Приемы активизации мыслительной деятельности на уроках литературы в рамках внедрения ФГОС
Приемы активизации мыслительной деятельности на уроках литературы в рамках внедрения ФГОС
Доклад,имеющий научно-практическую направленность, о приемах повышения активизации на уроках литературы по программе В.Я.Коровиной. В нем преподносятся конкретные практические приемы работы на различных этапах урока, позволяющие заинтересовать учащихся литературой. Предлагаемые приемы можно использовать и во внеурочной работе по литературе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приемы активизации мыслительной деятельности на уроках литературы в рамках внедрения ФГОС»
МБОУ «Москаленская СОШ» Марьяновского района Омской области
Приемы активизации мыслительной деятельности на уроках литературы в рамках внедрения ФГОС
Подготовила: Борева
Татьяна Николаевна,
учитель русского языка и литературы
2014-2015 учебный год
Важным отличием современного урока является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения использовать эти знания в практике.Современному обществу нужны образованные, нравственные люди, которые будут способны самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественный образ мира, созданный автором.
Целевые установки отражают основные виды деятельности, на освоение которых направлен школьный курс русского языка и литературы. К ним относятся чтение, комментирование, анализ, интерпретация художественного текста, понимание и оценка его смысла, создание собственного высказывания.
Одним из главных направлений современной методики преподавания является обучение на основе текста. Сегодня истолкование художественного текста и создание собственного становится с каждым днем более востребованным в нашей жизни. Результатом этого умения является сочинение, и к нему мы идем постепенно. Мои шестиклассники любят сочинять мини-истории, обсуждать прочитанные художественные произведения, спорить и рассуждать по поводу них на жизненные темы. Также им нравятся сочинения на заданную тему, миниатюры (« Чего я не люблю», « Зимнее утро», « Что такое добро?» и т.д.), где дети раскрывают свои творческие способности, высказывают свои мысли.
На сегодняшний день актуальным является проблемное обучение, в котором предпочтение отдается исследованию. Одним из вариантов повышения эффективности исследования является опорный конспект, который мы представляем в виде рисунка или схемы, таблицы. Так после изучения сказок в 5 классе мы с учащимися составляли таблицу, в которой выявляли сходство и различие между народными и авторскими произведениями. Таким образом, мы обобщили изученный материал, сделали соответствующие выводы. Преобразование учеником информации в более наглядную форму ведет к прочному усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у детей выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах.
Также эффективным средством, способствующим познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций. Этот прием позволяет реализовать исследовательский подход к обучению, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в результате поисков. Например, при изучении темы «Как исправить текст с речевым повтором» предлагаются для сравнения два текста, и учащиеся путем наблюдения выявляют проблемный вопрос: какими способами можно избежать повторов-ошибок? На уроках литературы использую прием «Прогнозирование», когда учащимся предлагаю определить дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, особенно в ситуации нравственного выбора. Например, как поступит Владимир Дубровский: оставит дом в сохранности Троекурову или примет какое-то свое решение? Какое? (по роману А.Пушкина «Дубровский»).
Важную роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения - это фундамент всего образования. При работе с текстом использую прием составления плана,что позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?». Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию. Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение и выводы по поводу прочитанного текста. На литературе формируется морально-ценностная позиция учащихся. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для формирования познавательных, коммуникативных и личностных УУД использую приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Интересующий меня вопрос», «Кластер». Например, при «Чтении с остановками» задаю следующие вопросы: какие ощущения вызывает у вас этот пейзаж? Что вы почувствовали, прослушав диалог? Кому из героев вы сейчас больше доверяете? Что было для вас удивительным? Как вы думаете, чем закончится произведение? Как вы бы поступили в данном случае?
При организации урока использую групповую форму работы, проектные виды деятельности. Учащиеся учатся в этом случае искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД. Так после изучения произведений М.Лермонтова в 6 классах был проведен проект « О творчестве М.Лермонтова» по изученным стихотворениям. Подготовка к проекту и выполнение его на уроке развивают в ребятах чувства сопереживания, доверия, доброжелательности к товарищам, коллективизма и т.д.
Особую роль играет итог урока, рефлексия, где использую различные приёмы: пятиминутное эссе; синквейны; метод незаконченного предложения; свободное высказывание, написание памятки, инструкции.Например, на уроке литературы по роману А.Пушкина « Дубровский» был составлен следующий синквейн: 1. Владимир. 2. Умный, добрый. 3.Уважает, заботится, любит. 4. Жаль Владимира и Машу. 5. Несчастный.
На сегодняшний день говорить о каких-то больших результатах рано. Но выход учащихся на творческий уровень (создание проектов по предметам, написание рассказов, сочинений-рассуждений, повышение уровня успеваемости и успешности выполнения районных контрольных (комплексных) работ, участие в конкурсах всероссийского значения, в которых проверяется уровень сформированности УУД, свидетельствует о продуктивности проделываемой работы.