Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе Калмыкии 10 класс»
Рабочая программа по литературе Калмыкии в 10 классе
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка.
Программа регионального компонента «Литература Калмыкии» для 10 класса рассчитана на 1 год обучения. На изучение курса отводится по 34 ч. (1 урок в неделю).
Введение регионального компонента необходимо для обогащения языка учащихся посредством приобщения учащихся к искусству слова и раскрытия их творческого потенциала на региональном содержании.
Структура и содержание курса литературы ориентированы на постоянное внимание к эмоциональному восприятию учениками текста, к их раздумьям над поставленными автором проблемами. Программа предмета «Литература Калмыкии» состоит из 2-х разделов:
«Устное народное творчество»;
«Чтение и изучение художественных произведений поэтов и писателей Калмыкии»;
Находится в тесном сочетании с разделами и подразделами базовой общеобразовательной программы по литературе.
Раздел базовой программы “Внеклассное чтение” включает в себя знакомство с современной детской литературой Калмыкии. В жанровом плане представлены сказки, эпос, легенды, классическая и современная поэзия и проза, реалистические повести и рассказы. Учащиеся познакомиться с жизнью и творчеством калмыцких поэтов и писателей: Х.Сян-Белгина, Д.Кугультинова,Н.Манджиева,С.Каляева,Т.Бембеева,А.Балакаева,Б.Дорджиева,Б.Басангова,О.Манджиева,А.Кукаева,А.Тачиева,А.Джимбеева, Э. Эльдышева, М.Хонинова ,Г.Даваева, Ц. Леджинова и других.
Программа включает все основные виды устных и письменных работ, рекомендованные базисным планом: чтение вслух и выразительное чтение выученных наизусть художественных произведений; словарно-фразеологическую работу; ответы на вопросы по содержанию произведений; деление прочитанного произведения на части и составление плана; различные виды устного и письменного пересказа с элементами оценки поступков героя и авторского отношения к ним; устный и письменный пересказ содержания текста.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ :
Предмет “Литература Калмыкии” призван решать следующие цели и задачи:
1.Развитие познавательных интересов учащихся, расширение их кругозора.
2.Пробуждение творческих сил, творческих начал в ребенке.
3.Формирование элементарных навыков исследовательской работы.
4.Развитие речи учащихся, умение пользоваться богатством и выразительными возможностями калмыцкого языка.
На уроках у учащихся пробуждается интерес к калмыцкому народу, его истории, жизни и быту, желание узнать еще больше, шире, глубже его культуру. Упражнения в импровизации в стиле произведений устного народного творчества открывают перед учащимися простор для сочинительства, для развития его воображения. Собирая, записывая, обрабатывая материал, учащиеся глубже вникают в специфику народного творчества, приобщаются к культуре исследовательской работы. Читая, заучивая и исполняя произведения устного народного творчества, учащиеся усваивают образцы подлинной народной речи и свойственный нации стиль мышления.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ.
Все перечисленные виды работ имеют цель выработать у учащегося следующие умения:
-выделять в прочитанном произведении отдельные эпизоды;
-устанавливать временную и причинно-следственную связь между событиями в произведении;
-характеризовать героя и определять тему и идею изучаемого произведения.
Развитие умений предполагает выработку у учащегося устойчивых навыков правильного чтения вслух и выразительного чтения наизусть; составление плана небольшого эпического произведения или отрывка с различными заданиями. Программные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся определяют основное содержание факультативного курса ”Литература Калмыкии”
Методы работы делятся на три группы:
1.Методы преподнесения информации: лекции, беседы, использование таблиц, опорных сигналов, составление конспектов, словарей и т.д.
2.Методы эмоционального воздействия на аудиторию: использование фоно и видеозаписей, слайдов, красочных иллюстраций, обеспечение эмоционального фона урока (оформление занятий, кабинета, декорации), организация творческих встреч, воспоминаний, т.е. все то, что оставляет незабываемое впечатление.
3.Практические занятия учащихся: работа в студиях, инсценирование, игры, участие в смотрах, конкурсах, выставках, национальных праздниках, фестивалях и т.д.
Таким образом, предмет «Литература Калмыкии», который проводится на русском языке для учащихся некалмыцкой национальности, открывает неограниченное поле деятельности, дает поистине уникальные возможности для духовного, нравственного, умственного развития юного человека на более доступном, интересном, разнообразном и близком ему материале, формирует его национальное самосознание, национальное достоинство.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЛИТЕРАТУРА КАЛМЫКИИ».
РАЗДЕЛ I.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
Истоки поэтического творчества калмыцкого народа уходят вглубь веков. Этот древний народ в своем историческом развитии прошел через труднейшие испытания. Но какие бы тяжелые, а иногда даже мрачные времена не переживал он, родники устного народного творчества продолжали бить ключом. Горячее сердце народа рождало бесчисленные песни и сказания, сказки и притчи, пословицы и поговорки. В них народ выражал свои высокие чувства, свою уверенность в победе добра над злом, в торжестве справедливости. Наиболее ярким выражением народной мудрости, накапливавшейся веками, является калмыцкий героический эпос «Джангар». Раздел предполагает знакомство учащихся не только с видами калмыцкого фольклора, но и с темами, сопутствующими его изучению: -утилитарное назначение произведений народного искусства; -традиционные виды художественных ремесел в калмыцком кочевом хозяйстве; -калмыцкий национальный костюм как отражение исторической судьбы народа и уклада жизни; -орнамент и его историческая этнокультурная ценность; -национальные игры.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.
Народная мудрость пословиц и поговорок. Краткость и выразительность, меткость и точность языка. Идейно-тематическое разнообразие, прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Связь пословиц и поговорок с другими фольклорными жанрами.
ЗАГАДКИ.
Отражение в загадках смекалки, творческого воображения, представлений о сотворении мира, происхождении Вселенной. Показательные, демонстрирующие народные приметы загадки и их тематическое содержание: растительный мир, мир животных, Вселенная и явления природы, предметы материальной культуры, загадки-триады, числовые загадки.
БЛАГОПОЖЕЛАНИЯ.
Важно подчеркнуть, что благопожелания - это особый вид калмыцкого национального творчества, в котором мысль выражена художественным, глубоко проникновенным языком. Йорялы в честь приехавшего гостя, в честь новой одежды, посвященные народным праздникам. Авторские йорялы (К.Эрендженов, Д.Кугультинов и др.).
ШАВАШИ - стихотворные прибаутки, которыми зрители воодушевляли танцующих. Близость этого жанра к танцевальному искусству.
МАКТАЛЫ - восхваления, ода. Произносится в такой же рифмованной форме, как и шаваши, но в других жизненных ситуациях. Различие в исполнении- мактал произносятся без всякого музыкального сопровождения, а шаваш только одновременно со звучанием мелодии и исполнением танца.
КАЛМЫЦКИЕ СКАЗКИ- родник народной мудрости.
Показать, что сила людей – в умении и способностях, смекалке и уме, порицание лжецов, болтунов, пустословов, людей, не умеющих делать правильные выводы. Обратить внимание на значения сказок, выражающих тему трудолюбия и ума. Познакомить с классификацией сказок и их тематическим разнообразием. Например, «Три золотые игрушки» - волшебная, «Семилетний судья»- о жизни народа, «Барс, волк, лиса и верблюд» - о животных и др.
«ДЖАНГАР»
Калмыцкий героический эпос передается в течение многих веков, из поколения в поколение. Является сокровищем устного народного творчества, гордостью народа, его вдохновляющей силой и поддержкой в трудные минуты. Главная идея «Джангара» - жизнь без войны, вражды, в мире, покое, равенстве и братстве. Учащиеся должны понять, откуда появилась мечта простого народа – страна Бумба. Страна Бумба- воплощение народной мечты. Выявление удивительных нравственных качеств богатырей, их мировоззрения, описание внешности.
РАЗДЕЛ II.
ЧТЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПИСАТЕЛЕЙ КАЛМЫКИИ.
В последнее время в Калмыкии стала успешно развиваться детская литература. Примечательно то, что почти все калмыцкие писатели и поэты обращаются к ней, заботясь о духовном, нравственном, эстетическом воспитании подрастающего поколения.
Литература, предложенная в программе, обращается непосредственно к жизни народа, учит по- новому относиться к труду, обществу, прошлому и настоящему, показывает истоки боевого подвига в годы Великой Отечественной войны, воспевает красоту природы родного края.
Кроме литературы, предложенной для чтения и изучения в обязательном порядке, рекомендован список литературы для самостоятельного чтения, который со временем сыграет важную роль при проведении внеклассного чтения в рамках учебного базисного плана для общеобразовательных школ Российской Федерации.
В связи с тем, что в современной литературе появляются новые, возвращаются забытые имена, учитель может вносить в программу необходимые дополнения или изменения.
Темы данного предмета составлены с учетом подачи материала литературы с 5 по 11 классы.
Тематическое планирование
«Литература Калмыкии»
№
Тема урока
Кол-во часов
дата
1
Устное народное творчество. Знакомство с жанрами калмыцкого фольклора.
1ч.
2
Виды художественных ремесел в калмыцком кочевом хозяйстве. Орнамент, его историческая этнокультурная ценность. Калмыцкий национальный костюм.
1ч.
3
Народные игры. Загадки. Пословицы и поговорки. Скороговорки, считалки.
1ч.
4
Благопожелания.Шаваши, макталы.
1ч.
5
Калмыцкие народные сказки.
1ч.
6
Эпос «Джангар». Эпос «Джангар» в творчестве поэтов и писателей Калмыкии-
2ч
7
Национальные калмыцкие праздники Зул, Цаган-Сар, Урюс Сар (по календарю).
1ч.
8
Сян-Белгин Х. «Серый воробей», « Два обманщика» /сказки/. «Старый хотон»(рассказ -быль) Стихи: «Родная степь», «Я и моё», “Степь мне- небо ”, «Ветер», «Песня о коне».
1ч.
9
Эрендженов К. Рассказ “Горький поступок”.Стихи: “Весна”, “Вы краше всех цветов”, ”Танцует в травах солнце”, “Пушкин и калмычка”
1ч.
10
Инджиев Л. «Рассказ матери», Стихи: «Родник», «Настоящий мужчина», «Буря и деревья».
Дорджиев Б. Стихи: «Тюльпан», «Баллада о журавлях», «Первый цветок», «Первый учитель», (из книги «Верный путь»)
1ч.
13
Джимбинов Б. Стихи: «Байрта», «Радуга на ладони», «У реки», «О чем шепчутся волны Дуная», «Волшебное слово», «Восточный базар».
Сусеев А. Стихи: «Птица –мастерица», «Приглашение», «Юрий Клыков»/главы из поэмы/.
2ч.
14
Хонинов М.Стихи: «В апреле ходят журавли», «Жаворонок», «Амбу и Му», «Красотка во дворе у меня», «Хлеб», «Степной каравай», «Мать с Березины», «Тюльпаны», «Гимн человеку» Поэмы: «Хитрый ёж», «Чудо- кони», «Мой верблюжонок».
2ч.
15
Байдыев С. Стихи: « Кто спрятал луну», «Чудо- море», «Птица летит к гнезду», «Караван».
1ч.
16
Бембеев Т. Сказки: «Два цветочка», «Пасынок». Стихи: «В моей степи», «Я знаю труд», «Дружба».
Буджалов Е. Стихи: «Амуля», «8 марта», «Цветок», «Маме», «Весенний лепесток тюльпана», «Весна», «Скачки», «В степи», «У памятника Пушкину», «У памятника».
Сангаджиева Б. Стихи: «Я буду слушаться», «Дневник Чемида», «Аралтан», «Тюльпаны», «Аранзал», «Калмыцкий чай», «Домбра», «Школьный концерт».
2ч
17
Жизненный и творческий путь Д.М.Кугультинова.
1ч.
18
Тема любви в творчестве поэта.
2ч.
19
Фольклорные основы в творчестве Д.Кугультинова.
1ч.
20
Кугультинов Д. Стихи: «Кусок хлеба», «Зерно», «Церен», «Храбрый заяц», «Сон Санджи», «Рассказ о потерянном времени». Прозаические сказки: «Бамба и красавица Булгун», «Сказка о славном юноше Маньвархане и прелестноликой Венчике небесного лотоса», «О дружбе, преодолевшей смерть», «Поэтическая сказка», «Песнь чудесной птицы».
2ч.
21
Кугультинов Д. Поэмы: «Живая вода», «Равные солнцу», Стихи: «Голос Москвы», «Родной домбры неповторимый лад», «Полынь», «Семьдесят две небылицы».
2ч.
22
Балакаев А. стихи: «Баллада о мальчике», «Верблюд». Повести, рассказы: «Аюка- хан» /отрывок/, «Легенда о земле», «Сайгачонок».Повесть «Голубоглазая катаржанка»
4ч.
23
Шуграева В. стихи: «Оля в школе», «Времена года», «Быть весне», «Твои друзья из Элисты», «Пусть», «Улицы героев», «Дом чабана». Поэмы, сказки: «Батыр», «Счастье сироты».