kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Словарная работа на уроках литературы в 5-м классе. (По рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет при написании характеристики героев рассказа " Муму"э

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Словарная работа на уроках литературы в 5-м классе. (По рассказу И.С. Тургенева "Муму")»

Словарная работа на уроках литературы в 5 классе.


Характеристика действующих лиц рассказа Ивана Сергеевича Тургенева "Муму".


В рассказе «Муму» автор показал, как гнет крепост­ного состояния отражается на дворовых. Этот гнет беспо­щадно давит такого могучего богатыря, как дворник Ге­расим, доводит до потери человеческого достоинства не лишенного способностей башмачника Капитона; совер­шенно обезличивает хорошую женщину Татьяну. Губи­тельно влияют крепостнические отношения и на дворец­кого Гаврилу, на кастеляншу, приживалок и других.

Бесконтрольная власть над крепостными развращает и помещицу; в ней исчезают настоящие человеческие чув­ства — благородство, честность, великодушие, чуткость — и развиваются такие, как деспотизм, жестокость, само­дурство и другие.

В обрисовке персонажей Тургенев достигает порази­тельного словесного мастерства. Вот как выявляется это мастерство учащимися на уроке, посвященном характе­ристике Герасима.

Описывая наружность Герасима, учащиеся сна­чала отмечают его большой рост, силу и т. д., то есть вы­ражают то общее впечатление от наружности Герасима, какое у них сложилось в результате чтения. Это правиль­ное, но обобщенное впечатление учитель стремится дета­лизировать, направляет внимание учащихся на соответ­ствующие слова и выражения в рассказе: «...Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глу­хонемой от рождения».

Автор употребляет слово богатырем, то есть человеком исключительной физической силы. В III главе рассказа Тургенев называет Герасима великаном — словом, близ­ким по значению слову богатырь. «Герасим глядел на всех этих людишек в немецких кафтанах сверху,... он казался каким-то великаном перед ними». Определение необычай­ная (сила) снова подчеркивает его физическую мощь, проявляющуюся в труде. «Одаренный необычайной си­лой, он (Герасим) работал за четверых».

Автор любуется богатырской работой Герасима: «И ве­село было смотреть на него, когда он либо пахал и, нале­гая огромными ладонями на соху, казалось, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо в Пет­ров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой...».

О богатырской мощи Герасима говорят и вещи в его каморке: «он соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах — истинно богатырскую кровать». Используя слово соорудить, употребляющееся для обо­значения постройки крупных, монументальных зданий (башен, дворцов, вокзалов, станций метро и тому подоб­ное, ср. соорудить — воздвигнуть), автор подчеркивает как бы полную гармонию между характером героя-бога- тыря и обстановкой в его каморке.

«...Под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле сто­лика — стул на трех ножках, да такой прочный и призе­мистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется».

Слово дюжий в приложении к человеку значит силь­ный, крупный, с крепким здоровьем. Слово дюжий, в при­менении к вещам, значит крепкий, тяжелый. Таким и был сундук Герасима. Слова дюжий, недуг, с Тем же корнем, в совершенном литературном языке встречаются редко. При-зем-ист-ый в применении к человеку значит малорос­лый, но плотного и крепкого телосложения. Приземистый в применении к вещам значит низкий, но тяжелый, тяже­ловесный.

Туртенев неоднократно подчеркивает физическую мощь Герасима: могучие руки, благодатную руку; по выражению Степана, у него «просто Минина и Пожар­ского рука»; при возвращении на родину он на сильных ногах выступал сильно и бодро.

При описании работы Герасима в городе также видна его огромная сила: бочку он повертывает, как дет­ский барабан-, так усердно чистил и тер свою лошадь, что та шаталась, как былинка на ветру.

При характеристике Герасима подчеркиваются сле­дующие черты:

1. Добросовестное отношение Герасима к работе. Рассматриваются слова: «И надо сказать, усердно он исполнял свою обязанность». В слове обязанность более, чем в близких по значению словах: служба, занятия, ра­бота и других, выражается безусловность выполнения какого-либо дела. (Слово обязанность того же корня, что и обвязывать, связывать, привязывать, связь. Словом обя­занность автор подчеркивает сознательность, нравствен­ную силу Герасима.)'

2. Душевные переживания Герасима, не имеющего возможности выразить чувство в словах, проявляются в сильных, порывистых движениях, отраженных автором в таких динамичных словах:

(Герасим)... вдруг сильно схватил ее (Татьяну) за локоть..., на­сильно впихнул в руку пряник...

... ленту вдруг вытащит из-за пазухи и всучит ей.

Неприязнь к Татьяне, притворившейся пьяной, выра­жается в таких словах:

Он схватил ее за руку, помчал через весь двор и, войдя с нею в комнату, где заседал совет, толкнул ее прямо к Капитону.

Радость Герасима при возвращении Муму передается автором в таких словах:

Герасим вдруг почувствовал, как будто его дергают за полу; он весь затрепетал, однако не поднял головы, даже зажмурился, но вот опять его дернули... он вскочил... крик радости вырвался из его безмолвной груди.

Особенно выразительно слово затрепетал (в прямом значении: задрожал).

В беседе с учащимися о характере бары­ни, о ее отношении к крепостным выясняются такие слова:

Барыня взяла Герасима из деревни и определила его дворником.

Взяла и определила, то есть распорядилась привезти его из деревни, не спрашивая его согласия, взяла, как берут вещь для какой-либо надобности, и определила, то есть назначила, приказала быть дворником.

Был (в дворне) даже один шорник, он же считался ветеринарным врачом. (Считался, то есть числился вра­чом по распоряжению барыни. Как это звание соответ­ствовало желанию, склонности шорника, барыня не ин­тересовалась.) Садовником так же считался какой-то бед­ный человек из дворни.

Характерны для взгляда барыни на дворню слова ав­тора о том, что шорник считался ветеринарным врачом и лекарем для людей, а для госпожи был домашний ле­карь,..».

Здесь важно отметить слово считался (шорник, конеч­но, не был на самом деле ни ветеринарным врачом, ни лекарем для людей, то есть для крепостных) и то, что для госпожи был особый лекарь.

Пренебрежительное отношение барыни к дворне выра­жается в назывании прислуживающих ей девушек дев­ками.

— А кого они (барыня) мне в женихи назначают? — спрашивает у дворецкого прачка Татьяна.

Назначают в женихи, то есть барыня намечает Татьяне жениха, не считаясь с ее желанием и мнением. Легко за­ключить, как одним метким словом автор раскрыл отно­шение сумасбродной. жестокой, эгоистичной барыни-крепостницы к зависимым от нее лицам) то есть разоблачил сущность крепостнических отношений, построенных на уг­нетении человека человеком.

Отношение дворни и приживалок к барыне охарак­теризовано автором в таких метких словах и выраже­ниях.

а) Татьяна трепетала при одном имени барыни, то есть испытывала ужас, крайнюю степень робости.

б) Получив распоряжение барыни, лакей Степан бро­сился во все лопатки.

в) Приживалка, к которой барыня обратилась с во­просом о Муму, заметалась с беспокойством (которое ов­ладевает подвластным человеком, когда он еще не знает, как ему понять восклицание начальника).

г) Барыня велела привести Муму. Приживалка тот­час порхнула в переднюю.

К характеристике Татьяны

Гнет крепостной жизни тяжело отразился на Татьяне: она совершенно обезличена, болезненно робка, боится лю­дей. Автор описывает ее горькую участь в таких словах и выражениях:

а) Татьяна не могла похвалиться своей участью. С ранней молодости ее держали в черном теле, то есть плохо обращались, притесняли. Татьяна с детства испы­тывала горькую участь сироты.

б) Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. (Образное выражение: красота исчезла, скоро пропала под влиянием тяжелых усло­вий жизни.)

в) Татьяна имела смирный, или, как говорит автор рассказа, запуганный нрав (характер). Она смертельно, т. е. чрезвычайно, боялась чужих; увидев в первый раз громадного Герасима, она обмерла-, при одном имени барыни она трепетала.

К себе Татьяна была равнодушна; она ничем не пока­зала своего отношения даже к тому, что барыня назначила ей в женихи беспутного Капитона.

Татьяну обижали служащие барыни, кастелянша шпы­няла ее и однажды довела до того, что девушка не знала, куда глаза деть (иначе: от смущения и страха не могла смотреть людям в глаза).

Как работница Татьяна была искусной, хорошо знаю­щей свое дело ученой прачкой, прошедшей специальное обучение по прачечному делу; поэтому ей поручалось толь­ко тонкое белье.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Словарная работа на уроках литературы в 5-м классе. (По рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Автор: Гриценко Людмила Ивановна

Дата: 18.10.2020

Номер свидетельства: 560420

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "ОБРАЗ БАРЫНИ И ГЕРАСИМА "
    ["seo_title"] => string(24) "obraz-baryni-i-gierasima"
    ["file_id"] => string(6) "134550"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416758558"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства