Просмотр содержимого документа
«Тайна смерти Сергея Есенина»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» города Альметьевска
Республики Татарстан
Индивидуальный проект
Тема «Тайна смерти Сергея Есенина»
Выполнила: учащаяся 10 «А» класса
Зайнутдинова Элина
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Швидко Ольга Ильинична
г. Альметьевск
2022 год
Оглавление
Введение
Стр. 3
Глава I. Биография.
Стр. 4
Глава II. Официальная версия гибели С. Есенина.
Стр.6
Глава III. Догадки гибели
Стр. 7
Заключение
Стр. 16
Список литературы
Стр. 19
Введение.
Уже почти век не прекращается дискуссия о гибели поэта С.А. Есенина. Сторонники версии об убийстве поэта во главе с родственниками Есенина пытаются восстановить правду о гибели известного русского поэта, пользующегося любовью не одного поколения читателей.
Цель проекта: Попытаться опровергнуть версию о самоубийстве Сергея Есенина.
Задачи:
1. Доказать, что последнее стихотворение поэта не было предупреждением о скорой смерти;
2. Выяснить причины смерти поэта;
3. Проанализировать версию о гибели поэта, выдвинутую следователем Э.Хлысталовым;
4. Охарактеризовать акт, составленный следственно - оперативной группой на месте происшествия, с точки зрения его правдоподобности;
5. Представить аргументы, свидетельствующие о насильственной смерти поэта;
6. Познакомиться с новыми фактами биографии последних дней жизни поэта;
7. Рассмотреть картину художника Сварога, запечатлевшего трагический момент смерти поэта в гостинице «Англетер»;
8. Сделать собственные выводы.
Гипотеза: Если имеется документ, позволяющий сомневаться в официальной версии гибели поэта С. Есенина, то можно предположить, что произошло не самоубийство, а убийство.
Методы: Анализ документов, анализ поэтического произведения, анализ просмотренных фрагментов фильма И. Зайцева, исследование фактов и исторических документов.
Объект: Исторические документы, приобщенные к материалам дела о смерти поэта Сергея Есенина, стихи поэта последних лет.
Предмет: Последние дни жизни поэта Сергея Есенина.
Глава I. Биография.
21 сентября 1895 года, в русском селе Константиново, относящемся к Рязанской волости, в семье небогатого крестьянина, родился златокудрый мальчик Сережа Есенин. Его родители постоянно ссорились, не любя друг друга, и очень быстро разошлись. Маленький Есенин попал на воспитание к строгому деду и, без ума любящей его, бабушке по материнской линии. Озорник и драчун, Сережа стал главарем деревенских мальчишек и за свои шалости часто получал нахлобучку. Каждый вечер, укладывая неугомонного внука, бабушка напевала ему народные мотивы и рассказывала сказки и предания, которые положили начало его поэтическому таланту. Первые стихи-частушки Есенин написал в 9 лет. Сережа окончил земское училище, и, по желанию родственников, должен был продолжать обучение в церковной школе, чтобы стать учителем словесности. Но эта профессия была ему не интересна, поэтому биография Сергея Есенина круто меняется, когда он уезжает с отцом в Москву, чтобы подзаработать. Немного поработав в мясной лавке, Есенин бросает отца, устраивается помощником редактора в типографию, где знакомится с Анной Изрядовой, через год родившей ему сына, и поступает в университет им. А. Шенявского, из которого уходит не доучившись и в это же время, стремясь к полной свободе, бросает семью. В 1914 году начинается творческий путь Сергея Александровича Есенина с опубликования знаменитого стихотворения «Береза» в московском журнале «Мирок». В 1915 году молодой поэт переезжает в Петроград, где знакомится с популярным Александром Блоком и другими, уже известными, поэтами, которые сразу признают незаурядный талант молодого дарования. В 1916 году выходит первый сборник есенинских стихов «Радуница», раскрывающий непосредственный вкус автора, его умение передать природную красоту и любовь к Родине. В этом же году Есенин начинает работать санитаром в поезде императрицы, знакомится с монаршей семьей и активно посещает благотворительные мероприятия. Но, отказавшись написать стихотворение в честь императора, угождает в дисциплинарную часть, где глубже узнает о готовящейся революции. Загораясь идеей «преображения» общества, Есенин поначалу горячо поддерживает грядущие перемены, но скоро понимает, что революция – это обман, голод и разруха. В 1917 году Есенин женится на актрисе Зинаиде Райх и за короткое время обзаводится еще двумя детьми – дочерью Татьяной и сыном Костей, который, впрочем, родился уже после быстрого развода четы Есениных. В 20-е годы 19 века жизнь Есенина С.А. полна разочарования и бесплодных поисков творческого вдохновения. Неустроенность личной жизни и быта приводят поэта к депрессии и пьянству. Он встречает американскую танцовщицу Айседору Дункан, они регистрируют брак и отправляются в путешествие по Европе и Америке. Эйфория от благоустроенной Америки скоро превращается в смертную скуку (это запечатлено в записках про жизнь в Америке «Железный Миргород»), и поэт, вернувшись в Москву, разводится с Дункан. Есенин пускается во все тяжкие и приобретает сомнительную славу скандалиста, хулигана и пьяницы, о чем сам признается в поэтических сборниках «Исповедь хулигана» и «Москва кабацкая». Творчество Есенина Сергея Александровича всегда было пронизано темой любви к Родине: раннее – романтизмом и лирикой, позже – послереволюционным трагизмом. Например, поэма «Страна негодяев» высмеивала жадность новых «хозяев» России. В этот период у Есенина рождается еще один внебрачный сын, Александр, вследствие недолгой любовной интрижки с переводчицей Надеждой Вольпин.
Ранней осенью 1925 года Сергей Есенин взял в жены внучку знаменитого писателя того времени, Льва Николаевича Толстого Софью, но вскоре попал в психиатрическую клинику Москвы, из которой сбежал в Ленинград, где в номере гостиницы «Англетер» 28 декабря 1925 года было найдено повешенное на трубе тело Сергея Есенина и последние, написанные кровью, строки бессмертного стихотворения «До свиданья, друг мой, до свиданья…». Прах Сергея Александровича Есенина захоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Сегодня много спорят о смерти Есенина, выдвигая самые невероятные версии, но, как бы там ни было, лирика златокудрого поэта трогала и трогает каждое русское сердце прошлого, настоящего и грядущего поколений.
Глава II. Официальная версия гибели С. Есенина.
Жизнь поэта оборвалась в 30 лет. Он покинул бренный мир на пике своего творчества. По общепринятому мнению причиной трагедии стала депрессия. Она присуща всем творческим личностям, так как эти люди постоянно находятся в поиске смысла своего существования. Им не дано безмятежно почивать на лаврах, а собственные произведения, восхваляемые другими, кажутся неинтересными, бездарными и блеклыми. В данном случае депрессию усугубило одиночество. Личная жизнь у поэта определённо не ладилась. Нужно также отметить, что в последние годы своей жизни Есенин был предрасположен к алкоголю. Он любил хорошо выпить, пошуметь и поскандалить. Такое поведение обратило на себя пристальное внимание со стороны ГПУ. Дурные наклонности Сергея Александровича не устраивали чекистов, так как противоречили образу яркой творческой личности, взлелеянной социалистическим государством рабочих и крестьян. В ноябре наш герой прошёл курс лечения в психоневрологической больнице. Причиной стала расшатанная психика. Тут сказалась неудачная семейная жизнь, злоупотребление вредными привычками и творческий кризис. Врачи сделали всё, что могли, и в первых числах декабря Сергей Александрович распрощался с клиникой. В последней декаде декабря Есенин уехал из Москвы в Ленинград. Поселился он в гостинице "Англетер". Здесь в номере №5 и произошла трагедия. На поэта с удвоенной силой навалились депрессия, одиночество, безысходность. Не выдержав этого груза, он повесился. Такова официальная версия, вполне правдоподобно объясняющая смерть Сергея Есенина.
Утром, 28 декабря 1925 года, в 5-м номере гостиницы «Интернационал», Е.Устиновой и В.Эрлихом было обнаружено тело Сергея Александровича Есенина, безжизненно повисшее в петле веревки, привязанной к трубе парового отопления. Официальная версия гласила, что поэт покончил жизнь самоубийством. Но чем больше проходит времени со дня смерти Есенина, тем страшнее, запутаннее, загадочнее становятся обстоятельства его гибели. В средствах массовой информации появляются новые и новые версии о причине смерти поэта. Все они сводятся в основном к тому, что поэт не покончил жизнь самоубийством, а был убит.
Много лет мы верили, что Сергей Есенин наложил на себя руки. Поэзия Есенина была запрещена, имя его было приказано забыть. За чтение стихов поэта полагалась 58-я статья. Кампания борьбы с «есенинщиной» продолжалась не одно десятилетие. Но вот тщательно сотканная завеса была разорвана, хлынул свет правды о последних днях великого поэта. Первые публикации о том, что великий русский поэт Сергей Александрович Есенин был убит, а факт самоубийства инсценирован, прошли в советской прессе в 1989 году (хотя Есенин умер в 1925). Одним из авторов этих публикаций был неведомый в литературных кругах полковник МВД Эдуард Хлысталов. Его расследование сильно повлияло на общепринятое мнение о смерти Сергея Есенина.
До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье. Обещает встречу впереди. До свиданья, друг мой, без руки и слова, Не грусти и не печаль бровей, - В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей. До свиданья, друг мой, без руки и слова, Не грусти и не печаль бровей, - В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей. С. Есенин. Свое прощальное стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…» Есенин написал кровью. Он объяснил это тем, что в гостинице закончились чернила. По мнению многих исследователей, текст стихотворения подтверждает версию о самоубийстве поэта. Неизвестно, что легло в основу данного стихотворения: было ли это завещанием, предупреждением или криком души, не сыскавшей покоя. После просмотра мною фильма Игоря Зайцева «Сергей Есенин» у меня созрело убеждение, что поэт не был самоубийцей, а подвергся насильственной смерти, в связи с чем мне захотелось разобраться в этой тайне, собрать какие-либо факты, проанализировать стихи последних лет и представить в проекте, чтобы заинтересовать этим других. Был ли Есенин самоубийцей? Если да, то что толкнуло его на этот шаг? Если же нет, то с какой целью сфабрикована была его смерть?
Глава III. Догадки гибели.
Многие до сих пор удивляются: «Есенин писал лирику, пил вино и увлекался женщинами. При чем тут политика?» На самом деле Есенин был в эпицентре политических событий. Встречался с Кировым, Дзержинским, Троцким. Но в последнее время, oн пересматривал свои взгляды. И вел себя при этом неосмотрительно. Есенин стал понимать, что революция строится на крови, стал прозревать от «ослепившей всех свободы». Но своим чутким, поэтическим сердцем он почувствовал, что это прозрение для него может стать роковым. Поэт не из кремлевских кабинетов видел результаты октябрьского переворота. Причины гибели поэта. Обладая обостренным чувством справедливости, разве мог он внутренне соглашаться с уничтожением русской интеллигенции, в том числе его близких друзей - литераторов, художников, музыкантов, артистов? Неужели он был настолько наивен, чтобы поверить в необходимость ежедневных расстрелов людей в большем количестве, чем за все годы царствования Николая II? Неужели одобрял зверскую расправу над всеми членами царской фамилии и ни в чем не повинными юными дочерьми царя, с которыми имел трогательную дружбу в 1916 году? Нет, не настолько он был прост, чтобы не разобраться, куда ведут народ люди, прожившие на чужие деньги за границей больше десяти лет и не знающие чаяний простых людей.
В 1923 г. в письме А. Кусикову Сергей Александрович написал: «Перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу только одно, что ни к февральской, ни к октябрьской...» Отчего так он объяснил в поэме «Страна негодяев»: Пустая забава, Одни разговоры Ну что же, Ну что же мы взяли взамен? Пришли те же жулики, Те же воры И законом революции Всех взяли в плен. Поэма «Страна негодяев» настоящий вызов большевистской власти. Есенин откровенно высказывался в письмах и к тем своим друзьям, которые являлись огэпэушниками или поддерживали прямые контакты с ОГПУ. В 1925 году большевикам стало окончательно ясно, что Есенина «приручить» им не удалось. Не стал он трубадуром революции. «Божья дудка» так говорил о себе Сергей Есенин. Большевики увидели в нем идеологическую и духовную опасность. За ним установили слежку, на него заводили уголовные дела, грозившие в любое время перерасти в политические (только благодаря всемирной известности не решались отправить поэта в застенки ЧК).
Поэта арестовывали десять раз, привлекали к уголовной ответственности. Только на Лубянке его незаконно держали пять раз. Что такое он совершил? Может, всему причиной его пьянство? Но тогда причем здесь ЧК, которая занималась борьбой с контрреволюцией? Есенин позволял себе иметь мнение по любому вопросу, и не всегда оно было лестным для партийных аппаратчиков. В отличие от многих он высказывался вслух. Скоро ему приклеили ярлык врага Советской власти. Провокаторы из ЧК, а затем ГПУ все делали, чтобы уничтожить поэта «законным» путем. Одного за другим убивали в подвалах его друзей... А 28 декабря 1925 года его самого обнаружили повешенным в гостинице «Англетер».
Упорно и методично формировали в народе убеждение, что Есенин - пьяница, дебошир, шизофреник, которому ничего не оставалось, как повеситься. Сергея Есенина давно пришли к выводу о прямой причастности к гибели поэта ОГПУ. И документы об этом есть в архивах КГБ, да вот уже семь десятилетий не дают читать их. Ради только одного снятия греха самоубийства с души великого поэта должны быть названы нечестивцы, оборвавшие его жизнь». Но в течение почти восьмидесяти лет версия о самоубийстве упорно внедрялась в сознание советского народа. И лишь в 1997 г. в газете «Известия» директор Особого архива А.С. Прокопенко заявил: «Исследователи причин смерти Сергея Есенина давно пришли к выводу о прямой причастности к гибели поэта ОГПУ.
Фильм «Сергей Есенин» режиссера Игоря Зайцева является первым масштабным кинорасследованием трагической гибели светлого гения России Неясно, для чего Есенин направился в Ленинград, снять там номер в гостинице и покончить с жизнью? Если бы он задумал самоубийство, он мог бы сделать это в Москве...
Эдуард Хлысталов работал старшим следователем на когда-то известной Петровке - 38.Однажды ему был доставлен конверт с двумя фотографиями, на которых был изображен мертвый человек. На одной карточке человек лежал на богатой кушетке, на второй - в гробу. Кто и для чего прислал ему эти снимки, осталось тайной. Когда через два-три года он вновь наткнулся на эти снимки, то обратил внимание, что правая рука мертвого Есенина не вытянута вдоль туловища, как должно быть у висельника, а поднята вверх. На лбу трупа, между бровями, виднелась широкая и глубокая вмятина. Взяв увеличительное стекло, он обнаружил под правой бровью темное круглое пятно, очень похожее на проникающее ранение. В то же время не видно было признаков, которые почти всегда бывают у трупов при повешении.
28 декабря 1925 года составлен настоящий акт мною уч. надзирателем 2-го от. Л.Г.М. Н. Горбовым в присутствии управляющего гостиницей Интернационал тов. Назаров и понятых. Согласно телефонному сообщению управляющего гостиницей граж. Назарова В. Мих. о повесившемся гражданине в номере гостиницы. Прибыв на место мною был обнаружен висевший на трубе центрального отопления мужчина в следующем виде: шея затянута была не мертвой петлей, а только правой стороны шеи, лицо обращено к трубе, и кистью правой руки захватила за трубу, труп висел под самым потолком и ноги были около 1'/: метров, около места, где обнаружен повесившийся, лежала опрокинутая тумба, и канделябр, стоящий на ней, лежал на полу. При снятии трупа с веревки и при осмотре его было обнаружено на правой руке повыше локтя с ладонной стороны порез, на левой руке на кисти - царапины, под левым глазом - синяк, одет в серые брюки, ночную рубашку, черные носки и черные лакированные туфли. По предъявленным документам повесившимся оказался Есенин Сергей Александрович, писатель, приехавший из Москвы 24 декабря 1925 года-. В качестве понятых расписались поэт Всеволод Рождественский, критик П. Медведев, литератор М. Фроман. Ниже имеется подпись В. Эрлиха, она, видимо, была выполнена позже всех, когда он предъявил удостоверение и доверенность участковому надзирателю.
С профессиональной точки зрения документ вызывает недоумение. Акт написан от руки, торопливо, чернила смазаны, не успели просохнуть. Столь важный документ (касающийся не только такого знаменитого человека, как Есенин, но и любого лица) судмедэксперт обязан был составить в двух и более экземплярах. Эксперт обязан был осмотреть труп, указать на наличие телесных повреждений и установить их причинную связь с наступлением смерти. У Есенина были многочисленные следы прежних падений. Подтвердив наличие под глазом небольшой ссадины, Гиляревский не указал механизма ее образования. Выводы в акте не учитывают полной картины случившегося, в частности, ничего не говорится о потере крови погибшим. Судмедэксперт отмечает, что «покойный в повешенном состоянии находился продолжительное время», а сколько часов, не указывает. По заключению Гиляревского, смерть поэта могла наступить и за двое суток, и за сутки до обнаружения трупа. Н. Горбов обязан был составить не акт, а протокол осмотра места происшествия, непременно указать время осмотра, фамилии и адреса понятых. Его следовало начинать обязательно в присутствии понятых, чтобы они потом подтвердили правильность записи в протоколе. Наличие данных фактов говорит о том, что документ составлен непрофессионально, с нарушением уголовно- процессуальных норм!
Можно категорически утверждать, что было еще одно медицинское заключение о причинах трагической гибели С. А. Есенина, подписанное не одним Гиляревским. Известный же всем вариант заключения был куда более удобен для отказа в возбуждении уголовного дела против убийц.
Ученые до сих пор надеются, что посмертная маска поэта поможет понять, добровольно ли Есенин ушел из жизни. В своих воспоминаниях Г. Устинов приводит слова, которые слышал от судмедэксперта: «Говорят, что вскрытием установлена его мгновенная смерть от разрыва шейных позвонков». Е. Наумов в своей монографии отметил: «Есенин умер не от удушья, а от разрыва шейных позвонков». Разрыв шейных позвонков у человека может произойти от полученной травмы, неосторожного падения и т.п. и совсем необязательно от повешения. Также в протоколе судмедэкспертом Гиляровским не указано, что Есенин покончил жизнь самоубийством.
Следователь писал: «За свою многолетнюю следственную практику мне не раз приходилось иметь дело с инсценировками самоубийства. Встречались такие факты, когда преступники убивали человека, а затем, чтобы скрыть злодеяние, накидывали на шею петлю и подвешивали тело, надеясь обмануть следователей и судмедэкспертов. Изобличить их было легко: странгуляционная борозда имела более светлый цвет или совсем отсутствовала». Сразу же после гибели поэта его приятель В. Князев написал стихотворение, которое начинается следующей строфой: В маленькой мертвецкой у окна Золотая голова на плахе: Полоса на шее не видна – Только кровь чернеет на рубахе... Что это, поэтический прием В. Князева или непосредственное наблюдение? Мог ли он видеть труп поэта? После тщательной проверки архивных документов установил, что В. Князев не только видел труп в морге, но и выполнял неприятную обязанность близких людей получать там вещи покойника. Но почему же наблюдательный человек не заметил «полосы»? Возможно, она была светлого цвета?! Остается невыясненным очень важный момент. Судя по акту, мертвый Есенин схватился за трубу. Живой Человек, естественно, может держать руку поднятой, но, когда наступает смерть, она непременно опускается вдоль туловища. Логично предположить, что смерть застала поэта в другом, не вертикальном положении, и трупное окоченение произошло именно тогда, а уж потом тело подвесили. Совсем непонятно и то, что веревка, привязанная к вертикальной трубе, не съехала вместе с телом вниз… На лбу трупа, между бровями, виднелась широкая и глубокая вмятина. Под правой бровью темное круглое пятно, очень похожее на проникающее ранение.
1.Лицо покойного: видно вдавление в лобной области, круглое пятно под правой бровью, пятна вдавления на носу. В носовых ходах серая масса (возможно, так вытек мозг). 2. Результат эксперимента: к пластилиновой копии посмертной маски приложили стальную трубу такого же диаметра, как была в гостинице, - 3,7 см. Отпечаток вдавления похож на лобную рану у трупа. 3. Увеличенное изображение борозды на шее напоминает отпечаток витой веревки. 2. Все это свидетельство насильственной смерти.
С Есенин воспитывался в христианской семье. С раннего детства в нем развивали духовную, религиозную культуру. Глубоко знавший, читавший наизусть Библию и Евангелие, а также множество молитв, набожный с детства, так ли быстро стал он убежденным атеистом, чтобы забыть, что самоубийство противно Богу?
В книге «Право на песнь» Вольф Эрлих писал: «Есенин стоит на середине комнаты, расставив ноги и мнёт папиросу. - Я не могу! Ты понимаешь? Ты друг мне или нет? Друг? Так вот! Я хочу, чтобы мы спали в одной комнате. Не понимаешь? Господи, я тебе в сотый раз говорю, что меня хотят убить! Я как зверь, чувствую это! Ну, говори, ты согласен? - Согласен. - Ну вот и ладно! – Он совершенно трезв. …Двухместное купе. Готовимся ко сну. - Да! Я забыл тебе сказать! А ведь я был прав! - Что такое? - А насчет того, что меня убить хотели. А знаешь кто? Нынче, когда прощались, сам сказал: « Я,- говорит, - Сергей Александрович, два раза к вашей комнате подбирался! Счастье ваше, что не один вы были, а то бы зарезал!» - Да за что он тебя? - А так! Ерунда! Ну, спи спокойно». Последние месяцы Есенин опасался убийства и постоянно держал около себя кого-нибудь.
В 1927 году художник Сварог рассказал свои впечатления о произошедшем в номере гостиницы: « Сначала была удавка, правой рукой Есенин пытался ослабить её, так рука и закоченела в судороге, потом его закатали в ковер и хотели спустить с балкона, но балконная дверь не открывалась достаточно широко, поэтому оставили труп у балкона, на холоде. Пили, курили. Вся эта грязь осталась. Почему я думаю, что закатали в ковер? Когда рисовал, заметил множество мельчайших соринок на брюках, и несколько в волосах. Пытались выпрямить руки и полоснули бритвой по сухожилию правой руки. Эти порезы были видны. Очень спешили, вешали второпях, уже глубокой ночью и это было непросто на вертикальном стояке. Когда разбежались, остался один человек, скорее всего это был Эрлих, чтобы что-то проверить, подготовить для версии о самоубийстве».
Анализ стихотворений поэта.
Первый сборник стихов Есенина «Радуница» (1916) восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора. В стихах «Радуницы» и последующих сборников складывается особый есенинский «антропоморфизм»: животные, растения, явления природы и пр. очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир. (Исходя из чего понятно: Есенин - человек очень чувственный, любящий жизнь!
Прячет месяц за овинами Желтый лик от солнца ярого. Высоко над луговинами По востоку пышет зарево. Пеной рос, заря туманится, Словно глубь очей невестиных. (Чувство спокойствия)
Прибрела весна, как странница, С посошком в лаптях берестяных. На березки в роще теневой Серьги звонкие повесила И с рассветом в сад сиреневый Мотыльком порхнула весело (Счастье, свет, радость) Чувство полета, свободы, нежности, чистоты и легкости Из содержания данного стихотворения понятно, что Есенин писал его в беспечные, наполненные счастьем и ликованием, беззаботные дни, душа поэта была окрылена спокойствием и негой ( Яркость, пылкость чувств Чувство патриотизма).
ЧЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен. Сам не знаю, откуда взялась эта боль. То ли ветер свистит Над полем, Над пустым и безлюдным полем, То ль, как рощу в сентябрь, Осыпает мозги алкоголь. Голова моя машет ушами, Как крыльями птица. Ей на шее ноги Маячить больше невмочь. Черный человек, Черный, черный, Черный человек На кровать ко мне садится, Черный человек. Спать не дает мне всю ночь. Грустное признание Одиночество Чувство потерянности, неопределенности Душа человека измучена (Страх, тьма, смерть …)
Водит пальцем по мерзкой книге И, гнусавя надо мной, Как над усопшим монах, Читает мне жизнь Какого-то прохвоста и забулдыги, Нагоняя на душу тоску и страх. Черный человек Черный, черный... (Неприязнь, ненависть) Чувство антипатии Лирический герой чувствует себя мертвым (Чувство меланхолии, трепета и опасения Нечисть, тьма)
Из предложенной мною работы, а именно - прочитанных документов, просмотренных фильмов, проанализированных стихов я могу сделать вывод, что Сергей Есенин не был самоубийцей. Я считаю, что поэт подвергся насильственному убийству. Есенин жил в период непроходящей внутренней борьбы в обществе, он не смог принять революцию и видел, что за высокими идеями большевизма о всеобщем равенстве скрываются пороки, насилие над теми, кто имел точку зрения, отличную от официальной. Исполнители и заказчики данного преступления неизвестны, но вероятно, что влияние этих людей в обществе было велико. Они не простили поэту национальной самобытности, проповедования в своем творчестве православных ценностей любви к ближнему и милосердию, любви к Родине и русскому народу. Своими стихотворениями великий поэт противостоял бездуховности, насаждаемой советской властью, и тем самым поддерживал в народе веру в то, что Православная Россия не ушла в никуда, а значит, придет время ее возрождения. За это Сергей Есенин был обречен на заклание.
Вывод: Многие факты говорят в пользу убийства, а «написанное кровью» стихотворение это единственная улика самоубийства. Понимая, что Есенина убили под прикрытием сильных мира сего, создав инсценировку, тем, кто творил это деяние, было ясно: в такое время выступать против официальной версии бесперспективно, более того - смертельно опасно. Может быть, сейчас, когда прошло много лет с тех событий, еще сохранились какие-то данные, которые смогут пролить свет истины на этот факт, а может, все останется загадкой для будущих поколений, ведь история знает много неизведанных тайн… Однако до настоящего момента данное преступление остается безнаказанным. Многие факты говорят в пользу убийства, а «написанное кровью» стихотворение это единственная улика самоубийства. Понимая, что Есенина убили под прикрытием сильных мира сего, создав инсценировку, тем, кто творил это деяние, было ясно: в такое время выступать против официальной версии бесперспективно, более того - смертельно опасно. Может быть, сейчас, когда прошло много лет с тех событий, еще сохранились какие-то данные, которые смогут пролить свет истины на этот факт, а может, все останется загадкой для будущих поколений, ведь история знает много неизведанных тайн… Однако до настоящего момента данное преступление остается безнаказанным.
Заключение.
Трагедия в отеле «Англетер» потрясла в своё время ценителей русской поэзии: поэт Сергей Есенин покончил жизнь самоубийством, повесился в номере гостиницы – гласило официальное сообщение. Эта версия вросла в историю литературы. Тем не менее сомнения и споры вокруг смерти поэта, которые возникли буквально на другой день, не утихают до сих пор. Правда же о трагической истории смерти Сергея Есенина очень важна, особенно для русских. Ведь одна ситуация: когда упорно лживо объясняют, что великий русский поэт С. Есенин сломался, разочаровался в жизни, потерял смысл жизни и совершил большой грех – самоубийство. И при этом русским показывают – вот видите, каков ваш гений, «герой», лучший из вас… — дебошир и самоубийца. И совсем по-другому выглядит иная картина: великий поэт Сергей Есенин был не только патриотом, но и идеологическим борцом, он был храбрым отчаянным одиноким борцом — и за это захватчики Российской империи его убили. Он погиб в борьбе за свой горячо любимый народ, за свою Отчизну; он был настоящим героем, силою своего слова и таланта смело сражающимся с врагом. Сегодня, в начале нового века, возникла новая версия: Есенина довели до самоубийства, заставили покончить с собой, шантажируя благополучием детей поэта и не оставляя ему другого выхода (телепередача «Битва экстрасенсов», 2010 г.). Показанный уже несколько раз по телевидению художественный фильм «Есенин» претендует на то, чтобы популяризировать имя великого поэта, раскрыть его образ зрителю, привлечь внимание к есенинской лирике. Со слов артиста С. Безрукова, сыгравшего в фильме главную роль, цель фильма благородная – посмертно избавить Есенина от «позорного клейма висельника». А цель, как известно, оправдывает средства, поэтому авторы фильма, пренебрегая историческими фактами, так все перекрутили, что начинаешь сомневаться в том, что они вообще знакомы с воспоминаниями о поэте и внимательно читали самого Есенина, утверждавшего: «…что касается… автобиографических сведений – они в моих стихах», в том числе: «До свиданья, друг мой, до свиданья…».
Я считаю, что, по какой бы причине ни погиб поэт Есенин, важно, чтобы его творчество было его продолжением в веках. Важно, чтобы, изучая жизнь и творческую деятельность Сергея Есенина в школе, школьники не просто знали, что «был такой поэт – Есенин». Главное, чтобы, читая есенинские произведения, дети наполнялись светом его поэтического таланта, впитывали есенинскую любовь к русской земле, родной природе, понимали внутренний мир, настроения, радости – боли замечательного советского поэта – Сергея Александровича Есенина, так рано ушедшего из земной жизни, но так много оставившего своему читателю. Важноосознавать, что «поэт в России больше, чем поэт».
Вопрос о смерти Есенина будоражит общественность до сих пор. По инициативе родственников поэта была создана инициативная группа по установлению обстоятельств гибели С.А. Есенина. Дело, за которое так много лет боролась С.П. Есенина - родная племянница поэта, продолжается.
Список литературы
Есенин // Литературная энциклопедия: В 11 т. - М., 1929-1939.
Есенинщина // Литературная энциклопедия В 11 т. - М., 1929-1939.
Жизнь Есенина / Сост., вступ. ст. и прим. С.П. Кошечкина. – М.: Правда, 1988. – С. 594 – 598.
Кошечкин С. Смерть Есенина: две версии // Правда. - 1991. - 6 июля. - С. 4.
ТормышовВ.С.Психическое состояние Есенина на декабрь 1925 г.;http://world.lib.ru/t/tormyshow_w_s/psihicheskoesostojanieeseninanadekabrx1925g.shtm
ТормышовВ.С.Психическое состояние Есенина на декабрь 1925 г.;http://world.lib.ru/t/tormyshow_w_s/psihicheskoesostojanieeseninanadekabrx1925g.shtm