Совместная деятельность учителя литературы и школьной библиотеки по формированию читательской культуры современного школьника
Совместная деятельность учителя литературы и школьной библиотеки по формированию читательской культуры современного школьника
В данном выступлении представлены продуктивные формы и приёмы деятельности учителя литературы и школьной библиотеки, которые развивают читательскую компетенцию современных школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Совместная деятельность учителя литературы и школьной библиотеки по формированию читательской культуры современного школьника»
Совместная деятельность учителя литературы и школьной библиотеки по формированию читательской культуры современного школьника
Много есть на свете хороших книг,
но эти книги хороши только для тех людей,
которые умеют их читать.
Дмитрий Иванович Писарев
1. Введение
В последнее время психологи и педагоги активно обсуждают вопросы, связанные с проблемами снижения читательской активности, с низким уровнем читательской культуры подрастающего поколения. Но ещё в 4 веке д.н.э. римский философ , поэт Луций Анней Сенека (младший) , наставляя своих учеников, говорил: « Польза не во многих, но в хороших книгах». Как видим, вопросы формирования читательской культуры у подрастающего поколения волновали философов и писателей на протяжении многих столетий.
С 90-х годов прошлого столетия России наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате социальных перемен, технических инноваций в жизни общества статус чтения, его роль в формировании личности сильно меняется. Компьютер, телевизор, новомодные гаджеты занимают практически всё свободное время детей, и желание читать сначала отходит на второй план, а потом и вовсе исчезает. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать даже программные произведения, уже не говоря о книгах «для души» и часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Я бы перефразировала вопрос : как сформировать у ребёнка культуру чтения?
Ни для кого не секрет, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. И уже в подростковом возрасте ребёнок чётко определяет то место в своей жизни, которое будет занимать общение с книгой.
По моим наблюдениям и по результатам ежегодного анкетирования по выявлению читательского интереса школьников, можно сделать следующие выводы: Слайд №2
у подростков снизился интерес к печатному слову,
стал падать престиж чтения в среде сверстников;
сократилась доля чтения в пространстве свободного времени учащихся;
доминировать стало чтение программных произведений;
Приведѐнные выше данные говорят о том, что проблема с детским чтением действительно актуальна в наше время. Данная проблема проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, а в том, что и как они читают. Результаты анкетирования подтверждают, что уровень читательской культуры современного школьника действительно снизился.
Перед учителем встаёт вопрос: как же сегодня формировать у ребёнка культуру чтения?
Прежде всего, необходимо определить, что такое читательская культура.
Слайд №4
Читательская культура - это многоаспектное понятие,
в него входят следующие составляющие :
высокая техника чтения, позволяющая осваивать любой текст в оптимальные сроки;
глубокое, точное, отчѐтливое понимание содержания текста, которое сопровождается эмоциональным переживанием, критическим анализом и творческой интерпретацией прочитанного;
поиск, анализ и выбор текста (книги, электронного документа, базы данных, поисковых систем в Интернете) для чтения в соответствии с интересами и возможностями читателя;
выбор оптимальных способов сохранения прочитанного (высказывание, суждение, доклад, план, тезисы, конспект, сочинение, модель, аннотация и др.);
развитая потребность в чтении, способность самостоятельно осуществлять читательский выбор
И если задача любого учителя-предметника на уроке - работа по формированию навыков работы с текстом (поиск, анализ и выбор текста для чтения в соответствии с интересами и возможностями читателя;
выбор способов и языковых средств сохранения прочитанного), то задачи работы учителя литературы гораздо шире. Вся его урочная и внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:
воспитание любви к чтению и изучению литературы;
формирование потребности читать настоящую литературу;
воспитание литературного вкуса;
развитие творческих способностей детей;
формирование духовно-нравственных ценностей, собственных убеждений, способности их утверждать и отстаивать;
создание единого читательского пространства во взаимодействии школы, библиотеки и семьи.
2. Направления совместной работы школьной библиотеки и учителя литературы формирования читательской компетенции
В нашей школе в течение 10 лет работу по формированию культуры чтения совместно ведут учителя-словесники и заведующая школьной библиотекой Е.М. Песина.
Уже с 1 класса для учащихся нашей школы Е.М. Песина организует экскурсии в школьную библиотеку, во время которых учащиеся знакомятся с тем , что такое библиотека, как стать её читателем, какие есть в библиотеке книги. В библиотеке ребята знакомятся с наиболее интересными из них, обращают внимание на иллюстрации, читают небольшие отрывки из произведений, участвуют в литературных играх и викторинах. Такие экскурсии дают детям первое представление о библиотеке, способствуют привлечению их в число читателей.
В 5 классе продолжается работа по расширению читательского кругозора и читательской компетентности. К работе школьной библиотеки подключаются преподаватели литературы.
Свою совместную работу Е.М. Песина и Е.В.Сазонова строят по следующим направлениям:
Слайд №5
мониторинг (входной и итоговый, т.е проводится работа по выявлению «лидеров чтения», активных читателей в каждой возрастной группе: 5-6классы, 7-8 классы, 9 классы);
работа с «лидерами» и другими активными учащимися (создание под руководством учителя литературы классных инициативных групп «Юный библиотекарь»;
работа с классом (параллельная и вертикальная работа);
организация и проведение совместных школьных КТД;
сотрудничество с центральной городской библиотекой и филиалом №7)
работа с родителями ( библиотечное просвещение, проведение совместных мероприятий)
3. Формы работы по формированию читательской компетенции
Слайд №6
В своей работе по формированию читательской культуры используем следующие формы :
читательские конференции;
проектная и творческая деятельность ( «Книга против Интернета», « Чтение - это модно», конкурсы рукописной книги, сочинений о любимой книге; конкурсы аннотаций и иллюстраций к книгам, конкурсы информационных бюллетеней)
проведение литературных игр, викторин;
литературные праздники ( «В гостях у домовёнка Кузи», «Я приглашаю вас на бал», «Мамам от всего сердца», « Шедевры мировой классики»);
литературные гостиные (по классической, современной и краеведческой литературе);
организация различных видов дискуссий: круглый стол, дебаты, ток-шоу;
проект "Открытый кинозал;
создание поэтических электронных сборников (на региональном материале)
акции ( « Моя любимая книга», «Книга ищет дом», «Международный день дарения книги»);
выпуск буклетов, закладок с целью формирования читательской культуры школьников;
обучение работе с полезными ресурсами, ссылки на которые размещёны на библиотечной страничке школьного сайта;
использование современных информационно-коммуникативных технологий, Интернет-ресурсов.
В работе с учащимися 5-6 классов активно используем разнообразные методы и приёмы игровой технологии, учитель и школьная библиотека организуют педагогические игры, разнообразные по форме и содержанию:
сюжетно-ролевые;
деловые;
игры - тренинги;
театрализованные
викторины
заочные путешествия.
Вышеперечисленные игры составляются на основе не только программных произведений, но на тех, которые рекомендованы для внеклассного чтения. В подготовке и проведении литературных игр и диспутов участвуют учитель, заведующая библиотекой, учащиеся: совместно определяется тема, составляется перечень необходимых для игры произведений, пишется сценарий, ребята и родители работают над оформлением и декорациями мероприятия. По итогам работы проводится обмен впечатлениями, в ходе которых зачастую бывает обозначена новая тема проекта, которая интересна учащимся.
4. Творческая деятельность учащихся как одно из направлений формирования читательской культуры
Литература – самый эмоциональный школьный предмет и, по признаниям ребят-пятиклассников, один из самых сложных. Сколько надо прочитать, осмыслить , запомнить! А тут ещё предлагают книги для «самостоятельного чтения». Зачем? Они же и так читают в школе… Произведения, которые необходимо прочитать оцениваются ребятами сначала по объёму. Много страниц - трудно! Описание природы, несколько сюжетных линий - скучно! Историзмы, архаизмы, авторские неологизмы в произведениях - непонятно! То ли дело детские журналы: «Смешарики», «Каламбур», «Мир животных», «Мои лошадки». Много «картинок», ребусы, загадки - красочно и ни о чём не надо думать. Вот оно : «настоящее чтение» с увлечением! Так как же ребенку открыть мир настоящей литературы – мир фантазии, мир живой души? Мир, который наполнен звуками, красками, переживаниями, страстями и радостями. Как сформировать у ребят культуру чтения? Как вдумчивое чтение сделать необходимой жизненной потребностью? С этими вопросами я сталкиваюсь всякий раз, когда знакомлюсь со своими учениками. По моему глубокому убеждению, читательская культура зарождается в процессе активного овладения многообразными средствами литературного слова (художественного и публицистического). Активность в работе с текстом проявляется только тогда, когда начинает работать принцип «3 СО»: СОпереживание - СОучастие - СОтворчество. Поэтому свою работу с пятиклассниками я начинаю не с проверки техники чтения, а с выявления уровня информационного и эмоционального восприятия художественного текста. По моим наблюдениям, учащиеся 5-6 классов лучше понимают содержание текста, если полученная информация вызывает определённые эмоции, находит отклик в душе, вызывает потребность поделиться своими впечатлениями о прочитанном. В этом случае у ребёнка возникает потребность в творческой деятельности. Не ошибусь, если скажу, что создание собственных текстов ( с опорой на уже изученные) является самой продуктивной познавательной творческой формой , которая помогает активизировать потребность в чтении у современного школьника.
Поэтому большое внимание я уделяю работе над созданием авторских текстов.
Свою работу начинаю с выявления творческих способностей ребят. «…слово, случайно запавшее в голову, распространяет волны вширь и вглубь, вызывает бесконечный ряд цепных реакций, извлекая при своем «западании» звуки и образы, ассоциации и воспоминания, представления и мечты. Процесс этот тесно сопряжен с опытом и памятью, с воображением разум не остается пассивным, он все время вмешивается, контролирует, принимает или отвергает, созидает или разрушает», - так писал Дж. Родари в своей книге «Грамматика фантазии». Действительно, чтобы научиться читать, надо научиться видеть не только слова, но то, что скрывается за ними. Надо научиться фантазировать. Ведь фантазия помогает ребёнку быть полноправным участником творческого содружества - автор-читатель.
4.1.«Ассоциация» Слайд №7
Итак, мы с ребятами идём «В гости к Дж. Родари» - именно так называется выставка книг, подготовленная школьной библиотекой. Данная встреча проводится в форме круглого стола: ребята (они уже познакомились с некоторыми сказками) слушают презентацию библиотекаря, делятся своими впечатлениями от услышанного и прочитанного. Наша встреча заканчивается необычной для ребят работой - «Слово-ассоциация» . Эта работа- первый шаг на пути к СВОЕЙ СКАЗКЕ. Учащимся предлагается подобрать слово-ассоциацию к каждой букве слова «сказка». Работа сначала кажется невыполнимой, но потом ребят не остановить:
С - сокровище С - строение
К - красота К - колобок
А - Алёнка А - абракадабра
З - замок З - загадка
К - крепость К - ключик
А - антилопа А - ангел
И, что удивительно, у каждого ребёнка возникают свои ассоциации, свои образы - это ли не чудо. Значит, есть тот фундамент, на котором будет строиться дальнейшая работа по формированию читательской культуры.
Такая работа нравится ребятам, и дальше они уже сами предлагают своим одноклассникам слова для работы (интересные слова из художественной литературы : Робинзон, абориген, барон). Работу координируют учитель и библиотекарь: советуют, какие произведения прочитать, по какому принципу отобрать слова для работы. Обязательно необходимо продумать, как будут подводиться итоги деятельности ребят. Замечу, что такая работа повышает читательскую активность моих ребят, расширяет их читательский кругозор. Главное - не пускать на самотёк подбор книг. Работа со списком литературы должна быть продумана и учителем, и библиотекарем. Я советую ребятам продолжить знакомство со сказками Дж. Родари, т.к. произведения итальянского писателя сегодня мало знакомы пятиклассникам, кроме «Чиполлино», конечно.
4.2. «Бином фантазии» Слайд№8
Работа со словом продолжает «бином фантазии», тоже придуманным Дж. Родари. Суть его в том, что берутся два , на первый взгляд, несовместимых понятия, скажем, "трамвай" и "усы", и придумывается история. (Например: у трамвая были усы, которыми он однажды зацепился за столб; или он подметал ими улицы во время движения; или, наоборот, очень заботился о них и вместо того, чтобы возить людей, ездил по парикмахерским.)Два ученика ) независимо друг от другапишут на листе свои слова, затем смотрим, какие слова предложены, и уже с ними составляем свой рассказ. Часто бывает, что ребёнку предварительно необходимо познакомиться с лексическим значением слова, увидеть изображение предложенного для работы предмета. И здесь ему помогает библиотека: Е.М. Песина поможет в работе со словарём, энциклопедиями, Интернет-ресурсами, предложит дополнительную литературу (художественную или научно-популярную).
Глубоко-глубоко в синем море жила-была Треска. Плавала она себе, плавала, чешуйками блестела и везде свою голову совала.
Больно уж любопытная была… Всем рыбам надоела своим любопытством. Камбала от любопытной Трески на глубине спряталась, Мурена из затонувшего корабля за Треской наблюдала, а к себе в гости не звала.
Скучно стало Треске одной, и она лениво поплыла прогуляться. А тут… «Что это»?- подумала Треска, увидев глиняную вазу, покрытую илом. «Надо посмотреть»,- решила любопытная рыба и подплыла к вазе. Сначала покрутилась, покрутилась вокруг вазы, а потом сунула голову свою в узкое горлышко и … застряла. Спасибо Мурене, вызволила горе-рыбу из плена.
С тех пор Треска так не любопытничает. Испугалась очень.
(Сазонов Е., 5 а класс)
4.3.«Мои эмоции - хайку»
В своей работе часто сталкиваюсь с тем, что ребёнку сложно выразить эмоции словами: у холериков - «ах» и «ой», у флегматиков - «ну…». Хайку-«маленькие стихи»- учат ребят выражать своё эмоциональное состояние по отношению к какому-либо предмету, ведь при анализе литературного произведения очень важно суметь найти слова для описания своего душевного состояния после прочитанного. И тут на помощь приходит школьная библиотека. Для ребят подготовлены книжные выставки и презентации: «Родная природа в русской поэзии 19в.», «Тепло родной земли», «Когда тебе 12», «Со мною что-то происходит…». Каждая выставка - это интересный рассказ о писателях и их творчестве, красочная презентация. Ребята не только слушают рассказ Е.М.Песиной , но и сами читают стихи, либо отрывки из понравившихся произведений, учатся работать с электронной библиотекой. Слайд №9
Заключительный этап такой работы - хайку, Слайд №10
которые помогают ребятам выразить свои эмоции от увиденного и услышанного.
Алгоритм написания хайку:
Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то
Строчка 2: Какого?
Строчка 3: Как?
Примеры хайку
Афанасий Фет
«Весенний дождь»:
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
Дождь
Я видела дождь,
Робко моросящий,
Грустно… ( Антонова В., 6 кл.)
*************************
Я видел дождь,
Он шёл за окном,
Скучно… (Локтев Н., 6 кл.)
Иван Мятлев (1834)
РОЗЫ
Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
Как я берег, как я лелеял младость
Моих цветов заветных, дорогих;
Казалось мне, в них расцветала радость,
Казалось мне, любовь дышала в них.
Роза
Я вижу розу,
Покрытую капельками росы,
Волшебно
(Баданина Е., 6 кл.)
*********************
Я вижу розу,
Колючие шипы острые,
Боюсь…
( Крамаров М., 6 кл.)
4.4.«Создаём словари» Слайд №11
Мы часто говорим, что чтение расширяет словарный запас ребёнка, бесспорно, но только в том случае, когда незнакомые слова, встреченные в произведении, заставляют ребёнка обратиться за разъяснениями к словарю. Зачастую нерадивые читатели просто пропускают непонятные «облучки» и «кибитки», машинально заучивая непонятные тексты наизусть. Все мы прекрасно помним историю с «переводом на русский» четверостишия А.С. Пушкина. Чтобы избежать подобных интерпретаций, мы с ребятами создаём электронные словари, которые представляем в нашей библиотеке. Данная работа действительно расширяет словарный запас, воспитывает внимание к слову. Так моих учеников увлекла работа со словарями. Ребята, получив задание по определённой теме, начинают «охоту» за непонятными словами, в библиотеке ищут не только толкование лексического значения слова, но и подбирают к нему иллюстрацию, а в качестве примера берут предложение из прочитанного текста. Как только наша словарная «копилка» наполняется, оформляем свою работу в электронном виде. Так появились в нашей копилке электронные презентации-словари:
- «Неправильные» фразеологизмы;
- « Трудности русской грамматики»;
- «Транспорт прошлого»;
- « Одежда Древней Руси»;
- «Такие разные жесты»;
- « Толковый словарь саамского языка»
- « Поморский говор в художественной литературе».
Такая работа учит лингвистической зоркости, внимательному отношению к художественному слову. И уже не вызывают вопросов слова «бразды» и «облучок».
4.5. «Сочиняем сказку сами» Слайд №12
В. Сухомлинский писал: «Сказка, фантазия, игра - животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений…».
Создание авторских сказок по мотивам русских, поморских и саамских народных сказок дает ребенку возможность почувствовать себя волшебником, который создает свой неповторимый яркий сказочный мир. Работа над созданием сказочных текстов оставляет у школьников ощущение сотворчества и способствует переносу полученных знаний и навыков в творческую деятельность. А также
пробуждает у ребенка силу воображения, богатство фантазии и яркость ассоциирования ;
развивает наблюдательность и чувство художественного слова;
позволяет проникнуться национальным духом народа- сказителя.
выводит учеников из пассивной позиции наблюдателей; решает кроме учебно-воспитательных и развивающих задач проблемы релаксации, улучшает психологический микроклимат в классе,
учит детей сотрудничеству, самостоятельности,
пробуждает интерес к слову, формирует потребность в чтении, воспитывает литературный вкус.
Работа над собственными художественными произведениями ведётся параллельно с библиотекой поэтапно:
1. Знакомство с художественными текстами, не входящими в программное изучение. (Е.М. Песина подбирает литературу и музыкальное сопровождение , готовит информационную презентацию окнигах, представленных на выставке)
2. Проведение викторин и литературных игр по прочитанным произведениям. ( Е.В.Сазонова совместно с учащимися работает над сценариями, декорациями, инсценировками понравившихся произведений)
3. Исследовательская работа (групповая и индивидуальная) координаторами которой выступают учитель и библиотекарь. ( Данная работа позволяет выявить характерные сюжетные, композиционные и языковые особенности прочитанных произведений , народных и авторских);
4. Работа над электронными словарями («Язык народного фольклора» «Саамский словарь», «Вязь поморского языка», «Транспорт прошлого», «Такие разные жесты»)
5. Создание собственных текстов ( в процессе данной работы учащиеся обращаются к словарям и справочникам, находящимся в школьной библиотеке, Интернет-ресурсам);
6. Работа над буклетами и информационными бюллетенями (в них содержится информация о предстоящей презентации работ);
7. Конкурс - презентация творческих работ;
8. Создание электронных иллюстрированных сборников
Слайд №13
( в них входят творческие работы-победители. (Данные сборники доступны для чтения в школьной библиотеке).
9. Отбор работ для участия в литературных конкурсах разного уровня (Многие творческие работы становились победителями и призёрами Международных и Всероссийских литературных конкурсов).
Участники творческого процесса получают не только удовольствие, но и приобретают новые коммуникативные навыки, у них рождается потребность в знакомстве с новыми литературными направлениями и жанрами, с новыми интересными книгами. Ведь, работая над собственным произведением, ребята погружаются в текст, проводят лингвостилистический, литературоведческий анализ, интерпретируют и трансформируют прочитанный материал. Считаю, что данный вид творческой работы способствует повышению читательского интереса и, как следствие, помогает формированию культуры чтения у школьников 5-6 классов.
Слайд №14
благодарность Е.М. Песиной за плодотворное сотрудничество. Слова, которыми хочется закончить своё выступление:
Сначала нужно найти хорошего библиотекаря и только потом открывать библиотеку.
Ш. Ранганатан , индийский ученый (1892-1972)
Список литературы
1. О синквейне, даймонде, диаманте, хайку и штрихах...http://www.wiki.vladimir.i
2. Джанни Родари
Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй http://bookz.ru/authors/djanni-rodari/fantasia/1-fantasia.html
3. Матвеева Е.И. , ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОГО ИНСТИТУТА ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯhttp://yandex.ru/clck/