Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению по образовательной системе «Школа 2100» 3 класс»
Литературное чтение, 3 класс УМК «Школа 2100»
Управление образования администрации г.Чебоксары
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №43» города Чебоксары
Чувашской Республики
Рассмотрено:
руководителем школьного методического
объединения начальных классов
МБОУ «СОШ № 43» г.Чебоксары
Васильева А.А.
«29» августа 2017 г.
Протокол № 1
от 29.08.2017 г.
Утверждено:
Директор МБОУ «СОШ № 43» г.Чебоксары
Петрова Л.Л.
«30» августа 2017 г.
Приказ № 124
от 30.08.2017 г.
Рабочая программа
по предмету «Литературное чтение»
в 3 Б классе
на 2017-2018 учебный год
учителя начальных классов
Михайловой Нины Вячеславовны
Программа разработана на основе:
1) Образовательной программы по предмету «Литературное чтение» под редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, издательство «Баласс», 2011 год УМК «Школа 2100»
2) федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009 г.;
3) учебного плана школы
Чебоксары, 2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 6 октября 2009 года с последующими изменениями); на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, положения о рабочей программеи примерной учебной программы курса литературное чтение для четырехлетней школы ассоциации «Школа 2100», разработанная группой авторов Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев. («Образовательная система «Школа 2100», в 2-ух книгах /Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна.-М.:Баллас,2011.)
МБОУ «СОШ№43» города Чебоксары является общеобразовательной школой. Предмет «Литературное чтение» входит в обязательную предметную область «Русский язык и литературное чтение».
Данная программа отражает обязательное для усвоения в начальной школе содержание обучения по литературному чтению. По программе на изучение литературного чтения в 3 классе отводится 105 часов (т.е. 3 часа в неделю). Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом МБОУ «СОШ №43» г. Чебоксары.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета по литературному чтению:
3 класс
Личностные результаты
У обучающего будут сформированы
Обучающийся получит возможность для формирования
–эмоциональность: умение осознавать и определять(называть) свои эмоции;
– эмпатия–умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
–чувство прекрасного–умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
–любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
–понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
–интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
–ориентация в нравственном содержании и смысле поступков–своих и окружающих людей;
– этические чувства– совести, вины, стыда– как регуляторы морального поведения.
- понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;
- чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;
- понятие об ответственности человека за себя и близких, о высших чувствах любви, внимания, заботы;
-любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа;
- чувства ответственности за мир природы;
- умение оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений.
Для достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты– диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения
Метапредметные результаты
РегулятивныеУУД
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность научиться
-самостоятельно формулировать тему и цели урока;
–составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
–работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
–в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;
- проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;
- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
- осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений(учебных успехов).
Познавательные УУД
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность научиться
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах
олицетворения;
–соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
(сплошной текст; не сплошной текст–иллюстрация, таблица, схема);
–перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую(составлять план, таблицу, схему);
–пользоваться словарями, справочниками;
–осуществлять анализ и синтез;
–устанавливать причинно-следственные связи;
–строить рассуждения.
- пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты;
- понимать структуру построения рассуждения;
- воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;
- проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях, справочниках, в контролируемом пространстве Интернета; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
- создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность научиться
–оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
–адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
–высказывать и обосновывать свою точку зрения;
–слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
–задавать вопросы.
-выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;
- устно и письменно выражать впечатление от прочитанного;
- проявлять самостоятельность в групповой работе;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- выбирать способы деятельности в коллективной работе, осуществлять рефлексию, контролировать и оценивать результаты.
Предметные результаты
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность научиться
–воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
–осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
–самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
–самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить
словарную работу;
–делить текст на части, составлять простой план;
–самостоятельно формулировать главную мысль текста;
–находить в тексте материал для характеристики героя;
–подробно и выборочно пересказывать текст;
–составлять рассказ-характеристику героя;
–составлять устные и письменные описания;
–по ходу чтения представлять картины, устно выражать(рисовать) то, что представили;
–высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста(что понравилось из прочитанного и почему);
–относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
–различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
–видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты.
- пересказывать текст подробно, выборочно и кратко;
- сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;
- представлять особенности устного народного творчества по сравнению с авторским;
- осознавать особенности характера героя в народной и авторской сказке;
- находить способы создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров;
- понимать возможности литературы передавать сложное настроение, изображать развитие чувства;
Понимать особенности жанра басни;
- определять роль портрета и пейзажа в произведениях;
- находить в юмористических текстах приемы создания комического;
- оценивать поступки героя и отношение автора к нему.
Круг детского чтения
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность научиться
- самостоятельно ориентироваться в содержании учебника, в т.ч. по условным значкам, работать с произведениями;
- самостоятельно пользоваться разными разделами словаря;
- осуществлять выбор книги по тематике;
- готовить сообщения, используя материалы школьной или публичной библиотеки.
- понимать значимость прочитанного произведения или книги для себя, своего кругозора;
- создавать презентации книг различной тематики;
- ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с произведениями отечественной и зарубежной детской литературы разных эпох.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность научиться
- представлять общие корни развития литературного фольклора разных народов;
- различать малые жанры фольклора;
- различать жанры художественной литературы;
- выделять события рассказа; понимать сюжет как цепь событий, составлять сюжетный план произведения.
- находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и авторской литературы;
- обнаруживать средства художественной выразительности в тексте;
- самостоятельно находить мораль басни;
- понимать возможность эволюции характера героя литературного произведения.
Творческая деятельность учащихся
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность научиться
- пересказывать текст кратко, выборочно, подробно;
- читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения;
- выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, рисовании, творческой деятельности
- сознательно пользоваться различными средствами выразительного чтения: менять интонацию, темп, тембр, делать паузы в зависимости от задач чтения4
- читать, передавая авторское отношение к поступкам героя;
- подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению.
Формирование ИКТ- компетентности
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность научиться
- записывать и прослушивать собственный голос для использования в учебной задаче
- использовать цифровые фото и видеофиксации для учебных и творческих задач
- искать дополнительную информацию для решения учебных и познавательных задач, в т.ч. в Интернете
- разместить свою работу в информационной среде для презентаций
- планировать и осуществлять несложных наблюдения с использованием инструментов ИКТ
- создавать информационные объекты в качестве отчета о проведенных исследованиях
2.Содержание изучения учебного предмета
3 класс
(102 ч., 34 недели по 3часа в неделю)
Структура программы:
№ п/п
Название раздела
Количество часов
1
«Прощание с летом»
4 ч
2
«Летние путешествия и приключения»
16 ч
3
«Природа летом»
7 ч
4
«Уроки переменки»
11ч
5
«Глухая пора листопада...»
6 ч.
6
«И кот ученый свои мне сказки говорил…»
11 ч.
7
«Поет зима, аукает..»
9 ч.
8
«Животные в нашем доме»
6 ч.
9
«Мы с мамой и папой»
9 ч.
10
«Наполним музыкой сердца»
6 ч.
11
«День смеха»
3 ч.
12
«О весна, без конца и без краю…»
6 ч.
13
«День Победы»
5 ч.
14
«Родная земля»
5 ч.
15
Итоговая контрольная работа
1 ч.
Итого:
105 ч.
1.Прощание с летом (4ч).
Знакомство с учебником. Стихотворения Г.Сапгира «Нарисованное солнце» и Ю.Кима «Светлый день», чувашская писательница Людмила Симонова «Выходи на солнышко».
Чем можно гордиться? (Рассказ В.Драгунского «Англичанин Павля»).
«Взрослая» жизнь дяди Федора, Матроскина и Шарика (Главы из повести Э.Успенского).
«Взрослая» жизнь дяди Федора, Матроскина и Шарика (Главы из повести Э.Успенского).
Лето волшебное и разное (Стихотворения К.Бальмонта «Капля» и Б.Заходера «Что красивее всего?»). Стихи Б.Заходера, К. Бальмонта, рассказы В.Драгунского, Э.Успенского, Л. Симоновой о лете.
2. Летние путешествия и приключения (15 ч).
Введение в раздел. Стихотворение Ю. Кима «Отважный охотник»
Приключения изыскателей (Главы 1 и 3 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»)
Какие они – настоящие изыскатели? (Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»)
Повесть о летних путешествиях (Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы»)
Во что верят и играют мальчишки? (Главы из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера»)
Чтение по разделам 1–3. Игра становилась жизнью (А. Гайдар «Тимур и его команда»)
Как слава пришла к А. Гайдару (Б. Емельянов «Игра»)
Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (К. Паустовский «Кот-ворюга»)
Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (К. Паустовский «Жильцы старого дома»)
Обобщение по разделу. Проверочная работа №1 по прочитанным произведениям.
Обучающее сочинение «Мои летние приключения».
Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С.Голицына, И.Дика, Б.Емельянова, М.Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.
3. Природа летом (7 ч).
Введение в раздел. Стихотворения С. Есенина «С добрым утром!», Б. Пастернака
«За поворотом». Выразительное чтение стихотворения.
Краски и звуки лета (А. Чехов «Степь» (фрагмент), М. Пришвин «Золотой луг»)
Отчего так хорошо ранним летним утром? (Глава «В купальне» из повести А. Толстого «Детство Никиты»)
Спасительная сила летней грозы. (Глава «Стрелка барометра» из повести А. Толстого «Детство Никиты»)
Картины летнего дня (И. Тургенев «Голуби», И. Бунин «Розы»)
В. Бианки «Неслышимка»
Обобщение по разделу. Проверочная работа №2 по прочитанным произведениям.
Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А.Чехова, А.Толстого, М.Пришвина, В.Бианки о красоте и поэзии летней природы.
4. Уроки и переменки(11ч).
Фрагменты из книги Э. Успенского «Школа клоунов»)
Б. Заходер. «Перемена» (работа в тетради).
Легко ли быть Песталоцци? (Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку»)
Путь в Страну невыученных уроков. (Б. Заходер «Вредный кот», главы 1–4 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков»)
Испытания для Виктора Перестукина. (Главы 5–12 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков»)
Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста
Обобщение по разделу. Проверочная работа № 3 по прочитанным произведениям.
Внеклассное чтение по разделу 4. Книги о сверстниках, о школе.
Стихи Б.Заходера, О.Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э.Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных ,но очень увлекательных уроках. Л. Я. Агакова, «Паттăр Çапук» (Стёпа-герой)
5. «Глухая пора листопада...» (6 ч).
Осень... (Стихотворения А. Пушкина «Осень», К. Бальмонта «Осень», Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной...») Л. Я. Агакова, «Паттăр Çапук» (Стёпа-герой)
Что заслуживает описания? (К. Паустовский «Мой дом»)
Стихи о «близости снега». (Г.Сапгир «Четыре конверта», Д.Самойлов «Перед снегом»)
Как приходит зима. (К. Паустовский «Прощание с летом», Б. Пастернак «Иней»)
Обобщение по разделу. Проверочная работа № 4 по прочитанным произведениям.
Внеклассное чтение.
Знакомство с современными детскими журналами
Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта,Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К.Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.
6. «И кот ученый свои мне сказки говорил...» (11ч).
«Подарки» зимы. (Стихотворения К. Бальмонта «Снежинка», И. Бродского «Вечером»)
В ожидании новогоднего чуда. (Стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда Мороза»)
Урок- практикум по развитию читательских умений. В. Драгунский. «Кот в сапогах»
Зимние впечатления. (Стихотворения Б.Пастернака «Снег идёт», А. Башлачёва «Рождественская», Д. Самойлова «Город зимний»)
Суровые законы жизни зимнего леса. (В. Бианки «По следам»)
Обобщение по разделу. Проверочная работа №6
Обучающее сочинение. Сочинение на выбор по темам: Новогодняя ночь. На лыжах по зимнему лесу. Школьный маскарад. Картинки зимнего дня.
Внеклассное чтение по разделу 7
Стихи К.Бальмонта, С.Есенина, Б.Пастернака, И.Бродского, Д.Самойлова, А.Башлачёва, Ю.Мориц, А.Барто, рассказы В.Бианки, В.Драгунского о красоте зимней природы, её красках и звуках, о новогоднем празднике.
8. Животные в нашем доме (6ч).
Стихотворения В. Берестова «Прощание с другом», Г. Сапгира«Морская собака, Петр Сялгузь «Вăтанчăк автан» (Стеснительный петух)
У каждого – своё место в природе. (Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»)
Замечательные собаки. (Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», В. Драгунский «Дымка и Антон»)
Каждый ли клёст может стать капитаном? (Ю. Коваль «Капитан Клюквин»)
Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»)
Обобщение по разделу. Проверочная работа № 7 по прочтинным произведениям.
Стихи В.Берестова, Ю.Мориц, Г.Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю.Коваля, Ю.Коринца, В.Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных. Петр Сялгузь «Вăтанчăк автан» (Стеснительный петух).
9. Мы с мамой и папой (9ч).
Стихотворения Э. Успенского «Все в порядке», «Если был бы я девчонкой»
Мечты о «взрослой» жизни. (В. Драгунский «...Бы»)
Подарки – это серьёзное дело. (Ю.Коринец. Глава «Подарки под подушкой» из книги «Там, вдали, за рекой», А.Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном»)
Во что нельзя «играть». (И. Дик «Красные яблоки»)
Что такое взаимопонимание? (В. Драгунский «Девочка на шаре»)
Хорошо, когда рядом – папа! (С. Маршак «Хороший день»)
Когда мама сердится... (В. Драгунский «Тайное всегда становится явным)
Внеклассное чтение по разделам 8 и 9
Обобщение по разделу. Проверочная работа №8 по прочитанным произведениям.
Стихи А. Барто, С.Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.
10.«Наполним музыкой сердца...» (6 ч).
Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», И. Тургенев «Певцы» (фрагмент)
Как рождается музыка (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)
Волшебная сила бессмертной музыки (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)
Сказка о маленьком Моцарте (Г.Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)
Какими бывают встречи с писателями? (В. Драгунский «Независимый Горбушка»)
Обобщение по разделу. Проверочная работа № 9 по прочитанным произведениям.
Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека.
11. День смеха (3 ч).
Стихотворения Г.Сапгира «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или Всё наоборот»
Легко ли смеяться над собой? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)
Весёлые стихи. (Двустишия О.Григорьева, стихотворение Ю.Мориц «Малиновая кошка»)
Весёлые юмористические стихи Г.Сапгира, Ю.Мориц, О.Григорьева, Ю.Владимирова, рассказ В.Драгунского, отрывок из повести Э.Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.
12. «О весна, без конца и без краю...»(6ч).
Введение раздел. Как приходит весна (Стихотворения А. Макаревича «Снег...», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид...», А.Блока «Ветер принес издалёка...»)
Озорные стихи о весне. (Стихотворения В. Маяковского «Тучкины штучки», О. Мандельштама «Калоша», Саши Чёрного «Зелёные стихи»)
Проверка уровня развития читательских умений.А. Толстой, глава «Весна» из повести «Детство Никиты»
Картины весны. (Б. Окуджава «Весна»)
Обобщение по разделам 11-12. Проверочная работа по пройденным разделам.
Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.
13. День Победы (5 ч).
А.Ахматова «Памяти друга»
Трудная тема – война. (В. Драгунский «Арбузный переулок»)
Стихи о войне. (В.Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б.Окуджава «Король», А.Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...»)
Внеклассное чтение по разделу 13
Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б.Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В.Драгунского о военном детстве.«Çĕньял ачисем» (Дети Синьяла) Евы Лисиной
14. Родная земля (5ч).
Введение в раздел. К.Паустовский «Бескорыстие»
Что такое Родина? (В.Бахревский, Г. Цыферов. Фрагмент из книги: «Ты, Россия моя», Б.Окуджава «Песенка об Арбате») «Çĕньял ачисем» (Дети Синьяла) Евы Лисиной.
Заключительный урок. С.Козлов, Г.Цыферов «Где живёт солнце?»
Обобщение по разделам 13–14. Произведения К.Паустовского, Г.Цыферова и других писателей о России, о любви к родной Чувашской земле.
15. Итоговая контрольная работа. (1ч.)
Также на уроках литературного чтения проводится работа по следующим разделам:
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно‑познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга‑произведение, книга‑сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Тематическое планирование по предмету «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
В 3 Б КЛАССЕ
на 2017– 2018 у.г.
№ п/п
Раздел
Тема урока
Количество часов
Примечание
1
Прощание с летом
Знакомство с учебником. Стихотворения Г.Сапгира «Нарисованное солнце» и Ю.Кима «Светлый день», чувашская писательница Людмила Симонова «Выходи на солнышко»
1
2
Чем можно гордиться? (Рассказ В.Драгунского «Англичанин Павля»)
1
3
«Взрослая» жизнь дяди Федора, Матроскина и Шарика (Главы из повести Э.Успенского)
1
4
Лето волшебное и разное (Стихотворения К.Бальмонта «Капля» и Б.Заходера «Что красивее всего?»)
1
5
Летние путешествия и приключения
Введение в раздел. Стихотворение Ю. Кима «Отважный охотник»
1
6
Приключения изыскателей (Главы 1 и 3 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»)
2
7
8
Какие они – настоящие изыскатели? (Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»)
1
9
Повесть о летних путешествиях (Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы»)
1
10
Во что верят и играют мальчишки? (Главы из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера»)
2
11
12
Чтение по разделам 1–3. Игра становилась жизнью (А. Гайдар «Тимур и его команда»)
1
13
Как слава пришла к А. Гайдару (Б. Емельянов «Игра»)
1
14
Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (К. Паустовский «Кот-ворюга»)
3
15
16
17
Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (К. Паустовский «Жильцы старого дома»)
2
18
19
Обобщение по разделу. Проверочная работа №1
1
20
Обучающее сочинение
1
21
Природа летом
Введение в раздел. Стихотворения С. Есенина «С добрым утром!», Б. Пастернака
«За поворотом»
1
22
Краски и звуки лета (А. Чехов «Степь» (фрагмент), М. Пришвин «Золотой луг»)
1
23
Отчего так хорошо ранним летним утром? (Глава «В купальне» из повести А. Толстого «Детство Никиты»)
1
24
Спасительная сила летней грозы. (Глава «Стрелка барометра» из повести А. Толстого «Детство Никиты»)
1
25
Картины летнего дня (И. Тургенев «Голуби», И. Бунин «Розы»)
1
26
В. Бианки «Неслышимка»
1
27
Обобщение по разделу. Проверочная работа №2
1
28
Уроки и переменки
Необычная школа (Фрагменты из книги Э. Успенского «Школа клоунов»)
2
29
30
Б. Заходер. «Перемена» (работа в тетради)
1
31
Легко ли быть Песталоцци? (Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку»)
2
32
33
Путь в Страну невыученных уроков. (Б. Заходер «Вредный кот», главы 1–4 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков»)
1
34
Испытания для Виктора Перестукина. (Главы 5–12 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков»)
2
35
36
Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста
1
37
Обобщение по разделу. Проверочная работа № 3
1
38
Внеклассное чтение по разделу 4. Книги о сверстниках, о школе.
1
39
«Глухая пора листопада…»
Такая разная осень... (Стихотворения А. Пушкина «Осень», К. Бальмонта «Осень», Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной...») Л. Я. Агакова, «Паттăр Çапук» (Стёпа-герой)
1
40
Что заслуживает описания? (К. Паустовский «Мой дом»)
1
41
Стихи о «близости снега». (Г.Сапгир «Четыре конверта», Д.Самойлов «Перед снегом»)
1
42
Как приходит зима. (К. Паустовский «Прощание с летом», Б. Пастернак «Иней»)
1
43
Обобщение по разделу. Проверочная работа № 4
1
44
Внеклассное чтение.
Знакомство с современными детскими журналами
1
45
«И кот ученый свои мне сказки говорил…»
Введение в раздел. Стихотворения Г.Сапгира «Леса-чудеса», В.Берестова«Сказка», чувашская писательница Светлана Гордеева «Верить в чудеса»
1
46
«Сказка – ложь, да в ней намёк…». (Русская сказка «Кот и лиса», чувашская народная сказка «Большой Заяц»)
1
47
Какие ещё бывают сказки? (Сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей делил»)
1
48
Мир волшебной сказки. (Стихотворение Б. Гребенщикова и др. «Город», арабская сказка «Синдбад-Мореход»)
1
49
За что награждают в сказках? (Ш. Перро «Ослиная шкура»)
1
50
Может ли оловянный солдатик быть стойким? (Г.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»)
1
51
Уроки сказочной повести. (Фрагмент из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»)
1
52
Сказка для театра. (С. Маршак «Сказка про козла» )
1
53
Обобщение по разделу. Стихотворение В. Высоцкого «Песня Кэрролла».Проверочная работа № 5
1
54
Внеклассное чтение по разделу 6
1
55
Обучающее сочинение
1
56
«Поет зима, аукает…»
Звуки и краски зимы (Стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аукает...», «Пороша»)
1
57
«Подарки» зимы. (Стихотворения К. Бальмонта «Снежинка», И. Бродского «Вечером»)
1
58
В ожидании новогоднего чуда. (Стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда Мороза»)
1
59
Урок- практикум по развитию читательских умений. В. Драгунский. «Кот в сапогах»
1
60
Зимние впечатления. (Стихотворения Б.Пастернака «Снег идёт», А. Башлачёва «Рождественская», Д. Самойлова «Город зимний»)
1
61
Суровые законы жизни зимнего леса. (В. Бианки «По следам»)
1
62
Обобщение по разделу. Проверочная работа №6
1
63
Обучающее сочинение
1
64
Внеклассное чтение по разделу 7
1
65
Животные в нашем доме
Введение в раздел. Стихотворения В. Берестова «Прощание с другом», Г. Сапгира«Морская собака, Петр Сялгузь «Вăтанчăк автан» (Стеснительный петух)
1
66
У каждого – своё место в природе. (Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»)
1
67
Замечательные собаки. (Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», В. Драгунский «Дымка и Антон»)
1
68
Каждый ли клёст может стать капитаном? (Ю. Коваль «Капитан Клюквин»)
1
69
Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»)
1
70
Обобщение по разделу. Проверочная работа № 7
1
71
Мы с мамой и папой
Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Все в порядке», «Если был бы я девчонкой»
1
72
Мечты о «взрослой» жизни. (В. Драгунский «...Бы»)
1
73
Подарки – это серьёзное дело. (Ю.Коринец. Глава «Подарки под подушкой» из книги «Там, вдали, за рекой», А.Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном»)
1
74
Во что нельзя «играть». (И. Дик «Красные яблоки»)
1
75
Что такое взаимопонимание? (В. Драгунский «Девочка на шаре»)
1
76
Хорошо, когда рядом – папа! (С. Маршак «Хороший день»)
1
77
Когда мама сердится... (В. Драгунский «Тайное всегда становится явным)
1
78
Внеклассное чтение по разделам 8 и 9
1
79
Обобщение по разделу. Проверочная работа №8
1
80
«Наполним музыкой сердца…»
Введение в раздел. Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», И. Тургенев «Певцы» (фрагмент)
1
81
Как рождается музыка (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)
1
82
Волшебная сила бессмертной музыки (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)
1
83
Сказка о маленьком Моцарте (Г.Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)
1
84
Какими бывают встречи с писателями? (В. Драгунский «Независимый Горбушка»)
1
85
Обобщение по разделу. Проверочная работа № 9
1
86
День смеха
Введение в раздел. Стихотворения Г.Сапгира «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или Всё наоборот»
1
87
Легко ли смеяться над собой? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)
1
88
Весёлые стихи. (Двустишия О.Григорьева, стихотворение Ю.Мориц «Малиновая кошка»)
1
89
«О весна, без конца и без краю…»
Введение в раздел. Как приходит весна (Стихотворения А. Макаревича «Снег...», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид...», А.Блока «Ветер принес издалёка...»)
1
90
Озорные стихи о весне. (Стихотворения В. Маяковского «Тучкины штучки», О. Мандельштама «Калоша», Саши Чёрного «Зелёные стихи»)
1
91
Проверка уровня развития читательских умений. А. Толстой, глава «Весна» из повести «Детство Никиты»
2
92
93
Картины весны. (Б. Окуджава «Весна»)
1
94
Обобщение по разделам 11-12. Проверочная работа по разделам 11-12.
1
95
День Победы
Введение в раздел. А.Ахматова «Памяти друга»
1
96
Трудная тема – война. (В. Драгунский «Арбузный переулок»)
1
97
Стихи о войне. (В.Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б.Окуджава «Король», А.Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...»)
2
98
99
Внеклассное чтение по разделу 13
1
100
Родная земля
Введение в раздел. К.Паустовский «Бескорыстие»
1
101
Что такое Родина? (В.Бахревский, Г. Цыферов. Фрагмент из книги: «Ты, Россия моя», Б.Окуджава «Песенка об Арбате») «Çĕньял ачисем» (Дети Синьяла) Евы Лисиной
2
102
103
Заключительный урок. С.Козлов, Г.Цыферов «Где живёт солнце?»
1
104
Обобщение по разделам 13–14.
1
105
Итоговая контрольная работа
1
Приложение.
Система оценивания и нормы оценок по предмету «Литературное чтение».
Нормы для проверки техники чтения обучающихся
• в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения: осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимание значения отдельных слов и предложений;
• во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
• в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту (про себя); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений; использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;
• в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту (про себя); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и неподготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение отметки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.
Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
Чтение наизусть
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
Критерии оценки работ творческого характера.
К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по картинкам, личному опыту и т.д. на начальной ступени школы все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляются и в журнал не заносится.
Во втором и третьем классах за обучающие изложения и сочинения выставляется одна отметка – за содержание.
В третьем классе проводится 1 контрольное изложение за учебный год, в четвертом – 2 контрольных изложения за год. Оценки за контрольные изложения выставляются через дробную черту – за содержание и грамматику. В четвертом классе за обучающие и контрольные изложения в журнал выставляются обе оценки: в одну клетку.
Нормы оценки работ творческого характера.
За содержание:
- оценка «5» ставится за последовательное и правильное воспроизведение авторского текста (изложение), логически оправданное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильное речевое оформление. Допустимо не более одной речевой неточности;
- оценка «4» ставится за правильную и достаточно полную информацию по авторскому тексту (изложение). Тема раскрыта, но имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. Допустимо не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста;
- оценка «3» ставится за некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), отклонение от темы (в основном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений), бедность словаря, речевые неточности. Допустим не более пяти недочетов речи в содержании и построении текста;
- оценкам «2» ставится за несоответствие работы теме, значительные отступления от авторского текста, большое количество неточностей фактического характера, нарушение последовательности изложения мыслей, отсутствие связи между частями текста, бедность словаря. В целом в работе допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.
За грамотность:
- оценка «5»: отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, допустимо одно-два исправления;
- оценка «4»: не более двух орфографических и одной пунктуационной ошибки, одно – два исправления;
- оценка «3»: три-пять орфографических ошибок, одна-две пунктуационные, одно – два исправления;
- оценка «2»: шесть и более орфографических ошибок, три-четыре пунктуационных, три-четыре исправления.
Тестовые работы (тест)
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.