kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие критического мышления на уроке литературного чтения по системе Л.В. Занкова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие навыков критического мышления состоит из трёх стадий: стадия вызова (создание проблемной ситуации), стадия осмысления, стадия рефлексии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие критического мышления на уроке литературного чтения по системе Л.В. Занкова.»

Развитие критического мышления на уроке

литературного чтения по системе Л.В. Занкова.


На уроке литературного чтения я хочу показать Вам, как реализуется один из главных принципов системы Л.В. Занкова, а именно: «Не сообщать детям в готовом виде то, к чему дети могут прийти путём собственных внутренних усилий». Это приводит к тому, что всякое усвоение нового идёт путём собственных усилий ребёнка, его собственной интенсивной познавательной деятельности, собственных поисков вопросов и ответов. Младшие школьники, обучающиеся по системе Л.В. Занкова, при руководстве и при разной степени помощи учителя формулируют сами, сами приходят не только к ответам на вопросы, но зачастую к постановке самих вопросов. Учитель только создаёт условия для самостоятельной умственной работы детей, помогая им в этом. На уроках литературного чтения по системе Л.В. Занкова идёт интенсивная духовная жизнь детей. Они размышляют, рассуждают, обмениваются мнениями и впечатлениями, эмоционально переживают происходящее на уроке, а общее переживание и общий путь к постижению истины служат сплочению коллектива, этическому и нравственному развитию детей. У них воспитывается способность слушать и слышать других, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. При этом идёт развитие волевых качеств, способности к целеполаганию, к преодолению интеллектуальных трудностей. Предоставление детям самостоятельности является необходимым условием воспитания воли, которая играет большую роль в жизни человека. У детей формируются навыки совместного обсуждения проблем, совместной умственной деятельности, интеллектуального сотрудничества, развиваются познавательная мотивация и мотивация развития. Всё это способствует созданию благоприятного социально – психологического климата в детском коллективе на уроках и во внеурочной деятельности. Ведь активная познавательная деятельность ребёнка может состояться только в том случае, если в классе установились добрые, доверительные отношения между учителем и учениками и между самими учениками.

На данном уроке я покажу развитие навыков критического мышления, (оно позволяет ребёнку стать самостоятельной, мыслящей, свободной личностью) в процессе работы с текстом, а именно, не чтение, а умение анализировать, рассуждать, отвечать на вопросы. Развитие навыков критического мышления состоит из трёх стадий: стадия вызова (создание проблемной ситуации), стадия осмысления, стадия рефлексии.









Урок литературного чтения по системе Л.В. Занкова.


На уроке литературного чтения я показала создание нравственной коллизии. Коллизия – типическое свойство методической системы, психологическую сущность которого Л. В. Занков объясняет следующим образом. В своеобразной форме коллизии обнаруживаются всякий раз, когда прежние и новые знания и навыки включаются в единую структуру. Когда их противоречивость снимается, образуется более содержательная структура, позволяющая глубже познать изучаемое явление. Часто необходимый новый способ выполнения сталкивается с прежним опытом.

В системе Л. В. Занкова коллизии проходят через систему упражнений во всех учебниках по всем предметам. Учебный материал содержит достаточно таких ситуаций, когда сведения сталкиваются, вступают друг с другом в противоречие. Коллизии используются для возбуждения интенсивной учебной деятельности школьников.

Коллизии возникают, когда ученик:

- сталкивается с недостатком (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы;

- оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения;

- сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний.

Процесс обучения строится таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направляя на нужный путь. Ученики могут не согласиться не только с мнением товарищей, но и с мнением учителя. Им предоставлено спорить, отстаивать свою точку зрения.

На уроках литературного чтения по системе Л.В. Занкова идёт интенсивная духовная жизнь детей. Они размышляют, рассуждают, обмениваются мнениями и впечатлениями, эмоционально переживают происходящее на уроке, а общее переживание и общий путь к постижению истины служат сплочению коллектива, этическому и нравственному развитию детей. У них воспитывается способность слушать и слышать других, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Всё это способствует созданию благоприятного социально – психологического климата в детском коллективе на уроках и во внеурочной деятельности. Ведь активная познавательная деятельность ребёнка может состояться только в том случае, если в классе установились добрые, доверительные отношения между учителем и учениками и между самими учениками.

На данном уроке я использовала развитие навыков критического мышления, (оно позволяет ребёнку стать самостоятельной, мыслящей, свободной личностью) в процессе работы с текстом, а именно, не чтение, а умение анализировать, рассуждать, отвечать на вопросы. Развитие навыков критического мышления состоит из трёх стадий: стадия вызова (создание проблемной ситуации), стадия осмысления, стадия рефлексии.


Учитель: Знаменская О. В.


Урок литературного чтения по системе Л.В. Занкова.


Тема: Нравственные проблемы в рассказах О. Ф. Кургузова «И кошки храпят» и В. Ю. Драгунского «Друг детства».

На своём уроке я применила одно из свойств методической системы Л.В.Занкова – это создание нравственной коллизии, а также использовала элементы навыков критического мышления. Коллизии используются для возбуждения интенсивной учебной деятельности школьников.

На стадии вызова (создание проблемной ситуации) учащимся был предложен вопрос «Кому свойственно сочувствие: взрослым или детям?». Все дети единогласно ответили, что взрослым и доказали почему.

На стадии осмысления я показала не умение детей читать, а умение размышлять, рассуждать, анализировать и отвечать на вопросы. На уроках литературного чтения по системе Л.В. Занкова идёт интенсивная духовная жизнь детей. Они обмениваются мнениями и впечатлениями, эмоционально переживают происходящее на уроке. У них воспитывается способность слушать и слышать других, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

После анализа двух произведений дети пришли к выводу, что взрослые плохо поступили в этих рассказах. И только мальчики, по – настоящему, проявили сочувствие: к животному и к игрушке. Они любят своих друзей и не предают их. Оба рассказа о дружбе, преданности.

На стадии рефлексии детям вновь был задан вопрос «Кому свойственно сочувствие: взрослым или детям?». После анализа произведений дети ответили, что детям и опять доказали почему. Оказывается, не только взрослые воспитывают детей, учат жить правильно, но и дети, часто оказывают влияние на наши поступки. Закончила я свой урок словами С. В. Образцова «Самое главное – видеть, чувствовать и любить всё живое. Только так можно вырастить в сердце доброту».



Учитель: Знаменская О. В.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Развитие критического мышления на уроке литературного чтения по системе Л.В. Занкова.

Автор: Берсенева Ольга Васильевна

Дата: 01.06.2017

Номер свидетельства: 419956

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода" "
    ["seo_title"] => string(148) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-pravopisaniie-miaghkogho-znaka-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-imien-sushchiestvitiel-nykh-zhienskogho-roda"
    ["file_id"] => string(6) "198015"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428339185"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства