Рабочая программа по литературе для 8 класса по учебнику Коровиной В. Я., Журавлёва В. П. и др.
Рабочая программа по литературе для 8 класса по учебнику Коровиной В. Я., Журавлёва В. П. и др.
Рабочая программа по литературе составлена по учебнику Коровиной в. Я., Журавлёва В. П., Коровина В. И. для 8 класса, 2014 год, издательство Москва: "Просвещение" и рассчитана на 2 часа в неделю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 8 класса по учебнику Коровиной В. Я., Журавлёва В. П. и др.»
Муниципальное образование «Усть-Илимский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Тубинская средняя общеобразовательная школа»
(«МОУ «Тубинская СОШ»)
Рассмотрено
МО_____________
________________
Протокол №
От «____»_______20____г.
Руководитель МО
_____________________
Согласовано
МС
Протокол № _________
От «____» ________20____г.
Председатель МС
_______________ Е. В. Зепп
Утверждаю
Приказ № ________
от «___»_____20____г.
Директор МОУ
«Тубинская СОШ»
__________Л. А. Солдатенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Литература »
для обучающихся 8 класса
(базовый уровень)
МОУ «Тубинская СОШ»
на 2016 - 2017 учебный год
Образовательная область: литература
Разработал (а):
ФИО Алексеенко Жанна Васильевна
учитель русского языка и литературы
должность, предмет
первая
категория
2016
Рабочая программа курса «Литература»
(базовый уровень)
8 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для изучения «Литература» в 8 классе. Составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Объём времени, отводимый на изучение данного предмета по Базисному учебному плану – 68 часов.
Цели и задачи изучения литературы в школе
Цель изучения литературы в школе - приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении прежде всего к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить обучающихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Задачи курса:
Формирование вдумчивого, талантливого читателя.
Развитие художественного вкуса.
Обучение грамотному анализу прочитанного произведения.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.
Формирование читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
Формирование представления о логике развития литературного процесса.
Общая характеристика учебного курса
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Рабочая программа курса «Литература» (8 класс) составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе (базовый уровень), базисного учебного плана, авторской программы: сборник «Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5 – 9 классы» под редакцией В. Я. Коровиной, М.: «Просвещение,» 2013 г.
Используемый учебно-методический комплект:
- 8 класс В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. Литература; Москва, «Просвещение» 2014 г.
- фонохрестоматия к учебнику литература 8 класс, авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин.
Цели и задачи изучения литературы в 8 классе
Цели курса:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи курса
Формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (сказка, легенда, миф, летопись, басня, рассказ, повесть, баллада).
Овладение навыками подробного, выборочного, сжатого (или краткого), художественного пересказа небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
Развитие умения производить сопоставительный анализ произведений, близких по теме, сюжету, образам.
Овладение монологической и диалогической речью в объёме изученных произведений.
Развитие умения писать сочинения разных жанров: рассказ об интересном событии, характеристика литературного героя и реального лица, отзыв о прочитанной книге и др.
Формирование умения готовить небольшое сообщение, интервью на литературную тему.
Формирование потребности в систематическом чтении и анализе художественных произведений.
Развитие эмоциональной сферы школьников, включение учащихся в творческую деятельность.
Используемые методы обучения и формы организации учебной деятельности:
Методы обучения: словесные в тесном сочетании с наглядными и практическими (проблемный, частично-поисковый, исследовательский, проектной деятельности).
Формы обучения: урок, нетрадиционные формы уроков – урок-проект, урок-презентация, урок-соревнование, урок-игра, урок-экскурсия, урок творческого воображения, урок-исследование.
Педагогические технологии: проблемно-диалогическое обучение, ИКТ, обучение в сотрудничестве, технология встречных усилий, критическое мышление.
Межпредметные связи.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и в первую очередь с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает прежде всего общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально – культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память обучающихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему.
Место учебного предмета в учебном плане
Общее количество часов, отводимое на изучение курса «Литература» в 8 классе по Федеральному базисному учебному плану составляет 68 часов из расчёта 2 учебных часа в неделю.
Ценностные ориентиры содержания курса «Литература» в 8 классе
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
Результаты обучения и усвоения литературы в 8 классе
В результате изучения литературы обучающийся должен
знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
Тексты художественных произведений, рекомендованные для обязательного чтения.
Тексты художественных произведений, рекомендованные для самостоятельного чтения.
Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
Особенности композиции изученного произведения.
Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.
уметь:
* Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
* Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
*Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
*Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
*Различать эпические и лирические произведения.
*Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
*Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
*Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
*Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
*Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
*Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.
Содержание тем учебного курса
Введение (1ч.)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество(2 ч.)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Древнерусская литература (2 ч.)
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Литература XVIII века (3 ч.)
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Русская литература XIX века (34 ч.)
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Классное сочинение по повести «Капитанская дочка».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы. Анализ эпизодов из поэмы «Мцыри».
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Урок внеклассного чтения. Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество». Место повести «Отрочество» в автобиографической трилогии Л.Н.Толстого. Николенька Иртеньев среди других героев повести. Психологизм повести.
Поэзия родной природы.А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...». Анализ стихотворений.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
«Шуточка».Истинное и ложное в человеческих отношениях. Любовь в рассказе.
Русская литература XX века (19 ч.)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
Историческая тема в его творчестве. Образ родины в стихотворении «Россия», его современное звучание и смысл.Образ Родины в лирическом цикле Блока «На поле Куликовом».Приемы создания художественных образов. Образная система цикла.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники)
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. Творческая работа учащихся.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов (1ч.)
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. (1 ч.)
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе (1 ч.)
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов. Анализ стихотворений.
Зарубежная литература (6 ч.)
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Тематическое планирование курса «Литература» 7 класс
№
Наименование разделов и тем
Количество часов
1
Вводный урок. Литература и история.
1
2
Раздел 1. Устное народное творчество
2
2. 1
Тема 1. Исторические и лирические песни.
1
2. 2
Тема 2. Пословицы и поговорки. Предания.
1
3.
Раздел 2. Древнерусская литература
2
3.1
Тема 1. Житийная литература.. «Житие Александра Невского».
1
3.2
Тема 2. «Шемякин суд»
1
4.
Раздел 3. Русская литература XVIII века
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
3
5.
Раздел 4. Русская литература XIX века
34
5.1
Тема 1. И.А. Крылов
2
5.2
Тема 2. К.Ф. Рылеев
1
5.3
Тема 3. А.С. Пушкин
10
5.4
Тема 4. М.Ю. Лермонтов
4
5.5
Тема 5. Н.В. Гоголь
7
5.6
Тема 6. М. Е. Салтыков-Щедрин
2
5.7
Тема 7. Н.С. Лесков
1
5.8
Тема 8. Л.Н. Толстой
4
5.9
Контрольный урок по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого.
1
5.10
Тема 9. Поэзия родной природы.
1
5.11
Тема 10. А.П. Чехов
2
6.
Раздел 5. Русская литература XX века
19
6.1
Тема 1. И.А. Бунин
1
6.2
Тема 2. А.И. Куприн
1
6.3
Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению по рассказам А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна.
1
6.4
Тема 4. А.А. Блок
2
6.5
Тема 5. С.А. Есенин
2
6.6
Контрольная работа по творчеству А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И. Куприна, А.А.Блока, С.А.Есенина.
1
6.7
Тема 6. М.А. Осоргин.
1
6.8
Тема 7. И.С. Шмелев.
1
6.9
Тема 8. Писатели улыбаются.
1
6.10
Тема 9. А.Т. Твардовский
3
6.11
Тема 10. А.П. Платонов
1
6.12
Тема 11. Стихи и песни о Великой Отечественной войне
1
6.13
Тема 12. В.П. Астафьев
1
6.12
Тема 13. Лирика русских поэтов о родине, природе
1
7.
Раздел 6. Зарубежная литература
6
7.1
Тема 1. У. Шекспир
2
7.2
Тема 2. Мольер
2
7.3
Тема 3. Д. Свифт
1
7.4
Тема 4. В. Скотт
1
8.
Итоговый урок.Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.
1
Итого
68
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
Для учителя:
Учебник Литература. 8 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2010.
Методическая литература:
Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010
Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе . 8 класс к учебнику В.Я.Коровиной: методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2010
Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. — М.: ВАКО, 2008.
Кадашникова Н.Ю., Савина Л.М. Уроки литературы. 5-11 классы. Организация контроля и творческая работа. – В.: 2009. - 254 с.
Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 8 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений. — М. : Просвещение, 2009.
Литература. 8 класс. Поурочные планы по учебникам Коровиной В.Я., Курдюмовой Т.Ф., Беленького Г.И. – 2012, 508с.
Турьянская Б.И. и др. Литература в 8 классе. Урок за уроком. – 2006, 240с.
Уроки литературы с применением информационных технологий. 5-11 классы. Изучение «сквозных» тем в процессе преподавания литературы. Методическое приложение с электронным интерактивным приложением. / Сост. Г.М. Вялкова, Т.А. Чернова. – М.: «Планета», 2013.
Дидактическая литература:
Анищенко Г.А. Литературный справочник. – М.: 2012. - 176 с.
Граник Г.Г. и др. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11 классы. – М.: Астрель, АСТ, 2003. - 352с.
Ерохина Е.Л. Тесты по литературе. 8 класс. К учебнику В.Я. Коровиной "Литература. 8 класс". 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2013. - 112с.
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: дидактические материалы по литературе. — М.: Просвещение, 2010
Критарова Ж.Н. Анализ произведений русской литературы. 8 класс. 2014, 192с.
Макарова Б.А. Дидактические материалы по литературе 8 класс: к учебнику В.Я. Коровиной, - Экзамен.- М., 2009
Пискунова Т.А. Готовимся к ГИА. Литература. 8 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена. – Я.: 2010, 64с.
Интернет-ресурсы
Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»
http://lit.1september.ru
Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала
http://litera.edu.ru
BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки
http://www.bibliogid.ru
Kidsbook: библиотека детской литературы
http://kidsbook.narod.ru
Виртуальный музей литературных героев
http://www.likt590.ru/project/museum/
В помощь молодому педагогу: сайт учителя русского языка и литературы Л.О. Красовской
http://skolakras.narod.ru
Древнерусская литература
http://pisatel.org/old/
Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО
http://ruslit.ioso.ru
Методика преподавания литературы
http://metlit.nm.ru
Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия
http://www.foxdesign.ru/legend/
Русская виртуальная библиотека
http://www.rvb.ru
Слова: поэзия Серебряного века
http://slova.org.ru
Стихия: классическая русская / советская поэзия
http://litera.ru/stixiya/
Фундаментальнаяэлектронная библиотека «Русская литература и фольклор»