Просмотр содержимого документа
«Развитие критического мышления на уроке литературного чтения по системе Л.В. Занкова.»
Развитие критического мышления на уроке
литературного чтения по системе Л.В. Занкова.
На уроке литературного чтения я хочу показать Вам, как реализуется один из главных принципов системы Л.В. Занкова, а именно: «Не сообщать детям в готовом виде то, к чему дети могут прийти путём собственных внутренних усилий». Это приводит к тому, что всякое усвоение нового идёт путём собственных усилий ребёнка, его собственной интенсивной познавательной деятельности, собственных поисков вопросов и ответов. Младшие школьники, обучающиеся по системе Л.В. Занкова, при руководстве и при разной степени помощи учителя формулируют сами, сами приходят не только к ответам на вопросы, но зачастую к постановке самих вопросов. Учитель только создаёт условия для самостоятельной умственной работы детей, помогая им в этом. На уроках литературного чтения по системе Л.В. Занкова идёт интенсивная духовная жизнь детей. Они размышляют, рассуждают, обмениваются мнениями и впечатлениями, эмоционально переживают происходящее на уроке, а общее переживание и общий путь к постижению истины служат сплочению коллектива, этическому и нравственному развитию детей. У них воспитывается способность слушать и слышать других, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. При этом идёт развитие волевых качеств, способности к целеполаганию, к преодолению интеллектуальных трудностей. Предоставление детям самостоятельности является необходимым условием воспитания воли, которая играет большую роль в жизни человека. У детей формируются навыки совместного обсуждения проблем, совместной умственной деятельности, интеллектуального сотрудничества, развиваются познавательная мотивация и мотивация развития. Всё это способствует созданию благоприятного социально – психологического климата в детском коллективе на уроках и во внеурочной деятельности. Ведь активная познавательная деятельность ребёнка может состояться только в том случае, если в классе установились добрые, доверительные отношения между учителем и учениками и между самими учениками.
На данном уроке я покажу развитие навыков критического мышления, (оно позволяет ребёнку стать самостоятельной, мыслящей, свободной личностью) в процессе работы с текстом, а именно, не чтение, а умение анализировать, рассуждать, отвечать на вопросы. Развитие навыков критического мышления состоит из трёх стадий: стадия вызова (создание проблемной ситуации), стадия осмысления, стадия рефлексии.
Урок литературного чтения по системе Л.В. Занкова.
На уроке литературного чтения я показала создание нравственной коллизии. Коллизия – типическое свойство методической системы, психологическую сущность которого Л. В. Занков объясняет следующим образом. В своеобразной форме коллизии обнаруживаются всякий раз, когда прежние и новые знания и навыки включаются в единую структуру. Когда их противоречивость снимается, образуется более содержательная структура, позволяющая глубже познать изучаемое явление. Часто необходимый новый способ выполнения сталкивается с прежним опытом.
В системе Л. В. Занкова коллизии проходят через систему упражнений во всех учебниках по всем предметам. Учебный материал содержит достаточно таких ситуаций, когда сведения сталкиваются, вступают друг с другом в противоречие. Коллизии используются для возбуждения интенсивной учебной деятельности школьников.
Коллизии возникают, когда ученик:
- сталкивается с недостатком (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы;
- оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения;
- сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний.
Процесс обучения строится таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направляя на нужный путь. Ученики могут не согласиться не только с мнением товарищей, но и с мнением учителя. Им предоставлено спорить, отстаивать свою точку зрения.
На уроках литературного чтения по системе Л.В. Занкова идёт интенсивная духовная жизнь детей. Они размышляют, рассуждают, обмениваются мнениями и впечатлениями, эмоционально переживают происходящее на уроке, а общее переживание и общий путь к постижению истины служат сплочению коллектива, этическому и нравственному развитию детей. У них воспитывается способность слушать и слышать других, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Всё это способствует созданию благоприятного социально – психологического климата в детском коллективе на уроках и во внеурочной деятельности. Ведь активная познавательная деятельность ребёнка может состояться только в том случае, если в классе установились добрые, доверительные отношения между учителем и учениками и между самими учениками.
На данном уроке я использовала развитие навыков критического мышления, (оно позволяет ребёнку стать самостоятельной, мыслящей, свободной личностью) в процессе работы с текстом, а именно, не чтение, а умение анализировать, рассуждать, отвечать на вопросы. Развитие навыков критического мышления состоит из трёх стадий: стадия вызова (создание проблемной ситуации), стадия осмысления, стадия рефлексии.
Учитель: Знаменская О. В.
Урок литературного чтения по системе Л.В. Занкова.
Тема: Нравственные проблемы в рассказах О. Ф. Кургузова «И кошки храпят» и В. Ю. Драгунского «Друг детства».
На своём уроке я применила одно из свойств методической системы Л.В.Занкова – это создание нравственной коллизии, а также использовала элементы навыков критического мышления. Коллизии используются для возбуждения интенсивной учебной деятельности школьников.
На стадии вызова (создание проблемной ситуации) учащимся был предложен вопрос «Кому свойственно сочувствие: взрослым или детям?». Все дети единогласно ответили, что взрослым и доказали почему.
На стадии осмысления я показала не умение детей читать, а умение размышлять, рассуждать, анализировать и отвечать на вопросы. На уроках литературного чтения по системе Л.В. Занкова идёт интенсивная духовная жизнь детей. Они обмениваются мнениями и впечатлениями, эмоционально переживают происходящее на уроке. У них воспитывается способность слушать и слышать других, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
После анализа двух произведений дети пришли к выводу, чтовзрослые плохо поступили в этих рассказах. И только мальчики, по – настоящему, проявили сочувствие: к животному и к игрушке. Они любят своих друзей и не предают их. Оба рассказа о дружбе, преданности.
На стадии рефлексии детям вновь был задан вопрос «Кому свойственно сочувствие: взрослым или детям?». После анализа произведений дети ответили, что детям и опять доказали почему. Оказывается, не только взрослые воспитывают детей, учат жить правильно, но и дети, часто оказывают влияние на наши поступки. Закончила я свой урок словами С. В. Образцова «Самое главное – видеть, чувствовать и любить всё живое. Только так можно вырастить в сердце доброту».