kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка учащихся к ГИА-2018 по литературе (ОГЭ и ЕГЭ).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад - общённый опыт работы в старших классах по литературе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка учащихся к ГИА-2018 по литературе (ОГЭ и ЕГЭ).»

Подготовка учащихся к ГИА-2018 по литературе (ОГЭ и ЕГЭ).


Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Новый образовательный стандарт ориентирует учителя на достижение этой цели, определяет задачи, которые призван решать школьный предмет – литература. Учителю, с одной стороны, необходимо сохранить фундаментальность литературного образования, с другой – внедрять компетентностный подход в преподавании литературы.

В связи с этим перед учителем стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по литературе? Кроме того, введение ОГЭ и ЕГЭ сегодня повышает требования к учителю литературы, особенно в старших классах.

Сегодня ОГЭ и ЕГЭ по литературе по праву считается одним из самых сложных, и это неудивительно, ведь объем знаний должен быть очень велик. Ученик должен хорошо помнить практически все произведения, начиная с пятого класса, их содержание, героев и, конечно, основной смысл. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по литературе проводится постепенно – на протяжении всего школьного курса. Но наиболее активно готовить к экзаменам учитель должен на старшей ступени школы. Для достижения положительного результата учителем должна быть выработана система подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Именно об этом пойдет речь сегодня.

ОГЭ по литературе.

  • Задания государственной итоговой аттестации (ОГЭ) по литературе в 9 классе разработаны таким образом, что знания теоретико- и историко-литературного характера проверяются не впрямую, а через умение применить их для анализа литературного произведения и создания собственного текста, отражающего понимание прочитанного.

ОГЭ с ее разнообразным содержанием побуждает учителей словесности искать и апробировать новые методические решения, делать акценты на том, что раньше могло казаться необязательным, организовывать учебную деятельность так, чтобы она привела к победе ученика, а, следовательно, и его учителя. Сегодня очевидно для всех, что подготовку к сдаче экзаменов нужно начинать в среднем звене.

При изучении любой темы на любом этапе урока необходимо включать упражнения по отработке языковых понятий:


• найти изобразительные средства в предложении или тексте;

• определить функцию или значение изобразительных средств;

• определить художественную значимость и необходимость изобразительных средств в данном контексте;

• подобрать синонимы и антонимы к данным тропам.


Для того чтобы совместить изучение учебного материала и подготовку к выполнению творческой части, на уроке используются тексты малой формы. Работа с ними не занимает много времени, но позволяет развивать речь учащихся, акцентировать внимание на изобразительно-выразительных средствах, используемых автором, находить тему и проблему в тексте, а в старшем звене обсуждать проблемы, поставленные автором, подбирать аргументы к сочинению-рассуждению.

Использование новых форм уроков литературы (моделирующих) способствуют

отработки приема сопоставления. Одной из особенностей урока моделирующего характера является включение в него нескольких (обычно 3-х) литературных произведений. Подбор произведений осуществляется на основе смежности тем, образов, проблем и прочих аспектов. А значит , подобные уроки дают отличную возможность для подготовки к заданиям С2-С4.

Приведу примеры подобных уроков.

1. Функция серого цвета в произведениях Н. Гоголя "Шинель" , А.Чехова " Цветы зла" , Т. Толстой "Кысь".

2. Образ дерева в лирике М.Лермонтова, Ф.Тютчева, А.Ахматовой....

Сегодня большинство учеников имеют ноутбуки или планшетные компьютеры, поэтому учителю достаточно поделиться с ними ссылкой той или иной страницы. Все, можно приступать к работе.

Но есть и проблемы…Наиболее успешно учащиеся выполняют задания, проверяющие фактические знания или точность формулировок, понятий, хуже – задания, требующие размышлений над текстом. Существенно ниже результаты выполнения заданий повышенного уровня сложности, требующих развернутого ответа ограниченного объема, которые проверяют умение обобщать литературные явления и факты, рассматривать их в литературном контексте.

Причины недостаточно высокого уровня выполнения экзаменационной работы по литературе могут быть связаны с неблагоприятными условиями, в которых оказалось в последние десятилетия школьное литературное образование. При достаточно объемном содержании предмета количество учебных часов, отведенных на его изучение, резко уменьшилось, что привело к неоправданному сокращению времени, отводимого на изучение художественных текстов. 







ЕГЭ по литературе.

Более чем по какому-либо другому предмету по литературе успех обеспечивается системной работой, начиная со  среднего звена: подавляющая часть заданий ориентирована на выявление филологической и речевой    компетентности.

Любая подготовка начинается с осознания необходимости «предмета», его назначения, конкретных задач, содержания, структуры. В целом содержание и структура экзаменационной работы должны проверить знания учащихся содержания курса истории русской литературы, а также необходимый комплекс умений по предмету:
*   умение воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике;
*   выделять смысловые части художественного текста;
*   выделять и формулировать тему, проблематику произведения, давать   характеристику героев;
*   характеризовать особенности сюжета, элементов композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении;
*   сопоставлять литературные факты и явления;
*   выделять позицию автора в произведении;
*   выражать свое отношение к прочитанному в форме письменного   высказывания на литературную тему.

Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение учащимися как вновь изученного, так и ранее пройденного материала , содержание которого определено обязательным минимумом по предмету. В соответствии с этим школьникам предлагаются проверочные работы и формы контроля, различные по содержательной направленности, полноте охвата литературного  материала и характеру оценки результатов.

Типология проверочных работ, используемых в системе подготовки к экзамену вы можете видеть на слайде.

Все проверочные работы можно разделить на три типа:


-   работы, проверяющие знакомство учащихся с содержанием
    произведений, входящих в круг обязательного чтения;
-  работы, проверяющие глубину освоения литературных произведений и
    знаний о литературе;
-  работы, выявляющие качество речевых умений и навыков, формируемых
   в процессе изучения литературы.

1.Задания первого типа проверяют знакомство учащихся с кругом обязательного чтения и охватывают изученный курс литературы, в основном произведения, предназначенные для текстуального изучения. Эти работы предполагают свободно конструируемые, хотя и краткие ответы.

Вопросы, входящие в состав этих проверочных работ, двух видов. Один из них – на узнавание произведения по отрывку, по высказываниям писателей и критиков. Другой вид заданий – вопросы, проверяющие знание тематики, героев, понимание взаимосвязи событий сюжетного развития.

Из приведенных примеров видно, что каждое задание состоит из двух вопросов. Причем один из них рассчитан на воспроизведение элементарных сведений о литературном произведении (авторство, название, герои), а другой предполагает осмысление отдельных сторон  его содержания и формы (тема, проблема).

2.Работы второго типа направлены на выявление глубины освоения изученных произведений и знаний о литературе. Они имеют комплексный характер и соответствуют аналитической деятельности, которая формируется у учащихся на уроках литературы. Основу этой деятельности составляют умения воспринимать, анализировать, оценивать литературные произведения, которые находят свое проявление в истолковании его художественных особенностей и идейного замысла.

Учащимся предлагаются фрагменты изученного произведения и вопросы, направленные на объяснение изображенного. Проверяются умения выделять и истолковывать художественные особенности текста, умение объяснять мотивы поведения, характеры или отношения героев, а также истолковывать общий смысл фрагмента как части целого произведения (его связь с проблематикой и роль в композиции).
3.Работы третьего типа направлены на проверку главным образом уровня развития школьников в процессе изучения литературы.


Как правило, ЕГЭ по литературе выбирают увлеченные этим предметом учащиеся. Но иногда этот выбор обусловлен лишь необходимостью иметь результат ЕГЭ по литературе для поступления в определенный вуз. Все это свидетельствует о разной мотивации учащихся в выборе данного экзамена, следовательно, и о неодинаковой степени вовлеченности в литературу. Для этого учителю приходится адаптировать и дифференцировать свои методы и приемы работы по подготовке к экзамену. Уместнее, на мой взгляд, сочетать индивидуальную работу с групповой, когда «сильный» ученик подтягивает менее подготовленного, где осуществляется совместный филологический поиск в работе с литературными материалами. А если учитывать то, что в 2014 году перед нами поставлена задача по «возрождению» итогового сочинения по литературе в новом контексте требований, то данные приемы работы будут актуальны не только для группы учащихся, сдающих ЕГЭ по литературе, но и для всех выпускников.





В заключение хотелось бы отметить, что существует много различных методик по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ помогающих педагогу в работе. Но очень важны не просто теоретические основы, а опыт самих учителей, накопленный на практике!

Закончить хотелось бы пословицей, пришедшей в связи с этим в голову: "Век живи - век учись" - это о нас,об учителях!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Подготовка учащихся к ГИА-2018 по литературе (ОГЭ и ЕГЭ).

Автор: Жидкова Елена Михайловна

Дата: 01.11.2017

Номер свидетельства: 435964

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Методы и приемы, используемые при подготовке выпускников к успешной сдаче государственной итоговой аттестации."
    ["seo_title"] => string(110) "mietodyipriiemyispolzuiemyiepripodghotovkievypusknikovkuspieshnoisdachieghosudarstviennoiitoghovoiattiestatsii"
    ["file_id"] => string(6) "295749"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455872301"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Эффективные методы и приёмы учителя русского языка и литературы при подготовке к итоговой аттестации"
    ["seo_title"] => string(115) "effiektivnyie-mietody-i-priiomy-uchitielia-russkogho-iazyka-i-litieratury-pri-podghotovkie-k-itoghovoi-attiestatsii"
    ["file_id"] => string(6) "280934"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453451509"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства