Просмотр содержимого документа
«Подготовка учащихся к ГИА-2018 по литературе (ОГЭ и ЕГЭ).»
Подготовка учащихся к ГИА-2018 по литературе (ОГЭ и ЕГЭ).
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Новый образовательный стандарт ориентирует учителя на достижение этой цели, определяет задачи, которые призван решать школьный предмет – литература. Учителю, с одной стороны, необходимо сохранить фундаментальность литературного образования, с другой – внедрять компетентностный подход в преподавании литературы.
В связи с этим перед учителем стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по литературе? Кроме того, введение ОГЭ и ЕГЭ сегодня повышает требования к учителю литературы, особенно в старших классах.
Сегодня ОГЭ и ЕГЭ по литературе по праву считается одним из самых сложных, и это неудивительно, ведь объем знаний должен быть очень велик. Ученик должен хорошо помнить практически все произведения, начиная с пятого класса, их содержание, героев и, конечно, основной смысл. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по литературе проводится постепенно – на протяжении всего школьного курса. Но наиболее активно готовить к экзаменам учитель должен на старшей ступени школы. Для достижения положительного результата учителем должна быть выработана система подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Именно об этом пойдет речь сегодня.
ОГЭ по литературе.
Задания государственной итоговой аттестации (ОГЭ) по литературе в 9 классе разработаны таким образом, что знания теоретико- и историко-литературного характера проверяются не впрямую, а через умение применить их для анализа литературного произведения и создания собственного текста, отражающего понимание прочитанного.
ОГЭ с ее разнообразным содержанием побуждает учителей словесности искать и апробировать новые методические решения, делать акценты на том, что раньше могло казаться необязательным, организовывать учебную деятельность так, чтобы она привела к победе ученика, а, следовательно, и его учителя. Сегодня очевидно для всех, что подготовку к сдаче экзаменов нужно начинать в среднем звене.
При изучении любой темы на любом этапе урока необходимо включать упражнения по отработке языковых понятий:
• найти изобразительные средства в предложении или тексте;
• определить функцию или значение изобразительных средств;
• определить художественную значимость и необходимость изобразительных средств в данном контексте;
• подобрать синонимы и антонимы к данным тропам.
Для того чтобы совместить изучение учебного материала и подготовку к выполнению творческой части, на уроке используются тексты малой формы. Работа с ними не занимает много времени, но позволяет развивать речь учащихся, акцентировать внимание на изобразительно-выразительных средствах, используемых автором, находить тему и проблему в тексте, а в старшем звене обсуждать проблемы, поставленные автором, подбирать аргументы к сочинению-рассуждению.
Использование новых форм уроков литературы (моделирующих) способствуют
отработки приема сопоставления. Одной из особенностей урока моделирующего характера является включение в него нескольких (обычно 3-х) литературных произведений. Подбор произведений осуществляется на основе смежности тем, образов, проблем и прочих аспектов. А значит , подобные уроки дают отличную возможность для подготовки к заданиям С2-С4.
Приведу примеры подобных уроков.
1. Функция серого цвета в произведениях Н. Гоголя "Шинель" , А.Чехова " Цветы зла" , Т. Толстой "Кысь".
2. Образ дерева в лирике М.Лермонтова, Ф.Тютчева, А.Ахматовой....
Сегодня большинство учеников имеют ноутбуки или планшетные компьютеры, поэтому учителю достаточно поделиться с ними ссылкой той или иной страницы. Все, можно приступать к работе.
Но есть и проблемы…Наиболее успешно учащиеся выполняют задания, проверяющие фактические знания или точность формулировок, понятий, хуже – задания, требующие размышлений над текстом. Существенно ниже результаты выполнения заданий повышенного уровня сложности, требующих развернутого ответа ограниченного объема, которые проверяют умение обобщать литературные явления и факты, рассматривать их в литературном контексте.
Причины недостаточно высокого уровня выполнения экзаменационной работы по литературе могут быть связаны с неблагоприятными условиями, в которых оказалось в последние десятилетия школьное литературное образование. При достаточно объемном содержании предмета количество учебных часов, отведенных на его изучение, резко уменьшилось, что привело к неоправданному сокращению времени, отводимого на изучение художественных текстов.
ЕГЭ по литературе.
Более чем по какому-либо другому предмету по литературе успех обеспечивается системной работой, начиная со среднего звена: подавляющая часть заданий ориентирована на выявление филологической и речевой компетентности.
Любая подготовка начинается с осознания необходимости «предмета», его назначения, конкретных задач, содержания, структуры. В целом содержание и структура экзаменационной работы должны проверить знания учащихся содержания курса истории русской литературы, а также необходимый комплекс умений по предмету: * умение воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике; * выделять смысловые части художественного текста; * выделять и формулировать тему, проблематику произведения, давать характеристику героев; * характеризовать особенности сюжета, элементов композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении; * сопоставлять литературные факты и явления; * выделять позицию автора в произведении; * выражать свое отношение к прочитанному в форме письменного высказывания на литературную тему.
Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение учащимися как вновь изученного, так и ранее пройденного материала , содержание которого определено обязательным минимумом по предмету. В соответствии с этим школьникам предлагаются проверочные работы и формы контроля, различные по содержательной направленности, полноте охвата литературного материала и характеру оценки результатов.
Типология проверочных работ, используемых в системе подготовки к экзамену вы можете видеть на слайде.
Все проверочные работы можно разделить на три типа:
- работы, проверяющие знакомство учащихся с содержанием произведений, входящих в круг обязательного чтения; - работы, проверяющие глубину освоения литературных произведений и знаний о литературе; - работы, выявляющие качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы.
1.Задания первого типа проверяют знакомство учащихся с кругом обязательного чтения и охватывают изученный курс литературы, в основном произведения, предназначенные для текстуального изучения. Эти работы предполагают свободно конструируемые, хотя и краткие ответы.
Вопросы, входящие в состав этих проверочных работ, двух видов. Один из них – на узнавание произведения по отрывку, по высказываниям писателей и критиков. Другой вид заданий – вопросы, проверяющие знание тематики, героев, понимание взаимосвязи событий сюжетного развития.
Из приведенных примеров видно, что каждое задание состоит из двух вопросов. Причем один из них рассчитан на воспроизведение элементарных сведений о литературном произведении (авторство, название, герои), а другой предполагает осмысление отдельных сторон его содержания и формы (тема, проблема).
2.Работы второго типа направлены на выявление глубины освоения изученных произведений и знаний о литературе. Они имеют комплексный характер и соответствуют аналитической деятельности, которая формируется у учащихся на уроках литературы. Основу этой деятельности составляют умения воспринимать, анализировать, оценивать литературные произведения, которые находят свое проявление в истолковании его художественных особенностей и идейного замысла.
Учащимся предлагаются фрагменты изученного произведения и вопросы, направленные на объяснение изображенного. Проверяются умения выделять и истолковывать художественные особенности текста, умение объяснять мотивы поведения, характеры или отношения героев, а также истолковывать общий смысл фрагмента как части целого произведения (его связь с проблематикой и роль в композиции). 3.Работы третьего типа направлены на проверку главным образом уровня развития школьников в процессе изучения литературы.
Как правило, ЕГЭ по литературе выбирают увлеченные этим предметом учащиеся. Но иногда этот выбор обусловлен лишь необходимостью иметь результат ЕГЭ по литературе для поступления в определенный вуз. Все это свидетельствует о разной мотивации учащихся в выборе данного экзамена, следовательно, и о неодинаковой степени вовлеченности в литературу. Для этого учителю приходится адаптировать и дифференцировать свои методы и приемы работы по подготовке к экзамену. Уместнее, на мой взгляд, сочетать индивидуальную работу с групповой, когда «сильный» ученик подтягивает менее подготовленного, где осуществляется совместный филологический поиск в работе с литературными материалами. А если учитывать то, что в 2014 году перед нами поставлена задача по «возрождению» итогового сочинения по литературе в новом контексте требований, то данные приемы работы будут актуальны не только для группы учащихся, сдающих ЕГЭ по литературе, но и для всех выпускников.
В заключение хотелось бы отметить, что существует много различных методик по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ помогающих педагогу в работе. Но очень важны не просто теоретические основы, а опыт самих учителей, накопленный на практике!
Закончить хотелось бы пословицей, пришедшей в связи с этим в голову: "Век живи - век учись" - это о нас,об учителях!