kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему "Синквейн как приём ТРКМ на уроках русского языка и литературы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Синквейн как приём ТРКМ на уроках русского языка и литературы

     Процесс обучения представляет собой сложную структуру взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход даёт возможность рассмотреть учебный процесс как целостную систему. В учебной деятельности  выделяют содержательный, операционный, мотивационный моменты, которым соответствуют определённые знания, действия, мотивы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Синквейн как приём ТРКМ на уроках русского языка и литературы"»

Синквейн как приём ТРКМ на уроках русского языка и литературы

Процесс обучения представляет собой сложную структуру взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход даёт возможность рассмотреть учебный процесс как целостную систему. В учебной деятельности выделяют содержательный, операционный, мотивационный моменты, которым соответствуют определённые знания, действия, мотивы.

В основу моей деятельности легли прежде всего работы по развитию критического мышления. Как совершенная педагогическая технология она имеет свои признаки:

1)научность (базируется на деятельностном подходе);

2) оптимальность(личностный, системный, контактный подходы;

3)воспроизводимость процесса обучения и его результатов;

4)эффективность;

5)качественную и количественную оценку результатов обучения;

6) программирование деятельности учителя и учащихся.

Путём введения в обучение элементов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы идёт большая организация самостоятельной деятельности учащихся. Развивается творческий потенциал ребёнка и увеличивается активность. Технология развития критического мышления (ТРКМ) характеризуется тем, что предполагает:

*чёткое определение целей обучения, а его содержание представлено в объёме, достаточном для достижения этих целей;

*учёт потребностей обучаемых;

*организацию процесса обучения в соответствии с подготовленностью обучаемых;

*применение различных форм и методов обучения, подчинённых общей цели учебного процесса;

*целенаправленное развитие и формирование предметов русского языка и литературы

*ориентацию учащихся на усвоение не только учебного содержания, но и приёмов учебной деятельности.

Сущность ТКМ состоит в том, что учащиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения, например, работу с таблицами, кластерами, инсертом (чтение текста с пометами), работу в парах, в группах, взаимопроверку, работу с текстами через чтение и письмо, написание синквейна. Остановлюсь на синквейне. Что это такое?

Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает «пять» (в вольном переводе – «пять вдохновений» или «пять удач»). Это пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале 20 века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Они могут быть использованы на разных стадиях урока: на стадии повторения- сжатое обобщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала. При внешней простоте формы синквейн – быстрый и мощный результат для рефлексии , синтеза и обощения понятий и информации. Он учит детей осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк. Интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности, особенно на уроках литературы. Но не все учащиеся могут писать синквейны. В своей практике я встречала ребят, у которых получались целые стихотворения, они не ограничивались пятью строками. Приведу примеры синквейнов учащихся 6 класса на стадии рефлексии при изучении темы «Ссора детей» по произведению М.Пришвина «Кладовая солнца» и «Образы главных героев» по повести В.Короленко «В дурном обществе»:

1)Настя

Красивая,мудрая.

Любит ,знает, помогает

Проявила упрямство.

Сестра.

(Аня Г.)

2)Митраша

Упёртый Митраша по старой тропе

Всё шёл ,шёл и шёл.

И вместо клюквы елань он нашёл.

Весь путь изначально проделал он зря-

С небес уж спускалась большая заря.

Герой наш тогда уж в болоте сидел

И грустно он плакал, во всё горло запел.

Но Настя была ведь тоже виновата,

Когда заблудился малыш:

Его не бросай никогда.

Но Настя не так поступила –

Вот в том то была и беда.

(Рома В.)

3)Маруся

Маленькая, добрая.

Бегала, болела и умерла

Жалко девочку

Ангел.

(Надя Б.)

4)Милосердие

Доброе, прекрасное чувство

Любить, жалеть и сострадать

Оно должно быть у каждого из нас.

Любовь к ближнему.

(Данил Е.)

Таким образом, составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие и образные. Использование синквейна как ТРКМ помогает отойти от стереотипа проведения уроков по созданию характеристики героя, потому что их главной особенностью является «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности»( Муштавинская И.В. «Технология критического мышления»)



Учитель русского языка и литературы

МБОУ Дуройская СОШ Баженова Ю.В.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья на тему "Синквейн как приём ТРКМ на уроках русского языка и литературы"

Автор: Баженова Юлия Владимировна

Дата: 05.04.2016

Номер свидетельства: 315032

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "презентация опыта работы " Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(108) "priezientatsiia-opyta-raboty-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "229504"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441744443"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства