kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья из опыта работы "Развитие навыков осмысленного чтения обучающихся с ограниченными возможностями."

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Перед учителем-словесником стоит ряд проблем: низкая читательская культура, низкий словарный запас у учащихся, неумение формировать свою мысль, выражать чувства, отсюда - низкая коммуникативная культура. Кто из учителей не хочет, чтобы его дети читали осмысленно и быстро? Добиться этого можно, пришла я к выводу, познакомившись с трудами харьковского методиста И.Т.Федоренко. Из 40 факторов, влияющих на успеваемость школьников, важнейшим является темп чтения: чем он выше, тем лучше успехи. Ученики, которые читают со скоростью 150 слов в минуту, учатся на “5” 120 слов - на “4”, 90 - на “З”. Те, кто читает еще медленнее, вообще не в состоянии учиться. Скорость чтения существенно влияет на качество запоминания материала. Чем она выше, тем легче восприятие прочитанного.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Бланк проверки техники чтения»

Проверка техники чтения

________ класс Учитель ___________________________________________________________________

Дата _________четверть___ учебный год 20___ - 20___ Текст____________________________________________________________________





Ф.И. учащегося

Количество

слов

Способ

чтения

Ошибки

при чтении

Выразительность

Понимание прочитанного





Особенности чтения

общее количество

менее 10

11 - 20

21 - 40

41 - 50

51 - 60

61 - 70

71 - 80

81 - 90

более 90

буквенный

слоговой

слог +слово

слово + слог

целые слова

йотированные гласные

замена букв

пропуск букв

в окончании

в ударении

1

























2

























3

























4

























5

























6

























7

























8

























9

























10

























11

























12

























13

























14

























15

























16

























17

























18

























19

























20

























21

























22

























23

























24

























25

























26

























27

























28

























29

























30


























Итого:

























Просмотр содержимого документа
«Приложение»

Приложение № 1


Примерный набор предложений для зрительных диктантов.


№№ п/п

Предложения

Число букв

1

2

3

Набор № 1

1

Тает снег

8

2

Идет дождь

9

3

Небо хмурое

10

4

Коля заболел

11

5

Запели птицы

12

6

Поле опустело



Набор № 2


1

Трещат морозы

12

2

Я ищу землянку

13

3

В лесу росла ель

13

4

Наступила осень

14

5

Дни стали короче

14

6

В лесу много берез

15


Набор № 3


1

Прилетели птички

15

2

Ярко светит солнце

16

3

Лида вытерла доску

16

4

Весело бегут ручьи

16

5

Подул резкий ветер

16

6

Зоя прилежно учится

17


Набор № 4


1

Дятел долбит дерево

17

2

Я хочу посадить цветы

18

3

Иней запушил деревья

18

4

Без воды цветы завянут

19

5

Пролетело жаркое лето

19

6

Возле дома посадили ель

20


Набор № 5


1

Солнышко светит и греет

20

2

Федя решил задачу у доски

21

3

Загорелась в избе зорька

21

4

На деревьях засверкал иней

21

5

Город Киев стоит на Днепре

22

6

В лесу собирают землянику

22


Набор № 6


1

Зимой земля покрылась льдом

23

2

Мальчик подарил маме цветы

23

3

Дежурные стерли пыль с доски

24

4

На огород забрались цыплята

24

5

Колхозники работают на лугу

24

6

Солнечные лучи растопили лед


25

1

2

3


Набор № 7


1

Небо покрылось серыми тучами
Дети посадили во дворе акацию
Бабушка купила внуку букварь
Землю согрело теплое солнышко
Моя сестра работает на фабрике
Ласково грело весеннее солнце

25

2

25

3

25

4

26

5

26

6

26


Набор № 8


1

Идет дождик
Мы любим наш Киев
Береги учебные вещи
У Андрея чистая тетрадь
Помогай своему товарищу
И в лесу, и на лугу стало тихо

10

2

14

3

17

4

20

5

21

6

22


Набор № 9


1

Воды морей соленые на вкус
Наша страна борется за мир
Наш отряд рад, он идет в поход
Родину-мать учись защищать
Бьют часы Кремлёвской башни
Красивы улицы нашего города

22

2

22

3

23

4

23

5

24

6

24


Набор №10


1

Москва - столица нашей Родины
Школьники поливают саженцы
Депутаты съехались на съезд
Надо быть честным и правдивым
Звезды сияют на башнях Кремля
Летом наша семья жила на Волге

24

2

24

3

24

4

25

5

25

6

25


Набор № 11


1

Весело колосится густая рожь
Поля запорошило белым снегом
Мы читали интересный рассказ
Мичурин много и упорно работал
Новые дома растут очень быстро
Скошенная трава приятно пахла

25

2

26

3

25

4

26

5

26

6

26


Набор № 12


1

Мы храбрые люди, мы Родину любим
В поле поспевают рожь и пшеница
В жаркий день мы купались в озере
Дети всех стран хотят жить в мире
Москва - большой прекрасный город
Сверкнула молния, и загремел гром

26

2

26

3

27

4

27

5

28

6

28


Набор № 13


1

Давно скосили и убрали поля
Строители возводили высотный дом
Телевидение снимает уличные сцены
Весь народ гордится героями космоса
Дедушка Филипп пасёт колхозное стадо
Люблю я в поле встречать восход солнца

28

2

29

3

30

4

31

5

32

6

32


Набор № 14


1

Бесконечно тянется эта северная ночь

32

1

2

3

2

В далёкой тайге живут охотники-эвенки
Все радовались встрече с космонавтами
Разведчики отправились в опасный путь
Дружная семья и землю превратит в золото
Обувь необходимо почаще очищать от пыли

33

3

33

4

33

5

34

6

34


Набор № 15


1

Зацветет, зазеленеет наш весёлый огород
Наши границы охраняют лучшие сыны Родины
Хороши привольные, широкие степи Украины
Наши славные воины грудью отстояли Родину
Нам велит трудиться школа, учит этому семья
Наш народ хочет жить в мире со всеми народами

34

2

35

3

35

4

36

5

36

6

37


Набор № 16


1

Книги и знания нам дорогу к свету указывают
Наш колхоз назвали именем героя - хлебороба
Школьники готовятся к новому учебному году
Много работы в колхозном саду ранней весной
На берегу моря раскинулся пионерский лагерь
Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь

36

2

36

3

37

4

37

5

38

6

38


Набор №17


1

Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел
Упорный труд и терпение повсюду творят чудеса
От огорода через тайгу строители проложат шоссе
Скоростные поезда мчатся от станции до станции
Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят
Пришла весна, растопила снег, и с гор побежали ручьи

38

2

39

3

39

4

40

5

41

6

42


Набор № 18


1

Во всем мире люди объединяются для защиты природы
Каждое лето тысячи людей отправляются в Крым, к морю
Звуки радостных песен звенят под сводами этого зала
По лесной заросшей тропе идет осторожно пограничник
Наш класс участвовал в интереснейшей спортивной игре
Стояла жаркая погода, даже листья на яблонях пожелтели

42

2

43

3

44

4

45

5

46

6

46



Приложение № 2


Примерный набор предложений для зрительных диктантов.


№№ п/п

Предложения

Число букв

1

2

3

Набор №1


1

Дети поют

8

2

Я учу уроки

9

3

Юре три года

10

4

Пришла весна

11

5

Подули ветры

11

6

Петя удит рыбу

12


Набор № 2


1

Опустела роща

12

2

Ляля вяжет шарф

13

3

Девочка читает

13

4

Природа оживает

14

5

Малыши работают

14

6

Мама заварила чай

15


Набор № 3


1

Мы любим работать

15

2

Петя купил тетрадь

16

3

Приближается зима

16

4

Петух громко запел

16

5

Зацвел куст сирени

16

6

Стояли чудесные дни

17


Набор № 4


1

Дружно кипит работа

17

2

За окном метет метель

18

3

Идет урок математики

18

4

Дети стали вокруг ёлки

19

5

В рощу прилетели грачи

19

6

Утро было ясное и теплое

20


Набор № 5


1

Наступила унылая осень

20

2

Посыпал пушистый снег

21

3

Ребята любят играть в мяч

21

4

Стёпа весело бежал на луг

21

5

На деревьях набухли почки

22

6

Мама купила Егору валенки

22


Набор № 6


1

Светлана посадила березку

23

2

Наступили зимние каникулы

23

3

Зажглись разноцветные огни

24

4

Теленок весело бегал по лугу

24

5

Ёлочки зимой в лесу пушистые

24

6

По льду на коньках бежит Коля

24


Набор № 7


1

На полях шумит спелая пшеница

25

2

Птицы улетели в теплые страны

25

1

2

3

3

Ребята помогли колхозникам

25

4

Ветерок качает вершины берез

25

5

Дети шагали по лесной тропинке

26

6

Саше купили цветные карандаши

26


Набор № 8


1

Читай книги

10

2

Митя шел из школы

14

3

Зеленеют сады и поля

17

4

Наша семья живет дружно

20

5

Был теплый весенний день

21

6

Надвинулась тяжелая туча

22


Набор № 9


1

Было ясно, но очень холодно

22

2

Теплый ветер веет в лицо

22

3

Отец подарил Виктору книгу

23

4

Судно держит путь на Восток

23

5

Наша речка вытекает из озера

24

6

В городе есть театр, кино, клуб

24


Набор № 10


1

Мы любовались ясной зорькой

24

2

Товарищ поймай большую щуку

24

3

Мы собрались на рыбную ловлю

24

4

Растут весной цветы в саду

25

5

В густой траве прячутся зайцы

25

6

Хорошо в лесу в жаркий полдень

25


Набор №11


1

Мы любим нашу чудесную Родину

25

2

Горячая пора в колхозе весной

25

3

Прогулка за город состоялась

25

4

Ветки ивы склонились над водой

26

5

В лесу нарвём букет ландышей

26

6

Болота причиняют немало вреда

26


Набор № 12


1

Машины прорезают сеть каналов

26

2

Не спеши языком, торопись делом

26

3

Ребята пойдут за грибами далеко

27

4

Яркий луч заиграл на вершине ели

27

5

Рожь от дождя наклонилась к земле

28

6

Лето я провел в пионерском лагере

28


Набор №13


1

Над полем и озером поднялся туман

28

2

Бесконечные проступки не прощаются

29

3

В вечернем воздухе разлита прохлада

30

4

В тени кустов появились подснежники

31

5

У нас каждый человек должен трудиться

32

6

Шумит камыш на берегу степной речушки

32


Набор № 14


1

Часто мы ходили собирать ягоды и грибы

32

2

Ветер свистел в голых ветвях деревьев

32

3

Колхозный пасечник показал нам пасеку

33



Примерный набор предложений для слуховых диктантов.


№№ п/п

Предложения

Число букв

1

2

3

Набор №1


1

Дети поют

8

2

Я учу уроки

9

3

Юре три года

10

4

Пришла весна

11

5

Подули ветры

11

6

Петя удит рыбу

12


Набор № 2


1

Опустела роща

12

2

Ляля вяжет шарф

13

3

Девочка читает

13

4

Природа оживает

14

5

Малыши работают

14

6

Мама заварила чай

15


Набор № 3


1

Мы любим работать

15

2

Петя купил тетрадь

16

3

Приближается зима

16

4

Петух громко запел

16

5

Зацвел куст сирени

16

6

Стояли чудесные дни

17


Набор № 4


1

Дружно кипит работа

17

2

За окном метет метель

18

3

Идет урок математики

18

4

Дети стали вокруг ёлки

19

5

В рощу прилетели грачи

19

6

Утро было ясное и теплое

20


Набор № 5


1

Наступила унылая осень

20

2

Посыпал пушистый снег

21

3

Ребята любят играть в мяч

21

4

Стёпа весело бежал на луг

21

5

На деревьях набухли почки

22

6

Мама купила Егору валенки

22


Набор № 6


1

Светлана посадила березку

23

2

Наступили зимние каникулы

23

3

Зажглись разноцветные огни

24

4

Теленок весело бегал по лугу

24

5

Ёлочки зимой в лесу пушистые

24

6

По льду на коньках бежит Коля

24


Набор № 7


1

На полях шумит спелая пшеница

25

2

Птицы улетели в теплые страны


25

1

2

3

3

Ребята помогли колхозникам

25

4

Ветерок качает вершины берез

25

5

Дети шагали по лесной тропинке

26

6

Саше купили цветные карандаши

26


Набор № 8


1

Читай книги

10

2

Митя шел из школы

14

3

Зеленеют сады и поля

17

4

Наша семья живет дружно

20

5

Был теплый весенний день

21

6

Надвинулась тяжелая туча

22


Набор № 9


1

Было ясно, но очень холодно

22

2

Теплый ветер веет в лицо

22

3

Отец подарил Виктору книгу

23

4

Судно держит путь на Восток

23

5

Наша речка вытекает из озера

24

6

В городе есть театр, кино, клуб

24


Набор № 10


1

Мы любовались ясной зорькой

24

2

Товарищ поймай большую щуку

24

3

Мы собрались на рыбную ловлю

24

4

Растут весной цветы в саду

25

5

В густой траве прячутся зайцы

25

6

Хорошо в лесу в жаркий полдень

25


Набор №11


1

Мы любим нашу чудесную Родину

25

2

Горячая пора в колхозе весной

25

3

Прогулка за город состоялась

25

4

Ветки ивы склонились над водой

26

5

В лесу нарвём букет ландышей

26

6

Болота причиняют немало вреда

26


Набор № 12


1

Машины прорезают сеть каналов

26

2

Не спеши языком, торопись делом

26

3

Ребята пойдут за грибами далеко

27

4

Яркий луч заиграл на вершине ели

27

5

Рожь от дождя наклонилась к земле

28

6

Лето я провел в пионерском лагере

28


Набор №13


1

Над полем и озером поднялся туман

28

2

Бесконечные проступки не прощаются

29

3

В вечернем воздухе разлита прохлада

30

4

В тени кустов появились подснежники

31

5

У нас каждый человек должен трудиться

32

6

Шумит камыш на берегу степной речушки

32


Набор № 14


1

Часто мы ходили собирать ягоды и грибы

32

2

Ветер свистел в голых ветвях деревьев

32

3

Колхозный пасечник показал нам пасеку

33


1

2

3

4

Корабль вернулся из дальнего плавания

Засверкали снежинки на ветвях деревьев
У меня за окном кормовая полочка для птиц

33

5

34

6

34


Набор № 15


1

На реке Ангаре вырос южный город Ангарск
Много фабрик и заводов работает на торфе
Ярко сияло солнце, но грело не очень сильно
Капли росы заблестели на зелени деревьев
На выставке было много интересных стендов
Ранние заморозки окрасили листву золотом

34

2

34

3

35

4

35

5

36

6

36


Набор № 16


1

Широко раскинулись на Алтае целинные земли
Ярко зеленеет в далеком поле молодая озимь
Пионерский лагерь находится на опушке леса
Дерево дорого не только плодами, но и листами
Маресьев услышал в кустах шорох и тихий шёпот
Красные ягоды словно усыпали зелёные полянки

36

2

36

3

37

4

37

5

38

6

38


Набор № 17


1

Из дешёвой ткани можно сшить красивое платье
Мы оставляли гербарий и коллекции насекомых
Высоко в небе в лучах солнца засверкал самолет
По реке Москве ходят большие волжские пароходы
В безоблачном небе раздавалось пение жаворонка
Советские люди превращают болота в леса и огороды

38

2

39

3

39

4

40

5

41

6

42


Набор №18


1

Матросы стойко борются с разбушевавшейся стихией
Яркие лучи солнца освещают верхушки стройных елей
Из цветов ландыша изготовляют лекарство
Авиация играет важную роль в жизни народов всего мира
Звуки пионерского горна созывают пионеров на зарядку
Возле школы цветы мы посеем, чтобы детям жилось веселее

42

2

43

3

44

4

45

5

46

6

46





ПРИЛОЖЕНИЕ № 3


Скороговорки


1. Водовоз вёз воду из водопровода

2. Говори, говори, да не заговаривайся.

3. На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.

4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

5. Наш дуда и туда и сюда.

6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

9. Летят три пичужки через три пусты избушки.

10. В один, Клим, клин колоти.

11. Каково полотно, таково и полотно.

12. Клюёт курка крупку, курит турка трубку.

13. Либретто «Риголетто»

14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?

15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

17. Сшит колпак, вязан колпак, да не поколпаковски.

18. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом да все с творогом.

19. Шли сорок мышей, несли сорок грошей; две мыши поплоше несли два гроша.

20. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

21. На семерых сани, по семеро в сани.

22. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

23. Ткёт ткач ткани на платки Тане.

24. Мама мыла Милу мылом.

25. Осип охрип, Архип осип.

26. Купи кипу пик.

27. От топота копыт пыль по полю летит.

28. Не диковина полубрату сказать про Поликарпа.

29. Сыворотка из-под кислого молока, из-под простокваши.

30. Протокол про протокол протоколом запрототоколирован.

31. Пришёл Прокоп - кипел укроп, ушёл Прокоп - кипел укроп, как при Прокопе кипел
укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

32. Из-под Костромщины шли четыре мужчины: говорили они про торги да про
покупки, про крупу да про подкрупки.

33. Пётр Петрович, по прозвищу Петров, поймал птицу - пигалицу; понёс по рынку,
просил полтынку, подали пятак, а он и продал так.

34. Всех скороговорок не перескороговишь, не перевыскороговоришь.

35. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Ларьку,
про Ларину жену.

36. Свинья тупорыла весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.

37. У осы не усы, не усищи, а усики.

38. Фофан-Фофан - в землю вкопан.

39. Была у Фрола - Фролу про Лавра наврала, пойду к Лавру - про Флора Лавру
навру.

40. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха-ха.

41. Худ идёт на гору, худ идёт под гору; худ худу бает: ты худ, я худ; сядь худ на худ;

погоняй худ худом железным прутом.

42. Не велика птица-синица, да умница.

43. Молодец против овец, а против молодца сам как овца.

44. Только у молодца и золотца, что пуговка оловца.

45. Чайные чашки в печали, стуча и бренча и закричали.

46. Полчетверта четверика гороху, без червоточинки.

47. В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа четыре чёрненьких
чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.

48. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

49. Шакал шагал, шакал сказал.

50. Чешуя у щучки, щетина у чушки.

51. Щипцы да клещи - вот наши вещи.

52. Волки рыщут - пищу ищут.

53. Шёл грек через реку, видит грек: в реке рак; сунул грек руку в реку, рак за руку
грека цап.

54. Стоит стопочка на окошечке, не подъявлена, не выявлена; пришёл хват
подъявить, подъявил и выявил.


ГУ «Банновская средняя школа» ООФР»




Выступление на педтворчестве по теме «Развитие навыков осмысленного чтения обучающихся с ограниченными возможностями.»


Докладчик: Жмайло Светлана Владимировна


















2013

Просмотр содержимого документа
«Упражнения для улучшения техники чтения»

Развитие навыков осмысленного чтения обучающихся с ограниченными возможностями.

Перед учителем-словесником стоит ряд проблем: низкая читательская культура, низкий словарный запас у учащихся, неумение формировать свою мысль, выражать чувства, отсюда - низкая коммуникативная культура. Кто из учителей не хочет, чтобы его дети читали осмысленно и быстро? Добиться этого можно, пришла я к выводу, познакомившись с трудами харьковского методиста И.Т.Федоренко. Из 40 факторов, влияющих на успеваемость школьников, важнейшим является темп чтения: чем он выше, тем лучше успехи. Ученики, которые читают со скоростью 150 слов в минуту, учатся на “5” 120 слов - на “4”, 90 - на “З”. Те, кто читает еще медленнее, вообще не в состоянии учиться. Скорость чтения существенно влияет на качество запоминания материала. Чем она выше, тем легче восприятие прочитанного.

Впечатление отдельных слов интегрируется, поэтому лучше осознаются смысловые связи между ними. При медленном чтении ребята теряют начало фразы, не дочитав ее до конца. Вот почему они учат уроки от случая к случаю, а те, кто читает еще медленнее, практически не в состоянии их готовить. Адаптировав идеи Федоренко для классов, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями, пришла к выводу, что смогу научить даже наиболее слабых детей быстро читать, писать и считать. Я всесторонне исследовала процессы, которые сопровождают чтение. Установила, что их скорость зависит от объема слуховых и зрительных восприятий ребенка. Объем слуховых восприятий - это количество слов, запоминаемых школьником с одного прочтения вслух. Объем зрительных восприятий - понятие более сложное. Известно, что глаза двигаются по строке во время чтения не плавно, а скачкообразно. Текст воспринимается в момент остановки взгляда - происходит фиксация букв, слов, предложений, а иногда и целого абзаца - это зависит от угла зрения. Чем чаще фиксации, тем уже угол зрения, тем меньше воспринимаемый объем текста.

Скорость чтения зависит и от количества регрессий, то есть обратного движения глаз для уточнения прочитанного: чем их больше, тем ниже темп. У школьников нужно вырабатывать навык антиципации, т.е. умения одновременно с чтением вслух одного слова на основе усвоенного содержания по началу, по контурам угадать два-три последующих. Этот процесс у человека, который привык быстро читать, происходит автоматически, незаметно, но на начальном этапе обучения детей необходимо приучать осознавать все его тонкости. При работе с плохо читающими учениками можно добиться цели путем решения следующих промежуточных задач:

  • увеличения объема слуховых и зрительных восприятий, а также угла зрения;

  • выработки навыка антиципации;

  • формирования устойчивости внимания;

  • предупреждения регрессий при чтении;

  • пополнения словарного запаса;

  • развития артикуляционного аппарата.

Развитию навыков чтения способствуют, прежде всего, письменные упражнения: слуховые и зрительные диктанты, списывание текста в младших классах, конспектирование учебника - в старших. Уменьшение объема домашних письменных заданий - одна из главных причин низкой техники чтения учащихся. Я обращаю особое внимание на письменные упражнения. Для их выполнения я завела специальную тетрадь по технике чтения, что дает мне возможность постоянно контролировать рост объема слуховых и зрительных восприятий ученика.

В подобранных мною текстах диктантов (см. Приложение № 1Приложение 2) каждое предложение на одну букву больше предыдущего. Практика показала, что лучшие результаты достигаются в том случае, если эти упражнения проводить ежедневно.Устные упражнения по технике чтения я провожу от 3-х до 5 раз в неделю. Это дало мне возможность поднять скорость чтения вслух у большинства учащихся 8 “б” класса - до 200 слов в минуту, про себя - до 300 и даже 350 слов. При выполнении упражнений по списыванию ученики должны сначала несколько раз прочитать текст, а затем стараться как можно реже заглядывать в него. Но так как современные учебники насыщенны научными терминами и трудными для чтения словами, мною это упражнение усложнено и проводится следующим образом.

Ученик читает отрывок (5-10 строк) из учебника по биологии, истории, географии или другому предмету несколько раз, потом пересказывает его дословно с заглядыванием в текст. Затем учебник закрывается, и он пишет прочитанное по памяти, открывая книгу только в случае крайней необходимости. Каждый раз за последним, написанным до заглядывания, словом ставится вертикальная черта. Благодаря этому, я слежу за тем, как увеличивается объем зрительных восприятий ученика. Использование текстов из различных учебников способствует пополнению активного словарного запаса учеников, лучшему запоминанию и заучиванию учебного материала.

В 8 классах я использую конспектирование учебников, в результате чего из 10 человек из 8 “б” класса, 5 человек в начале года читали со скоростью 150 слов, после трех месяцев уже читают со скоростью 200 слов в минуту. Кроме письменных упражнений, я применяю чтение в быстром темпе и чтение с убыстрением. Это способствует выработке навыка антиципации, позволяет не допускать регрессии. Можно использовать следующие упражнения:

Многократное чтение

Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.

Чтение в темпе скороговорки 

Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны "проглатываться" ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. 

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: "Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно". Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

Следующее упражнение "Бросок – засечка"

Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем: Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде "Бросок". Когда раздается команда "Засечка" читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде "Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут. 

Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение "Молния"

Его смысл - в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя "Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.

Методика "Анаграммы"
Предложите ребенку прочитать первый текст, скажите ему, что это специальный шифр, и ему надо расшифровать - все буквы поменялись местами, а для того, чтобы понять написанное, надо в уме буквы вернуть на место. Можете взять карандаш и показать в первом предложении, какие буквы куда переместились и где их место. Обратите внимание ребенка на то, что название может подсказать, о чем идет речь в самом тексте. Попробуйте читать через слово, одно слово ребенку, одно читайте сами. Когда вы прочитаете половину первого текста, остановитесь и перейдите к ответу, т.е. к нормальному тексту, выберете тот же текст, который вы только что читали и предложите ребенку прочитать его как можно быстрее. Очень часто дети говорят, что при чтении нормального текста у них появляется ощущение, как будто их глаза скользят с горки, читать становится очень легко. Эта техника позволяет очень быстро улучшить скорость чтения ребенка.



1.На келыбар

Ратеяб  лоишп тиволь убры. аСаш ёсн дочуки. Кляо и Алки лизяв тьес. аСаш мойпал тьяп кенуой. Кляо мойлап щикале. Алкиу лаппося калиймень касарь.
Ответы.

1. На рыбалке

Ребята пошли ловить рыбу. Саша нёс удочки. Коля и Алик взяли сеть. Саша поймал пять окуней. Коля поймал лещика. Алику попался маленький карась.

Также использую скороговорки. У многих детей в 5-6-х классах артикуляционный аппарат не развит. Говорят они тихо, невыразительно. Поэтому каждый урок литературного чтения я начинаю со скороговорок. Подобранные мною скороговорки позволяют исправить практические любые дефекты речи, в том числе такие сложные, как гнусавость, картавость, шепелявость, значительно улучшить дикцию и тембр голоса (см. приложение № 3).

К сожалению, есть случаи, когда ребенок настолько сильно отстает в развитии, и скорость чтения его настолько низка, что использовать упомянутые выше методические приемы практически невозможно. Поэтому я использую систему устных упражнений.

Если ученик не в состоянии самостоятельно прочитать даже две-три строчки текста, применяю прием многократного чтения за диктором не боле трех-пяти строк, темп которого постепенно увеличивается до темпа скороговорки. Это помогает в первые дни занятий поднять скорость чтения у плохо читающих детей на несколько десятков слов в минуту, у способных - на несколько сот слов. Упражнение это выполняется коллективно, всем классом. Для этого он разбивается на пары. Я создаю пары так, чтобы в каждой один из учеников умел читать быстро. Если ученик читает медленно, но самостоятельно, применяю прием многократного чтения двух-трех строк с убыстрением.

После этого предлагаю пересказать отрывок дословно с заглядыванием в текст или прочитать с отрывом взгляда от текста. Прием жужжащего чтения позволяет и эти упражнения выполнять всем классом.

Затем ребята трижды читают в темпе скороговорки, две-три знакомые строчки и точно так же продолжают чтение незнакомого текста, при этом скорость его некоторое время сохраняется высокой.

Пусть ученик сумеет быстро произнести только одну строчку или даже всего два-три слова, но у него появится уверенность в том, что он сможет научиться бегло читать незнакомый текст.

Также необходимо проводить специальные игры, они полезны и способствуют развитию памяти, выработке устойчивости внимания.

Я использую на своих уроках такие игры.

“Разведчики”. Сначала рассказываю учащимся о той роли, которую играет память в работе разведчика, привожу примеры из книг, кинофильмов. Затем раскладываю на столе 10-15 мелких предметов и накрываю их листом бумаги. На определенное время лист снимаю. Школьники могут рассмотреть предметы, потрогать их пальцами, посчитать. После этого стол вновь накрывается бумагой, а ребята по памяти записывают названия предметов.

“Сыщик”. В классе на заметных местах раскладывают спичку, карандаш, веточку и т.д. или, наоборот, выносятся вещи, которые там постоянно находятся. После этого в класс приглашаются ученики. Они молча осматривают комнату, записывая в тетради названия предметов, которые появились в классе или вынесены из него.

Особое внимание следует уделить выработке навыка запоминания текста с одного прочтения. Практика показывает, что этого трудно добиться от тех ребят, которые привыкли учить уроки вслух. Переход на чтение про себя вызывает у них состояние дискомфорта. Они жалуются на то, что ничего не запоминают. Чтобы облегчить им задачу, в качестве переходного этапа рекомендуется следующий порядок подготовки уроков. Ученики быстро читают про себя текст (один или два раза). Для контроля скорости чтение сопровождается ведением карандаша по строке. Затем, быстро прочитав еще раз только начала абзацев, они пересказывают его.

Практика показала, что это обеспечивает быструю и качественную проверку усвоения знаний учащимися.

Методике русского языка в настоящее время известны различные виды работ по развитию речи, которые успешно используются в школьной практике (изложение, сочинение и т.д.). Наряду с изложением и сочинением в современной методике разрабатываются отдельные виды диктантов, играющих важную роль в развитии речи учащихся. Особое место среди них занимает творческий диктант, который служит одновременно задачам развития речи и обучения правописанию. Однако, в понимании термина “творческий диктант” до сих пор нет полного единства.

С.П.Редозубов, Н.С.Поздняков относили к творческому диктанту такой вид упражнений, при котором “учащиеся составляют и записывают предложения с данными словами”.

А.В.Текучев (Методика русского языка в средней школе. - М., 1980 г.) указывал, что “творческий диктант - собирательное название разнообразных упражнений творческого характера. Он проводится, как правило, и с целью обучения орфографии, и с целью развития речевых навыков учащихся.

Вот схема упражнений типа творческого диктанта: придумываются или записываются слова - примеры на определенную орфограмму. Одно или ряд таких слов записываются учителем на доске. Из записанных слов учащиеся составляют предложения. Варианты: только из этих слов; без изменения слов, записанных на доске; с изменением их”.

С точки зрения М.В.Ушакова, творческий диктант “предполагает такую запись диктуемого, при которой учащиеся вводят в текст определенные слова или словосочетания или заменяют одни формы слов другими”.

Т.А.Ладыженская, вслед за М.В.Ушаковым, относит к творческим диктантам “такой вид упражнений, при котором учащиеся вставляют в диктуемый учителем текст слова или словосочетания определенной грамматической категории или заменяют в диктуемом тексте определенные слова или словосочетания другими, близкими по значению грамматическими категориями”.

По мнению М.Р.Льва, под названием “творческий диктант” подразумеваются разные упражнения.

Я в своей практике использую два варианта.

Первый: в соответствии с изучаемой грамматико-орфографической темой подбираются и разбираются слова; с ними составляются предложения и связный текст на заданную тему; эти слова могут употребляться как в исходной, так и в заданной форме.

Второй: прочитывается текст, разбирается, выделяются обязательные для использования слова; затем текст записывается учащимися свободно, творчески, но указанные слова должны быть употреблены.

Творческий диктант имеет много общего с изложением по опорным словам, со свободным диктантом.

Я часто вношу изменения в творческие диктанты. Строю работу над творческим диктантом, исходя из идеи стилистического эксперимента А.М.Пешковского - Л.В.Щербы.

Стилистический эксперимент таит в себе богатейшие возможности для развития речи и совершенствования творческих работ учащихся. Творческий диктант, на мой взгляд, и помогает связать грамматику и развитие речи.

В творческом диктанте, как и в стилистическом эксперименте, мы перебираем различные варианты слов, выявляем отдельные оттенки их лексического значения; затем делаем подстановку этих слов в текст до тех пор. пока не придем к созданию наиболее удачного варианта текста.

Следовательно, возможности стилистического эксперимента применимы и в творческом диктанте, и их необходимо использовать при подготовке и проведении диктанта.

Можно определить творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи школьников, который предполагает частичное самостоятельное конструирование текста (на данной основе) с целью выяснения стилистических функций грамматических категорий.

Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся способствует слиянию обучения и воспитания в единый органический процесс, позволяет решать образовательные и воспитательные задачи в тесной взаимосвязи.

В творческом диктанте заложены большие лингвометодические возможности для развития речи школьников в процессе обучения русскому языку.

Данная система работы имеет положительные результаты за 4 года. Если в 2010 году в 5 классе учащиеся имели довольно средние показатели техники чтения (скорость низкая, невыразительность, несоблюдение интонационных норм, перестановки слогов, “глотание” окончаний, ненормативный перенос ударения и пр.), то благодаря применению технологии по развитию устной и письменной речи можно говорить об устойчивом росте показателей качества речи детей.

 

2010

2011

2012

2013

Высокий уровень

10%

20%

30%

40%

Средний уровень

10%

30%

40%

50%

Низкий уровень

80%

50%

30%

10%

Итак, результативность доказывает, что применение зрительных диктантов дает возможность поднять скорость чтения вслух у большинства учащихся в 8 классах до 200 слов в минуту, про себя - 300-350 слов.

Слуховые диктанты способствуют пополнению активного словарного запаса учеников, лучшему запоминанию текстов. Скороговорки способствуют выработке навыка антиципации, позволяют не допускать регрессии, исправляют дефекты речи.

Работа в парах, творческие диктанты, пересказ текстов привели к устойчивому развитию творческой памяти.




















ГУ «Банновская средняя школа» ООФР»















Развитие навыков осмысленного чтения обучающихся с ограниченными возможностями.


Выполнила: Жмайло Светлана Владимировна

учитель русского языка первой категории .
























2013

Просмотр содержимого презентации
«Презентация6»

Развитие навыков осмысленного чтения обучающихся с ограниченными возможностями.   Жмайло С.В.

Развитие навыков осмысленного чтения обучающихся с ограниченными возможностями.

Жмайло С.В.

увеличения объема слуховых и зрительных восприятий, а также угла зрения; выработки навыка антиципации; формирования устойчивости внимания; предупреждения регрессий при чтении; пополнения словарного запаса; развития артикуляционного аппарата
  • увеличения объема слуховых и зрительных восприятий, а также угла зрения;
  • выработки навыка антиципации;
  • формирования устойчивости внимания;
  • предупреждения регрессий при чтении;
  • пополнения словарного запаса;
  • развития артикуляционного аппарата
Примерный набор предложений для зрительных диктантов . №№ п/п  Предложения  1. 2. 3. 4. 5. 6. Число букв  Тает снег  Идет дождь  Небо хмурое  Коля заболел  Запели птицы  Поле опустело 8 9 10 11 12

Примерный набор предложений для зрительных диктантов .

№№ п/п

Предложения

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Число букв

Тает снег

Идет дождь

Небо хмурое

Коля заболел

Запели птицы

Поле опустело

8

9

10

11

12

Примерный набор предложений для слуховых диктантов . №№ п/п  Предложения  1. 2. 3. 4. 5. 6. Число букв  Дети поют  Я учу уроки Юре три года  Пришла весна Подули ветры  Петя удит рыбу 8 9 10 11 11 12

Примерный набор предложений для слуховых диктантов .

№№ п/п

Предложения

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Число букв

Дети поют

Я учу уроки

Юре три года

Пришла весна

Подули ветры

Петя удит рыбу

8

9

10

11

11

12

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3   Скороговорки    1. Водовоз вёз воду из водопровода

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 Скороговорки

1. Водовоз вёз воду из водопровода

  • 2. Говори, говори, да не заговаривайся.
  • 3. На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.
  • 4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.
  • 5. Наш дуда и туда и сюда.
  • 6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
  • 7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
Методика

Методика "Анаграммы"

1. На рыбалке Ребята пошли ловить рыбу. Саша нёс удочки. Коля и Алик взяли сеть. Саша поймал пять окуней. Коля поймал лещика. Алику попался маленький

  • 1.На келыбар Ратеяб  лоишп тиволь убры. аСаш ёсн дочуки. Кляо и Алки лизяв тьес. аСаш мойпал тьяп кенуой. Кляо мойлап щикале. Алкиу лаппося калиймень касарь.
2010 Высокий уровень 10% Средний уровень 2011 2012 10% 20% Низкий уровень 2013 30% 30% 80% 40% 40% 50% 50% 30% 10%

2010

Высокий

уровень

10%

Средний

уровень

2011

2012

10%

20%

Низкий

уровень

2013

30%

30%

80%

40%

40%

50%

50%

30%

10%


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Жмайло Светлана Владимировна

Дата: 16.11.2015

Номер свидетельства: 253939

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "План-конспект урока "Глагол to be в Past Simple/ (урок №2). Раздел 6. (Погода)". "
    ["seo_title"] => string(73) "plan-konspiekt-uroka-glaghol-to-be-v-past-simple-urok-2-razdiel-6-poghoda"
    ["file_id"] => string(6) "217499"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433364335"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства