Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Цели обучения в современных условиях сориентированы на развитие личности ученика Задача учителя сегодня — включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
Для формирования этих компетенций предлагаем наряду с другими формами и методами работы использовать тексты малых форм.
На уроках литературного чтения начинаю развивать творческие способности учащихся. Чтобы дать возможность каждому ребёнку проявить себя, стараюсь использовать и сочетать различные формы работы и виды словесного творчества. Заниматься словотворчеством надо как можно раньше.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Словотворчество. Работа с поэтическими формами »
Словотворчество
Работа с поэтическими формами
Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Цели обучения в современных условиях сориентированы на развитие личности ученика Задача учителя сегодня — включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
Для формирования этих компетенций предлагаем наряду с другими формами и методами работы использовать тексты малых форм.
На уроках литературного чтения начинаю развивать творческие способности учащихся. Чтобы дать возможность каждому ребёнку проявить себя, стараюсь использовать и сочетать различные формы работы и виды словесного творчества. Заниматься словотворчеством надо как можно раньше.
Сегодня многие из нас могут сказать о себе словами Антуана де Сент-Экзюпери: «Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то». В этих словах - призыв и предупреждение - надо «лепить человеческую глину», пока ум ребёнка гибок и сам он восприимчив ко всему открытому перед ним богатству мира.
Выразить эмоции, чувства и мысли на бумаге достаточно сложно. Письменная речь у многих далеко не так богата, как устная. Мы стараемся писать кратко. Кроме того, письменная речь лишена мимики и жестов. Выразить внутренние переживания в письменной форме человеку всегда помогали стихи. Мысль в стихотворении звучит красиво, она предстает в виде образов. Стихи позволяют нам выразить то, что не всегда удается передать в прозе. Именно поэтому поэзию, по мнению американских педагогов и психологов, можно назвать чрезвычайно эффективной формой рефлексии.
Написание стихотворений - это творчество и самовыражение. Некоторые могут возразить, что далеко не всякий способен писать стихи и некоторые ученики будут стесняться или бояться этого задания. С этим можно согласиться, но лишь отчасти. Писать стихи в свободной форме по заказу за несколько минут действительно дано не каждому. Но, познакомившись с опытом работы немецких учителей, я предлагаю своим ученикам стихотворные формы, требующие достаточно строгого алгоритма, который вместе с тем не вызовет значительных затруднений у подавляющего большинства учеников.
Акростихи - зримые стихи, которые надо видеть при чтении, чтобы понять, о чём сказал поэт. Акростих, в переводе с греческого языка, означает стихотворение, где начальные буквы стихов составляют имя или слово. Можно писать акростих, не рифмуя последнее слово.
А мы будем с тобой дружить. Нравятся мне твои веснушки. Яркая ты, как солнышко.
С неба падали пушинки Веснушки вышли у мальчишек и девчонок
На замёрзшие поля, Ежихи с ёжиками вылезли из норок.
Ель закутали косынкой, Сильней лишь солнышко пригрело землю мёрзлую
Жаркой шубой - тополя. На ней всё ожило и стало веселей,
И укрыли дом да площадь А в тёплых лужицах купался воробей.
Необычным одеялом. (Гудков Илья)
Как же их зовут?- ты спросишь!
Имя здесь я написала. (Сидоренко Наташа)
Детей можно познакомить с более редкими видами акростихов - телестих и мезостих, в которых текст читается не по первым, а соответственно по последним и по средним буквам стихотворной строки.
КОЛОКОЛ.
Произнося чудесный чистый звуК, Вишу на колокольне. ВысокО! Неоднократно сам звенеть хотеЛ, Разлиться песней сердца далекО, Но мой язык во власти чьих-то руК. Вздохнул бы я свободно и легкО, Когда бы сам, не по заказу, пеЛ.
Стихотворение «Я»
Оно пишется от лица какого-то героя после прочтения книги, просмотра фильма, от лица предмета окружающей среды.
Я - берёза
Белая, тонкая.
Я, берёзка,
Люблю пение птичек звонкое.
Я, берёзка,
Их листвой от дождя укрываю.
Я, берёзка,
Людей красотою удивляю.
«Авенидас» - это испанское стихотворение. Последовательность работы при знакомстве с этой стихотворной формы следующая:
1) Учитель читает стихотворение по-испански и делает перевод. Avenidas, Улицы,
Avenidas, Улицы,
Avenidas у flores, Улицы и цветы,
Flores, Цветы,
Flores у mujeres. Цветы и женщины.
Avenidas, Улицы,
Avenidas у mujeres, Улицы и женщины,
Avenidas у flores, у mujeres.y Улицы и цветы, и женщины, и
un admirador! Один восхищающийся!
2) Затем вычерчивается цветным карандашом схема: Синий
Синий
Синий и зелёный
Зелёный
Зелёный и красный
Синий
Синий и красный
Синий и зелёный и красный и
Жёлтый коричневый
Все слова стихотворения - имена существительные, соединённые союзом
«и». Только первое слово в последней строке - числительное «один».
Первое время ученикам выдаются листы с цветными линиями, на
которых они записывают слова.
Мама... Осень!
Мама, Осень...
Мама и глаза. Осень и солнце!
Глаза... Солнце...
Глаза и руки. Солнце и листья!
Мама, Осень?
Мама и руки, Осень и листья,
Мама, и глаза, и руки, и Осень, и листья, и красота, и
Одна доброта. (Вьюгова Валерия) Один поэт. (Муравьёв Никита)
Это творческое задание на вид очень простое (справляются первоклассники), но оно ставит детей в активную позицию, пробуждает интерес, развивает воображение, способствует эмоциональной отзывчивости, выразительному чтению, ведь используя только три слова, нужно вложить душу.
Стихотворение по началу.
Ученики пишут стихотворение в прозе, употребляя при этом конструкции, которые предлагает учитель.
Счастье.
Иногда я желаю
иметь счастливый камень -
тогда я был бы так счастлив,
как солнечный луч в белом песке,
как ,
как ,
как .
«Эльфхен»- по-немецки означает одиннадцать. Стихотворение состоит из 11 слов (как значимых, так и служебных), расположенных на 5 строчках:
строка - цвет (имя прилагательное)
строка - о чём пишу (существительное + прилагательное)
строка - тема расширяется (3 слова)
строка - о себе (4 слова)
строка - результат, вывод (1 слово)
Можно «Эльфхен» писать таким цветом карандаша, фломастера или ручки, который соответствует стихотворению, делать рисунки.
Блестящий
серебристый пух
Ты сверкаешь искорками.
Я любуюсь сверканьем твоим.
Чудеса!
Синквейн
1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. (Учитель) 2.Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта (добрый, знающий). 3.Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта (учит, воспитывает, помогает). 4.Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту (старый друг лучше новых). 5. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта (мастер).
Как видите, писать синквейны не так уж и сложно. Не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи – но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста. Этот прием изменяет атмосферу в классе, делая ее творческой, способствует улучшению эмоционального состояния ребят. Синквейны можно писать индивидуально, в парах или в группах после прочтения текста. Написанные в группах часто бывают интереснее индивидуальных, потому что ребята стараются писать с юмором, более строго отбирая самые ценные идеи.
Книга интересная, поучительная, учит, воспитывает, увлекает. Что написано пером - не вырубишь топором. Подарок.
Диамант (или двойной синквейн) - это стихотворение, состоящее из семи строк, в каждой из которых (как и в синквейне) заранее определены количество слов и даже возможные части речи: 1. Первый герой стихотворения - одно существительное; 2. Описание первого героя - два прилагательных; 3. Действия первого героя - три глагола (причастия, деепричастия); 4. Фраза, связующая двух героев стихотворения, устанавливающая их отношения (4 слова, но не обязательно) - любые части речи; 5. Действия второго героя - три глагола (причастия, деепричастия); 6. Описание первого героя - два прилагательных; 7. Второй герой стихотворения - одно существительное (антипод первому герою или его метаморфоза);
Союзы, предлоги, междометия и частицы можно использовать свободно в любой строке. В диаманте может быть либо одна рифма на все семь строк, либо две или три (тогда возникают варианты рифмовки), но нерифмующихся строк быть не должно. Кстати, диамант называют так за то, что его текст похож на бриллиант :). И хотя и синквейн, и диамант построены строго и очень логично, стихи, написанные в этих формах, получаются легкие и мечтательные.
Есть в Ирландии такой славный город Лимерик. Жители, проживающие в нем - поэты в душе, практически все! В Лимерике принято говорить стихами. Причем, стихами, сложенными в своей собственной манере. В классическом лимерике всего лишь пять строчек.
Первая строчка рифмуется со второй и пятой строкой, третья с четвертой.
Свои законы соблюдаются и в сюжете лимерика:
- в первой строчке говорится - кто и откуда родом является герой стиха,
- во второй говорится, что с ним произошло.
- а далее - чем это все завершилось.
В правильном каноническом лимерике конец последней строчки такой же, как и конец первой.
Тамара Логачева написала книгу «Забавные лимерики». Эта каламбурная россыпь стихов, смешная и весёлая, которая забавляет детей и раскрывает новое видение мира.
Шутливые "шедевры" очень нравятся моим детям. Лимерики легко запоминаются, благодаря лёгкости звучания, характерному ритму, юмористическому, каламбурному содержанию, чёткой рифмовке. Лимерики можно читать вслух, соблюдая расстановку пауз в стихах, можно положить на музыку и спеть, можно драматизировать, использовать для перевода на уроках иностранного языка.
К старичку одному на окошко
Забирались бродячие кошки,
И мяукали в лад
С ним все песни подряд.
Пес подыгрывал им на гармошке.
У одной уникальной старушки
Были очень торчащие ушки.
А без них бы едва ли
Чебурашкой прозвали
Ту старушку соседки подружки.
Надоело котам в Абакане
От безделья дремать на диване,
Сев за первую парту
Изучают с азартом
Поведение мышки в капкане.
Стихотворение с глубоким смыслом. Стихотворение по метафоре. Оно состоит из 6 характеристик. Они располагаются в такой последовательности
цвет,
вкус,
запах,
внешность,
звук,
качество переживаний.
Вот какие стихи получились в совместной работе.
Облака - это синеватые морские волны с белыми «барашками»
Облака - это вкус молока и солнца.
Облака - это запах дождя и снега.
Облака похожи на сказочный город с башнями.
Облака поют как птицы, которые прощаются с летом.
Облака - это свобода и сказка.
А вот написала другая группа для сравнения:
Облака - белые молочные комочки неба.
Облака - это вкус сливочного йогурта.
Облака пахнут солнечным днём.
Облака похожи на белогривых лошадок.
Облака звучат как прощальная песня лета.
Облака заставляют человека всмотреться в каждый клочок природы,
чтобы понять, что любой из этих кусочков - чудо!
Этот вид работы « учит видеть слово», то есть привить интерес к слову, формировать чувство слова, ощущать «вкус» слова, уметь уважительно и творчески обращаться со словом. К.Д. Ушинский отмечал: «У детей запас слов и форм родного языка обыкновенно не мал, но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот этот - то навык - отыскать быстро и верно в памяти требуемую форму, есть одно из важнейших условий развития дара слова»
Для активизации словарного запаса можно создавать карманные словари. Эти словари включают в себя слова, состоящие в определённом ассоциативном родстве друг с другом по какому-то внутреннему качеству.
З.Н. Новлянская в книге «Ступеньки к творчеству» предлагает составлять ассоциативные ряды из «колючих», «зелёных» А можно составить карманные словари слов:
Тёплых радостных музыкальных осенних весёлых
Холодных ярких дождливых зимних голубых
Печальных лёгких солнечных летних жёлтых
Пушистых мудрых пёстрых добрых и т.д
Такие словари составляются группами, индивидуально, коллективно. Если все составляют на одну тему, то интересно сравнивать то, что получилось у каждого или у каждой группы, а затем можно объединить слова.
Это первые шаги, первые творческие опыты. Но собственные тексты помогают детям увидеть окружающий мир, развивают фантазию, мышление, учат самовыражению. Педагогический опыт Л. Толстого, С.Шацкого, Д.Родари, В.Сухомлинского и др. показывает, что для развития детского словесного творчества, его мотивации, учителю необходимо:
создать ситуацию, в которой бы у детей появилось желание писать свой текст;
быть заинтересованным, писать вместе;
уважать личность ребёнка, создать атмосферу всеобщего доверия;
доброжелательно оценивать самостоятельную продуктивную деятельность ученика.
Станут ли в будущем эти дети поэтами? Не знаем, но мы можем быть довольными, что подготовили к большому творчеству. Не станут - будем надеяться, что, развив в них чувство прекрасного, подготовили к любому творчеству в жизни.
Литература:
1. Никулина В. И., Екимова Н.В. «Программа воспитания и социализации обучающихся начальной школы», Белгород. БелРИПКПС,2010.
2. ФГОС: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2010.
3. Косячук О.В. Развитие творческих способностей учащихся с помощью поэтических форм (Sinquain, Elfchen).