Просмотр содержимого документа
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Тема «Тайна смерти Сергея Есенина»»
Тема «Тайна смерти Сергея Есенина»
Введение.
Уже почти век не прекращается дискуссия о гибели поэта С.А. Есенина. Сторонники версии об убийстве поэта во главе с родственниками Есенина пытаются восстановить правду о гибели известного русского поэта, пользующегося любовью не одного поколения читателей.
Объектом исследования в данном проекте являются разнообразные источники, свидетельствующие о смерти Сергея Есенина.
Актуальность: рассмотрение данной темы помогает лучше изучить историю России, понять причины отдельных исторических явлений.
Целью проекта является:
Изучить источники, свидетельствующие о смерти Сергея Есенина.
На основе изученных источников выявить версии смерти Сергея Есенина.
Задачи, которые поставлены в исследовательской работе:
Определение и разработка плана исследования.
Ознакомление с исследуемыми источниками.
Анализ источников различной направленности.
Выявление версий смерти Сергея Есенина на основе изученных источников.
В ходе работы над проектом нами выдвинута гипотеза:
«Сергей Есенин – самоубийца или жертва?»
При выполнении исследовательской работы использовали теоретические методы: изучение научной литературы, анализ полученных результатов.
Глава I. Биография.
21 сентября 1895 года, в русском селе Константиново, относящемся к Рязанской волости, в семье небогатого крестьянина, родился златокудрый мальчик Сережа Есенин. Его родители постоянно ссорились, не любя друг друга, и очень быстро разошлись. Маленький Есенин попал на воспитание к строгому деду и, без ума любящей его, бабушке по материнской линии. Озорник и драчун, Сережа стал главарем деревенских мальчишек и за свои шалости часто получал нахлобучку. Каждый вечер, укладывая неугомонного внука, бабушка напевала ему народные мотивы и рассказывала сказки и предания, которые положили начало его поэтическому таланту. Первые стихи-частушки Есенин написал в 9 лет. Сережа окончил земское училище, и, по желанию родственников, должен был продолжать обучение в церковной школе, чтобы стать учителем словесности. Но эта профессия была ему не интересна, поэтому биография Сергея Есенина круто меняется, когда он уезжает с отцом в Москву, чтобы подзаработать. Немного поработав в мясной лавке, Есенин бросает отца, устраивается помощником редактора в типографию, где знакомится с Анной Изрядовой, через год родившей ему сына, и поступает в университет им. А. Шенявского, из которого уходит не доучившись и в это же время, стремясь к полной свободе, бросает семью. В 1914 году начинается творческий путь Сергея Александровича Есенина с опубликования знаменитого стихотворения «Береза» в московском журнале «Мирок». В 1915 году молодой поэт переезжает в Петроград, где знакомится с популярным Александром Блоком и другими, уже известными, поэтами, которые сразу признают незаурядный талант молодого дарования. В 1916 году выходит первый сборник есенинских стихов «Радуница», раскрывающий непосредственный вкус автора, его умение передать природную красоту и любовь к Родине. В этом же году Есенин начинает работать санитаром в поезде императрицы, знакомится с монаршей семьей и активно посещает благотворительные мероприятия. Но, отказавшись написать стихотворение в честь императора, угождает в дисциплинарную часть, где глубже узнает о готовящейся революции. Загораясь идеей «преображения» общества, Есенин поначалу горячо поддерживает грядущие перемены, но скоро понимает, что революция – это обман, голод и разруха. В 1917 году Есенин женится на актрисе Зинаиде Райх и за короткое время обзаводится еще двумя детьми – дочерью Татьяной и сыном Костей, который, впрочем, родился уже после быстрого развода четы Есениных. В 20-е годы 19 века жизнь Есенина С.А. полна разочарования и бесплодных поисков творческого вдохновения. Неустроенность личной жизни и быта приводят поэта к депрессии и пьянству. Он встречает американскую танцовщицу Айседору Дункан, они регистрируют брак и отправляются в путешествие по Европе и Америке. Эйфория от благоустроенной Америки скоро превращается в смертную скуку (это запечатлено в записках про жизнь в Америке «Железный Миргород»), и поэт, вернувшись в Москву, разводится с Дункан. Есенин пускается во все тяжкие и приобретает сомнительную славу скандалиста, хулигана и пьяницы, о чем сам признается в поэтических сборниках «Исповедь хулигана» и «Москва кабацкая». Творчество Есенина Сергея Александровича всегда было пронизано темой любви к Родине: раннее – романтизмом и лирикой, позже – послереволюционным трагизмом. Например, поэма «Страна негодяев» высмеивала жадность новых «хозяев» России. В этот период у Есенина рождается еще один внебрачный сын, Александр, вследствие недолгой любовной интрижки с переводчицей Надеждой Вольпин.
Ранней осенью 1925 года Сергей Есенин взял в жены внучку знаменитого писателя того времени,Льва Николаевича Толстого Софью, но вскоре попал в психиатрическую клинику Москвы, из которой сбежал в Ленинград, где в номере гостиницы «Англетер» 28 декабря 1925 года было найдено повешенное на трубе тело Сергея Есенина и последние, написанные кровью, строки бессмертного стихотворения «До свиданья, друг мой, до свиданья…». Прах Сергея Александровича Есенина захоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Сегодня много спорят о смерти Есенина, выдвигая самые невероятные версии, но, как бы там ни было, лирика златокудрого поэта трогала и трогает каждое русское сердце прошлого, настоящего и грядущего поколений.
Глава II. Художественная особенность творчества.
Сергей Есенин прожил всего тридцать лет, но его творческое наследие содержит большое идейно-художественное богатство. В нем отразились противоречия, искания, сложная психология человека переходного времени. Поэзия Есенина уходит своими корнями в глубокую народную почву. Это со всей очевидностью сказалось и в художественных особенностях его поэзии, тесно связанных с народным поэтическим творчеством. Поэт постоянно обращается к русской природе, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем месте в жизни, о своем прошлом, о настоящем, о будущем. «Скоро мне без листвы холодеть», «Языком залижет непогода прожитой мой путь», - говорил он в час горьких раздумий. Изображение собственных переживаний через картины родной природы приводило к ее очеловечиванию: «Отговорила роща золотая березовым веселым языком», «Спит черемуха в белой накидке», «Где-то на поляне клен танцует пьяный», «Зеленокосая, в юбчонке белой стоит береза над прудом...» Такой принцип изображения необычайно приближает природу к человеку, заставляет особенно горячо полюбить ее. У русской природы Есенин позаимствовал и многие краски своей поэзии. Он не просто копирует их, каждая краска имеет свой смысл и содержание, в результате чего достигается цветовое отражение чувства. Синий и голубой - эти цвета наиболее часто встречаются в русской природе, это - цвет атмосферы и воды. В поэзии Есенина синий цвет символизирует покой и тишину, душевное равновесие; человека: «Несказанное, синее, нежное...», Тих мой край после бурь, после гроз...». Голубой цвет передает радостное ощущение простора и свободы: «голубое поле», «голубые двери дня», «голубая звезда», «голубая Русь...» «Алый цвет мил на весь свет», - гласит народная поговорка. Этот любимый Есениным цвет всегда обозначает в его поэзии девственную чистоту, незапятнанность, непорочность чувства («Выткался на озере алый цвет зари...»). Розовый цвет символизирует юность и «свежую розовость щек», «помыслы розовых дней...». Незабываем «розовый конь» Есенина. Эти краски-символы весьма характерны для поэта-романтика, который использует цвета не столько в прямом, сколько в условном значении. В цветовом отображении мыслей и чувств кроется одна из причин сильнейшего эмоционального воздействия лирики Есенина.
Глава III. Официальная версия гибели С. Есенина.
Жизнь поэта оборвалась в 30 лет. Он покинул бренный мир на пике своего творчества. По общепринятому мнению причиной трагедии стала депрессия. Она присуща всем творческим личностям, так как эти люди постоянно находятся в поиске смысла своего существования. Им не дано безмятежно почивать на лаврах, а собственные произведения, восхваляемые другими, кажутся неинтересными, бездарными и блеклыми. В данном случае депрессию усугубило одиночество. Личная жизнь у поэта определённо не ладилась. Нужно также отметить, что в последние годы своей жизни Есенин был предрасположен к алкоголю. Он любил хорошо выпить, пошуметь и поскандалить. Такое поведение обратило на себя пристальное внимание со стороны ГПУ. Дурные наклонности Сергея Александровича не устраивали чекистов, так как противоречили образу яркой творческой личности, взлелеянной социалистическим государством рабочих и крестьян. В ноябре наш герой прошёл курс лечения в психоневрологической больнице. Причиной стала расшатанная психика. Тут сказалась неудачная семейная жизнь, злоупотребление вредными привычками и творческий кризис. Врачи сделали всё, что могли, и в первых числах декабря Сергей Александрович распрощался с клиникой. В последней декаде декабря Есенин уехал из Москвы в Ленинград. Поселился он в гостинице "Англетер". Здесь в номере №5 и произошла трагедия. На поэта с удвоенной силой навалились депрессия, одиночество, безысходность. Не выдержав этого груза, он повесился. Такова официальная версия, вполне правдоподобно объясняющая смерть Сергея Есенина. Однако нашлись люди, поставившие под сомнение официальное заключение. И в наши дни существует мнение, что поэта убили чекисты. Его идеологические взгляды стали расходиться с официальными. Это и послужило причиной преступления против талантливой личности. Но на чём основаны подобные подозрения? Ведь год-то не 37, а всего лишь 25. Разница огромная, можно сказать, пропасть. Но давайте внимательно рассмотрим документы, составленные в связи со смертью талантливого русского поэта.
Акт осмотра места происшествия
«Настоящий акт составлен 28 декабря 1925 года участковым Горбовым в присутствии управляющего гостиницей тов. Назарова Василия Михайловича и понятых о найденном трупе повесившегося гражданина в номере гостиницы. Согласно телефонному сообщению управляющего гостиницей, поступившему в отделение милиции, я прибыл на место и обнаружил. следующее: на верёвке, привязанной к трубе центрального отопления, висит мужчина. Лицом он обращён к трубе. Кисть правой руки обхватила трубу. Тело висит под потолком, а от ног до пола более метра. На полу, возле повешенного, лежит опрокинутая тумба. Рядом также лежит канделябр, который раньше, видимо, стоял на ней. При снятии трупа и его осмотре на правой руке выше локтя с внутренней стороны обнаружен порез. На кисти левой руки имеются царапины. Под левым глазом синяк. На тело надеты: серые брюки, белая ночная рубашка, чёрные носки, чёрные туфли. В документах указано, что повесившийся является Есениным Сергеем Александровичем, прибывшим в Москву 24 декабря 1925 года. При нём имеется удостоверение за номером 42-8516 и доверенность на получение 640 рублей».
Глава IV. Догадки гибели.
Достаточно ли объективен данный акт вскрытия? Некоторые независимые исследователи считали, что нет. Поэтому в 1989 году была создана специальная комиссия по расследованию смерти поэта. Председателем комиссии являлся Юрий Львович Прокушев (1920-2004). Это заслуженный деятель науки, литературовед и писатель. По просьбе комиссии бала проведена тщательная экспертиза. Патологоанатомы изучили документы тех лет, ознакомились с архивами КГБ и подвергли анализу посмертные снимки поэта. В результате у специалистов сформировалось мнение, опровергающее заявления независимых исследователей. Так сторонники убийства утверждали, что повеситься на вертикальной трубе отопления невозможно. Даже проводили эксперимент: завязывали на трубе ремень, и он соскальзывал вниз. К тому же, с учётом высоты потолка 4 метра, поэт, рост у которого был около 170 см, просто не смог бы закрепить своё орудие убийства под потолком. Однако в соответствии с экспертизой было установлено, что высота потолка в номере №5 составляла 3,52 метра. Имелась подставка с высотой 1,5 метра. Поэтому поэт, обладавший средним ростом, мог без труда закрепить под самым потолком на гладкой трубе хлопчатобумажную, пеньковую или шёлковую верёвку диаметром 0,8-1 см. При этом верёвка могла выдержать груз более 100 кг. Но существует более весомый аргумент, указывающий на то, что дело нечисто. Это вдавленная борозда на лбу. Она отражена в акте вскрытия. Некоторые независимые эксперты утверждали, что подобную травму можно нанести только тяжёлым тупым предметом. Это породило мнение, что смерть Сергея Есенина являлась насильственной. Увы, данное вдавливание тоже нашло вполне логическое объяснение, исключающее зловещее вмешательство чекистов в жизнь поэта. Глубина борозды 3-5 мм и соответствует глубине кожного покрова. Но откуда могло появиться такое образование? Лицом труп был обращён к трубе. Это указано в акте осмотра. Вдавливание могло возникнуть от контакта с твёрдым предметом цилиндрической формы, то есть трубой. Агонизирующий человек с силой прижался лбом к ней. А вот никаких повреждений лобной кости обнаружено не было. Следовательно, не было ни тупого предмета, ни черепно-мозговой травмы.
Какой же напрашивается вывод?Скорее всего, поэт покончил жизнь самоубийством. На это указывает хотя бы то, что в последние годы свое жизни Сергей Александрович очень часто говорил о смерти. Подсчитали количество подобных упоминаний в произведениях литератора. На последние два года их приходилось 397. Причём в половине стихов поэт говорит о собственной смерти и самоубийстве.
В наши дни официальной считается версия самоубийства. Она подкреплена мнениями очень авторитетных и уважаемых людей. Но каждый разумный человек понимает, что раз не было прямых свидетелей, то утверждать что-то со 100% уверенностью – нельзя. Поэтому можно допустить, что Есенина убили. Однако нужны доказательства, а их нет, и уже не будет. Так что остаётся лишь предполагать и фантазировать, а это у людей очень хорошо получается.
Заключение.
Трагедия в отеле «Англетер» потрясла в своё время ценителей русской поэзии: поэт Сергей Есенин покончил жизнь самоубийством, повесился в номере гостиницы – гласило официальное сообщение. Эта версия вросла в историю литературы. Тем не менее сомнения и споры вокруг смерти поэта, которые возникли буквально на другой день, не утихают до сих пор. Правда же о трагической истории смерти Сергея Есенина очень важна, особенно для русских. Ведь одна ситуация: когда упорно лживо объясняют, что великий русский поэт С. Есенин сломался, разочаровался в жизни, потерял смысл жизни и совершил большой грех – самоубийство. И при этом русским показывают – вот видите, каков ваш гений, «герой», лучший из вас… — дебошир и самоубийца. И совсем по-другому выглядит иная картина: великий поэт Сергей Есенин был не только патриотом, но и идеологическим борцом, он был храбрым отчаянным одиноким борцом — и за это захватчики Российской империи его убили. Он погиб в борьбе за свой горячо любимый народ, за свою Отчизну; он был настоящим героем, силою своего слова и таланта смело сражающимся с врагом. Сегодня, в начале нового века, возникла новая версия: Есенина довели до самоубийства, заставили покончить с собой, шантажируя благополучием детей поэта и не оставляя ему другого выхода (телепередача «Битва экстрасенсов», 2010 г.). Показанный уже несколько раз по телевидению художественный фильм «Есенин» претендует на то, чтобы популяризировать имя великого поэта, раскрыть его образ зрителю, привлечь внимание к есенинской лирике. Со слов артиста С. Безрукова, сыгравшего в фильме главную роль, цель фильма благородная – посмертно избавить Есенина от «позорного клейма висельника». А цель, как известно, оправдывает средства, поэтому авторы фильма, пренебрегая историческими фактами, так все перекрутили, что начинаешь сомневаться в том, что они вообще знакомы с воспоминаниями о поэте и внимательно читали самого Есенина, утверждавшего: «…что касается… автобиографических сведений – они в моих стихах», в том числе: «До свиданья, друг мой, до свиданья…».
Я считаю, что, по какой бы причине ни погиб поэт Есенин, важно, чтобы его творчество было его продолжением в веках. Важно, чтобы, изучая жизнь и творческую деятельность Сергея Есенина в школе, школьники не просто знали, что «был такой поэт – Есенин». Главное, чтобы, читая есенинские произведения, дети наполнялись светом его поэтического таланта, впитывали есенинскую любовь к русской земле, родной природе, понимали внутренний мир, настроения, радости – боли замечательного советского поэта – Сергея Александровича Есенина, так рано ушедшего из земной жизни, но так много оставившего своему читателю.Важно осознавать, что «поэт в России больше, чем поэт».
Вопрос о смерти Есенина будоражит общественность до сих пор. По инициативе родственников поэта была создана инициативная группа по установлению обстоятельств гибели С.А. Есенина. Дело, за которое так много лет боролась С.П. Есенина - родная племянница поэта, продолжается.
Список литературы
Есенин // Литературная энциклопедия: В 11 т. - М., 1929-1939.
Есенинщина // Литературная энциклопедия В 11 т. - М., 1929-1939.
Жизнь Есенина / Сост., вступ. ст. и прим. С.П. Кошечкина. – М.: Правда, 1988. – С. 594 – 598.
Кошечкин С. Смерть Есенина: две версии // Правда. - 1991. - 6 июля. - С. 4.
ТормышовВ.С.Психическое состояние Есенина на декабрь 1925 г.;http://world.lib.ru/t/tormyshow_w_s/psihicheskoesostojanieeseninanadekabrx1925g.shtm
ТормышовВ.С.Психическое состояние Есенина на декабрь 1925 г.;http://world.lib.ru/t/tormyshow_w_s/psihicheskoesostojanieeseninanadekabrx1925g.shtm
Фомин В. К. Сергей Есенин. Обстоятельства гибели. – Воронеж, 2010. - Материал Интернет сайтаWWW.ESENIN.RU.