kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Развитие критического мышления на уроках литературы в 6 классе с использованием технологических карт"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки,  проведенные  с  помощью  приемов критического мышления эффективны, способствуют более прочному усвоению знаний.  Приемы критического мышления позволяют выявить степень понимания обучающимися изучаемого материала.

   На  таких  уроках  обучающиеся не  только добывают знания,  но  и  воспитывают умение  аргументировано отстаивать  свое  мнение, видеть  учебную задачу в комплексе, постоянно корректировать свои действия в процессе  поиска  решения. Ребята учатся планировать свою работу по решению поставленной задачи, выбирать наиболее рациональные способы, самостоятельно  добывать информацию, анализировать и оценивать ее.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие критического мышления на уроках литературы в 6 классе с использованием технологических карт»

Жмайло Светлана Владимировна

КГУ «Банновская средняя школа» отдела

образования акимата Федоровского района».


Развитие критического мышления на уроках литературы в 6 классе с использованием технологических карт.

Одна из серьезнейших проблем современной школы – это резкое падение у учащихся интереса к литературе и, как следствие, снижение грамотности, неумение правильно и логично выразить свою мысль, неумение общаться. Диагностика, проведенная мною в начале учебного года, показала, что учащиеся слабо владеют формами самостоятельной работы с информацией различных источников, у ребят отсутствует желание заглянуть за страницы учебника, на уроках не проявляется активного отношения к процессу познания. При оценке результата учащихся в исследовании в первую очередь рассматривался уровень самостоятельности в процессе выполнения. Наиболее высокие результаты отмечены мною при выполнении учащимися самостоятельной работы, направленной на воспроизведение образца (80%). Значительно ниже были результаты тех работ, где деятельность учащихся была направлена на разрешение проблемной ситуации (54%). Таким образом, мною было определено поле экспериментальной деятельности. Сегодня вполне осознана цель привития интереса учащихся к родному языку и литературе, формирования умения самостоятельно пополнять свои знания.

Умения саморегуляции могут быть сформированы, если они выступают предметом целенаправленных действий педагога и самого обучающегося.

При целенаправленном формировании навыков самостоятельной деятельности все побуждения, связанные в познавательной активностью, становятся более осознанными и действенными, усиливается их предвосхищающая роль и в учебной деятельности, возрастают активность школьников в перестройке мотивационной сферы, наблюдается преобладание внутренних мотивов над внешними. Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности обуславливается индивидуально-психологическими особенностями обучающегося как субъекта. Собственно успешность самостоятельной познавательной деятельности субъекта впрямую зависит от степени развитости элементов саморегуляции. В системах саморегуляции у учащихся должна быть прежде всего сформирована целая система представлений о своих возможностях и умениях их реализовывать, в том числе о возможностях целеобразования и целеудержания.

Учащемуся нужно уметь:

  • понимать предложенные учителем цели,

  • формировать цели самому,

  • удерживать цели до реализации, не позволяя вытеснять их другими, также представляющими интерес, выделять условия, важные для реализации своей цели,

  • применительно к условиям выбирать средства достижения цели,

определять последовательность действий,

  • уметь оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий, чтобы субъективная оценка соответствовала объективной,

  • уметь корректировать свои действия,

  • иметь определенные коммуникационные умения,

  • иметь необходимые практические сформированные навыки работы.

Умения саморегуляции могут быть сформированы, если они выступают предметом целенаправленных действий педагога и самого обучающегося. При этом развитие саморегуляции человека способствует становлению его самостоятельности, в дальнейшем - социализации.

Отечественная и зарубежная педагогическая практика установила, что показателем высокого уровня развития учебно-познавательной деятельности ученика является самоорганизация, когда деятельность становится предметом его сознательности и воли. Она основана на самостоятельной постановке цели, умении выбрать способы деятельности, согласовывать и координировать свои действия и отношения с другими, на самоконтроле. Я включила в систему своей практики использование технологии РКМЧП

В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

Фаза вызова (evocation)

Фаза реализации смысла (realization of meaning)

Фаза рефлексии (reflection)

Первая фаза (вызова) ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, участие обучаемых в образовательном процессе активизируется. Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает «Что хочу узнать?»

Главными задачами второй фазы (реализация смысла) являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию. Под руководством учителя и с помощью своих товарищей ребенок ответит на те вопросы, которые сам поставил пред собой на первой стадии.

Третья фаза (рефлексия) направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данной фазы.

Базовая модель ("Вызов – Реализация смысла - Рефлексия") задает не только определенную логику построения урока, но и последовательность и способы сочетания конкретных методических приемов.

Положительная роль модульного обучения, связана с осознанностью перспективы обучения каждым учеником и предоставлением доступной возможности усвоения добытого по собственному желанию материала.

Использование технологии в моей практике способствует развитию навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Нередко мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе, т.е. мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Преодоление такой ситуации – трудная, но последовательно достижимая для меня задача.

Используя фазы урока технологии РКМЧП, я строю работу с опорой на технологические карты (см. приложение 1.), что дает ребенку возможность оценить дозированную достижимую учебную задачу, принять ее и сформулировать собственную конкретную цель на определенный этап деятельности. При создании технологической карты я опиралась на существующий в психологии системно-деятельностный подход. Для организации целеполагания я использую беседу по результатам анализа детьми собственных действий или результатов предыдущего этапа, при этом логика вопросов беседы выстраиваю таким образом, что вывод о значимости и необходимости изучения данного материала дети делают сами, сами пробуют ставить перед собой учебную задачу, собственную цель. Определившись с целью, ребенок заносит ее в технологическую карту – теперь к поставленной цели можно неоднократно возвращаться при организации самоконтроля и самоанализа. Последовательно выстроенные цели обозначают шаги ребенка к достижимому результату, что придает всем действиям осознанный характер. Конечно, это длительная работа, но постепенно становится доступной и привычной при систематической тренировке в анализе собственных результатов и их прогностической оценке.

В технологическую карту мною заложена возможность работы с алгоритмом, что само по себе развивает речь учащихся при проговаривании всей цепочки рассуждений. Такая технологическая карта одновременно является элементом контроля для ребёнка, позволяющим отследить порядок действий, их содержание, напоминающим об аналитическом сравнении цели и полученного результата действий. Уровень самоорганизации учеников возрастает, по мере систематического использования технологических карт. Постепенно для детей в технологической карте я оставляю пункты, которые детям необходимо перестроить в логическом порядке или самостоятельно спланировать, схематизировать. Навык планирования своих учебных действий у каждого ребенка формируется согласно его индивидуальным особенностям.

На уроках ставлю цели, решаемые посредством ИКТ:

1.Интенсификация учебного процесса.

2.Активизация познавательной деятельности учащихся.

3.Формирование образовательных компетенций:

4. Обогащение понятийного аппарата: повышение уровня умений работать с информацией различных источников, баз данных.

5.Осуществление самообразования.

6.Формирование информационной культуры.

Использование информационных технологий для активизации познавательной деятельности на уроках литературы может происходить на различных этапах урока и типах уроков. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроке контроля позволяет организовать проверочную работу, при которой ученик не только получает отметку и оценку своих знаний, но и анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, какой материал необходимо повторить и т.д.)

На уроках литературы использование информационных технологий существенно решает проблему наглядности. Аудиовизуальные и экранно-звуковые информационные объекты активизируют деятельность школьников. Учащиеся опираются на представленные образы, модели, знаки.

Проблема выбора технологии обучения, позволяющей создать адаптивную среду для активизации познавательной деятельности учащихся, актуальна и требует решений. В своей педагогической деятельности как одно из средств активизации использую информационно-коммуникационную технологию обучения. Практическая деятельность показывает, что у учащихся формируются образовательные компетенции, повышается уровень умений работать с информацией, реализуются творческие возможности.

Подводя итог, можно отметить, что использование технологических карт увеличивает познавательную активность учащихся, делает учебно-воспитательный процесс привлекательным для школьников (и ставшей привычной для некоторых из них) форме получения знаний. Для учителя — это возможность по-новому взглянуть на организацию урока, неоценимая помощь в подготовке к уроку, но самое главное, на мой взгляд, это уникальная возможность увлечь ученика мировой художественной культурой. Уроки, проведенные с помощью приемов критического мышления эффективны, способствуют более прочному усвоению знаний. Приемы критического мышления позволяют выявить степень понимания обучающимися изучаемого материала.

На таких уроках обучающиеся не только добывают знания, но и воспитывают умение аргументировано отстаивать свое мнение, видеть учебную задачу в комплексе, постоянно корректировать свои действия в процессе поиска решения. Ребята учатся планировать свою работу по решению поставленной задачи, выбирать наиболее рациональные способы, самостоятельно добывать информацию, анализировать и оценивать ее.























Приложение 1

Тема №4. Н.К. Рерих. «Царь Соломон» и притча «Суд Соломона». Вечные темы, мотивы и образы Библии.

Судьбы любимец,
Ты, гордый баловень веков,
Царь Соломон, Иерусалимец,
Давидов сын, певца псалмов.
В.Я.Брюсов
.

I. Приём «Цель и цели»

Сформулируйте свои, важные для вас цели урока. Используйте опорные слова:

1)Познакомиться с …


2)Учиться …



II. Историческая справка: После смерти Давида на израильский престол вступил его сын Соломон - величайший мудрец всех времён, герой многих легенд. К тому времени границы израильского государства значительно расширились и простирались от Сирии до Египта и от Средиземного моря до Иордана. Господь возлюбил Соломона и дал ему "сердце разумное, чтобы судить народ". За то, что Соломон не просил никаких земных благ для себя, Бог наделил его не только мудростью, но и невиданными богатствами и славой.

Словарь: Псалмы - песни религиозного содержания, входящая в состав Псалтыри.

Работа в парах. Составьте «тонкие и толстые» вопросы по библейским историям, изученным в разделе «Библейская мифология».


«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто ...? Что ...? Когда ...? Может ...? Будет ...? Мог ли ...? Как звали ...? Было ли ...? Согласны ли вы ...? Верно ли ...?

Дайте три объяснения, почему ... Объясните, почему ... Почему вы думаете ...? Почему вы считаете ...? В чем различие ...? Предположите, что будет, если ...? Что, если ...?


III. Работа с библейской притчей: « Суд Соломона»

1.Выпишите в тетрадь определение «легенды» и «притчи» (страница 191). «Иисус любил разговаривать с народом притчами. В притчах он излагал Своё учение, и простые люди легко понимали Его. Тем более, что рассказав какую-нибудь притчу, Иисус тут же разъяснял её.» («Детская Библия»)

(просмотрите видеофрагмент)

2. Работа в группах. Задание 1. Проблемный вопрос: Какие библейские заповеди, затрагиваются в притче?

1 группа.

Составить 5 «тонких» и 5 «толстых» вопросов к притче.

2 группа.

Сыграть сцену используя притчу.

3 группа.

Выполнение иллюстраций к притче.

Вывод:



Задание 2 Анализ произведения «Царь Соломон»

Работа в группах.

1 группа.

Многие притчи вошли в нашу жизнь как поговорки:

Работа в тетради: Найдите соответствие пословиц притчам. Условным значком укажи, какая притча соответствует какой пословице:

Всё тайное становится явным.

Как аукнется, так и откликнется

Хочешь иметь друга, будь сам другом.

Правду погубишь и сам с нею пропадёшь.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Доброму человеку весь мир свой дом.


Из притчей Соломоновых:



  • Всякое дело Бог приведёт на суд, и всё тайное.

    • Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зло, к тому оно и приходит.

    • Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным.

    • Сеющий неправду пожнёт беду.

    • Кто напояет других, тот и сам напоен будет.

    • Доброе имя лучше большого богатства.


  1. Внимательно прочтите притчи, указанные ниже. Чему учит эти притча?

    • Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; Но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.

    • Иной сыплет щедро, и ему ещё прибавляется, а другой сверх меры бережлив, и, однако же, беднеет.

    • Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.


    • 2 группа.

Подготовьте для первой и третьей группы «тонкие» и «толстые» вопросы по произведению Рериха.


3 группа. Дайте развернутую характеристику царю Соломону .

VI. Обсуждение и защита.

1. Прочтите начало незнакомой вам притчи Соломона и придумайте ее завершение.

"Приблизились к трону Соломонову три брата, судившиеся о наследстве. Отец их перед смертью сказал им: "Чтобы вы не ссорились при делёжке, я сам разделю вас по справедливости. Когда я умру, идите за холм, что в середине рощи за домом, и разройте его. Там найдёте вы ящик с тремя отделениями: Знайте, что верхнее - для старшего, среднее - для среднего, нижнее - для меньшего из братьев". И когда после его смерти они пошли и сделали, как он завещал, то нашли, что верхнее отделение было наполнено золотыми монетами, между тем как в среднем лежали только простые кости, в нижнем куски дерева. И вот возникла между меньшими братьями зависть к старшему, вражда, и жизнь их сделалась под конец такой невыносимой, что решили они обратиться к царю за советом и судом. Даже и здесь, стоя перед троном, не воздержались они от взаимных оскорблений.

(группы зачитывают свои варианты). Чтение окончания притчи учителем.







2. Существуют выражения "Соломоново решение", "Суд Соломона".

Как вы думаете, что они означают?

V. А теперь составьте синквейн, тема которого " Соломон".(пятистишье) : в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются дей­ствия предмета; в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке — синоним, обобщающий или рас­ширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Каждая группа зачитывает свой вариант синквейна

VI. Рефлексия

  • Было ли вам интересно на занятии?

  • Что нового и интересного вы сегодня узнали на уроке?

  • Трудно ли вам было принимать решения? Почему?

VII .Домашняя работа: подготовить притчу об Ионе.
























11




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Жмайло Светлана Владимировна

Дата: 16.11.2015

Номер свидетельства: 253908

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Рефлексивный отчет о проведении коучинг занятия  по теме «Новые приемы использования ИКТ в  обучения школьников» "
    ["seo_title"] => string(127) "rieflieksivnyi-otchiet-o-proviedienii-kouchingh-zaniatiia-po-tiemie-novyie-priiemy-ispol-zovaniia-ikt-v-obuchieniia-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "101276"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402412410"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства