kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья  - опыт работы учителя по формированию у учащихся начальной школы познавательных УУД через прием сравнительного анализа художественных произведений. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ»

Ульрих Ирина Вячеславовна

учитель начальных классов, МАОУ «СОШ № 40» г. Пермь

E-mailirinaulrikh@rambler.ru



СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Литература является одним из видов искусства наряду с живописью, скульптурой, музыкой. Задача преподавания литературного чтения – открывать и развивать внутренний мир ребенка через художественное восприятие внешнего мира.

Школьная программа литературного чтения В.Ю. Свиридовой по системе РО Л.В. Занкова решает две основные задачи: исследовательскую (учит работать с информацией) и эмоционально-эстетическую (учит сопереживать и чувствовать).

Процесс литературного развития ребенка представляет собой непрерывную цепь контактов между множеством произведений, каждое из которых, будучи самостоятельным, несет в себе и нечто, что сближает его с остальными.

Предметом сравнительно - исторического изучения могут быть отдельные литературные произведения, жанры, стили и направления, особенности творчества отдельных писателей. Изучаемые явления могут быть объединены по самым разным признакам. Основой для сравнительного анализа могут быть следующие аспекты:

  1. Время создания текстов.

  2. Изображенные в них события.

  3. Авторская позиция.

  4. Сюжетные и композиционные аналогии.

  5. Языковые средства.

Анализ художественных произведений почти всегда предполагает наличие сопоставления или сравнения, ведь это главный прием, который использует ребенок. Изучение же произведений разных писателей, посвященных одной теме невозможно без сравнительного анализа.

Существует ли классификация приема сравнения? Да. Впервые классификацию приема сравнения предложил К.Д. Ушинский. Он предложил типологию сравнений, обусловленную задачами дидактики. Его классификация выглядела следующим образом:

  1. прием сравнения, преследующий цель установить только сходство между сопоставляемыми объектами;

  2. прием сравнения, преследующий цель установить различия между сравниваемыми объектами (полное сравнение);

  3. прием сравнения, который направлен на выяснение сходства и различия (полное сравнение).


В 1970-е годы свою классификацию предлагает Н.А. Соболев, А.К. Киселев, более полная версия у С.А.Зинина. Типология помогает определить задачи применения приема сопоставления и выстроить учебное занятие в соответствии с ними.


Уже с первого класса дети узнают особенности сравнения, например, при анализе древних и авторских загадок. Чтобы отгадать древнюю загадку, надо знать, что она являлась частью обряда посвящения и относилась к испытанию словом. Так на уроках литературного чтения дети приобретают и исторические знания, что помогает отгадать древние загадки. Причем, если в первом классе дети выделяют среди особенностей - употребление устаревших слов и оборотов, то во втором классе – находят новые отличительные и общие черты. Приведем фрагмент урока литературного чтения во 2 классе по теме «Художественные приемы в народных и авторских поэтических текстах». В.Ю. Свиридова.

После целеполагания и подготовки к восприятию.

- Следствие в разгаре. Детективы, опознайте правильный вариант отгадки. Прочитайте первую загадку. Из вариантов отгадок надо выбрать единственный:

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня,

Езжу сразу на обоих…

Что за кони у меня?



Наш серебряный кинжал

Недолго дома пролежал.

Мы поднять его хотели,

А он к порогу убежал.



Наша толстая Федора

Наедается не скоро.

А зато, когда сыта,

От Федоры теплота.



Дети предлагают варианты отгадок и аргументируют свой ответ.

(Коньки – потому что это два серебряных коня, и мы ездим сразу на обоих.

Сосулька – потому что цвет, форма, острие похожи на кинжал, а дома она растаяла.

Печка – потому что она объемная, надо много дров, чтобы ее «накормить», зато она даст много тепла).

- Верно. Эти загадки написала для вас Елена Благинина (приводится краткая справка об авторе).

- Получается это загадки авторские. А чем они отличаются от народных? Чтобы ответить на этот вопрос, надо их сравнить, а для этого попробуйте опознать странных животных:

Черная корова

Весь мир поборола.

А белая подняла.



Бежит свинка

Дырявая спинка,

Остренький зубок,

Льняной хвосток.



Белая кошка

Лезет в окошко.



Дети отгадывают: день и ночь, нитка с иголкой, рассвет.

-Теперь сравните. Какой прием использован при загадывании? (Прием, похожий на сравнение.)

- Вспомните, какие слова часто используют в сравнительном обороте? (Как будто, словно, точно.)

- А в народных загадках есть такие слова? (Нет. Но ведь это сравнение!)

- Верно. Это скрытое сравнение. Особый художественный образ, когда один предмет не просто сравнивается с другим, а начинает его замещать. Это – метафора! Попробуйте в авторских загадках убрать метафору и вместо нее поставить отгадку.

Есть, ребята, у меня

Два конька.

А в загадке:

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

- Здесь метафора: коньки – серебряные кони.

- Попробуйте найти метафору в следующих авторских загадках. (Сосулька - серебряный кинжал. Печка – толстая Федора.)

- Работа в парах. Исследуйте: есть ли метафора в народных загадках? (Да, есть. День – белая корова, ночь – черная корова. Свинка, дырявая спинка – иголка, льняной хвостик – нитка. Белая кошка – рассвет.)

- Какой вывод можно сделать? (Метафора роднит авторские и народные загадки.)

Какие загадки легче отгадывать? (Авторские, потому что в них после метафоры есть подсказка с указанием назначения предмета. А в народных этого нет, поэтому очень сложно отгадать.)

- Что еще есть общего у авторских и у народных загадок? (В них отражено знание человека об окружающем его мире.)

Работа по сравнительному анализу загадок является частью работы по различению авторской и народной литературы. Далее исследовательские умения отрабатываются при сравнении народных и авторских сказок.

Если в первом классе дети определяли тип сказки по наличию автора, учились находить слова устаревшие и современные, то во втором классе набор отличительных признаков становится значительно больше. Во втором классе школьники называются авторами учебника детективами, исследователями, которые идут по дороге открытий. Это действительно так и хорошо прослеживается на примере урока «Сравнительный анализ русской народной сказки «Морозко» и сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Еще на уроке дети начинают заполнять таблицу, в которую вносят отличительные черты сказок. Каждое предложение доказывается и аргументируется. Далее эта работа продолжается в группах. После проверки представленных признаков самые ценные дописываются в таблицу. Дома предлагается по желанию дополнить таблицу. Получилось следующее:

русская народная сказка

«Морозко»

сказка В.Ф. Одоевского

«Мороз Иванович»

1.

У героинь нет имен

У героев имена и отчества: Ленивица, Рукодельница, Мороз Иванович

2.

Одно испытание

Три испытания

3.

Волшебный мир: лес

Волшебный мир: мир в колодце

4.

Используются старые слова

Речь художественная, много подробностей и деталей

5.

Мачехина дочка замерзает

Ленивица возвращается домой – гуманный конец сказки

6.

Небольшой объём произведения

Большая по объёму сказка

7.

_

Чувствуется отношение автора к героям



На следующем уроке наоборот рассматриваем общие черты сказок. Детям предлагается набор характеристик сказки на карточке, из которого они должны выбрать общее, доказав это. Учащиеся обсуждают работу в мини-группах. и приходят к следующему выводу:

  1. Наличие отрицательной и положительной героини.

  2. Наличие волшебника (Морозко и Мороз Иванович).

  3. Обездоленность главной героини.

  4. Волшебный помощник – животное.

  5. Заклинание.

  6. Волшебный мир.

  7. Волшебство.

  8. Испытания героини.

  9. Волшебные числа.

  10. Волшебный цвет (Золото, серебро, блеск льда).

  11. Добро побеждает зло.

Таким образом, дети пришли к выводу, что народные сказки появились в более поздний период. В основе авторской сказки лежит сюжет народной сказки.

При сравнении русской народной сказки «У страха глаза велики» с авторской сказкой Д.Н. Мамина-Сибиряка « Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза. Короткий хвост», работая в парах, дети находят следующие различия:

Различия

Русская народная сказка

Авторская сказка

Д.Н.Мамина – Сибиряка

Язык простой и четкий, есть устойчивы обороты.

Язык разнообразный, предложения распространенные.

Есть определения, художественные уточнения.

Заяц был трусливым, таким и остался.

(как положено в сказке, не нарушается традиция)

Заяц ведет себя не так, он не боится волка


Чувствуется отношение автора к героям



Учащиеся приходят к выводу о том, что главное отличие авторской сказки от народной – в художественных особенностях языка. Сначала ее рассказывали, потом записали, а потом уже и стали изменять. Народная сказка строится по определенным законам. Самые ранние сведения о русских сказках относятся к XII веку. В летописи и других древних литературных памятниках сохранились немногие сведения о сказках и сказочниках Древней Руси. Почему так произошло? И опять не обойтись без знаний исторического прошлого. Русские писатели и ученые более двухсот лет тому назад начали записывать, изучать и печатать сказки. Известен сборник «Русские народные сказки» А.Н. Афанасьева. Так в наши дни рядом с авторскими прекрасно живут народные сказки.

Сравнение сказок нацелено на пробуждение мысли. В результате, дети усваивают, что:

  • народные сказки родились очень давно, в них отражается то, как древний человек понимал окружающий мир;

  • у всех народов есть сказочные сюжеты, часто очень похожие;

  • сказочные варианты появляются потому, что сказки рассказывались разными людьми, сказка обрастала чертами нового времени;

  • народные сказки имеют общие законы: кумулятивные цепочки, повторы, зачины, концовки, постоянные эпитеты, наличие конфликта, эпизоды с переполохом;

  • писатели дают народным сказкам новую жизнь, т.к. обрабатывают сказочные сюжеты, пересказывают их художественно;

  • все известные детям писатели-сказочники использовали народные сказочные мотивы.

С первого класса мы успешно ведем работу по сравнительному анализу художественных произведений и научно-публицистических. Данный прием дает возможность развития детской мысли и заставляет ум трудиться. Что касается сравнения поэтических произведений, то здесь, в первую очередь, активизируются чувства читателя. Анализ похожих по тематике и проблематике стихотворений, например, В. Берестова «Прогулки с Чуковским», «Сиротская зима», «В эвакуации» способствует созданию условий для рождения эстетического переживания.

Таким образом, использование в педагогической практике сравнительного анализа решает задачу воспитания и уважения к целостности текста, с одной стороны, а с другой – дает ребенку возможность удивиться и открыть для себя разные стороны удивительного мира.

Список литературы:



  1. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/05/19/skhemy-analiza-proizvedeniy

  2. http://blikportal.com/publ/kritika/primernye_skhemy_analiza_literaturnykh_proizvedenij/2-1-0-73

  3. https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0ahUKEwiNx_DUsP7LAhUIXiwKHeAwA-EQFggbMAA&url=http%3A%2F%2Fit-n.ru%2Fattachment.aspx%3Fid%3D1

  4. Мацыяка Е.В. Сопоставительный анализ художественных произведений/– Самара: Издательский дом «Федоров», 2014, 31 с.

  5. Петрова Е.Н., Яковлева С.Г. ФГОС начального общего образования: опыт реализации/ - Самара: Издательский дом «Федоров», 2012, 336 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ульрих Ирина Вячеславовна

Дата: 08.09.2016

Номер свидетельства: 342823

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(291) "конспект  урока литературного чтения на тему "Мир чувств в стихотворении  М.Ю. Лермонтова «На севере диком…» и картинах И. Шишкина «Сосна», М. Сарьяна «Пальма». "
    ["seo_title"] => string(164) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-na-tiemu-mir-chuvstv-v-stikhotvorienii-m-iu-liermontova-na-sievierie-dikom-i-kartinakh-i-shishkina-sosna-m-sar-iana-pal-ma"
    ["file_id"] => string(6) "134980"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416840534"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства