенина - последний его этап (конец 1925 года) синий лишь сглаживает полярность черного и белого цветов, света и тьмы Он только ослабляет эмоциональную опустошенность, позволяя памяти вернуться назад, когда Есенин был бодр, счастлив, весел, полон надежд, так как почти все цветообразы синего связаны с прошлым поэта, редко с настоящим и никогда - с будущим «Сердце остыло, и выцвели очи .Синее счастье Лунные ночи'», «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель, синь очей утративший во мгле». Черный цвет, мощно представленный в «Черном человеке», поглощает мрачностью и безысходностью другие краски, отказывая герою поверить в возможность существования цветного мира. Образ света на заключительном этапе - это свет луны - холодный, пугающий, унылый («сверху озябшая светит луна», «ах, луна влезает через раму, свет такой, хоть выколи глаза»), и лишь иногда «ласкающий и тихий» Белый символизирует страх, холодность, пустоту и бледность смерти, о чем говорят сочетающиеся с ним образы «кажется мне - осыпаются липы, белые липы в нашем саду», «снежная равнина, белая луна, саваном покрыта наша сторона»

1905 году Блок написал статью «Краски и слова», где сетовал, что современные писатели не обращают внимания на зрительное восприятие. Блок предсказывал появление поэта, который принесёт в русскую поэзию русскую природу со всеми «далями» и «красками». Этим поэтом стал Сергей Есенин.

Первых своих читателей молодой поэт пленил тем, что как бы провёл их по забытой ими земле, заставляя всматриваться в её красоту и вслушиваться в её звоны и тишину.

«Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется – на душе светло…»

1910г



Как народному поэту, Есенину близка гамма цветов традиционно используемая в фольклоре и древнерусской живописи. В первую очередь, это синева и залитые голубизной рязанские пейзажи.

«Синий май. Заревая теплынь…»

«Синий туман. Снеговое раздолье…»

« В прозрачном холоде заголубели долы…»



Синий и его оттенки не были для Есенина обыденной палитрой, так как выражали нечто божественное, недосказанное, романтическое:

«Несказанное, синее, нежное…»

Даже саму Россию Есенин ассоциировал с синим цветом, говоря, что в этом слове есть «синее что-то…».

« Хорошо бродить среди покоя

Голубой и ласковой страны…»

Голубая и синяя Русь для Есенина – Это милый сердцу край берёз, безбрежных полей, широких рек, звонких далей.

«Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

Три звезды над прудом

Теплит матери старой грусть…»



Следующий цвет, которым поэт умело окрашивал своё поэтическое творчество, - это жёлто-золотой:

«Золото холодное луны…»

«Мне снились реки златых долин…»

« Хвойная позолота…»

Для поэта это не цвет осени и увяданья.

« Лучи ярко – золотые

Осветили землю вдруг.

Небеса уж голубые

Расстилаются вокруг…»

Однако в некоторых стихотворениях, изученных нами, мы увидели, что жёлтый цвет становится цветом горечи и беспросветности.

«Весной и солнце на лугу

Обвита жёлтая дорога,

И та, чьё имя берегу.

Меня прогонит от порога…»

Интересна судьба есенинских эпитетов. Появляются в есенинской поэзии и цветовые символы. В поэтическом мире Есенина символика цветов устойчива, а некоторые цветовые эпитеты становятся постоянными символами (вначале – малиновый и розовый, позднее – золотой, белый, желтый, красный). Другие же, в особенности голубой и синий, употребляются как в прямом, так и в переносном значении

Интересно с этой точки зрения взглянуть на один цветовой образ из стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…».

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.











Рядом с поэтическими деталями земного мира («белых яблонь дым», «страна березового ситца») - образ мифологический, символический – образ розового коня». Розовый конь — только отчасти конь. Это еще и рассвет, это и веш­нее цветение, промелькнувшее и исчезнувшее. Дым с белых яблонь, освещенный восходящим солнцем. Это сон, мираж.

Таков контекст одного стихотворения. Но есть более широкий контекст: цикла или книги стихов, всего твор­чества. Углубившись в авторский кон­текст Есенина, мы замечаем, что эпитет «розовый» у него не случайный, не редкий. Это один из любимых эпитетов.

Цвет позволял художнику концентрировать лирическую эмоцию, создавать емкое импрессионистическое высказывание.

Цветопись поэзии С.Есенина проявляется не только на уровне лексической семантики, но и на уровне фоносемантики. Звуко-цветовые соответствия мы проверили на нескольких стихотворениях

Исследование показало, что мир поэзии, созданный С. Есениным, - мир многоцветный, раскрашенный в живые и чистые краски. Цвет в его поэзии присутствует всегда, даже если слова со значением цвета не употребляются. Достигается это тем, что цветопись стихов Есенина проявляется не только на лексическом уровне, но и на уровне фоносемантики.

Мы исследовали 100 стихотворений С.Есенина, предварительно разделив по группам:

1)Красный, малиновый, багряный

2)Золотой, жёлтый

3)Серебряный, седой

4)Синий, голубой

В итоге мы выделили 115 цветовых эпитетов.









Таблица цветовых эпитетов в поэзии Сергея Есенина

Красный, малиновый, багряный оттенки

Желтый, золотой

Серебряный, седой

Синий, голубой

Малиновы меха

золотистым пламенем

седые вербы

Из синей мглы

красного телка

златой тучки

седые облака

в небе голубом

красным хвостом

златохвойный сад

серебряные росы

цветы лазоревы

на красной браге

золотых стволов

седое облако

в голубой пыли

над красным бугром

у ворот золотых

седые туманы

июнь голубой

малиновая ширь

глыбой золотою

серебряный ветер

голубой страны

малиновая лебеда

златую цепь

серебряной уздой

синим рогом

зорька красная

золотистая метелка

серебристая дорога

синими губами

красный порох

златоструйная вода

река серебристая

синий оскал

красным звоном

золотым яйцом

о полях посеребренных

синие метели

малиновое поле

пятой златою

росинки серебристые

колокол синий

малиновые сёла

золотого лета

среброзлачный урожай

вечером синим

занавес багряный

на золотой повети

серебряный ручей

синей вьюгой

В кустах багряных

золотой повети


в голубой траве

красный крыл

златых затонов


голубой пожар

красная зорюшка

ветки золотистые


голубая страна

красным звоном

золотистые косы


голубые рты

лучи багровые

листва золотая


синей свечкой

алым соком

златой налет


синие чащи

красные крылья

лапкою золотою


в синеве долин


злат бугор


голубого ливня


нивы златые


в голубой степи


земля златая


в синем небе


звезды золотые


синем звоном


нивы златые


синий туман


на златых ресницах


в синей мгле


златой родник


синий лязг


колоб золоченый


синий плат небес


зелень золотистая


синей шири


солнца золотистого


май синий


золотыми звездами


синим мраком


златое затишье


синее небо


рыжие стога


охлопья синих рос


золотые чары


в синем небе


золотые снопы


в синюю высь


златые космы


воздух синий


златой калач


голубая родина




у голубого водоема




голубая прохлада




вечер голубой




голубая осина




голубые двери

20

49

14

33











  • Красный, малиновый, багряный – 20 эпитетов

  • Золотой, жёлтый – 49 эпитетов

  • Серебряный, седой – 14 эпитетов

  • Синий, голубой – 33 эпитетов



Вывод:

Таким образом, можно сделать вывод, что художественный текст – это образное понимание мира. Прочитывая поэтические тексты С.А. Есенина и исследуя используемые им цвета, мы приходим к пониманию его внутреннего мира, образов, которыми пронизаны все его стихотворения. Поэтому ключевым понятием, относящимся к художественному тексту, является образ. «Отдельно взятое слово имеет значение, а слово в художественном тексте уже имеет смысл.» Слово в художественном тексте благодаря особым условиям функционирования семантически преобразуется, включает в себя дополнительный смысл, коннотации, ассоциации. Игра прямого и переносного значения порождает и эстетический, и экспрессивный эффект художественного текста, делает его образным и выразительным. Мир природы - залог бессмертия красоты, вдохновения и мудрости. Цицерон говорил: "Творения природы совершенней творения искусства". Проанализировав материал по данной теме, мы пришли к следующему заключению: в произведениях С.Есенина природа не просто копируется, а показана как неразгаданная тайна.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Цветопись в творчестве Сергея Есенина

Автор: Романенко Наталья

Дата: 23.11.2015

Номер свидетельства: 257144

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Поэтика стихотворений Сергея Есенина"
    ["seo_title"] => string(44) "poetika-stikhotvorienii-sierghieia-iesienina"
    ["file_id"] => string(6) "266152"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450102272"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Урок литературы «Моя лирика жива  одной  большой  любовью,  любовью  к  родине»  (Тема Родины в лирике С.Есенина) "
    ["seo_title"] => string(114) "urok-litieratury-moia-lirika-zhiva-odnoi-bol-shoi-liubov-iu-liubov-iu-k-rodinie-tiema-rodiny-v-lirikie-s-iesienina"
    ["file_id"] => string(6) "117937"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412961155"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства