Т е м а: «Социальное проектирование в школе как фактор социализации учащихся». Эпиграфом к педсовету могут стать высказывания Василия Александровича Сухомлинского: «Проблема творчества – один из участков педагогической целины и Николая Григорьевича Чернышевского: «Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова». Обсуждая на методическом совете школы те вопросы, которые заслуживают внимания для рассмотрения их методическими объединениями школы, педагогическим советом, мы пришли к выводу, что проблема внедрения социальных проектов в обучение – актуальна и важна для рассмотрения. Это подтвердили и результаты анкеты, проведенной накануне педсовета. А. Сухомлинский: «Проблема творчества – один из участков педагогической целины Н. Чернышевского: «Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова». Анкета ОПРОСНИК «О НАШИХ ПЕДСОВЕТАХ» Условия формирования творчески мыслящей личности, отличающейся мобильностью, инициативностью, конструктивностью, способной к самостоятельному принятию решений, обладающей развитым чувством ответственности за свою судьбу и судьбу страны. Королева И.Б. 2. Проектная деятельность на уроках истории и во внеурочное время. Шекурина Н.Г. 3. Психолог рекомендует. Лобочкина Е.Н. Тезисы (из основного доклада) Королева И.Б, Действительно, сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. В последнее время в научно-педагогических кругах, связанных со средним образованием, стали усиленно говорить о развитии исследовательских навыков у учащихся. Молодой человек, у которого будут сформированы элементарные черты исследователя, быстрее и шире разовьет их в вузе. Если же по окончании школы он пойдет на производство, в сферу услуг и т. д., имея общие представления о постановке и методах решения проблем, он будет трудиться более эффективно, принесет больше пользы обществу. Таким образом, обсуждение на педагогическом совете будет посвящено проблеме, которую в соответствии с темой педсовета можно сформулировать так: «Социальное проектирование в школе как фактор социализации учащихся». Для решения данной проблемы сложились объективные и субъективные условия: 1. Динамика преобразований окружающего мира такова, что человек всё чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. Навыки исследовательской и проектной работы, приобретенные в школе, помогут выпускнику быть успешным в любых ситуациях. 2. Высшее образование испытывает потребность в абитуриентах, способных к самостоятельной проектной деятельности, которые будут развивать отечественную науку. Вузы страны организуют университетские классы, где ведется отбор талантливой молодежи. Как правило, это те учащиеся, которые много времени посвящают самообразованию, чей уровень знания предметов выходит за пределы школьной программы. 3. Государственная политика в области образования нацелена на поддержание инновационных программ, реализуемых школой. Заявлено о поддержке одаренных, мотивированных детей, школ, внедряющих инновационные программы и передовые технологии, о предоставлении грандов школам для реализации проектов. 4. В последние годы вновь наблюдается массовое увлечение школьников исследованиями и возобновление в связи с этим деятельности научных обществ, их популяризация среди учащихся. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации в печати практических материалов из опыта работы всевозможных творческих объединений учащихся и, как подведение итогов их деятельности, проведение ежегодных конкурсов, конференций различного уровня и профиля по защите исследовательских работ учащимися (победители наиболее престижных из них принимаются в некоторые вузы без экзаменов). 5. В нашем районе действуют научные общества учащихся, ежегодно организуются конкурсы научно-исследовательских работ, лучшие из которых выходят на общероссийский уровень. С каждым годом увеличивается число секций, на которых может быть представлена исследовательская работа учащихся. 6. Однако, наша школа представляет либо немногочисленные работы, либо не соответствующие требованиям, предъявляемым к учебному исследованию. 7. Проектная деятельность учащихся не носит системного характера. Представляемые на научные-практические конференции работы учащихся – результат только подвижничества отдельных учителей. 8. Рейтинговая карта ОУ показывает, что перед школой ещё стоит задача войти в число ведущих ОУ, серьезно и широко заявивших о себе на олимпиадах, конкурсах, в проектах районного, городского и областного уровнях (зачитать приложения из рейтинговой карты). 9. Вместе с тем в школе есть условия для внедрения проектного и исследовательского метода в обучение: профессионализм педагогов. В чем же сущность метода социального проектирования? 1. Теоретический блок Прежде чем говорить о социальном проектировании поговорим о методе проектов вообще. Проектное обучение в современной образователь¬ной системе занимает все более и более приоритетные позиции. Хотя, по сути дела, верным будет и другое суждение: «Все новое - это хорошо забытое старое»; ведь в 20-30-х годах в российских школах широко использовался метод проектов. Его применение было нацелено на развитие ученика, вместе с тем метод не давал возможности учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы Американская же система образования уже в те далекие годы по достоинству оценила несомненные достоинства метода проектов и стала широ¬ко внедрять его в образовательную практику. Достаточно четко метод проектов оформился в 20-е годы в США. В России метод получил резонанс после издания брошюры В. X. Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.). В основе системы лежат идеи: - с большим увлечением выполняется ребенком только та дея¬тельность, которая им выбрана самим; - деятельность строится не в русле учебного предмета, т. е. но¬сит надпредметный характер; - опора на сиюминутные увлечения детей; - истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны всякие побочные сведения. Основатели системы выдвинули лозунг «Все из жизни, все для жизни», поэтому проектный метод предполагал изначально ис¬пользование окружающей жизни как лаборатории, в которой про¬исходит процесс познания. Иначе говоря, использование проектного метода в обучении предполагает определенную, воспроизводимую в разных ситуациях систему действий его участников, что выводит метод на уровень технологии и повышает его образовательный статус. Ещё в середине ХХ столетия Антуан де Сент-Экзюпери, человек, далёкий от педагогики, размышляя о многочисленных проблемах человечества, не оставляет без внимания и педагогические проблемы. В своём эссе «Цитадель» он пишет: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов, обучите их приёмам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по лёгкости усвоения. Успешнее и дальше идёт тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило» (Антуан де Сент-Экзюпери. Сочинения: в 3-х т.: т. 2. – М.: Полярис, 1997.) Эти советы не потеряли актуальности, особенно в связи с переходом к профильному обучению на старшей ступени общего образования. Основная идея обновления состоит в том, что При изучении различных дисциплин в школе у детей часто складывается ощущение, что материал, изучаемый ими на уроках, никак не связан с окружающим миром, а потому не может им пригодиться. Чтобы изменить это ощущение, показать взаимосвязь теории с практикой, а также общность изучаемых предметов, ШМО учителей физико-математического цикла было принято решение: применять на уроках и во внеурочной деятельности элементы проектной и исследовательской деятельности. Проектная деятельность учащихся Им интересны многие загадки и неразрешённые вопросы, им хочется уже в школе докопаться до истины. Иногда получается, а иногда вопрос остаётся открытым, но желание отыскать истину всегда должно приветствоваться. По выполнении работы учащиеся должны обменяться полученными результатами, подвести итоги и сделать выводы. Таким образом, развиваются навыки культурного диалога, умение отвечать на вопросы оппонентов, излагать и обосновывать свою точку зрения, отстаивать правоту суждений, анализировать результаты. Учащиеся, увлечённые поисковой исследовательской деятельностью, видят значение для практики знаний, полученных на уроках, учатся делать выводы, систематизировать. Особенно это важно для нас – учителей вечерней школы. Ведь зачастую, учащиеся, приходящие к нам, не умеют говорить, обобщать и делать выводы. Они привыкли к недоверию, сомнению учителя в их силах. Мы научились доверять ученикам. Примером акции доверия является разработка ученических проектов и их защита. После изучения крупной темы, раздела ставится задача по разработке технического устройства, прибора или экспериментальной установки, принцип работы которых основан на изученных законах. Учащиеся должны обдумать постановку предполагаемого опыта, создать и испытать конструкцию, провести опыт, сформулировать выводы, сопоставить их с первоначальными предположениями, доложить в классе о ходе поиска и его результатах, защитить конструкцию или справедливость сделанного вывода. Во время защиты проектов одни отстаивают свои разработки, другие выступают оппонентами, а все вместе учатся критически относиться к своим достижениям, обосновывать и отбирать правильные технические идеи и решения. Презентация - не менее важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Необходимо приучать учеников к тому, что коль скоро поставил цель, распределил задачи, выполнил работу, расскажи, что получилось, сделай вывод, прорекламируй свою работу. Наши ученики уже несколько лет занимаются проектной деятельностью, а метод проектов прочно прижился в методической копилке наших учителей. Разработаны и проведены проекты : 1. Сейчас очень актуальны проекты «Я и энергия» - т. к. современная человеческая цивилизация стоит перед одной из острейших проблем - проблемой энергетического кризиса. Исчерпаемые источники энергии по прогнозам специалистов на Земле иссякнут через 150-190 лет, строительством гидроэлектростанций мы уже нанесли непоправимый вред природе, атомные электростанции вызывают страх у обывателей, и ребята это обосновывают и пытаются ответить на вопросы: «Как быть? От¬куда брать энергию 2. Проект «Еще раз о трении»» тоже достаточно актуален и любим учащимися, особенно в зимнее время, время гололеда. Он исследован учащимися 10В класса совместно с учителем физики Королевой И.Б. 2 кв. категория. Разработка проекта началась с анализа стихотворения А. Блока «Двенадцать»: Завевает ветер Белый снежок. Под снежком – ледок. Скользко, тяжко, Всякий ходок Скользит – ах, бедняжка! ? Почему лёд скользкий? Учащиеся 10 класса исследовали все факторы, от которых зависит сила трения, информацию обобщили, систематизировали и представили в виде таблиц, графиков. 1. Мини - проект «Учимся экономить» не оставил равнодушным никого из уч-ся. Его исследовали учащиеся 10-х классов совместно с учителем Королевой И.Б. в 2007-2008 уч. году Группа-разработчиков выяснила следующее: экономить воду- это мелочь, считает большинство. А, между прочим, при самой тонкой струе из крана теряется 60 литров воды за сутки. Еще больше «съедает» неисправный бачек – 5 м3 в сутки. А ведь это и лишний расход электроэнергии, которая тратится на подачу воды. Если в каждой семье сократить ежедневно только на полчаса горение одной лампочки в 40 ватт, то экономия составит 500 мл. кВт/ч электроэнергии в год. Учащиеся выяснили, что 1 квт/ч, между прочим, достаточно чтобы выпечь 29 кг хлеба или добыть 28 т нефти, или вывести в инкубаторе 30 цыплят. Мини-проект «Курить – здоровью вредить» Классный руководитель Грязнова Е.Т. не оставил равнодушным никого : были задействованы почти все уч-ся группы риска класса. Кл. руководитель помог в подготовке материала, а уч-ся, обобщив его, выступили агитбригадой с лозунгами против курения. Элементы проектной деятельности были у Грязновой Е.С. на уроках в 2007-2008 уч.г. там была затронута демографическая ситуация в стране. И это только начало! В стадии разработки находятся проекты: «Проблемы экологии», «Физические явления в устном народном творчестве», «Сенницы», «Проблемы р.Ока» и др. «Капля мысли о природе, – писал В.А. Сухомлинский, – рождает могучую, полноводную реку мысли… С этого, по существу, и начинается то, к чему все мы, учителя, стремимся,… чтобы питомец наш умел заставить себя думать». Среди форм организации практической деятельности учащихся в контексте компетентностного образования существенное место принадлежит технологиям компетентностно-ориентированного обучения, среди которых выделим технологию социального проектирования. Её позитивной чертой является универсальность, так как деятельность уч-ся может реализовываться как в рамках учебного процесса, так и во внеклассной работе. Социальные проекты дают возможность уч-ся связать теоретические знания и практические умения через вовлечение в реальную общественную жизнь, которую можно сделать лучше собственными усилиями. Социальный проект является первым знакомством уч-ся с элементами гражданского общества. Он имеет минимальные ресурсные затраты, и вместе с тем позволяет детям проявить самостоятельность, организаторские способности, умения работать в команде. Работа над социальным проектом проходит 8 стадий: 1. подготовка уч-ся к работе над проектом. 2. выбор проблемы. 3. сбор и анализ информации (исследование проблемы). 4. реализация плана действий. 5. Составление портфолио, 6. Презентация. 7. Рефлексия. На первой стадии в ходе беседы с учащимися актуализиру¬ются их знания о структуре органов государственной и местной власти, проводится анализ ситуации, рассматриваются вопросы влияния общественности на политику администрации (городской, районной). На второй стадии, перебирая актуальные проблемы местного сообщества, учащиеся делают выбор проблемы, решение которой они будут искать в процессе выполнения проекта. На третьей стадии главной задачей выступает сбор исчерпывающей информации. В силу того что она может быть разноуровневой, целесообразно разделить коллектив на группы, каждая из которых будет собирать информацию из определенного источника: из СМИ, сайтов Интернета, библиотек, органов законодательной и исполнительной власти. Четвертый этап проводится для обработки и систематизации полученного материала. Учащиеся под руководством координатора проекта компонуют все материалы по разделам: - актуальность и важность данной проблемы; - информация о различных подходах к ее решению; - программа действий, разработанная данной командой; - разработка варианта реализации своей программы. Пятая стадия предполагает, что учащиеся сделают попытку реализовать на практике полностью или частично свой вариант решения выбранной проблемы. На шестой стадии учащиеся готовят портфолио, для чего группируют весь материал в два блока: демонстрационный и документальный. Демонстрационный блок - это раздвижные стенды или компьютерная презентация с фотографиями, рисунками, плакатами и схемами, отражающими ход работы над проектом. Документальный блок дает обзор информационных ресурсов исследуемой проблемы: выдержки из нормативных документов, данные социологических опросов, резюме материалов СМИ, результаты запросов в официальные органы, комментарии экспертов. Далее описывается ход действий по реализации проекта. Седьмая стадия - это публичная презентация проекта, которая предусматривает 4 главных цели: - представить аудитории информацию о важности проблемы; — объяснить и оценить альтернативные пути решения проблемы; - объяснить эффективность выбранной формы решения проблемы; — показать результативность своей работы. Главная задача восьмой стадии - анализ самими учащимися стадий подготовки проекта и его представления. При таком подходе изменяется и роль самого учителя в учебно-воспитательном процессе. Из носителя информации, сообщающего ученикам то, что они должны знать, пассивно усвоив, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знании и информации из различных (может, и нетрадиционных) источников. Учителю придется сдерживать себя в желании первым высказать свое мнение (это может подавить инициативу ученика), преодолевать инертность и пассивность учеников в некоторых ситуациях: прежде чем излагать содержание изучаемой темы, поинтересоваться, что знают об этом ученики. Работа над учебным проектом помогает выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми переживать вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу. Представляем вариант организации социального проекта в школе «Я в социуме»: Направление деятельности & 7-8 классы 9 классы «Я и улица моего дома» «Я и мой микрорайон): В ходе подготовки к проведению процедуры защиты проектов была разработана инструкция для координаторов по направлениям: Информация для координаторов социального проекта: алгоритм действий. Публичная защита социальных проектов * * Что сделать? - Собрать классных руководителей Вашей параллели. - Определить содержание и форму представления своего проекта. - Разработать сценарий защиты проекта. Время выступления -до 10 минут. - Использовать средства наглядности и ИКТ-технологий. - Определить выступающих. - Выбрать участников обсуждения: по 5 учащихся от каждого класса. - Рассказать о процедуре защиты проектов; быть готовыми к участию в обсуждении проектов. - Назначить ответственных за техническую подготовку к мероприятию. ** Что сделать? Подготовить подробно информацию по вышеизложенным пунктам. ***Как будет проходить презентация социальных проектов? 1. Открытие мероприятия (5 минут): Правила защиты и обсуждения проектов. 2. Выступления участников и обсуждение в формате «черно- белого» оппонирования: • выступление группы 1 (под группой понимается параллель классов); • «белое» оппонирование группы 2: перечислить три наиболее сильные стороны представленного проекта; • «черное» оппонирование группы 3: назвать два момента, требующих доработки; • предложения по усовершенствованию проекта группы 4; • слово эксперта. Далее выступления и обсуждение идет как бы «по кругу». Специфика проекта как формы учебной и воспитательной деятельности: Цельная работа Сложная работа Реальная практическая деятельность Работа с первичной информацией Активное использование Работу нельзя закончить, остановиться посредине, оценивается конечный результат, т. е. новое знание или опыт Разные виды деятельности: -составление плана; -работа с информацией; -работа с людьми; -анализ материалов; -составление рекомендаций Практика является системообразующим компонентом. Информация не существует до работы, получив её, учащийся реально учится делать умозаключения Игровой компонент помогает усилить мотивацию и увеличить количество обрабатываемой информации Центральный принцип проектной работы Совместная работа учителя и учащихся Характерная особенность метода проектов Концептуальность (опора на систему философских и психолого-педагогических концепций) Системность (этапы выполнения учебного исследования функции ученика и учителя, критерии оценки результатов работы) Воспроизводимость (применение на различных этапах обучения, к разным возрастным группам учащихся, материала любой сложности) Целеполагание – создание условий для развития естественной познавательной активности ученика и его самореализации через совершенствование способностей и накопление индивидуального опыта. План действий по реализации проекта Организационно-содержательная работа Механизм реализации Планируемый результат 1. Определение общественно значимой проблемы. 2. Сбор информации по данной проблеме. 1. Анкетирование. 2. Социологический опрос. 3. Изучение различных источников по обозначенной проблеме 1. Банк данных 2. Сформированное представление о работе над проектом 3. Создание микрогрупп. 4. Достаточно объективная информация по данной проблеме Разработка собственного варианта решения проблемы 1. Определение целей, задач проекта. 2. Составление предложений по проекту. 3. Определение содержания проекта. 4. Составление плана работы. 5. Распределение обязанностей. 6. Анализ и систематизация полученного материала и распределение его по соответственным разделам: -актуальность и практическая значимость проекта для школы, города, области; -информация о различных подходах к решению данной проблемы; -программа действий, которую избрали исследовательские группы Банк данных Достаточная информация по данной проблеме. Технологическая карта Реализация действий исследовательских групп. Проведение плановых мероприятий Изучение и анализ собранных материалов: 1. Исторический экскурс: -местное самоуправление за рубежом; -органы местного самоуправления в России; -органы местного самоуправления в городе, районе. 2. Повседневная практика местной власти в России. 3. Современное самоуправление области Работа с необходимыми информационными источниками Подготовка материалов к презентации Систематизация материалов, которые отражают попытку учащихся решить данную проблему по следующим разделам: -демонстрационный раздел; -документационный раздел. Подготовка устной презентации проекта Портфолио: -письменные сообщения; -список источников; -схемы; -карты; -иллюстрации; -фотографии; -рисунки. Документы, наиболее и доказательно представляющие проект. Сценарий выступлений. Варианты ответов на возможные вопросы жюри или оппонентов Презентация проекта Подготовка устной презентации проекта: 1. Предварительное представление материала в классах. 2. Оформление каждой исследовательской группой собранных материалов, документов, которые могут образно и наглядно представить суть данного проекта Устная презентация Анализ результатов работы 1. Анализ и сравнение поставленной цели и достигнутых результатов: 2. Разбор проделанной работы, определение встретившихся проблем в ходе работы и путей их решения. 3. Выявление слабых сторон проекта, обсуждение возможных путей их исправления Аналитические материалы Решение педагогического совета на тему: «Социальное проектирование в школе как фактор социализации учащихся». 1. Считать проектную и исследовательскую деятельность учащихся одним из основных направлений деятельности школы в работе не только с мотивированными детьми, но и с детьми «группы риска». 2. На уроках и во внеурочное время уделять внимание формированию у учащихся проектных умений и навыков, способствующих развитию личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся социокультурных условиях, отличающейся гуманистическим видением окружающего мира, как в учебной, так и во внеклассной деятельности. 3. Зам. директора по УВР и ВР Королевой И.Б. организовать контроль за введением в учебно-воспитательный процесс элементов проектной деятельности. Результаты заносить в информационную карту работы с одаренными детьми. 4. Учителям-предметникам: развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся посредством организации интеллектуальных игр, предметных олимпиад, исследовательских практикумов, вовлечения учащихся в организацию и проведение общешкольных и районных проектов. 5.Учителям-предметникам: выявлять и поддерживать учащихся, склонных к занятию проектной и исследовательской деятельностью, вести портфолио личных достижений учащихся. 6. Зам. директора по УВР Королевой И. Б.: внедрить в систему учебно-воспитательной работы школы модель научно-исследовательской деятельности учащихся. СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЕКТОВ ПРИЛАГАЕТСЯ. 7. Руководителям ШМО: согласно плану работы школы на 2008-2009 уч. год организовать проведение недели самостоятельной деятельности учащихся, а лучшие работы направить для участия в детской научно-практической конференции в гимназии №4. № п/п Тип проекта Выполнение и оформление проекта Результат проектной деятельности Защита проекта 1 Прикладной -Четкость формулировки проблемы, актуальности, темы, цель и задачи проекта. -Соответствие цели и задач проекта рассматриваемой проблеме и сформулированной теме. -Соответствие содержания и структуры проекта выбранному типу. -Качество оформления пояснительной записки к проекту: соответствие стандартным требованиям, рубрицирование и структурирование текста, качество эскизов, схем, рисунков, чертежей, наличие необходимых приложений. -Самоорганизация деятельности. -Уровень сложности разработки. -Завершенность разработки. -Рациональный подбор материалов, оборудования, инструментов. -Рациональность запланированных технологических операций. Соблюдение правил ТБ. -Экономический расчет. -Экологическое обоснование. Качество выполнения изделия. Оригинальность изделия. Практическая значимость изделия. Качество доклада: отражение основных позиций проекта, владение терминологией по теме проекта, грамотность, объем и глубина знаний по теме. Умение держаться перед аудиторией, культура и убедительность речи. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность. Выбор средств представления проекта (плакаты, презентация, видеоматериалы и т. д.). Качество представленных материалов (наглядность, соответствие требованиям эргономики и психологии восприятия информации человеком). 2 Информационный -Полнота собранной информации по теме проекта. -Правильность выбора способов обработки собранной информации. -Качество структурирования и организации информации. -Правильность выбора формы представления проекта. Правильность выбора средств реализации результата проекта. Полнота содержания. Корректность текста: отсутствие ошибок, использование научной терминологии, актуальность информации. Дизайн (в зависимости от вида): цвет, текст, фон, композиция, навигация. 3 Исследовательский -Оригинальность и ценность собранной информации. -Глубина и качество изучения специальной литературы. -Умение формулировать гипотезу. -Выбор методов, адекватных задачам исследования. -Качество ведения документации по экспериментальной части проекта (дневник наблюдений, результаты опросов и т.д.). -Планирование исследовательской работы (логика проведения исследований, экспериментов). -Язык и стиль изложения. Четкость обоснования выводов по результатам исследования. Значимость проводимого исследования. 4 Творческий -Адекватность выбранных средств реализации проекта поставленным целям. -Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, предлагаемых решений. -Уровень творческого подхода к реализации проекта. -Возможность использования результатов проекта в других случаях. -Реальность и практическая ценность |