Просмотр содержимого документа
«Нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы как ключевое требование фгос»
Бабенкова Л.А.
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК КЛЮЧЕВОЕ ТРЕБОВАНИЕ ФГОС
Народ не должен терять своего нравственного
авторитета ни при каких обстоятельствах.
Д.С.Лихачев
Цели изучения литературы: воспитание духовно-развитой личности, формирование духовного мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения.
Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком - это стержень всего ствола. Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы, очень важно. Трудно сейчас воспитать ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас, учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель, и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка, т.к. школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.
Идейные ресурсы современного образования заложены в ФГОС, проекте «Наша новая школа» и новой редакции Закона об образовании. В этих документах акцент сделан на расширение правовой базы образования, в них говорится о компетентностном подходе в обучении.
В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания школьников является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества, как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Поставленная цель реализуется через учебные программы и программы внеурочной деятельности. В программу по литературе мы, учителя-филологи, обязательно включаем уроки регионального компонента, проводим классные и внеклассные мероприятия по гражданскому и патриотическому воспитанию:
А уроки литературы, на мой взгляд, как нельзя лучше, способствуют формированию нравственных качеств личности, т.е. воспитывают.
Задачи уроков литературы:
-превратить каждый урок литературы в урок нравственности, любви и добра.
-показать учащимся место литературы в русской культуре
-познакомить учащихся с произведениями литературы и искусства.
В своей работе использую технологию критического мышления, проектного обучения, игровые технологии, личностно-ориентированный подход в обучении, метод «ведения диалога с текстом», семинары, диспуты, беседы по нравственным вопросам, различные виды чтения и пересказа, инсценирование, письменный ответ на вопрос «О чем заставило поразмышлять изученное произведение?» и т.п. В 5-6 классах уместно использовать такие приемы, как сопоставление (нахождение сходств и различий), «Задай вопрос к тексту», «Чтение с пометками», «Восстанови текст» и др. Это способствует не только развитию смыслового чтения и анализу исходного текста, но и формирует вдумчивое отношение к прочитанному и, соответственно, способствует развитию нравственных качеств.
На основании опыта работы могу отметить возможности уроков литературы: - в развитии доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости; - при освоении основных моральных норм (взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность); - при формировании адекватной позитивной осознанной самооценки; ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; мотивов достижения и социального признания и других личностных действий.
Уроки литературы должны раскрывать перед учеником психологический мир персонажей и этим пробудить его к нравственной оценке и совершенствованию собственного внутреннего мира. Очень важно, что, обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, учащиеся открывают целый мир новых знаний, красоту природы, звуки музыки, новые краски. Иначе говоря, путь в себя - это одновременно и путь в мир, окружающий человека.
Погружение в художественные миры - это и погружение в самого себя. Граница между ''я'' и этими мирами иногда становится зыбкой или вообще размытой.
Одна ученица так писала в своем сочинении: «У каждого человека в жизни есть своя книга, к которой вновь и вновь хочется возвращаться. Она с тобой в горе и в радости, в минуты отчаяния и величайшего счастья. Она тот живительный источник, который наполняет тебя силами, «окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку».
Такой книгой для меня стала пьеса М. Булгакова «Дни Турбиных».
Автор поднимает волнующие меня вопросы: дружба, порядочность, честь.
А где, как ни в книгах, искать ответы на них!
В своей пьесе М. Булгаков показал, как революция и гражданская война врываются в жизнь милых, добрых, интеллигентных людей, разрушая человечность, теплоту дружеских уз, неся смерть и горе. Дом Турбиных – это символ тепла и человечности, все его обитатели дорожат традициями духовной жизни, стремятся их сохранить даже в тяжелые времена. Но гражданская война сметает все на своем пути... «Кремовые шторы» – символ домашнего уюта, защищенности от жестокого мира – уже не спасают обитателей дома, стоящих перед тяжелым нравственным выбором. Булгаков в своей трагической пьесе показал, что прекрасный, веками создававшийся мир с его духовностью, нравственными ценностями, возвышающий душу красотой, обречен. Крушение дома Турбиных – это крушение этого мира под жестокой поступью нового времени».
Главное в том, что ученица приводит своё «я» в соответствие с миром духовных и культурных ценностей. Урок литературы помогает учащимся в этом деле, требующем усилий души и разума. Усилий, определяющих нравственную атмосферу урока.
При изучении романа Л.Толстого «Война и мир» останавливаю внимание учащихся на эпизоде, когда Наташа Ростова уговаривает мать отдать подводы раненым в то время, когда Ростовы уже погрузили свое добро и собрались покинуть Москву. Этот эпизод воспитывает неравнодушность к чужому страданию, готовность помочь. Эпизод «Петя Ростов в партизанском отряде» помогает учащимся понять, что пленный – это уже не враг, а просто несчастный человек, нуждающийся в сострадании.
Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. В связи с этим представляет интерес ситуационный подход, соответственно которому процесс обучения осуществляется через создание личностно-утверждающей (личностно-развивающей) ситуации, например: ответ на вопрос «А как бы я поступил на месте литературного героя?».
При изучении романа М.Шолохова «Тихий Дон» обращаю внимание ребят на чувства Григория Мелехова после того, как он убил австрийца. Образ этого солдата не покидает Григория на протяжении всей жизни, хотя потом ему пришлось убивать многих. Но этот безоружный… не дает ему покоя.
Мимо этого эпизода пройти нельзя. Слишком часто, к сожалению, в сознании людей возникают мысли, призванные заглушить голос совести. Важно, чтобы это не произошло. Иначе человек будет обречён на духовную деградацию. В таких ситуациях спасение можно найти в душевных терзаниях, мучениях, они не дадут успокоиться. Роман даёт много нравственных уроков. И один из них - умение понять другого человека, простить его. А это подчас требует преодоления собственного «я». Простить - значит забыть о душевной ране, боли, нанесённой этим человеком. И возникают вопросы, обращённые уже к самим себе: умеем ли мы прощать? Что нам помогает и мешает прощать? Какова цена нравственной чистоты человека?
В одном из интервью В.Распутин, размышляя о традициях народа, их судьбах в современных условиях, убеждённо сказал: «Сколько в человеке Памяти, столько в нём и Человека». Наши ученики растут среди святых воспоминаний прошлого и среди живых впечатлений настоящего. Храня тёплую память о прошлом, мы внушаем и передаём ученикам чувство ответственности за Родину, укрепляем их веру в силы своего народа. Поэтому велика и ничем не заменима роль художественной литературы в нравственно - патриотическом воспитании учеников. Сложно и многогранно её воздействие на формирование у молодого поколения исторической памяти. Каждое литературное произведение несёт отпечаток времени, вырастает из истории отечественной жизни, отечественной культуры и воспринимается в контексте культуры прошлого и настоящего. И человек вырастает как часть общества, часть его истории. Память человеческая способна сберечь целостность духовной и нравственной жизни, сохранить преемственность в общественном и культурном бытии народа.
Эффективность нравственного воспитания на уроке обеспечивает нравственно – эмоциональный заряд методов и приёмов моей работы, стиль складывающихся взаимоотношений между мной и детьми на уроке, нравственная направленность личности учителя, его отношение к изучаемому материалу.
При изучении повести М.Горького «Детство» предлагаю исследовать значимость детских лет в формировании нравственного облика человека; способствовать воспитанию качеств духовно-нравственной личности, формированию гуманистического мировоззрения.
Анализируя эпизоды повести, учащиеся приходят к выводу, что уберечь подростка от негативных сторон жизни, от трудностей, от ошибок невозможно. Ребенок, воспитанный в тепличных условиях, будет не готов к жизни. Трудности закаляют подростка, способствуют формированию важных личностных качеств.
Перед учащимися ставится задача: спрогнозировать будущее Алеши, выяснить, сможет ли он адаптироваться в обществе, и доказать это, проанализировав черты его характера.
Учащиеся находят доказательства тому, что в характере Алеши есть все важные личностные качества, необходимые для жизни. Герой, пройдя через сложные испытания, приобрел жизненный опыт, извлек для себя уроки нравственности. Он не только сможет успешно адаптироваться в обществе, но и понесет людям «новое, светлое, жизнеутверждающее начало».
На уроках литературы постоянно возникают определённые деловые и нравственные отношения между учащимися. Решая познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга.
Я стремлюсь воспитывать ребёнка не путём прямых нравоучений и назиданий, а путём пробуждения в нём чувства участия, сочувствия, сопереживания к таким же, как он сам, к животным и птицам, чувства прекрасного, которое поможет в жизни.
Экологическое воспитание на уроках литературы - это составная часть нравственного, эстетического воспитания. Духовная, эмоциональная неразвитость, наряду с экологической необразованностью, является одной из причин равнодушного и варварского отношения к природе. Литература отражает и формирует взгляд на природу прежде всего как на чудесную и возвышающуюся организованность, как на общечеловеческую ценность.
Нельзя любить родину, не живя одной душой с жизнью любимой берёзки. Нельзя любить весь мир, не имея родины. То, что мы порою принимаем за «чистую» лирику природы, пейзажные зарисовки, на самом деле оказывается особым проявлением гражданственности, патриотизма, без которых невозможно бережное отношение к природе, активность человека в её защите, сохранении и приумножении её богатств. Именно поэтому я стараюсь на уроках литературы показать учащимся гражданский смысл поэтического чувства природы в литературе любого народа и на этой основе формирую их гражданские, патриотические чувства.
На уроках литературы даю и такие задания: «Писатель К.Паустовский назвал милые сердцу края обыкновенной землёй. Согласны ли с этим? Наши места для постороннего взгляда тоже обыкновенные. А на самом деле? Любим ли мы свой край, в чём это проявляется? Какие поэтические образы родной земли, родной природы (Блок, Пушкин, Лермонтов) наиболее близки вам и почему?»
Изучив повесть М.М.Пришвина «Кладовая солнце», вместе с учащимися приходим к выводу, что правда солнца - правда Антипыча. Суть её в том, что любовь, добро, тепло и свет преобразуют жизнь, а ненависть, зло, холод её омрачают и угнетают. Как солнце бескорыстно отдаёт тепло всему живому, так Антипыч дарил добро лесу, людям, Травке. Овладеть правдой Антипыча - это значит проникнуться любовью к окружающей природе, слиться с нею, достичь подлинной человеческой красоты.
Практически на каждом уроке говорим о нравственных категориях, о смысле жизни, о Родине.
Часто предлагаю учащимся поразмышлять над проблемными вопросами, например:
1.Что такое счастье?
2.Могут ли родительская любовь и доброта помочь преодолеть трудности?
3.Что такое долг?
4.Что заставляет человека в тяжелейших условиях до конца исполнять свой долг?
5.Смогут ли книги сформировать у человека гражданскую позицию и твердые моральные принципы?
6.Согласны ли вы с утверждением, что для истинных любителей чтение – это духовный процесс, а не просто получение информации?
7.Что такое толерантность?
8.Согласны ли вы, что люди, наделенные особыми полномочиями, должны понимать, что несут колоссальную ответственность за свои неправомерные деяния?
9.Согласны ли вы, что превышение власти должностными лицами преступно и должно преследоваться законом?
Работа по духовно-нравственному воспитанию не ограничивается рамками уроков. Она продолжается и в проектно-исследовательской и внеурочной деятельности. Проектно-исследовательские работы моих учеников строятся на основе знаний краеведения:
Летопись моей семьи в истории моей страны (С. А., 6б).
Аксаковские места: вчера и сегодня. Экскурсионный маршрут. (Л. И., 11а).
Произведение А.П.Крюкова «Рассказ моей бабушки – сюжетный источник для А.С.Пушкина в его романе «Капитанская дочка» (Б. Д., 10б) и др.
Литература родного края формирует у школьников высокую гражданскую позицию, патриотическое сознание, уважение к культуре и истории своего края, обогащает их духовно-нравственный опыт лучшими чертами менталитета народов нашего края. Учащиеся постигают категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к своей «малой» родине.
Большую роль в воспитании патриотизма играют творческо-поисковые работы: «Мои родственники в годы Великой Отечественной войны», создание «Рукописной книги», написание «Писем солдату» и т.п.
Письмо солдату.
Дорогой дедушка! Тебя давно нет, и я пишу это письмо в знак памяти и благодарности за твой подвиг во имя жизни на земле. Ты стремился победить в тяжелой войне ради своей страны, ради родителей, жены, детей, внуков. После Великой Отечественной войны прошло уже много лет, а воспоминания до сих пор не теряют остроты, вселяют страх и вызывают слезы. Россия одержала победу ценой величайших жертв. Я хочу, что бы ты знал, что великий подвиг не забыт потомками. Мы благодарны вам за эту победу. Мы перед вами в неоплатном долгу. Ты сражался не за награды, а за то, что бы мы жили спокойно, в мирной стране. (С. А., 6б)
Дорогой ветеран! Я много слышала о Вас и Вашей жизни, о Ваших подвигах от папы, учителей. Но это не то. О таких великих событиях нужно узнавать из "первых уст", от их участников. И поэтому, я хотела бы пригласить Вас к нам на классный час, чтобы Вы поделились с нами своими воспоминаниями, рассказали о Ваших боевых подвигах, о том, что бы Вы хотели донести до нас, подрастающего поколения, и, конечно, поблагодарить Вас за Ваш великий подвиг.(И. Д., 6б)
Дорогой ветеран! Поверь мне, я тоже пытаюсь всё это представить и сохранить в памяти, чтобы каждый день прожить с пользой. Память - интересная вещь. Чаще мы помним яркие, радостные моменты жизни, и только при перелистывании жёлтых потрепанных страниц фотоальбомов невольно вспоминаем и думаем о тех, кого с нами нет, кто воевал и не вернулся с войны, кто умел ждать долгие годы, кто до изнеможения трудился в тылу, боролся и смог выжить. (Г. А., 6б)
Свои мысли о смысле жизни ученики передают в своих сочинениях.
«Мое счастье – в моих руках»
В первые пять лет жизни человек получает до семидесяти процентов всей информации, которую он усвоит за весь жизненный путь. В своей сказке «Маугли» Р.Киплинг описал одну из таких историй. Мальчика вырастили животные джунглей. В этой книге все заканчивается хорошо: повзрослевший Маугли возвращается к людям, чтобы там обрести свое счастье. Значит, счастливый человек не может быть одиноким. Особенно в поддержке друзей нуждаются подростки. А если так складываются обстоятельства, что у юноши или девушки нет друзей, тогда он ищет им замещение. В современном мире такой заменой может стать компьютер. Молодой человек находит себе виртуальных друзей, ими даже могут стать герои компьютерных игр. Игромания – один из пороков нашей действительности. Она (игромания) стоит в одном ряду с никотиновой, наркологической и другими видами зависимостей. Хотя если оглянуться назад, то можно заметить, что игромания – это не такая уж и современная проблема. Многие известные люди были очень азартными. Например, Ф.М.Достоевский. В казино писатель проигрывал огромные суммы денег, часто оставляя семью без средств к существованию. В своем романе «Игрок» он описывает те чувства, которые испытывает герой, рассматривает причины, которые привели его к игровой зависимости. Самому же писателю справиться с этой проблемой помогла его вторая жена, которая во всем помогала и поддерживала Федора Михайловича. (А. С, 11б)
Н.А. Островский в своем романе «Как закалялась сталь» написал: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое…». Действительно, каждый размышляет о роли человека в обществе и о смысле жизни вообще. И невольно задумываешься: а для чего я родилась? Для чего рождаются другие люди? Какая-то часть общества созидает, другая – разрушает. Неужели кто-то рождается, чтобы стать убийцей, алкоголиком, наркоманом? Конечно же, нет. Уверена, человек рождается для радости, счастья! (Ш. А., 11б)
Привычным для учеников стало задание написать, о чем заставило поразмышлять то или иное произведение. И ребята пишут. Пишут о том, что их волнует, что затронуло их сердце, как бы они поступили в той или иной ситуации.
Задача учителя – «сеять разумное, доброе, вечное...». Пытаюсь донести это до учеников, подчеркнуть то, что является истинным, непреходящим, созвучным сегодняшнему дню.
Книга – это открытие мира. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить его, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, познать себя и окружающий мир, как, например, сказано в стихотворении одиннадцатиклассника С.Ш.:
Человек задавал вопросы:
Зачем, во тьме сверкая,
Трещинки света
Бросились оземь,
Степь во мгле
Оставив?
Неизведанный мир
Страшил нас.
Клы-
кастый
Огонь
злых
глаз –
Безлицый страх.
Человек осмысливал мир:
Что таят небо и воды?
Чем я разгневал природу?
В попытках осмыслить
Олицетворил и возвысил,
Сподобил себе.
Слово
Природы теперь –
Шорох и треск,
Гром или всплеск
Легло и в стихе.
А каждый взмах
Заплёлся в холстах.
Искусство –
способ познать.
«Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах», - так говорил Аристотель. Пройдет время; и другой философ - Гегель - сформулирует эту мысль так: «Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетель; он добродетель лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера».
Трудно измерить, насколько нравственным станет школьник после наших уроков.
Но хочется верить, что он унесет с собой в дальнейшую, уже взрослую жизнь частичку нашей души и наших нравственных уроков, данных литературой.
Простейшие арифметические подсчёты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. Но ребёнок никогда не бывает свободен от самого себя. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребёнка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни. Достаточно учителю продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и можно развивать его способности в самых разных направлениях, причём делать это прямо в школе, не обрекая ребёнка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне.
Девизом моей педагогической деятельности считаю слова: «Уча, учусь». Главная цель любого урока – это воспитание человека с высокими духовно-нравственными качествами. Мое кредо: «Не давай ученику готовую рыбку, а научи ее ловить».
Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова. У кого мало познаний, – тот невежа; у кого ум не привык мыслить, тот груб или тупоумен; у кого нет благородных чувств, тот человек дурной.
Каждому учителю-словеснику всегда надо помнить, что литература - это искусство слова, и следует видеть в классике средство воспитания души, гуманизма, духовности, общечеловеческой нравственности, сделать книгу средством познания себя и окружающих людей, максимально приблизить ее к современности, к миру ребенка и тем самым дать толчок к самостоятельности.
Список литературы
Антонова. Е.С. Развитие речи и мышления учащихся на основе интеграции обучения в общеобразовательной школе. – М.: ИЗД, 2001.
Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов-на — Дону 2007.
Ильин Е.Н. Искусство общения. М., 1982.
Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М., 1998.
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. 2004. № 5. С. 5-12.
Львова, С. И. Развитие видов речевой деятельности на уроках русского языка. Русская словесность. 2002. №7.С. 40-45.
Маранцман В. Г. Труд читателя: От восприятия литературного произведения к анализу. Книга для учащихся старших классов средней школы. М., Просвещение, 1986.
Методика преподавания литературы: учебник для педагогических вузов под редакцией Богдановой О. Ю., Маранцмана В. Г. Москва, 2005.
Морозова Н.П. Учимся писать сочинение: Кн. для учащихся 10 кл. сред.шк. – М.: Просвещение, 1987.
Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением. – М., 1998
Павлова Т.И., Раннева Н.А. Сочинение-рассуждение. Творческое задание (часть С) на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах. Путь к успеху: учебно-методическое пособие/ Т.И.Павлова, Н.А.Раннева. - Ростов-на-Дону: Легион, 2013
Пахнова, Т. М. Роль речевой среды в процессе формирования языковой личности. Русский язык в школе. 2012. № 12. С. 3-9
Пахнова Т.М. Слово. Текст. Речевая среда (Работа с текстом при изучении русского языка) М.: Вербум, 2008. с. 16.