Просмотр содержимого документа
«Презентация к проекту "Речевой портрет родниковцев"»
Тема проекта :
« РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ РОДНИКОВЦА»
Над проектом работали : Толочко Светлана, Червина Маргарита
Объект исследования:
устная и письменная речь учащихся школы «Родник» и материалы анкетирования.
Цель работы:
описать и проанализировать коллективный речевой портрет родниковца на уровне знания лексики и фразеологии современного русского языка.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
проанализировать лексикон аборигенов школы «Родник»и выявить его специфику;
исследовать языковое сознание подростков на основании выявления ключевых слов, употребляемых современными носителями языка.
МЕТОДЫ
Методы исследования:
− описательный, позволяющий на основе анализа языкового материала делать теоретические выводы;
− функциональный метод, с помощью которого можно изучить реализацию отдельных слов и выражений в речи современных носителей языка;
− метод теоретической интерпретации языковых данных и выявления тенденций и закономерностей;
− метод анкетирования.
Материалом для исследования послужила аудиосвязь, голосовая связь, записи неподготовленной устной речи школьников, полученные в результате интервьюирования, записи спонтанной устной речи школьников во внеурочное время.
Гипотеза:
1.Процессы, происходящие в лексике современного русского языка, отражаются в речи учащихся ЧОУСОШ «Родник» .
2.Родниковцы используют в своей речи лексику различных сфер употребления.
3.Значительную часть словарного запаса наших учеников составляет школьный сленг.
4.В официальном общении в школе учащиеся стараются придерживаться норм литературного языка.
5.Использование определенного запаса лексических и фразеологических единиц и употребление жаргона родниковцами связано с их ценностными и смысложизненными ориентациями, а также уровнем их общекультурного развития.
Анкетирование учащихся школы « Родник»
Как вы относитесь к употреблению в речи жаргонной лексики?
7
5
26
Почему вы употребляете жаргонные слова?
Анкетирование учащихся школы « Родник»
Сборник слов, искажающих речевой портрет родниковцев, и их эквивалентов, предлагаемых к употреблению.
Язык – явление, постоянно меняющееся и развивающееся В настоящее время развивается всеобщая тенденция к огрублению речи. Внелитературная и даже табуированная лексика проникает в наш язык ,активно развивается процесс заимствования иноязычных слов. К сожалению, эта тенденция находит свое отражение и в коллективном речевом портрете родниковцев.
Речевой портрет учащихся школы «Родник»
64% употребляют
жаргоны;
68% относятся
«нормально» к использованию жаргонных слов;
32% употребляют
нецензурные слова;
77% не любят читать;
68% не считают книгу
хорошим подарком.
не грузи
без базара
наехали
ты
встрял
хорош
прикол
напряг
короче
косяк
лох
Гипотеза подтвердилась: речевой портрет школьника в большей степени состоит из жаргонной лексики и молодежного сленга, которые разрушают речевую культуру современного подростка.
Современные носители языка, то есть, мы, ориентируясь в различных речевых ситуациях , не вполне владеем знанием литературных норм нашего родного языка. Это способствует нарушению коммуникативных контактов между нами и другими поколениями ,говорящими на русском языке. Выдвинутая гипотеза оказалась верной. В речи учащихся используется лексика, различная по сфере употребления: литературная, просторечная, жаргонная, табуированная. Речь, близкая к литературной, в основном используется учащимися в официальной обстановке: на уроке, в общении с учителями и другими взрослыми. Словарный запас школьников ограничен. Процессы, происходящие в лексике., также отразились в речи школьников: использование языка компьютера, иностранных слов, сниженной лексики. Значительную роль в лексическом портрете учеников играет школьный сленг, что объясняется желанием отделить себя от мира взрослых, дать знак «я свой».Все опрошенные отметили, что считают жаргонизацию речи неотъемлемой частью общения среди сверстников.
Вывод:
Языковой портрет родниковца не вполне респектабелен: бедность словарного запаса, отсутствие культурных представлений, неумение и нежелание контролировать свою речь.
Нужна постоянная защита слова от порчи и искажения, необходимо объявить войну коверканью русского языка, ту войну, о которой говорят лингвисты. На основании данного исследования мы можем составить рекомендации по совершенствованию нашего речевого портрета . Главные из них: самоконтроль разговора каждым учеником, необходимость грамотно и последовательно строить свою речь, при этом избегая излишнего использования сленга и заимствованных слов, способствующих засорению русского языка. Школьникам необходимо стремиться к совершенствованию речи, к повышению своей речевой грамотности.