kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сборник заданий, способствующих развитию навыков выразительного чтения художественных произведений обучающихся 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник заданий, способствующих развитию навыков выразительного чтения художественных произведений обучающихся 4 класса

Просмотр содержимого документа
«Сборник заданий, способствующих развитию навыков выразительного чтения художественных произведений обучающихся 4 класса»



Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»



44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании





Исполнитель:

Шемякина А.С.,

студентка 4КП группы

Руководитель:

Краснопёрова Л.М.,

преподаватель

Камышлов, 2020



Сборник заданий, способствующих развитию навыков выразительного чтения художественных произведений обучающихся 4 класса



Сборник заданий, способствующих развитию навыков выразительного чтения художественных произведений младших школьников/ сост. Шемякина А.С. – Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2020.

Руководитель: Краснопёрова Л.М., преподаватель филологических дисциплин.

Рецензент: Хохрякова Ю.В.









Сборник заданий предназначен для учителей начальных классов и студентов специальностей Преподавание в начальных классах, Коррекционная педагогика в начальном образовании. Использовать сборник заданий целесообразно как на занятиях для организации деятельность учащихся четвертого класса с текстами художественных произведений, так и при выполнении домашнего задания для закрепления навыков выразительного чтения.

Задания, представленные в сборнике, разработаны в соответствии с требованиями ФГОС НОО, способствуют развитию смысловой и технической стороны выразительного чтения при работе с текстами поэтических произведений, вошедших в разделы «Литературная сказка», «Великие русские писатели» (УМК «Перспектива»).















© ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2020; 50 с.

Оглавление


Пояснительная записка 5

И.С. Никитин «Вечер ясен и тих» 7

А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!» ..11

А.С. Пушкин «Деревня» 14

Саша Черный «Воробей» 19

Н. Рубцов «Воробей» 19

М.Ю. Лермонтов «Утес» 22

И.И. Козлов «Вечерний звон» 22

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины» 25

И. Языков «Конь» 28

Список литературы…………………………………………………………34



Пояснительная записка


Литературное чтение - один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО на уроках литературного чтения младший школьник должен не только использовать разные виды чтения, но и осознанно воспринимать, оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев, то есть, овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров [10].

Именно поэтому, одной из приоритетных целей литературного чтения является овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, следовательно, задача учителя начальных классов – развивать интерес к чтению и книге, научить читающих быть выразительными, чувствовать интонационные и художественные аспекты произведений.

Исходя из данных требований был разработан сборник заданий, способствующих развитию навыков выразительного чтения художественных произведений младших школьников.

Основная цель заданий сборника - развитие умений читать вслух бегло, осознанно, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста.

При разработке и подборе заданий, вошедших в сборник, были проанализированы и взяты за основу:

  1. возрастные особенности учащихся 4 классов (неумение самостоятельно, без помощи взрослого, осознать идейное содержание произведения, выявить авторскую позицию; читатель этого уровня подготовки не может оценить соответствие содержания и формы; [7];

  2. условия, необходимые для работы над развитием навыков выразительного чтения, которые выделены М.Р. Львовым в методике развития речи:

  • демонстрация образца выразительного чтения произведения (учитель/аудиозапись);

  • тщательный анализ текста произведения, в процессе которого происходит наблюдение над изобразительно-выразительными средствами;

  • обсуждение вариантов прочтения проанализированного произведения;

  • выразительное чтение произведения вслух (или часть его) [9].

Для обозначения различных явлений в устной выразительной речи предлагаются задания, в которых используется прием партитурных пометок (расстановка знаков разметки текста).

Задания, разные по степени сложности, будут способствовать развитию восприятия учащимися звуковой стороны языка, особенно движению голоса по звукам разной высоты, навыков выразительного чтения стихотворения вслух.

Преимущество заданий сборника:

  1. составлены с учетом тематического планирования уроков литературного чтения в 4 классе УМК «Перспектива» входят в разделы «Литературная сказка», «Великие русские писатели» и распределены по группам:

  • задания к стихотворению И.С. Никитина «Вечер ясен и тих»;

  • задания к стихотворениям А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!»; «Деревня»;

  • задания к стихотворению Саши Черного «Воробей»;

  • задания к стихотворению Н. Рубцова «Воробей»;

  • задания к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Утес»;

  • задания к стихотворению И.И. Козлова «Вечерний звон»;

  • задания к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Горные вершины»

  • задания к стихотворению И. Языкова «Конь». [5].

  1. объединены в 2 блока (внутри каждого блока по 5-9 заданий):

  • смысловая сторона чтения включает в себя задания, направленные на развитие умения проникать в эмоциональный настрой произведения; развитие творческого воображения; развитие оперативной памяти и внимания к слову [3];

  • техническая сторона чтения включает в себя задания и упражнения, направленные на развитие правильного и четкого произношения слов, скорости чтения, антиципации, интонационной выразительности, умения ориентироваться в тексте, распределять высоту голоса [2].

Организация работы с заданиями из сборника при чтении художественных произведений будет способствовать развитию как технической, так и смысловой стороны выразительного чтения.


И .С. Никитин

«Вечер ясен и тих»

Внимательно послушай стихотворение, обрати внимание на интонацию, подумай, какое настроение передает это произведение, выясни конкретное содержание


Вечер ясен и тих;

Спят в тумане поля;

В голубых небесах

Ярко пышет заря.

Золотых облаков

Разноцветный узор

Накрывает леса,

Как волшебный ковер;

Вот пахнул ветерок,

Зашептал в тростнике;

Вот и месяц взошел

И глядится в реке.

Что за чудная ночь!

Что за тени и блеск!

Как душе говорит

Волн задумчивый плеск!

Может быть, в этот час

Сонмы светлых духов

Гимны неба поют

Богу дивных миров.







Смысловая сторона чтения



Задание 1. Внимательно послушайте стихотворение, выясните конкретное содержание произведения, определите идею произведения.


Задание 2. Прочитайте, и отметьте понравившиеся строки, найдите слова, смысл которых вам не понятен. Прочитайте стихотворение, найдите эпитеты и сравнения. Подумайте, какую роль они играют в стихотворении.


Задание 3. Какую мысль хотел донести автор произведения до читателей?


Задание 4. Опишите время суток из произведения И.С.Никиктина, используя слова из данного произведения.


Задание 5. Самостоятельно выполните разметку первого четверостишия, расставьте: логические ударения, паузы, определите темп чтения, затем, почитайте стихотворение обращая внимание на разметку.







Техническая сторона чтения


З адание 1. Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Соблюдайте логические ударения, паузы, темп чтения. Постарайтесь голосом передать настроение автора, его отношение к изображенным событиям.

Задание 2. Вспомните знаки разметки текста, назовите их.

  • ударение в слове ';

  • логическое ударение: слово подчеркивается одной чертой ___;

  • паузы: короткая √, средняя √√, длительная √√√;

  • движение голоса по звукам разной высоты (мелодика):

  • повышение голоса обозначает стрелкой вверх ↑,

  • понижение голоса - стрелкой вниз ↓.

Произведите разметку текста самостоятельно.



З адание 3. Прочитайте стихотворение сначала быстро, затем, медленно, при этом отбивайте ритм карандашом. Подумайте, в каком темпе необходимо читать данное произведение?

Задание 4. Прочитайте строки стихотворения, выделенные слова, произноси громче, указывая тем самым на логическое ударение, которое помогает передать смысл предложений.

Золотых облаков

Разноцветный узор

Накрывает леса,

Как волшебный ковер;











А .С. Пушкин

«Унылая пора! Очей очарованье!»

Внимательно послушай стихотворение, обрати внимание на интонацию, подумай, какое настроение передает это произведение, выясни конкретное содержание произведения.


Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.


Смысловая сторона чтения


Задание 1. Послушайте стихотворение, определите, одинаковое ли настроение у поэта на протяжении всего стихотворения?


Задание 2. Объясните смысл данной строки «…в золото одеты леса…»? Прочитайте и отметьте понравившиеся строки, найдите слова, смысл которых не понятен.


Задание 3. Докажите словами из текста, как автор относится к данному времени года?


Задание 4. Укажите те строки, которые отражают основную идею произведения.


Задание 5. Укажите те строки из текста, которые отражают ваше отношение к данному времени года.


Задание 6. Самостоятельно выполните разметку первой строфы стихотворения, расставьте: логические ударения, паузы, определите темп чтения.














Техническая сторона чтения


Задание 1. Проследите по тексту, меняется ли настроение произведения? Если да, то докажите примерами из текста. Выразите интонацией голоса изменения настроения произведения.


Задание 2. Вспомните знаки разметки текста, назовите их. Выполните разметку стихотворения совместно с учителем.


  • ударение в слове ';

  • логическое ударение: слово подчеркивается одной чертой ___;

  • паузы: короткая √, средняя √√, длительная √√√;

  • движение голоса по звукам разной высоты (мелодика):

  • повышение голоса обозначает стрелкой вверх ↑,

  • понижение голоса - стрелкой вниз ↓.


Задание 3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Соблюдайте логические ударения, паузы, темп чтения.



Задание 4. Прочитайте строку, делая логические ударения на разных словах. Подумайте, как меняется смысл предложения.

«И отдаленные седой зимы угрозы»

«И отдаленные седой зимы угрозы»

«И отдаленные седой зимы угрозы»

« И отдаленные седой зимы угрозы»

Задание 5. Прочитайте стоку из стихотворения:

«Унылая пора! Очей очарованье!»

- печально;

- с восхищением;

- с удивлением;

- монотонно;

П одумайте, меняется ли смысл предложения? Выберите подходящую интонацию и прочитайте стихотворение.





А.С. Пушкин



«Деревня»

Внимательно послушай стихотворение, обрати внимание на интонацию, подумай, какое настроение передает это произведение, выясни конкретное содержание произведения.



Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
     Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крилаты;
    Везде следы довольства и труда...
















Смысловая сторона чтения


Задание 1. Послушайте стихотворение, определите конкретное содержание произведения. Расскажите какой случай описывает А.С. Пушкин?


Задание 2. Какое настроение вызывает это стихотворение? Обоснуйте свою точку зрения с опорой на текст.


Задание 3. Выберите ту картину деревни, которая, по вашему мнению, наиболее отражает суть произведения.







1.

2.

3.





Задание 4. Прочитайте и отметьте понравившиеся строки, найдите слова, смысл которых не понятен, предположите, для чего автор использует данные слова.

Задание 5. Предположите, какими важными мыслями хотел поделиться с читателями автор произведения?















Техническая сторона чтения


Задание 1. Составьте план событий, разворачивающихся в произведении. Подготовьте пересказ.



З адание 2. Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Соблюдайте логические ударения, паузы, темп чтения. Постарайтесь голосом передать настроение автора, его отношение к изображенным событиям.

Задание 3. По команде учителя найди нужное слово и обведи его в кружок.

/ лазурные/рыбаря/нивы/крилаты/довольства/

З адание 4. Предположите значение слов, которые вы предварительно обвели в кружок. Найдите значение этих слов в толковом словаре.

Задание 5. Прочитайте стихотворение с разной высотой голоса:

- почти без голоса, одной артикуляцией;

- шёпотом;

- голосом разговорной речи;

- очень громко;










Саша Черный


«Воробей»


Внимательно послушай стихотворения, обрати внимание на интонацию, подумай, какое настроение передает это произведение


Воробей, мой воробьишка!

Серый, юркий, словно мышка.

Глазки - бисер, лапки - врозь,

Лапки - боком, лапки - вкось...

Прыгай, прыгай, я не трону -

Видишь, хлебца накрошил...

Двинь-ка клювом в бок ворону,

Кто ее сюда просил?

Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,

Так, вот так, еще чуть-чуть...

Ветер сыплет снегом, злюка,

И на спинку, и на грудь.

Подружись со мной, пичужка,

Будем вместе в доме жить,

Сядем рядышком под вьюшкой,

Будем азбуку учить...

Ближе, ну еще немножко...

Фурх! удрал... какой нахал!

Съел все зерна, съел все крошки

И спасибо не сказал.


Смысловая сторона чтения


Задание 1. Прочитайте произведение про себя, затем вслух. Ответьте на вопрос: «Какие чувства вызывает воробей у автора произведения?» Расскажите о среде обитания воробьев. Чем описание птицы в стихотворении отличается от ваших представлений о ней?


Задание 2. Найдите в тексте слова, которые использует автор для описания героя произведения. Дополните рассказ об образе птицы своими наблюдениями за поведением воробьев в природе.


Задание 3. Предположите, с каким настроением и в каком темпе необходимо читать данное произведение?


Задание 4. Опишите, какие чувства вызывает у вас данное стихотворение?


Задание 5. Объясните, как вы понимаете смысл последней строки: «Съел все зерна, съел все крошки и спасибо не сказал», аргументируйте свой ответ.

Н айдите слово, которое в произведении повторяется несколько раз? Подумайте, зачем автор использует этот повтор? Какое настроение оно создает?

З адание 6. Вспомните, какое художественно - выразительное средство мы называем сравнением. Найдите сравнение в тексте. Подумайте и назовите признаки, которые автор использует для сравнения воробья и мышки. Подберите свое сравнение для описания птицы и ее поведения.










Техническая сторона чтения

З адание 1. Прочитайте стихотворение с той интонацией, и в том темпе, который может передать эмоциональный настрой произведения.

З адание 2. Постарайтесь передать образ воробья с помощью интонационных средств (соблюдайте логические ударения, паузы, темп чтения).

З адание 3. Составьте план произведения. Воспроизведите текст стихотворения опираясь на план.

Задание 4. Соедини согласные и гласные, слоги таким образом, чтобы получились слова, затем, найдите эти слова в стихотворении и обведите их в кружок.

Накр

Пич

З

Л

Сп

М

Кр

У

Ы

Е / Ё

О

А

шки

рна шил

сибо

шка

пки

шка























Н. Рубцов


«Воробей»

Внимательно прочитай стихотворение, обрати внимание, какое настроение передает это произведение.



Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зернышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…














Смысловая сторона чтения


Задание 1. Прочитайте произведение про себя, затем вслух. Подумайте, как автор относится к воробью? Докажите свою точку зрения строчками из текста.


Задание 2. Сравните 2 произведения: С.Черного «Воробей» и Н.Рубцова «Воробей». Подумайте, чем схожи произведения, какие отличительные особенности имеют эти тексты? Аргументируйте свою точку зрения.


Задание 3. Предположите, какое настроение старался передать автор произведения, рассказывая нам об условиях жизни воробья?


Задание 4.Докажите, опираясь на текст стихотворения, что птицам очень трудно жить зимой. Выделите в тексте слова, которые вы бы прочитали с чувством жалости, восхищения.


Задание 5. Предположите, удалось ли автору раскрыть характер главного героя произведения (воробья)? Найдите в тексте слова, которые помогут вам ответить на этот вопрос.


Задание 6. Подумайте, с каким настроением надо читать это стихотворение?













Техническая сторона чтения

Задание 1. Постарайтесь прочитать стихотворение с грустной интонацией/радостной/с восхищением/с удивлением/. Предположите, с какой интонацией уместно читать данное стихотворение. Прочитайте стихотворение с выбранной интонацией.


Задание 2. Воспроизведите текст по памяти.


Задание 3. Определите, чем стихотворение Н. Рубцова отличается от стихотворения «Воробей» Саши Чёрного? Сравните два стихотворения, чем они схожи и различны, докажите примерами из текста.


Задание 4. Назовите чувства, которые вы испытываете, слушая или читая это стихотворения.

З адание 5. Прочитай первую строфу стихотворения, угадывая буквы и слова, которых нет.

Ч уть живой. Не чирикает _____.
____зает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под _____ бросается к ней!












М .Ю. Лермантов

«Утес»

Внимательно послушай стихотворение, обрати внимание на интонацию, подумай, какое настроение передает это произведение, выясни конкретное содержание произведения.



Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.















Смысловая сторона чтения

Задание 1. Послушайте внимательно стихотворение, подумайте, какое настроение передает нам автор произведения?


Задание 2. Назовите героев стихотворения. Определите свое отношение к каждому из них. Обоснуйте свою точку зрения с опорой на текст.


Задание 3. Назовите интонационные средства, которые используются в стихотворении (ударение). Выберите интонацию для чтения, которая поможет передать эмоционально - оценочное отношение к произведению.



З адание 4. Докажите словами из текста, как автор относится к природе, которую он описывает в своем произведении.

З адание 5. Прочитайте, и отметьте понравившиеся строки, найдите слова, смысл которых вам не понятен. Прочитайте стихотворение, найдите эпитеты и сравнения. Подумайте, какую роль они играют в стихотворении.













Техническая сторона чтения

З адание 1. Найдите в тексте и выразительно прочитайте строчки, которые раскрывается эмоциональное состояние героя.

З адание 2. Приготовьте выразительное чтение стихотворения, передайте чувства и эмоции, которые испытывал автор.

Задание 3. Для того чтобы читать стихотворение без ошибок, прочитай труднопроизносимые слова сначала шепотом, по слогам, затем хором, целым словом: /умча`лась/лазури/ морщине/ глубо`ко/


Задание 4. Самостоятельно выполните разметку текста: расставь логические ударения, паузы, определи силу голоса, темп чтения.


Задание 5. Подготовь выразительное чтение стихотворения. Соблюдай логические ударения, паузы, темп чтения. Постарайся голосом передать настроение автора, его отношение к изображенным событиям и действующим лицам.














И .И. Козлов

«Вечерний звон»

Внимательно послушай стихотворение, обрати внимание на интонацию, подумай, какое настроение передает это произведение, выясни конкретное содержание произведения.



Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом,

И как я, с ним навек простясь,

Там слушал звон в последний раз!

Уже не зреть мне светлых дней

Весны обманчивой моей!

И сколько нет теперь в живых

Тогда веселых, молодых!

И крепок их могильный сон;

Не слышен им вечерний звон.

Лежать и мне в земле сырой!

Напев унывный надо мной

В долине ветер разнесет;

Другой певец по ней пройдет,

И уж не я, а будет он

В раздумье петь вечерний звон!









Смысловая сторона чтения

Задание 1. Послушайте внимательно аудиозапись стихотворения. Подумайте, какое настроение старался передать автор?


Задание 2. Поделитесь своими впечатлениями от прочитанного стихотворения. ____Почему? Объясните свою точку зрения.


Задание 3. Предположите, как автор относится к изображаемому? Обоснуйте свою точку зрения с опорой на текст.


Задание 4. Предположите, какую главную мысль хотел донести до читателей автор произведения? Как вы считаете, о чем вспоминает автор произведения, о чем он сожалеет?


Задание 5. Предположите, какие эпитеты придают эмоциональный окрас стихотворению. Найдите слова, создающие печальное настроение произведения?


Задание 6. Назовите интонационные средства, которые используются в стихотворении. Выберите интонацию для чтения, которая поможет передать Ваше эмоционально - оценочное отношение к произведению.















Техническая сторона чтения

З адание 1. Найдите в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя. Прочитайте их вслух. Как вы прочитаете строки, в которых автор рассказывает о своих переживаниях?

З адание 2. Подготовьтесь читать выразительно, подумайте, какие слова надо выделить голосом, чтобы в полной мере передать настроение автора.

З адание 3. Начните читать стихотворение вслух, по команде учителя продолжаете читать просебя, после очередной команды начинаете читать вслух.

З адание 4. «Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево». Прочитайте стихотворения соблюдая правило: строчки в книгах слева направо, таким образом, внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.

Задание 5. Самостоятельно выполните разметку текста: расставь логические ударения, паузы, определи силу голоса, темп чтения. Прочитайте стихотворение, обращая внимание на разметку.















М .Ю. Лермонтов

«Горные вершины»

Внимательно послушай стихотворение, обрати внимание на интонацию, подумай, какое настроение передает это произведение



Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы...

Подожди немного,

Отдохнёшь и ты.

















Смысловая сторона чтения

Задание 1. Представьте мысленно картину, которую нарисовал автор в своем стихотворении. Какие чувства надо передать голосом при чтении этого стихотворения, чтобы раскрыть состояние лирического героя?


Задание 2. Опишите состояние автора произведения (устное словесное рисование) используйте в своем описании прилагательные, существительные, глаголы.


Задание 3. Определите, какими выразительными средствами автор описывает природу? Предположите, какую роль играет описание природы в этом стихотворении?


Задание 4. Восстановите деформированный текст стихотворения, используя опорные слова.

Горные___________

_____ во тьме ночной;

Тихие долины

Полны ______ мглой;

Не ___________ дорога,

Не ___________ листы…

Подожди немного,

Отдохнешь и ты.

О порные слова: пылит, дрожат, свежей, вершины, спят.

Задание 5. Прочитайте и отметьте понравившиеся строки, найдите слова, смысл которых не понятен, предположите, для чего автор использует данные слова.







Техническая сторона чтения

Задание 1. Выразительно прочитайте стихотворение, передайте голосом чувства и эмоции автора.


Задание 2. Произносите текст стихотворения про себя, но по указанию учителя «включите» звук.



Задание 3. Прочитайте стихотворение, обратите внимание, что некоторые слова зашифрованы.

Г орные вершины

Спят во тьме ночной;

Т ихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Н е дрожат листы...

Подожди немного,

О тдохнёшь и ты.

- мглой / - вершины / - дрожат / - спят

З

Подумайте, меняется ли смысл стихотворения, если меняется интонация с которой мы его читаем?



адание 4.
Прочитайте первую строфу стихотворения:

спокойно; радостно;

громко;

тихо;

грустно;


с раздражением;

со страхом;

с издевкой;

со злостью.









И . Языков

«Конь»

Внимательно послушай стихотворение, обрати внимание на интонацию, подумай, какое настроение передает это произведение, выясни конкретное содержание произведения.



Жадно, весело он дышит
Свежим воздухом полей:
Сизый пар кипит и пышет
Из пылающих ноздрей.
Полон сил, удал на воле,
Громким голосом заржал,
Встрепенулся конь — и в поле
Бурноногий поскакал!
Скачет, блещущий глазами,
Дико голову склонил;
Вдоль по ветру он волнами
Черну гриву распустил.





Смысловая сторона чтения

Задание 1. Внимательно послушайте стихотворение. Определите объекты изображения в стихотворении.


Задание 2. Найдите строки, которые описывают коня. Подумайте, с какой интонацией и в каком темпе нужно читать эти строчки? Обоснуйте свою точку зрения.


Задание 3. Представьте мысленно картину, которую нарисовал автор в своем стихотворении поэт. Выделите основные моменты в повествовании и перескажи текст.


Задание 4. Опишите объект стихотворения (устное словесное рисование) используйте в своем описании прилагательные, существительные, глаголы.


Задание 5. Восстановите деформированный текст стихотворения, используя опорные слова.


Жадно, _______ он дышит

_______ воздухом полей,

Сизый пар кипит и ______

Из пылающих ноздрей;

Полон сил, удал на ______,

Громким голосом ______,

_________ поскакал!

_________ голову склонил;

Вдоль по ветру он _______

Чёрну гриву распустил…


Опорные слова: бурноногий, заржал, весело, волнами, дико, свежим, пышет, воле.



Техническая сторона чтения

Задание 1. Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Постарайтесь голосом передать настроение автора, его отношение к изображенным событиям.

З адание 2. Подумай, сможешь ли ты, увидев пол-арбуза, представить себе, как выглядит целый арбуз? Проведи такой же эксперимент со словами, прочитай текст, видя только верхнюю и нижнюю часть слов.

Задание 3. Совместно с учителем выполни разметку первого четверостишия, расставь логические ударения, паузы, определи силу голоса, темп чтения.



З адание 4. Начните читать стихотворение, по хлопку переверните книгу и продолжите читать с того места, на котором остановились.

Задание 5. Начните читать стихотворение вслух, по команде учителя продолжаете читать просебя, после очередной команды начинаете читать вслух.











Список литературы

1. Бойкина М.В., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г., Голованова

М.В., Климанова Л.Ф. Литературное чтение 2 класс, 2 часть : методический аппарат учебников. М.: Просвящение, 2012

2. Васильева Л.С. Как научить детей правильно читать //Начальная школа. 2015, №8.

3. Горецкий В.Г. О проверке навыка чтения // Начальная школа 2015, №4

4. Злобина А.К. Смысловое чтение как метапредметный результат образования // Чтение – вот лучшее учение! 2016 №5

5. Иванова А.Г. Обучение младших школьников выразительному чтению лирических стихотворений: автореф. канд. пед. наук. Саранск 2014

6. Кузьмина И.А. Особенности работы с текстом в начальной школе на уроках чтения // Инновации и эксперимент. 2014, № 4

7. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студентов М. Просвкщение, 2015

8. Новикова Н.Н Пути становления механизма чтения на уроке //Нач. шк. 2012 №6.

9. Оморокова М.И. Основы обучения чтению младших школьников: учеб. пособие для студентов пед. вузов. М.: Вентана-Граф, 2016, №5

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.-М. : Просвещение, 201

33



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шемякина Анастасия Сергеевна

Дата: 03.06.2020

Номер свидетельства: 552392

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Урок литературы в  11 классе "Н. Гумилев и А.  Ахматова" "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-litieratury-v-11-klassie-n-gumiliev-i-a-akhmatova"
    ["file_id"] => string(6) "202340"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429212379"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства