Статья на тему "Синквейн как приём ТРКМ на уроках русского языка и литературы"
Статья на тему "Синквейн как приём ТРКМ на уроках русского языка и литературы"
Синквейн как приём ТРКМ на уроках русского языка и литературы
Процесс обучения представляет собой сложную структуру взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход даёт возможность рассмотреть учебный процесс как целостную систему. В учебной деятельности выделяют содержательный, операционный, мотивационный моменты, которым соответствуют определённые знания, действия, мотивы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Синквейн как приём ТРКМ на уроках русского языка и литературы"»
Синквейн как приём ТРКМ на уроках русского языка и литературы
Процесс обучения представляет собой сложную структуру взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход даёт возможность рассмотреть учебный процесс как целостную систему. В учебной деятельности выделяют содержательный, операционный, мотивационный моменты, которым соответствуют определённые знания, действия, мотивы.
В основу моей деятельности легли прежде всего работы по развитию критического мышления. Как совершенная педагогическая технология она имеет свои признаки:
1)научность (базируется на деятельностном подходе);
3)воспроизводимость процесса обучения и его результатов;
4)эффективность;
5)качественную и количественную оценку результатов обучения;
6) программирование деятельности учителя и учащихся.
Путём введения в обучение элементов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы идёт большая организация самостоятельной деятельности учащихся. Развивается творческий потенциал ребёнка и увеличивается активность. Технология развития критического мышления (ТРКМ) характеризуется тем, что предполагает:
*чёткое определение целей обучения, а его содержание представлено в объёме, достаточном для достижения этих целей;
*учёт потребностей обучаемых;
*организацию процесса обучения в соответствии с подготовленностью обучаемых;
*применение различных форм и методов обучения, подчинённых общей цели учебного процесса;
*целенаправленное развитие и формирование предметов русского языка и литературы
*ориентацию учащихся на усвоение не только учебного содержания, но и приёмов учебной деятельности.
Сущность ТКМ состоит в том, что учащиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения, например, работу с таблицами, кластерами, инсертом (чтение текста с пометами), работу в парах, в группах, взаимопроверку, работу с текстами через чтение и письмо, написание синквейна. Остановлюсь на синквейне. Что это такое?
Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает «пять» (в вольном переводе – «пять вдохновений» или «пять удач»). Это пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале 20 века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Они могут быть использованы на разных стадиях урока: на стадии повторения- сжатое обобщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала. При внешней простоте формы синквейн – быстрый и мощный результат для рефлексии , синтеза и обощения понятий и информации. Он учит детей осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк. Интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности, особенно на уроках литературы. Но не все учащиеся могут писать синквейны. В своей практике я встречала ребят, у которых получались целые стихотворения, они не ограничивались пятью строками. Приведу примеры синквейнов учащихся 6 класса на стадии рефлексии при изучении темы «Ссора детей» по произведению М.Пришвина «Кладовая солнца» и «Образы главных героев» по повести В.Короленко «В дурном обществе»:
1)Настя
Красивая,мудрая.
Любит ,знает, помогает
Проявила упрямство.
Сестра.
(Аня Г.)
2)Митраша
Упёртый Митраша по старой тропе
Всё шёл ,шёл и шёл.
И вместо клюквы елань он нашёл.
Весь путь изначально проделал он зря-
С небес уж спускалась большая заря.
Герой наш тогда уж в болоте сидел
И грустно он плакал, во всё горло запел.
Но Настя была ведь тоже виновата,
Когда заблудился малыш:
Его не бросай никогда.
Но Настя не так поступила –
Вот в том то была и беда.
(Рома В.)
3)Маруся
Маленькая, добрая.
Бегала, болела и умерла
Жалко девочку
Ангел.
(Надя Б.)
4)Милосердие
Доброе, прекрасное чувство
Любить, жалеть и сострадать
Оно должно быть у каждого из нас.
Любовь к ближнему.
(Данил Е.)
Таким образом, составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие и образные. Использование синквейна как ТРКМ помогает отойти от стереотипа проведения уроков по созданию характеристики героя, потому что их главной особенностью является «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности»( Муштавинская И.В. «Технология критического мышления»)