Просмотр содержимого документа
«Статья Использование ресурсов школьных библиотек для повышения мотивации учащихся к чтению.»
Использование ресурсов школьных библиотек для повышения мотивации учащихся к чтению.
Методические подходы к изучению предметов эстетического цикла, каким и является литература, во многом определяется специфичностью их содержания. Наиболее эффективным путем овладения учебным материалом современная психология признает деятельность, адекватную той, что вложена в изучаемый объект. Деятельность воспринимающего литературное художественное произведение столь же специфична, сложна, многогранна, требует от изучающего творческой работы воображения, активного включения работы эмоций, как и деятельность создающего произведение. «Чтение - прежде всего – сотворчество» - писала М, Цветаева. Значит, более глубоко постичь идейно - художественную ценность произведения учащийся сможет в процессе собственной творческой деятельности на материале художественного текста. К сожалению, основными тенденциями последних лет можно назвать потерю роли чтения в обществе, падение престижа образования и знаний, ориентация на «Некнижные» формы культуры. Чтение в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных. Вместе с тем, чтение остается важнейшим инструментом образования, социализации и развития личности. Исследователи делают вывод о том, что только общество читающее является обществом мыслящим. Чтение формирует качества развитой и социально ценной человека.
Исследования социологов и педагогов констатируют снижение уровня грамотности и распространение функциональной неграмотности тех, кого учили, но не научили читать, не сделали настоящими читателями. Функциональная неграмотность появляется довольно рано, уже в начальных классах, после того, как научили детей читать и писать. Третьеклассник, который никогда не приходил в библиотеку и ничего не читает, кроме учебника, - еще один завтрашний потенциальный неграмотный. По данным ученых, в 9 классе 60% учащихся не владеют необходимыми навыками чтения и письма. Треть выпускников не может пользоваться следующим основным инструментом информации, как чтение. У детей должно воспитываться осознание ценности и специфическое значение книг, газет, журналов, электронных носителей информации. Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия учителя и школьных библиотекарей. Они должны играть роль стимулятор интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени. Библиотекарь становится инициатором интересных начинаний, стимулирует самостоятельную активность читателей, мотивирует учащихся к чтению. Таким образом, я считаю необходимым создание и реализацию модели деятельности учителей и школьных библиотекарей по мотивации учащихся к чтению методом проектов используя ресурсы школьной библиотеки.
Чтобы у участников образовательного процесса повысит мотивацию к чтению необходимо выполнить следующие условия: - школьные библиотекари и учителя овладеют методом проектов; - предоставляется методическая помощь в организации проектной деятельности библиотекарей и педагогов; - разрабатываются и реализуются совместные (библиотекарь - учитель - классный руководитель) педагогические проекты с использованием ресурсов библиотеки, направленные на повышение мотивации учащихся к чтению; -библиотекари и учителя организуют проектную деятельность обучения. Ожидаемый результат - повышение мотивации учащихся к чтению.
Практическая значимость данного проекта заключается в том, что построенная модель использования ресурсов школьной библиотеки на основе проектной деятельности участников образовательного процесса, повысит мотивацию к чтению учеников. Модель направлена на создание условий для успешной проектной деятельности библиотекарей и педагогов, формирование их проектных компетенций. Включение руководителей и педагогических работников в единую систему организации проектной деятельности будет способствовать их профессиональному росту и повышению уровня готовности к инновационной деятельности. Ожидаемый опыт в случае получения планируемых результатов может применяться в общеобразовательных учреждениях для решения одной из актуальных проблем: падение мотивации к чтению учащихся основной школы. Данная модель, решая указанную проблему на уровне школы, должна способствовать решению этой проблемы на уровне всей системы образования.