kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социальный проект "Речевой портрет родниковцев"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Объектом  исследования:  послужила устная и письменная речь учащихся нашей школы и материалы анкетирования. Цель работы: описать и проанализировать коллективный речевой портрет родниковца на уровне знания лексики и фразеологии современного русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социальный проект "Речевой портрет родниковцев"»

«Речевой портрет родниковцев»


Одним из самых важных периодов в развитии языковой личности является отрочество и юношество. В эти годы, с одной стороны, лексикон человека продолжает быстро пополняться, а с другой, человека можно назвать полноценной языковой личностью, так как он уже выработал свой неповторимый стиль общения, где в полной мере выражена его индивидуальность.

В ходе работы над нашим проектом нами было проведено исследование среди учащихся школы «Родник» с целью выявить уровень нашей лексической грамотности и определить основные речевые константы, которыми чаще всего пользуются родниковцы. Актуальность выбранной темы мы видим в том, что объектом исследования стало наше языковое сознание, а именно мы в ближайшие десятилетия будет определять языковую, духовную и материальную жизнь общества. А уровень всех сфер общественной жизни человека, в свою очередь, зависит от уровня знания языка и личностных ценностей.

Итак, объектом нашего исследования: послужила устная и письменная речь учащихся нашей школы и материалы анкетирования.

Цель работы: описать и проанализировать коллективный речевой портрет родниковца на уровне знания лексики и фразеологии современного русского языка.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. проанализировать лексикон современных подростков, с 7 по 11 класс, и выявить его специфику;

исследовать языковое сознание подростков на основании выявления ключевых слов, употребляемых современными носителями языка. Гипотеза:

1.Процессы, происходящие в лексике современного русского языка, отражаются в речи учащихся ЧОУСОШ «Родник» .

2.Школьники используют в своей речи лексику различных сфер употребления.

3.Значительную часть словарного запаса учеников составляет школьный сленг.

4.В официальном общении в школе учащиеся стараются придерживаться норм литературного языка.

5.Использование определенного запаса лексических и фразеологических единиц и употребление жаргона современными подростками связано с их ценностными и смысложизненными ориентациями, а также уровнем их общекультурного развития.


Методы исследования:

− описательный, позволяющий на основе анализа языкового материала делать теоретические выводы;

− функциональный метод, с помощью которого можно изучить реализацию отдельных слов и выражений в речи современных носителей языка;

− метод теоретической интерпретации языковых данных и выявления тенденций и закономерностей;

− метод анкетирования.





Материалом для исследования послужила аудиосвязь, голосовая связь, записи неподготовленной устной речи школьников, полученные в результате интервьюирования, записи спонтанной устной речи школьников во внеурочное время.

Гипотеза:

1.Процессы, происходящие в лексике современного русского языка, отражаются в речи учащихся ЧОУСОШ «Родник» .

2.Школьники используют в своей речи лексику различных сфер употребления.

3.Значительную часть словарного запаса учеников составляет школьный сленг.

4.В официальном общении в школе учащиеся стараются придерживаться норм литературного языка.

5.Использование определенного запаса лексических и фразеологических единиц и употребление жаргона современными подростками связано с их ценностными и смысложизненными ориентациями, а также уровнем их общекультурного развития.


Полученные данные: В результате исследования можно заключить, что степень знания лексического и фразеологического уровней языка нашими учениками не столь высока, как представляется необходимым. Около 60 % родниковцев затрудняются в толковании фразеологизмов и подборе синонимов к устаревшим словам. Однако 40 % учеников адекватно оценивают речевые ситуации и стилистическую окраску слов. Приоритетными ценностями в сознании являются семья, здоровье и любовь.

Вывод: Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что современные носители языка, то есть, мы, ориентируясь в различных функциональных речевых ситуациях и в уместном употреблении языковых единиц, не вполне владеем знанием литературных норм нашего родного языка. Это способствует нарушению коммуникативных контактов между нами и другими поколениями ,говорящими на русском языке. Выдвинутая гипотеза оказалась верной. В речи учащихся используется лексика, различная по сфере употребления: литературная, просторечная, жаргонная, табуированная. Речь, близкая к литературной, в основном используется учащимися в официальной обстановке: на уроке, в общении с учителями и другими взрослыми. Словарный запас школьников ограничен, фразеологизмы не входят в активный словарь. Процессы, происходящие в лексике., также отразились в речи школьников: использование языка компьютера, иностранных слов, сниженной лексики. Значительную роль в лексическом портрете учеников играет школьный сленг, что объясняется желанием отделить себя от мира взрослых, дать знак «я свой».Все опрошенные отметили, что считают жаргонизацию речи неотъемлемой частью общения среди сверстников. Такие слова помогают им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе, обмениваться информацией и узнавать новое. Использование слов-паразитов говорит о бедности словарного запаса, эти слова употребляются тогда, когда учащиеся волнуются или затрудняются подобрать нужное слово. Это приводит к упрощению языка. В речи родниковцев прослеживается отчуждение от общепринятого языка, выделяющееся поведение и творческая самореализация.

  1. Язык – явление, постоянно меняющееся и развивающееся 
    В настоящее время развивается всеобщая тенденция к огрублению речи. Внелитературная и даже табуированная лексика проникает в наш язык ,активно развивается процесс заимствования иноязычных слов. К сожалению, эта тенденция находит свое отражение и в коллективном речевом портрете родниковцев.



АНКЕТЫ . 
Проанализировав анкеты учащихся, мы выяснили что для нашей лексики свойственны единицы всех форм речи: литературной, просторечной, жаргонной. Также школьниками используются термины, заимствованные слова, слова-паразиты. По данным анкетного опроса учащихся общеупотребительной лексикой пользуются 100 %специальные слова употребляют60,52 %Сленг 88,94 %Табуированную лексику используют 30,31% 
Общеупотребительной лексикой, речью, приближенной к литературной, школьники пользуются при устных ответах на уроках, в письменных работах, разговорах с учителями и другими взрослыми, а из учеников, отметивших использование слов-терминов, 76 % приводят примеры, но некоторые путают специальное слово с общеупотребительным или жаргонизмом. Важной характеристикой лексического портрета учёные считают знание и использование в речи фразеологических выражений. Для исследования этой части лексического портрета учащимся были предложены фразеологизмы, взятые из учебника русского языка. Учащиеся должны были объяснить фразеологизмы на собственном лексическом уровне. Фразеологизмы не входят в активный словарный запас школьников, что говорит о небольшом речевом опыте учащихся, Метафорический смысл фразеологизмов большинству опрошенных непонятен. 



МЕТОД НАБЛЮДЕНИЙ И АНАЛИЗ АУДИОЗАПИСЕЙ


Вывод: В официальной обстановке учащиеся пытаются контролировать свою речь, стараясь держаться в рамках литературной нормы, хотя подчас им это удается с большим трудом. Метод наблюдения позволил сделать вывод о том, что учащиеся употребляют сленг, чтобы вписаться в молодёжный круг общения. Абсолютное большинство ребят считает, что у сленга есть будущее. Многие уверены, что сленг изменится, но сохранится как язык молодёжи.


Нами составлен «СБОРНИК….» Хочется, чтобы он был принят к сведению в каждом классе нашей школы. Среди источников пополнения лексикона выделены следующие: общение со взрослыми в школе, фильмы и телепередачи, общение со сверстниками в школе, общение в семье ,книги

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Языковой портрет родниковца не вполне респектабелен. Нужна постоянная защита слова от порчи и искажения, необходимо объявить войну коверканью русского языка, ту войну, о которой говорят лингвисты. На основании данного исследования мы можем составить рекомендации по совершенствованию нашего речевого портрета

Главные из них:1 самоконтроль разговора каждым учеником, необходимость грамотно и последовательно строить свою речь, при этом избегая излишнего использования сленга и заимствованных слов, способствующих засорению русского языка.

2 Необходимо руководствоваться следующим принципом: « Я взрослею, поэтому хочется научиться выражать свои мысли ярко, образно, убедительно, доступно, научиться располагать к себе собеседника, аудиторию, грамотно вести деловую переписку, составлять тексты документов. Понимаю, что для этого необходимо много учиться и стать коммуникативной личностью».





СЛОВАРЬ ШКОЛЬНОГО ЖАРГОНА


БАБКИ - деньги, купюры.

БАЗАР - разговор. Кончай базар - перестань разговаривать, замолчи.

БАШНЯ – голова. 

БРАТАН, БРАТИША, БРАТОК - любой человек; употребляется и как обращение.
БЫКОВАТЬ - нападать, быть агрессивным по отношению к кому либо.

ВРУБАТЬСЯ - понимать, догадываться, вникать.

ВСЁ НОРМ – всё нормально.

ГАСИТЬ - бить, избивать.

ЗАВАЛИТЬСЯ, ЗАСЫПАТЬСЯ - не сдать экзамен, зачет.

ЗАЖИГАТЬ - 1. Заводить, разогревать публику. 2. Распутничать, развратничать.
ЗАПАДАТЬ - 1. Влюбляться. 2. Сильно увлекаться, быть одержимым чем-либо.
ЗАПАДЛО, ЗАПАДЛЯК, ЗАПАДЛЯНКА - 1. Подлость, дурной поступок. 2. Лень, не хочется.

ЗАПАЛИЛИ, ЗАСЕКЛИ – поймали.

ЗАПЛЮЩИТЬ - побить, избить.

КАПУСТА – доллары.

КЛАВА - компьютерная клавиатура.

КЛЁВЫЙ - интересный, веселый.

КОЛБАСИТЬСЯ – отдыхать.

КОСАРЬ - тысяча рублей.

КОТЕЛОК – голова.

КОЧАН – голова.

КУСОК - тысяча рублей..

МАХАТЬСЯ – драться.

НАЕЗЖАТЬ - идти на конфликт, искать ссоры.

НЕФОНТАН - нехорошо, некрасиво.

ОБЛОМ - неудача, невезение.

ОБЛОМАТЬСЯ - потерпеть неудачу.

ОТПАД – используется для выражения крайнего эмоционального состояния.
ПАРИТЬСЯ – думать.

ПРЕДКИ – родители.

ПРОШВЫРНУТЬСЯ - пройтись, прогуляться.

ПРИКИД – модная, современная одежда.

ПРИКОЛ - что-либо интересное, смешное, остроумное; шутка, анекдот, свежая новость.

РАЗБОРКА - выяснение отношений, спор.

РОДОКИ – родители.

СКАТАТЬ – списать.

СКИНУТЬ, ПЕРЕКИНУТЬ – скопировать на USB- носитель.

СЛИЗЫВАТЬ, СКАТЫВАТЬ - списывать, заниматься плагиатом.
СМОРОЗИТЬ - сказать что-либо глупое, смешное.

СПС – спасибо.

СТОПУДОВО - точно, гарантированно.

СТРЕЛКА - встреча. Забить стрелку - договориться о встрече; пробить стрелку - не прийти на встречу.

ХАВЧИК – еда.



В таблице приведены результаты проведенного опроса, где четко прослеживается, какой процент родниковцев может подобрать синонимы из активного запаса языка к устаревшим словам (и каким именно):

Устаревшее слово

Кол-во учеников, подобравших верный синоним (%)

Глаголет

10

Сонм

2

Лепта

13

Лицедей

8

Понеже

1

Еще одно часто встречающееся явление в речи современных подростков - плеоназм.

Словосочетание, содержащее ошибку

Кол-во учеников, заметивших ошибку (%)

Мемориальный памятник

5

Единственная ахиллесова пята

90

Ностальгия по родине

10

Май месяц

9


Анкета.

Ваш возраст:___

1. Объясните значение устаревших слов и подберите к ним синонимы из активного запаса современного русского языка:

а) глаголет -

б) сонм -

в) лепта -

г) лицедей -

д) понеже -

2. Какие словосочетания кажутся Вам ошибочными?

а) мемориальный памятник в) опытный работник

д) ностальгия по родине

б) веселый случай г) единственная ахиллесова пята

е) май месяц

3. В какой из речевых ситуаций Вы употребили бы каждый из следующих синонимов:

лицо – лик – физиономия, глаза – очи – гляделки?

а) при написании стихотворения или другого художественного произведения;

б) в обычном разговоре с друзьями, учителями, родителями;

в) в ситуации общения с приятелями при необходимости особенно эмоционально описать что-либо.

Подпишите буквы над словами.

4. С какой целью Вы чаще всего употребляете жаргонные выражения в своей речи?

а) чтобы называть предметы, признаки и действия окружающей действительности

б) чтобы использовать конспиративную функцию (чтобы «непосвященные» не поняли, о чем говорите Вы)

в) чтобы «быть своим» в кругу приятелей

г) чтобы сделать речь более яркой и выразительной

5. Дайте толкование фразеологизмам:

а) дары данайцев -

б) между Сциллой и Харибдой -

в) муки Тантала -

г) вавилонское столпотворение -

д) притча во языцех -

е) египетские казни -

6. Восстановите фразеологизмы:

а) мозолить … г) перейти …

б) крокодиловы … д) … ложе

в) отдать Богу … е) яблоко…

7. Какую фразу Вы, вероятнее всего, будете использовать при ответе на вопрос «Как дела?», если у Вас в жизни нет значительных проблем?

а) Всё хорошо/нормально. в) Всё огонь. д) Жив, цел, орел.

б) Всё чётко. г) Нормуль/норм. е) Ок.

8. Какую фразу Вы, вероятнее всего, будете использовать при ответе на вопрос «Как дела?», если у Вас в жизни есть какие-то сложности или проблемы?

а) Всё плохо. в) Все печально/печалька. д) Пока жив(а).

б) Дела фигня. г) Ни о чём.

9. Напишите Ваши «любимые словечки» или фразы, которые часто «проскакивают» в Вашей речи.

__________________________________________________________________________________________________________________

10. Назовите четыре ассоциации на слово счастье. _______________________________________________________________________________________________________________________

Назовите любое распространенное выражение (пословицу, строчку из песни и т.д.), которое приходит в голову при восприятии слова «счастье».

__________________________________________________________________________________________________________________

11. Оцените важность, приоритетность для Вас данных понятий. Расставьте в порядке убывания по степени приоритетности.

___ Семья

___ Здоровье



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Социальный проект "Речевой портрет родниковцев"

Автор: Уколова Евгения Александровна

Дата: 11.05.2017

Номер свидетельства: 414443

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Презентация к проекту "Речевой портрет родниковцев""
    ["seo_title"] => string(60) "priezientatsiia_k_proiektu_riechievoi_portriet_rodnikovtsiev"
    ["file_id"] => string(6) "414444"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1494495942"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства