Просмотр содержимого документа
««Цветовая гамма в «таинственной» повести И.С. Тургенева «Песнь торжествующей любви»»
АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 44» Ленинского района г. Саратова
«Цветовая гамма в «таинственной» повести И.С. Тургенева «Песнь торжествующей любви»
Выполнили:
Овчаров Ярослав Кириллович, Иванов Александр Павлович, учащиеся 9А класса
Руководитель: Кочеткова Марина Павловна, учитель русского языка и литературы
Саратов
2021
Цель работы- проанализировать, какую роль играют цвета в повести И.С. Тургенева «Песнь торжествующей любви».
Задачи:
Найти цвета и оттенки, употребляемые в повести;
Определить роль цветовой палитры;
Классифицировать цвета по значимости в повести.
Актуальностьданной работы заключается в том, что «таинственные» повести И.С. Тургенева не входят в школьную программу и являются малоизученным материалом. Данная работа дополнит материал уроков по литературе, посвящённых творчеству автора. В этом заключается и её практическая значимость.
Цвета в Творчестве И. Тургенева
Цвет – явление, которое окружает человека повсюду и вызывает особые эмоции.
Тема цветописи в произведениях Тургенева мало исследована, но именно обращение к этой узкой проблеме помогает выявить глубинные, подчас подтекстовые пласты прозы автора. Цвет в литературном произведении многозначен. Он раскрывает внутренний мир героев, настроение, базируясь на определенной символике.
Цвета и оттенки в повести «Песнь торжествующей любви»
«Фабий был выше ростом, бел лицом и волосомрус- а глаза имелголубые; Муций, напротив, имел лицосмуглое, волосычерные, и втемно-карихего глазах не было того веселого блеска, на губах той приветливой улыбки, как у Фабия; его густые брови надвигались на узкие веки - тогда какзолотистыеброви Фабия уходили тонкими полукругами на чистый и ровный лоб.»
Как видим, самая первая характеристика с помощью цветов относится к главным героям, Фабио и Муцию. Используя контраст темного и светлого, автор изначально изображает героев противоположными. Они разные во всем: от внешности, до характера и поступков.
Цвета и оттенки в повести «Песнь торжествующей любви»
Особое значение у Тургенева имеет прилагательное тенистый. Оно не обозначает цвета, но его особенность в том, какой бы цвет не подразумевался, он светлым уже не будет. Это говорит о том, что что-то темное этот сад хранил, либо навевал. «У него была прекрасная вилла, окруженнаятенистымсадом, в недальнем расстоянии от Феррары».
Цвета и оттенки в повести «Песнь торжествующей любви»
Особый символ у писателя – это луна. Она незримо смотрит туда, где , казалось бы, нет свидетелей. Она едина в цветовой палитре с состоянием Валерии и Муция. «Он спит; но лицо его, при свете круглой ияркойлуны, глядящей в окна,бледно, как у мертвеца... оно печальнее мертвого лица.»
«Когда замер последний звук, луна зашла за облако, в комнате вдругпотемнело» - с этих строк цветовая гамма ярких оттенков вытесняется темными. Будто угроза нависает над героями.
Классификация цветовой гаммы в повести «Песнь торжествующей любви»
Контраст для изображения героев (Фабио и Муций).
Сходство героев (Фабио-Валерия – Муций)
Символические таинственные предметы – луна и ожерелье.
Способ создания «таинственного»
Избавление от «таинственных» происшествий.
Самое интересное, что цвета у Тургенева обозначаются не только прилагательными, но и глаголами, например, «желтели», «потемнели», «чернеет»; причастиями, например, «потускневшими», «посинелыми», и такими словами, как «лучистый», «полупрозразный», «тусклый», которые цвета не обозначают. Это говорит о том, что все это играет на замысел писателя, все важно.
Заключение
В заключение можно сказать, что повесть «Песнь торжествующей любви» настолько пронизана цветовой палитрой, что изучать ее можно с разных позиций. Мы попытались раскрыть смысл цветовой палитры для раскрытия сюжета, исходя из собственных наблюдений и читательского опыта.
О цветах в творчестве Тургенева есть много критических статей. Используя их, можно понять, каким эту сторону творчества видели критики, а изучая заметки самого писателя – как он обозначал сам. Тем не менее мы установили, что лишнего цвета у писателя нет. Он изображает именно тот цвет, какой отвечает его задумке в раскрытии образа героя или любимой темы «таинственного».
Данная работа станет хорошим дополнением на уроках литературы к основному материалу по изучению творчества И.С. Тургенева.
ЛИТЕРАТУРА
Бальзак О. Гобсек. Библиотека зарубежной классики / Оноре де Бальзак. - М.: Правда, 1989. - 65с.
Бахилина Н. Б. История цветообозначений в современном русском языке / Н.Б.Бахилина. - М.: Наука, 1975. - 287 с.
Гете И.В. К учению о цвете (хроматика) / И.В. Гете; пер. с англ. // Психология цвета. - М.: Рефл- бук, К.: Ваклер, 1996. - С. 281-349 // Режим доступа: http://mikhalkevich.narod.ru/kyrs/Cvetovedenie/gete.htm
Жуковский В. А. Собрание сочинений: в 4 т. / В.А.Жуковский. - М.; Л.: Гос. изд-во худож. лит., 1959 - 1960 - .Т. 2: Баллады, поэмы и повести. - 1959. - 487 с.
Золотой цвет в христианской символике / Символика цвета. - Режим доступа к сайту: http: //symbol. grimuar. ш£э/золотой-68. html