kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к проекту "Речевой портрет родниковцев"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к социальному проекту "Речевой портрет родниковцев"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к проекту "Речевой портрет родниковцев"»

Тема проекта :                             « РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ РОДНИКОВЦА» Над проектом работали : Толочко Светлана, Червина Маргарита

Тема проекта :

« РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ РОДНИКОВЦА»

Над проектом работали : Толочко Светлана, Червина Маргарита

Объект исследования: устная и письменная речь учащихся школы «Родник» и материалы анкетирования. Цель работы: описать и проанализировать коллективный речевой портрет родниковца на уровне знания лексики и фразеологии современного русского языка. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

Объект исследования:

устная и письменная речь учащихся школы «Родник» и материалы анкетирования.

Цель работы:

описать и проанализировать коллективный речевой портрет родниковца на уровне знания лексики и фразеологии современного русского языка.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  • проанализировать лексикон аборигенов школы «Родник»и выявить его специфику;
  • исследовать языковое сознание подростков на основании выявления ключевых слов, употребляемых современными носителями языка.
МЕТОДЫ Методы исследования: − описательный, позволяющий на основе анализа языкового материала делать теоретические выводы; − функциональный метод, с помощью которого можно изучить реализацию отдельных слов и выражений в речи современных носителей языка; − метод теоретической интерпретации языковых данных и выявления тенденций и закономерностей; − метод анкетирования.  Материалом для исследования  послужила аудиосвязь, голосовая связь, записи неподготовленной устной речи школьников, полученные в результате интервьюирования, записи спонтанной устной речи школьников во внеурочное время.

МЕТОДЫ

Методы исследования:

− описательный, позволяющий на основе анализа языкового материала делать теоретические выводы;

− функциональный метод, с помощью которого можно изучить реализацию отдельных слов и выражений в речи современных носителей языка;

− метод теоретической интерпретации языковых данных и выявления тенденций и закономерностей;

− метод анкетирования.

Материалом для исследования  послужила аудиосвязь, голосовая связь, записи неподготовленной устной речи школьников, полученные в результате интервьюирования, записи спонтанной устной речи школьников во внеурочное время.

Гипотеза: 1.Процессы, происходящие в лексике современного русского языка, отражаются в речи учащихся ЧОУСОШ «Родник» . 2.Родниковцы используют в своей речи лексику различных сфер употребления. 3.Значительную часть словарного запаса наших учеников составляет школьный сленг. 4.В официальном общении в школе учащиеся стараются придерживаться норм литературного языка. 5.Использование определенного запаса лексических и фразеологических единиц и употребление жаргона родниковцами связано с их ценностными и смысложизненными ориентациями, а также уровнем их общекультурного развития.

Гипотеза:

1.Процессы, происходящие в лексике современного русского языка, отражаются в речи учащихся ЧОУСОШ «Родник» .

2.Родниковцы используют в своей речи лексику различных сфер употребления.

3.Значительную часть словарного запаса наших учеников составляет школьный сленг.

4.В официальном общении в школе учащиеся стараются придерживаться норм литературного языка.

5.Использование определенного запаса лексических и фразеологических единиц и употребление жаргона родниковцами связано с их ценностными и смысложизненными ориентациями, а также уровнем их общекультурного развития.

Анкетирование учащихся школы « Родник» Как вы относитесь к употреблению в речи жаргонной лексики? 7 5 26 Почему вы употребляете жаргонные слова?

Анкетирование учащихся школы « Родник»

Как вы относитесь к употреблению в речи жаргонной лексики?

7

5

26

Почему вы употребляете жаргонные слова?

Анкетирование учащихся школы « Родник»

Анкетирование учащихся школы « Родник»

Сборник слов, искажающих речевой портрет родниковцев, и их эквивалентов, предлагаемых к употреблению.  Язык – явление, постоянно меняющееся и развивающееся   В настоящее время развивается всеобщая тенденция к огрублению речи. Внелитературная и даже табуированная лексика проникает в наш язык ,активно развивается процесс заимствования иноязычных слов. К сожалению, эта тенденция находит свое отражение и в коллективном речевом портрете родниковцев.

Сборник слов, искажающих речевой портрет родниковцев, и их эквивалентов, предлагаемых к употреблению.

Язык – явление, постоянно меняющееся и развивающееся  В настоящее время развивается всеобщая тенденция к огрублению речи. Внелитературная и даже табуированная лексика проникает в наш язык ,активно развивается процесс заимствования иноязычных слов. К сожалению, эта тенденция находит свое отражение и в коллективном речевом портрете родниковцев.

Речевой портрет учащихся школы «Родник» 64% употребляют жаргоны; 68% относятся «нормально» к использованию жаргонных слов; 32% употребляют нецензурные слова; 77% не любят читать; 68% не считают книгу хорошим подарком.  не грузи без базара наехали ты встрял хорош прикол напряг короче косяк лох Гипотеза подтвердилась: речевой портрет школьника в большей степени состоит из жаргонной лексики и молодежного сленга, которые разрушают речевую культуру современного подростка.

Речевой портрет учащихся школы «Родник»

  • 64% употребляют

жаргоны;

  • 68% относятся

«нормально» к использованию жаргонных слов;

  • 32% употребляют

нецензурные слова;

  • 77% не любят читать;
  • 68% не считают книгу

хорошим подарком.

не грузи

без базара

наехали

ты

встрял

хорош

прикол

напряг

короче

косяк

лох

Гипотеза подтвердилась: речевой портрет школьника в большей степени состоит из жаргонной лексики и молодежного сленга, которые разрушают речевую культуру современного подростка.

Современные носители языка, то есть, мы, ориентируясь в различных речевых ситуациях , не вполне владеем знанием литературных норм нашего родного языка. Это способствует нарушению коммуникативных контактов между нами и другими поколениями ,говорящими на русском языке. Выдвинутая гипотеза оказалась верной. В речи учащихся используется лексика, различная по сфере употребления: литературная, просторечная, жаргонная, табуированная. Речь, близкая к литературной, в основном используется учащимися в официальной обстановке: на уроке, в общении с учителями и другими взрослыми. Словарный запас школьников ограничен. Процессы, происходящие в лексике., также отразились в речи школьников: использование языка компьютера, иностранных слов, сниженной лексики. Значительную роль в лексическом портрете учеников играет школьный сленг, что объясняется желанием отделить себя от мира взрослых, дать знак «я свой».Все опрошенные отметили, что считают жаргонизацию речи неотъемлемой частью общения среди сверстников. Вывод:

Современные носители языка, то есть, мы, ориентируясь в различных речевых ситуациях , не вполне владеем знанием литературных норм нашего родного языка. Это способствует нарушению коммуникативных контактов между нами и другими поколениями ,говорящими на русском языке. Выдвинутая гипотеза оказалась верной. В речи учащихся используется лексика, различная по сфере употребления: литературная, просторечная, жаргонная, табуированная. Речь, близкая к литературной, в основном используется учащимися в официальной обстановке: на уроке, в общении с учителями и другими взрослыми. Словарный запас школьников ограничен. Процессы, происходящие в лексике., также отразились в речи школьников: использование языка компьютера, иностранных слов, сниженной лексики. Значительную роль в лексическом портрете учеников играет школьный сленг, что объясняется желанием отделить себя от мира взрослых, дать знак «я свой».Все опрошенные отметили, что считают жаргонизацию речи неотъемлемой частью общения среди сверстников.

Вывод:

Языковой портрет родниковца не вполне респектабелен: бедность словарного запаса, отсутствие культурных представлений, неумение и нежелание контролировать свою речь. Нужна постоянная защита слова от порчи и искажения, необходимо объявить войну коверканью русского языка, ту войну, о которой говорят лингвисты. На основании данного исследования мы можем составить рекомендации по совершенствованию нашего речевого портрета . Главные из них: самоконтроль разговора каждым учеником, необходимость грамотно и последовательно строить свою речь, при этом избегая излишнего использования сленга и заимствованных слов, способствующих засорению русского языка. Школьникам необходимо стремиться к совершенствованию речи, к повышению своей речевой грамотности. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.  

Языковой портрет родниковца не вполне респектабелен: бедность словарного запаса, отсутствие культурных представлений, неумение и нежелание контролировать свою речь.

Нужна постоянная защита слова от порчи и искажения, необходимо объявить войну коверканью русского языка, ту войну, о которой говорят лингвисты. На основании данного исследования мы можем составить рекомендации по совершенствованию нашего речевого портрета . Главные из них: самоконтроль разговора каждым учеником, необходимость грамотно и последовательно строить свою речь, при этом избегая излишнего использования сленга и заимствованных слов, способствующих засорению русского языка. Школьникам необходимо стремиться к совершенствованию речи, к повышению своей речевой грамотности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Презентация к проекту "Речевой портрет родниковцев"

Автор: Уколова Евгения Александровна

Дата: 11.05.2017

Номер свидетельства: 414444


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства