Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1. Этап мотивации к учебной деятельности (самоопределения) к учебной деятельности. Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность. Его задача – подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Цель: оценить свою готовность к уроку. Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Проговаривают девиз урока - Пожелания друг - другу успешной работы на уроке. Вспоминают правила «рабочего» человека. Микроитог: готовы к уроку. | Цель: создать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся. -организует проговаривание правил поведения на уроке; -организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности; создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Слайд 1. - Возьмёмся за руки, поприветствуем друг друга, улыбнемся друг другу. Я, ты, он, она – Вместе дружная семья. Улыбнись соседу справа, Улыбнись соседу слева. Мы с тобой друзья. | | Коммуникативные: - умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; - умение оформлять свои мысли в устной форме; - умение слушать и понимать речь других. Личностные: -умение чувствовать необходимость учения |
2. Этап актуализации знаний, постановка проблемы. Цели: развивать личностные и коммуникативные УУД через развитие устной речи учащихся; познавательных УУД через проверку знания учащимися групп сказок , их отличительных признаков, выявить пробелы в знаниях и умениях; развивать личностные УУД через развитие внимания, мышления, воображения Его задача – активизация формирования познавательных процессов (внимание, память). Работа в парах. Цель: - проверить умение работать в паре, умение работать с информацией; - организовать выполнение проверки по эталону. | Цель: повторить виды сказок; отличительные свойства литературных и народных сказок; признаки народных сказок. Повторяют группы сказок, вспоминаю отличительные черты, классифицируют сказки по группам Микроитог: повторили группы сказок, потренировались в классификации сказок по группам. Работа в парах –проверка. Микроитог: работали в парах, проводили проверку по эталону. | Организует повторение изученного. Организация работы в парах, выполнение проверки по эталону. | Слайд 2. - Посмотрите внимательно на экран. - Прочитайте пословицу, которая является эпиграфом к нашему уроку. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. - Как, вы, понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей) - В конце урока мы еще вернемся к этой пословице и более точно сформулируем смысл. - Далеко, далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, в тридевятом царстве, в тридевятом государстве находится огромная страна – мир сказок. Слайд 3. - Туда нельзя ни приехать, ни прийти. Но можно просто перенестись, вообразив себе этот мир и увидеть все, что там происходит. Там побывали все дети нашей Земли, а когда они вырастали и становились взрослыми – они возвращались туда со своими детьми… Кто побывал там однажды, уже никогда не забудет эту волшебную страну и будет стремиться туда снова и снова…. - Сказки бывают разные. На какие две основные группы делятся сказки? (русские народные и литературные) Слайд 4. - Как отличить русскую народную сказку от литературной? (русскую народную сказку сочинил народ, а литературную автор). - Сейчас мы с вами поработаем в парах. (у каждой пары есть карточки и на доске дублируется эта карточка) Слайд 5. - Вниательно прочитайте названия на карточке. - Что это за названия? (это названия сказок) - Какое задание можем выполнить? (разделить сказки на две группы: народные и литературные). - Пожалуйста, работая в парах, распределите сказки на две группы. Будьте внимательны при работе! Пара, которая закончит работу, не забываем подать сигнал готовности. - Хорошо, я вижу, что пары справились с задание, проверяем по эталону. Слайд 6. - Пары, которые выполнили задание верно, поднимите руку. Молодцы! - Ну, а остальным нужно быть внимательнее. - Какое задание еще можем выполнить с этими названиями сказок? (вспомнить авторов литературных сказок) - Верно, давайте назовем авторов литературных сказок. (называют сказку и ее автора) - Может ли быть такое, что в литературной сказке присутствуют черты народной сказки? (Ответы детей) - Как вы думаете, могут ли быть следы литературной сказки в народной? (высказывания детей) - А вообще народная сказка какая она? (сочинил народ, они разнообразны, богаты художественной палитрой, специфика в языке, бытовые подробности, уклад жизни, имеют идейную направленность, поучительный характер, положительные и отрицательные герои, устоявшиеся эпитеты.) | - знать виды сказок; - знать на какие груммы деляться казки; - знать отличительные признаки, характерные каждой группе сказок; - знать авторов сказок; - уметь классифицировать сказки по группам;; уметь работать с информацией. | Познавательные: - умение добывать новые знания; - умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроках Регулятивные: - умение проговаривать последовательность действий на уроке; - умение осуществлять самоконтроль. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью оформлять свои мысли; - умение слушать и понимать речь других обучающихся; Регулятивные: - умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Коммуникативные: - умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других |
4.Этап формулирования темы урока, постановка цели Цели: - организовать работу по определению темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися. Задача этапа – обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.. | С помощью учителя формулируют тему, ставят цель и составляют план работы по теме. Микроитог: определили тему и составили план урока. | Организует формулировку темы, постановку цели и составление плана урока учащимися. | - С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? (Аленький цветочек). - К какой группе сказок она относится? (литературные сказки). - Почему? (есть автор) - Кто автор сказки? ( Сергей Тимофеевич Аксаков). - Какая же тема урока сегодня?( Сказка Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек») -Верно. Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока. ( будем учиться исследовать , анализировать сказку, находить общие черты литературной сказки с народной). Слайд 7. - Все верно! Молодцы! Сегодня на уроке мы будем учиться исследовать сказку, анализировать ее, находить общие черты литературной сказки с народной. А также развивать умение давать полные ответы на вопросы по содержанию сказки, планировать свою деятельность, оценивать результаты деятельности; развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | - умение правильно формулировать свои ответы, определять тему урокаи ставить цельурока. | Познавательные: - умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Регулятивные: - определять проблему и формулировать цель деятельности на уроке под руководством учителя; - планировать свою деятельность; -определять последовательность действий на уроке. - умение высказывать свое предположение. Коммуникативные: - умение точно и полно выражать свои мысли. Личностные - умение устанавливать связи между знаниями и жизненными ситуациями |
5. Этап формирования нового знания. Цель: формировать личностные УУД через учебную ситуацию «что я знаю?» «что я узнаю?» и закрепление знаний о литературных и народных сказках; развивать познавательных УУД; формировать регулятивные УУД через коллективную работу, работу в парах, самоконтроль; коммуникативные УУД через умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Задача этапа – обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. | Решают поставленную проблему, находят пути реализации поставленной цели и способы , обсуждают пути решения проблемы. | Организует, помогает. направляет, дает советы. Осуществляет проверку умения учащихся работать с дополнительной информацией и умение представлять данную информацию. | Работа над содержанием сказки. - А для этого нам нужно вспомнить какие основные события происходили в сказке. И в этом нам помогут кадры из сказки. Слайд 8. - Рассмотрите внимательно кадры на слайде. - Какое задание можем выполнить? (расставить в правильной последовательности) - Верно, давайте все вместе расставим кадры в правильной последовательности. (коллективно расставляем кадры в правильной последовательности). Слайд 9. - У нас получился картинный план. - Как вы думаете, для чего нужен картинный план? (ответы детей). - Используя картинный план и отрывки из текста можно подготовиться к пересказу сказки. Пересказ и выборочное чтение с анализом сказки. 1. Жил купец и было у него три дочери. (краткий пересказ). - Перескажите как начинается сказка. (В некотором государстве….) - Перескажите, что попросила старшая дочь. - Что попросила средняя дочь? - А что младшая? - Перескажите, что ответил отец на подарок младшей дочери. 2. Нашел подарки купец для старших сестер (выборочное чтение стр. 196) - Найдите и зачитайте отрывок, в котором говориться о том, что купец нашел подарки для старших сестер. 3. Вот он цветочек аленький. (пересказ) - Перескажите каким увидел купец дворец чудовища. - Перескажите фрагмент в котором купец увидел аленький цветочек. - Перескажите, как автор описывает аленький цветочек. (цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать). 4. Купец встретился со зверем лесным. (пересказ) - Перескажите встречу купца и чудовища. - Что потребовало чудовище за аленький цветочек? 5. Опечалился купец, возвращаться к лесному зверю надо. (пересказ). 6. Прощание купца с дочерью. (выборочное чтение стр. 203.) 7. Младшая дочь у зверя лесного. (пересказ) 8. Встреча с лесным чудовищем. (пересказ) - Перескажите, какими увидела младшая дочь владения чудовища. - Найдите слова описывающие чудовище. 9. Возвращение домой. (пересказ). 10. Замысел сестер. (выборочное чтение стр. 210) - Зачитайте, что задумали сестры. - Как вы можете охарактеризовать поступок сестер? - Какими они были? - Почему они так поступили? - Почему младшая дочь вернулась к чудовищу раньше? (сердцем почувствовала что-то неладное). 11. Смерть чудовища (пересказ). - Перескажите, что увидела младшая дочь вернувшись к зверю лесному? 12. Превращение зверя в принца. (пересказ). - Перескажите, как описывает автор принца. - Почему чудовище обернулось принцем? - Как вы думаете символом чего является аленький цветочек? (высказывания детей). - Подумайте еще до конца урока. | - Знать источники для получения информации;; - Уметь составлять алгоритм; - Знать особенность соотошение г и кг; - Знать виды весов и гирь; - уметь применять полученные знания в практической деятельности. | Регулятивные: - умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -определять последователь- ность действий на уроке. Познавательные: - добывать новые знания: - находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме; - слушать и понимать речь других Личностные : - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом |
Физкультминутка Цель: создать условия для психоэмоциональной разгрузки, снять напряже- ние и усталость обуча- ющихся создать усло- вия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся. | Выполняют физические упражнения, развивают умение концентрировать свое внимание на определенных действиях. Микроитог: выпол- няли физические упражнения. | Организует выполнение движений. | - Ребята, мы достаточно хорошо поработали. Не пора ли нам отдохнуть. Физминутка.(проводят дежурные по классу) Раз, два — хлопок в ладоши, А потом на каждый счет. Раз, два, три, четыре – Руки выше, плечи шире. Раз, два, три, четыре, пять, Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире. Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться — три, четыре, И на месте поскакать. На носки, затем на пятки. Лень отбросить и опять. Сесть за парту, взять тетрадку, Выражения решать. Раз, два, три, четыре, пять – Все умеем мы считать. Раз! Подняться, подтянуться, Два! Согнуться, разогнуться, Три! В ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире. Пять — руками помахать. Шесть — за парту тихо сесть. | - уметь слушать - уметь четко проговари-вать слова | Коммуникативные - умение выполнять физические упражнения по команде, вместе. |
5. Этап формирования нового знания. (продолжение) | | | Сходства с народной сказкой. Признаки народной сказки. - Назовите следы народной сказки. (дети называют следы народной сказки) Слайд 10. 1. Добро побеждает зло. 2. Герои делятся на положительных и отрицательных. 3. Построение: зачин, присказка, концовка. 4. Волшебные предметы. 5. Устойчивые выражения. 6. Волшебные числа.) - Молодцы! | | |
6. Этап первичного закрепления нового знания. Цель: выявить уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию (познавательные УУД); развивать устную речь учащихся (коммуникативные УУД); развивать внимание, мышление, воображение, формировать навыки самоконтроля (личностные УУД ) Задача этапа – обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний, связей и отношений в объекте изучения. Работа в группах: Цель: - проверить умение работать в группах; работать с информацией; оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, воспитывать взаимопомощь и выручку. | Самостоятельно отрабатывают прием сложения с переходом через разряд, проводят самопроверку. Микроитог: работали самостоятельно, проводили самопроверку. Делятся на группы. Проводят обсуждение в группе, выполняют работу по инструкции. Микроитог: определяли виды растений, работали в группах, выполняли работу по инструкции. | Организует самостоятельную работу учащихся, самопроверку. Организует, помогает. направляет, дает советы. Организует проверку умения работать с информацией. | - А теперь продолжим наше исследование. И выясним есть ли эти признаки в литературной сказке «Аленький цветочек». - Для этого разделимся на две группы. Первый ряд и половина второго - это первая группа, третий ряд и половина второго – вторая группа. (группы получают карточки с заданиями) - Итак группы получили карточки с заданиями. Сейчас первая группа находит в сказке 1, 3 и 6 признаки, а вторая группа – находят 2, 4 и 5 признаки. Вписываете их в карточку, а затем проверим результаты исследования каждой группы. (группам отводится время для работы) - Итак пожалуйста, каждая группа представляет свои результаты. (другая группа слушает и если нужно вносит свои коррективы) 1. Добро побеждает зло (Чары злой колдуньи разрушены) 2. Положительные герои (купец, младшая дочь, чудовище) Отрицательные герои ( колдунья, сестры) 3. Построение: зачин (В некотором царстве, в некотором государстве) Присказка (много ли мало ли времени прошло, скоро сказка сказывается, а не скоро делается) Концовка (И стали они жить поживать, да добра наживать) 4. Волшебные предметы (аленький цветочек, золотой перстень, огненные слова) 5. Устойчивые выражения (как среди бела дня, ни в сказке сказать, ни пером описать, за тридевять земель) 6. Волшебные числа (число 3, три сестры, срок три дня) - Хорошо, молодцы, группы справились с заданием и дополняли друг друга. - У древнего человека было представление об одном предмете и о парных: одно солнце, одна луна, две ноги, два глаза. А все что было больше двух относилось к понятию «много». Человек считал: 1, 2, много. Число три значило много, все, что больше двух. - Мы с вами исследовали сказку «Аленький цветочек» на наличие в ней следов народной сказки, давайте обобщим наше исследование и сделаем вывод. (высказывания детей) Слайд 11. - Вы все правильно говорите! Вывод: «Аленький цветочек» - это сказка, сказка литературная. Её автором является известный русский сказочник Сергей Тимофеевич Аксаков. В этой сказке много особенностей, характерных народным сказкам. - Можем ли сказать, что Аксаков в создании своей сказки использовал народные сказки? - А кто вспомнит, кто их рассказывал ему? (ключница Пелагея, во время его болезни). - А теперь давайте вернемся к вопросу, который мы начали обсуждать в начале урока, может быть сейчас проанализировав сказку, мы сможем ответить на него более полно. -Как вы думаете символом чего является «аленький цветочек»? Слайд 12. Вывод: Аленький цветочек- символ настоящей, преобразующей любви. Настоящая любовь видит душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз красоту. Под ее воздействием любимый человек преображается – становиться красивее, лучше, добрее. Любовь, доброта и сострадание – самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее. - Вернемся к эпиграфу нашего урока. Слайд 13 - Давайте попытаемся ответить на вопрос. Чему учит сказка? (Не мириться со злом, а бороться с ним; быть твердым в бедах; осуждать мир где царят жадность, корысть, равнодушие; любить родных и не делать им зла). Вывод: сказки народные и литературные кончаются счастливо, и выдумка избавления от бед так увлекательна, что хочется верить в чудеса. Сказки не обманывают, а очаровывают и дарят мечту, надежду, окрыляют. Любовь способна творить чудеса. | - знать признаки народной сказки. - умение находить признаки народной сказки в тексте.. -уметь работать по группам. -уметь находить признаки народной сказки.. | Регулятивные: - умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Познавательные: - умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы Коммуникативные: - умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других Регулятивные: - умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей |
7.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. формирование регулятивных УУД через анализ и оценку успешности достижения цели. Наметить перспективу последующей работы Задача этапа – анализ и оценка успешности дости- жения цели; выявление ка- чества и уровня овладения знаниями. | Цель: представить результат своей работы классу, в ходе подведения итога и выставления оценки. Отвечают на вопросы учителя. Подводят итог урока и ставят задачи к следующему. Дают оценку своей деятельности на уроке. Рассказывают, что узнали. Микроитог: подводили итоги. | Цель: подвести итог урока. Организует итоговую беседу. Организует самооценку учебной деятельности. Организует рефлексию. | - На столах в каждой группе алые цветочки. На лепестках напишите по 1-му слову: чему научила вас сказка. (дети записывают по одному слову на каждом лепесточке и два цветка вывешиваются на доску) - Сказка «Аленький цветочек живет уже более 150 лет. Она не стареет, потому что люди всегда будут верит в добро и любовь. Значит, в душе каждого человека будет цвести аленький цветочек. - Какова же была главная цель нашего урока? (учиться анализировать сказку и искать следы народноц сказки в литературной) - Достигли ли мы её? ( да) - Что узнали нового о сказках? (что в литературных сказках могут присутствовать признаки народных сказок) - Оцените свою работу на уроке. Цветовой сигнал Зеленый – мне было легко работать Желтый – испытывал затруднения Красный – мне было сложно работать (выставление оценок учителем за работу на уроке, с их коментированием) | - отвечать на вопросы учителя. - подводить итог урока и ставить задачи к следующему. - давать самооценку своей деятельности на уроке. | Регулятивные: - умение осуществлять самоконтроль совместно с учителем и одноклассниками , - умение давать оценку деятельности на уроке; - умение выявлять и осознавать то, что уже усвоено и что еще усвоить. Личностные УУД - умение проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли. |
8.Этап сообщение домашнего задания. Инструктаж. Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. | Цель: осмысление связи домашнего задания с выполняемыми на уроке упражнении- ями. Слушают учителя, определяют пути решения домашней работы Записывают домашнее задание в дневник. Микроитог: слушали инструктаж, записывали домашнее задание. | Задача: подобрать домашнее задание, способствующее углублению полученных знаний, совершенствованию умений и навыков; инструктаж по выполнению домашнего задания. Объяснение домашнего задания. Даёт комментарий к домашнему заданию. | - Откройте дневники, запишите домашнее задание. Слайд 14. - Я предлагаю вам задание на выбор: 1 уровень: Предлагаю вам поучавствовать в создании сказки – придумайте начало истории, ведь мы не знаем по какой причине злая волшебница прогневалась на принца и превратила его в чудовище. Напишите небольшое сочинение на тему «Почему появилось чудовище на свет?» 2 уровень: Найдите в сказке пословицы и выпишите их. 3 уровень: Нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся эпизоду из сказки. | - уметь, работать с информацией. - уметь слушать учителя | Регулятивные: - соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно. |