kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Цветовая гамма в «таинственной» повести И.С. Тургенева «Песнь торжествующей любви»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научная статья для школьной конференции по творчеству И.С. Тургенева

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Цветовая гамма в «таинственной» повести И.С. Тургенева «Песнь торжествующей любви»»

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 44» Ленинского района г. Саратова










«Цветовая гамма в «таинственной» повести И.С. Тургенева «Песнь торжествующей любви»






Выполнили:

Овчаров Ярослав Кириллович,
Иванов Александр Павлович,
учащиеся 9А класса


Руководитель:
Кочеткова Марина Павловна,
учитель русского языка и литературы




Саратов

2021



Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава I. Цвета в Творчестве И. Тургенева…………………………………..4

Глава II. Цвета и оттенки в повести «Песнь торжествующей любви»……9

2.1. Классификация цветовой гаммы в повести «Песнь торжествующей любви»…………………………………………………………………………14

Заключение………………………………………………………………….....14

Список литературы……………………………………………………………15



Введение

Иван Сергеевич Тургенев – известный русский писатель, с творчеством которого знакомятся на протяжении всей школьной программы по литературе. Моё осознанное знакомство с его произведениями началось с прочтения серии «таинственных» повестей. Образ писателя для меня открылся в новом ракурсе. Тургенев - реалист дополнился загадочным, малопонятным, необъяснимым образом. Мне захотелось понять, каким образом автор изображает таинственные происшествия в повести «Песнь торжествующей любви». Для этого я обратился к тексту произведения с критическим анализом.

Цель работы - проанализировать, какую роль играют цвета в повести И.С. Тургенева «Песнь торжествующей любви».

Задачи:

  1. Найти цвета и оттенки, употребляемые в повести;

  2. Определить роль цветовой палитры;

  3. Классифицировать цвета по значимости в повести.

Актуальность данной работы заключается в том, что «таинственные» повести И.С. Тургенева не входят в школьную программу и являются малоизученным материалом. Данная работа дополнит материал уроков по литературе, посвящённых творчеству автора. В этом заключается и её практическая значимость.

Предмет исследования – цветовая гамма в повести «Песнь торжествующей любви» .

«Таинственная» тематика творчества Тургенева в своё время вызвала много споров среди критиков. В своей работе я буду опираться на их отзывы, но излагать собственные выводы по теме.



Глава I. Цвета в Творчестве И. Тургенева

Цвет – явление, которое окружает человека повсюду и вызывает особые эмоции. Каждый цвет воздействует на психологию человека и имеет свое значение. Цветовое выражение используется как символ в литературных произведениях. Используя традиционную символику цвета, авторы открывают нам свой внутренний мир и дарят удивительные, неповторимые произведения искусства. Цвет в литературе – художественное выражение человеком его способности к восприятию действительности во всем богатстве.

Тема цветописи в произведениях Тургенева мало исследована, но именно обращение к этой узкой проблеме помогает выявить глубинные, подчас подтекстовые пласты прозы автора. Цвет в литературном произведении многозначен. Он раскрывает внутренний мир героев, настроение, базируясь на определенной символике.

Цветовой троп как художественно-изобразительное средство языка не нов. С древнейших времён люди использовали различные художественные средства, чтобы выразить свои чувства и настроения при помощи цвета. Так часто встречаются в устном народном творчестве такие цветовые эпитеты: серый волк, лебедь белая, дума чёрная и так далее.

Цветопись широко используется и в русской классической литературе (В.Н. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.М. Достоевский и др.).

Цветовые художественные образы в произведениях И.С. Тургенева характеризуются исключительным смысловым наполнением, поражая богатством цветовой гаммы. Каждая деталь у него имеет свое название, свою индивидуальную форму, свой цвет. При этом Тургенев считал, что писатель, как и художник, должен избирательно относиться к деталям картины природы.

Поэту Я. П. Полонскому, который занимался и живописью, Тургенев писал: «К живописи применяется то же, что и к литературе, ко всякому искусству: кто все детали передает - пропал; надо уметь схватывать одни характеристические детали; в этом одном и состоит талант, и даже то, что называется творчеством»1 .

Й.В. Гете считал, что цвет, «независимо от строения и формы материала, оказывает известное воздействие на душевное настроение. Тем самым, впечатление, вызываемое цветом, определяется, прежде всего, им самим, а не его предметными ассоциациями»2 . И.Л. Финкель в своей работе «Синтез формы и цвета в творчестве А.С. Пушкина» (2005) утверждает, что цвет — это определённый символ, несущий функциональную нагрузку, отражающий традиции того или иного народа. Каждый народ любит свой цвет. Русские любят красный и белый цвета (причем, они символизируют жизнь и смерть одновременно), чуваши любят чёрный цвет, северные народы - зелёный, африканцы - белый, евреи - бело-голубой цвет и т.д.

Разнообразие цветовых ощущений отражает разницу мировосприятия, а нужно, чтобы мировосприятие попадало в Закон вечности (кругооборот энергии), а не было результатом эмоций. Подсчитано, сколько раз А.С.Пушкин использовал слово «любовь» (630 раз), а вот сколько раз он использовал слова «красный», «белый» - не подсчитано. А между тем, от цветовых решений автора зависит читательское восприятие произведения, поскольку, человек мыслит образами, «картинками».

Отметим, что на выбор тех или иных красок в произведениях И.С. Тургенева, на стилистические особенности творчества писателя, повлияло не только личностное восприятие мира, ментальность, но и современная ему живопись, а также живопись предыдущих эпох, русская и западноевропейская. Тургенев сам старательно изучал живопись и собирал коллекцию картин и даже позировал художникам.

13 февраля 1871г. он позирует для портрета К.Е. Маковскому (1839-1915), 24 февраля - Н.Н. Гете (1831­1894). В начале 70-х годов увлеченность живописью переросла в страсть. Он сделался одним из постоянных посетителей магазинов антиквариата в Париже. Его небольшая квартира скоро наполнилась отборными произведениями старой голландской и современной французской живописи, в особенности великих пейзажистов Виржиля Нарсис Диаса де ла Пенья (1808-1876) и Теодора Руссо (1812-1867).

И.С. Тургенев использует приемы живописи для описания природы в литературном тексте.

Наиболее характерными для его пейзажей являются описания погоды, животного и растительного мира. Японская исследовательница Касуя Норико в своей работе «Записки охотника» И.С. Тургенева и пейзаж» утверждает, что все эти «описания имеют физиологический характер, такой же, как у западноевропейских живописцев, картины которых Тургенев высоко ценил и собирал»3.

Она рассматривает три подхода к созданию картины или три художественных приема. Один из приемов живописи того времени заключался в том, что одно и то же место рисовалось в разное время суток или в разные времена года: при этом, например, вся картина изменяется благодаря изменению цвета неба. Данный феномен в живописи был открыт только в начале XIX века.

Этот признак говорит о том, что Тургенев изучал и перенимал приемы изображения пейзажей у художников и проецировал их на литературу. Таким образом, мы наблюдаем явный интертекст, имеющий под собой реминисцентную основу.

Остановимся на цвете неба у Тургенева. Оно разное, но очень часто пронизано светом. Видение автором световоздушной среды и градаций ее цвета, формы, и степени освещенности облаков детальны и поразительны. Небо является настоящим «ключом» к созданию того или иного впечатления.


Небо утром: «С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновенье, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз»4

Небо днем: «По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как весенний запоздалый снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса. Их узорчатые края, пушистые и легкие, как хлопчатая бумага, медленно, но видимо изменялись с каждым мгновением; они таяли, эти облака, и от них не падало тени»5

Небо вечернее: «Солнце садилось; широкими багровыми полосами разбегались его последние лучи; золотые тучки расстилались по небу все мельче и мельче, словно вымытая, расчесанная волна...»6

Вот как меняется небо в разное время суток в одном отрывке: солнце сначала «не раскаленное, не тускло-багровое», а «приветно лучезарное», потом уходит в «лиловый ее туман», край облачка сверкает серебром, но опять «лучи», снова «могучее светило». Около полудня появляются облака, «золотисто-­серые, с нежными белыми краями». Они «проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день ., разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь».7

В процитированных отрывках цветовая гамма поражает разнообразием. Оттенки желтого и золотого, белого, голубого, серо-серебристого, багрового.

Как видим, наиболее часто используется гамма золотого цвета - солнце, свет, светило, его лучи, тепло. В античности золотой был цветом разума и бессмертия. В русской сказке (как и в сказках других народов мира) все, что окрашено в золотой цвет выдает свою принадлежность к потустороннему миру. Примером тут может служить всем известное «блюдечко с золотой каемочкой» - символ сказочного изобилия и безотказности.

Если обратиться к христианской символике, то в ней золотисто-желтый цвет — это символ солнца и божественности, а также символ христианского мученичества8. Примечательно, что шедевры эпохи Возрождения часто имеют светящийся золотистый фон, что подчеркивает святость того, что на них изображено (полиптих «Коронование Марии» итальянского художника Джентиле Да Фабриано (1370-1427), где силуэты святых на панно изображены на золотом фоне).

Д.А.Фомина утверждает, что каждому писателю свойственна своя цветовая гамма произведений. Например, «цветовая гамма у Пушкина и Лермонтова бело-черно-красная; у Гоголя - красно-бело-серая; у Тургенева («Бежин луг») - черно-бело-красная; у Толстого - бело-красно-черная...»9.

Таким образом, говоря об интертекстуальности в использовании цвета, мы утверждаем, что И.С.Тургенев будит застывшие в языке народные предания и поверья, легко касается мифологических первооснов национальной памяти, использует приемы живописцев (изображения неба). Писатель, как и многие авторы, используя принцип символизма, усиливает, подчеркивает значительность описываемой ситуации, её трагизм, её философский смысл, выделяет тот или иной момент в тексте, дающий повод вспомнить нечто созвучное, воплощенное в других произведениях.


Глава II. Цвета и оттенки в повести «Песнь торжествующей любви»

Рассмотрев весь собранный материал, мы поняли, что И.С. Тургенев в серии «таинственных» повестей не отошел от традиции предавать цветам особое сюжетное значение.

Обратимся к тексту «Песнь торжествующей любви», чтобы выявить фрагменты, в которых автор использует цвета и их оттенки. Выпишем их в форме цитат, чтобы не потерять контекста.

«Фабий был выше ростом, бел лицом и волосом рус - а глаза имел голубые; Муций, напротив, имел лицо смуглое, волосы черные, и в темно-карих его глазах не было того веселого блеска, на губах той приветливой улыбки, как у Фабия; его густые брови надвигались на узкие веки - тогда как золотистые брови Фабия уходили тонкими полукругами на чистый и ровный лоб.»10

Как видим, самая первая характеристика с помощью цветов относится к главным героям, Фабио и Муцию. Используя контраст темного и светлого, автор изначально изображает героев противоположными. Они разные во всем: от внешности, до характера и поступков.

С помощью антитезы Тургенев показывает и образ Валерии. «Несмотря на бледность лица, Валерия цвела здоровьем».11

Особое значение у Тургенева имеет прилагательное тенистый. Оно не обозначает цвета, но его особенность в том, какой бы цвет не подразумевался, он светлым уже не будет. Это говорит о том, что что-то темное этот сад хранил, либо навевал. «У него была прекрасная вилла, окруженная тенистым садом, в недальнем расстоянии от Феррары».12

Еще одну особенность мы заметили, касаемую цветов. У И.С. Тургенева цвета не статичные, идет постоянное нагнетание темного, только к финалу светлые цвета восторжествуют. «Собственно, черты Муциева лица мало изменились: с детства смуглое, оно еще потемнело, загорело под лучами более яркого солнца, глаза казались углублённое прежнего - и только»13

Таинственные предметы рисуются в повести темными оттенками. «Когда же он принялся вызывать, насвистывая на маленькой флейте, из закрытой корзины ручных змей, когда, шевеля жалами, показались из-под пестрой ткани их темные, плоские головки, Валерия пришла в ужас и попросила Муция спрятать поскорей этих ненавистных гадов. За ужином Муций попотчевал своих друзей ширазским вином из круглой бутыли с длинным горлышком; чрезвычайно пахучее и густое, золотистого цвета с зеленоватым отливом, оно загадочно блестело, налитое в крошечные яшмовые чашечки.»14 Как будто продолжение экзотических предметов в этой же главе 5.

«В ответ ей Муций приказал малайцу принести свою индийскую скрипку. Она походила на нынешние, только вместо четырех струн у ней было три, верх ее обтягивала голубоватая змеиная кожа, и тонкий тростниковый смычок имел вид полукруглый, а на самом его конце блистал заостренный алмаз.»15 Почему-то сочетание цветов напомнило произведение «Малахитова шкатулка» Бажова, будто это и есть ларец с невиданными сокровищами, но они не так светлы.

Некое сходство главных героев Валерии и Муция мы можем проследить по прилагательному бледный. С каждой новой сценой Муций становится все бледнее и бледнее: «…а Муций, с наклоненной, прижатой к скрипке головою, с побледневшими щеками, с бровями, сдвинутыми в одну черту, казался еще сосредоточенней и важней - и алмаз на конце смычка бросал на ходу лучистые искры, как бы тоже зажженный огнем той дивной песни.»16

Особой цветовой гаммой наполнен сон Валерии: «…такой комнаты она в жизни не видывала. Все стены выложены мелкими голубыми изразцами с золотыми "травами"; тонкие резные столбы из алебастра подпирают мраморный свод; самый этот свод и столбы кажутся полупрозрачными... бледно-розовый свет отовсюду проникает в комнату, озаряя все предметы таинственно и однообразно; парчовые подушки лежат на узком ковре по самой середине гладкого, как зеркало, пола. По углам едва заметно дымятся высокие курильницы, представляющие чудовищных зверей; окон нет нигде; дверь, завешенная бархатным пологом, безмолвно чернеет во впадине стены.»17

Особый символ у писателя – это луна. Она незримо смотрит туда, где , казалось бы, нет свидетелей. Она едина в цветовой палитре с состоянием Валерии и Муция. «Он спит; но лицо его, при свете круглой и яркой луны, глядящей в окна, бледно, как у мертвеца... оно печальнее мертвого лица.»18

«Когда замер последний звук, луна зашла за облако, в комнате вдруг потемнело»19 - с этих строк цветовая гамма ярких оттенков вытесняется темными. Будто угроза нависает над героями.

  «Резные столбы подпирали свод, стены были покрыты изразцами, и хотя не было ни окон, ни свечей, всю комнату наполнял розовый свет, точно она вся была сложена из прозрачного камня. По углам дымились китайские курильницы, на полу лежали парчовые подушки вдоль узкого ковра»20

Все действия описываются через оттенки тенистого сада под свет луны. «С опущенной на грудь головою, со скрещенными на коленях руками, она сидела на скамье - а за ней, выделяясь из темной зелени кипариса, мраморный сатир, с искаженным злорадной усмешкой лицом, прикладывал к свирели свои заостренные губы.»21

«Казалось, что-то темное нависло над их головами... но что это было -они назвать не могли.»22 - звучит приговором из уст писателя.

«Лунный, до жесткости яркий свет обливал все предметы.»23

С этого момента Тургенев наделяет Муция чертами полумертвого человека. С трудом можно понять: мертв он или жив. Ответа нет до конца повести. «Он не раз заходил в павильон; но Муций не возвращался - а малаец глядел на Фабия, как истукан, подобострастно наклонив голову, с далеко - так по крайней мере показалось Фабию -- далеко затаенной усмешкой на бронзовом лице.»24

Только луна, неизменно и навязчиво следящая за героями, освещает героев, превращая все вокруг в полупрозрачное, будто это туман, призрак. «Она больна... но какою болезнью? Пока он, положив голову на руку и сдерживая горячее дыхание, предавался тяжелому раздумью - луна опять взошла на безоблачное небо; и вместе с ее лучами, сквозь полупрозрачные стекла окон, со стороны павильона - или это почудилось Фабию?»25

Фабий после убийства Муция становится бледен, это общее состояние с героями.  «Фабий опустился возле ее ложа - и, не спуская глаз с ее бледного и похудевшего, но уже успокоенного лица, начал размышлять о том, что произошло... а также о том, как поступить ему теперь?»26

Очень интересны краски красного, синего и желтого и черного, которые окружают убитого Муция. На яркое пятне красной шали изображено тусклое пятно. «Посередине комнаты, на персидском ковре, с парчовой подушкой под головою, покрытый широкой красной шалью с черными разводами, лежал, прямо вытянув все члены, Муций. Лицо его, желтое, как воск, с закрытыми глазами, с посинелыми веками было обращено к потолку, не было заметно дыхания: он казался мертвецом. У ног его тоже закутанный в красную шаль стоял на коленях малаец.» 27

Интересным предметом в повести является ожерелье. Оно к концу произведения из яркого превращается в тусклое. Мы предположили, что оно теряется свою магическую силу, поэтому тускнеет. «Фабий взял ожерелье - жемчужины показались ему потускневшими - и исполнил приказание своей жены.»28

«Окаменелая голова завалилась на спинку кресла, и протянутые, плашмя положенные, руки недвижно желтели на коленях.»29 Желтый цвет становится основным в характеристике Муция до конца повести. Можно предположить два назначения цвета: первое, что это изображения героя мертвым, второе, что это действие луны. Теперь только он подвержен влиянию луны, что только с ним будет происходить все необъяснимое.

«Около кресла, на полу, усеянном засохшими травами, стояло несколько плоских чашек с темной жидкостью, издававшей сильный, почти удушливый запах, запах мускуса. Вокруг каждой чашки свернулась, изредка сверкая золотыми глазками, небольшая змейка медного цвета; а прямо перед Муцием, в двух шагах от него, возвышалась длинная фигура малайца, облеченного в парчовую пеструю хламиду, подпоясанную хвостом тигра, с высокой шляпой в виде рогатой тиары на голове.»30 Такими красками сопровождается отъезд Муция. Так завершает свое описание Тургенев. Муций теперь пассивная личность, малаец управляет им, он подвластен.

«Темная жидкость в чашках закипела; самые чашки зазвенели тонким звоном, и медные змейки волнообразно зашевелились вокруг каждой из них. Тогда малаец ступил шаг вперед и, высоко подняв брови и расширив до огромности глаза, качнул головою на Муция... и веки мертвеца затрепетали, неровно расклеились, и из-под них показались тусклые, как свинец, зеницы.»31 Тело Муция способно передвигаться, но внутри он мертв.

Валерия, напротив, обретает свет. «Фабий снова принялся за ее портрет, он нашел в ее чертах то чистое выражение, мгновенное затмение которого так смутило его... и кисть побежала по полотну легко и верно.»32 Теперь счастье героев ничто не сможет омрачить.


2.1. Классификация цветовой гаммы в повести «Песнь торжествующей любви»

Проанализировав сцены, в которых автор использует цвета, мы попытались классифицировать их по значению. У нас получились следующие группы:

  1. Контраст для изображения героев (Фабио и Муций).

  2. Сходство героев (Фабио-Валерия – Муций)

  3. Символические таинственные предметы – луна и ожерелье.

  4. Способ создания «таинственного»

  5. Избавление от «таинственных» происшествий.

Самое интересное, что цвета у Тургенева обозначаются не только прилагательными, но и глаголами, например, «желтели», «потемнели», «чернеет»; причастиями, например, «потускневшими», «посинелыми», и такими словами, как «лучистый», «полупрозразный», «тусклый», которые цвета не обозначают. Это говорит о том, что все это играет на замысел писателя, все важно.

Заключение

В заключение можно сказать, что повесть «Песнь торжествующей любви» настолько пронизана цветовой палитрой, что изучать ее можно с разных позиций. Мы попытались раскрыть смысл цветовой палитры для раскрытия сюжета, исходя из собственных наблюдений и читательского опыта.

О цветах в творчестве Тургенева есть много критических статей. Используя их, можно понять, каким эту сторону творчества видели критики, а изучая заметки самого писателя – как он обозначал сам. Тем не менее мы установили, что лишнего цвета у писателя нет. Он изображает именно тот цвет, какой отвечает его задумке в раскрытии образа героя или любимой темы «таинственного».

Данная работа станет хорошим дополнением на уроках литературы к основному материалу по изучению творчества И.С. Тургенева.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бальзак О. Гобсек. Библиотека зарубежной классики / Оноре де Бальзак. - М.: Правда, 1989. - 65с.

  2. Бахилина Н. Б. История цветообозначений в современном русском языке / Н.Б.Бахилина. - М.: Наука, 1975. - 287 с.

  3. Гете И.В. К учению о цвете (хроматика) / И.В. Гете; пер. с англ. // Психология цвета. - М.: Рефл- бук, К.: Ваклер, 1996. - С. 281-349 // Режим доступа: http://mikhalkevich.narod.ru/kyrs/Cvetovedenie/gete.htm

  4. Жуковский В. А. Собрание сочинений: в 4 т. / В.А.Жуковский. - М.; Л.: Гос. изд-во худож. лит., 1959 - 1960 - .­Т. 2: Баллады, поэмы и повести. - 1959. - 487 с.

  5. Золотой цвет в христианской символике / Символика цвета. - Режим доступа к сайту: http: //symbol. grimuar. ш£э/золотой-68. html

  6. Кандинский В. О духовном в искусстве / В. Кандинский // К выставке в залах Государственной Третьяковской галереи. - М.: 1989. - 300 с.

  7. Касуя Норико. «Записки охотника» И. С. Тургенева и пейзаж. - Режим доступа к сайту: http://ci.nii.ac.jp/naid/110001707366/en

  8. Кони А. Ф. Памяти Тургенева / А. Ф. Кони // Воспоминания о писателях. - М.: Правда, 1989. - 655 с. - Режим доступа: http ://az. lib.ru/k/koni_a_f/text_0260.shtml

  9. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. - Л.: Изд. Ленинградского университета, 1986. - 365 с.

  10. Тургенев И.С. Собрание сочинений: в 3 т. / И.С. Тургенев. - М.: Худож. лит., 1958 - .­Т.1: Записки охотника. - 1958. - 478 с.

  11. Финкель И.Л. Синтез формы и цвета в творчестве А. С. Пушкина / И.Л.Финкель // Полёт к свету. - Режим доступа к сайту: http://esperanto-mv.pp.ru/_ilfinkel/art4.html

  12. Фомина Д.А. Символика цвета и света в портретах героев романов Л.Н.Толстого «Анна Каренина» и «Война и Мир» и повести О.Де Бальзака «Гобсек» / Д.А.Фомина // Российская академия естествознания. 


1 Кони А. Ф. Памяти Тургенева / А. Ф. Кони // Воспоминания о писателях. - М.: Правда, 1989, стр. 78

2 Гете И.В. К учению о цвете (хроматика) / И.В. Гете; пер. с англ. // Психология цвета. - М.: Рефл- бук, К.: Ваклер, 1996. - С. 281


3 Касуя Норико. «Записки охотника» И. С. Тургенева и пейзаж, с. 94

4 Тургенев И.С. Собрание сочинений: в 3 т. / И.С. Тургенев. - М.: Худож. лит., 1958 - .­

Т.1: Записки охотника. – 1958, стр. 325

5 Там же, стр. 188

6 Там же, стр. 158

7 Там же, стр. 159

8 Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. - Л.: Изд. Ленинградского университета, 1986, стр. 310

9 Фомина Д.А. Символика цвета и света в портретах героев романов Л.Н.Толстого «Анна Каренина» и «Война и Мир» и повести О.Де Бальзака «Гобсек» / Д.А.Фомина // Российская академия естествознания, стр. 54

10 Тургенев И.С. Собрание сочинений: в 3 т. / И.С. Тургенев. - М.: Худож. лит., 1958, т. 2, стр. 517

11 Там же, стр. 517

12 Там же, стр. 518

13 Там же, стр. 518

14 Там же, стр. 519

15 Там же, стр. 519

16 Там же, стр. 520

17 Там же, стр. 520

18 Там же, стр. 520

19 Там же, стр. 521

20 Там же, стр. 523

21 Там же, стр. 523

22 Там же, стр. 523

23 Там же, стр. 523

24 Там же, стр. 523

25 Там же, стр. 524

26 Там же, стр. 524

27 Там же, стр. 525

28 Там же, стр. 525

29 Там же, стр. 526

30 Там же, стр. 527

31 Там же, стр. 527

32 Там же, стр. 528


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Цветовая гамма в «таинственной» повести И.С. Тургенева «Песнь торжествующей любви»

Автор: Марина Павловна Кочеткова

Дата: 05.06.2021

Номер свидетельства: 582660

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "«Цветовая гамма в «таинственной» повести И.С. Тургенева «Песнь торжествующей любви»"
    ["seo_title"] => string(79) "tsvetovaia_gamma_v_tainstvennoi_povesti_i_s_turgeneva_pesn_torzhestvuiushchei_1"
    ["file_id"] => string(6) "582661"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1622905668"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства