kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научный проект по теме История одной мемориальной доски

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направление: исторические события, происходившие на территории в селе Жамбыла и мемориальная доска, расположенная на Жамбылской общеобразовательной школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научный проект по теме История одной мемориальной доски»

Министерство образования и науки Республики Казахстан

управление образования Жамбылского района Северо-Казахстанской области

КГУ «Жамбылская общеобразовательная школа»





5-6 – сынып оқушылары:

Баязит Асия

Адракова Нургуль




«История одной мемориальной доски»



Направление: исторические события, происходившие на территории в селе Жамбыла и мемориальная доска, расположенная на Жамбылской общеобразовательной школе.

Секция: Литература




Научный руководитель:

Учитель русского языка и литературы

Казиева Акку Балтабаевна

Научный консультант:

Учитель химии и биологии Ильясова Магрипа Ильясовна






Жамбыл, 2018



СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Аннотация.........................................................................................................3

І. Введение ......................................................................................................4

1.1 История нашего села................................................................................8

1.2 Что такое мемориальная доска.................................................................10

ІІ. Основная часть:.......................................................................................

2.1 Исследование знаний учащихся об одной мемориальной доске …....11

Заключение………………………………………............................................17
Список используемой литературы .................................................................18

Приложение ......................................................................................................19

























Аннотация

В нашем селе жил замечательный человек. Личность его произвела на нас, ребят, сильное впечатление. Нам не терпелось узнать об этом незаурядном человеке как можно больше. Его по праву можно назвать человеком – легендой. Наша работа построена на изучении документальных источников мемориальной доски, многочисленные воспоминания его учеников, коллег, односельчан явились ценным источником для нас. Работа представлена как портретный очерк учителя, в основе которого лежит анализ-исследование и изображение профессионального мастерства педагог, профессиональных секретов, отражающие личностные особенности.

   Наше небольшое исследование – это, прежде всего, дань уважения к этому выдающемуся человеку, попытка оставить в памяти людей имя этого великого учителя. Быть учителем – почетно и трудно.


Аңдатпа

Мағел Әлмырзаұлы Басыбаев – өңіріміздің өткен тарихынан ана тілін аса қадірлеген, сол үшін аянбай тер төккен, есімін мақтаныш пен еске алатын ерекше тұлғалардың бірі. Шын асыл тастын уақыт өткен сайын көмескіленбей, керісінше жарқырай түсетіні анық. Бүгінгі таңда қадірлі ұстаз өмірінің өнегесі де дәл осындай өзінің жаңа мәнімен таныла түсті.


Annotation

Magel Elmurzaevich Basybaev- is a special name in the history of the region that one of the persons, pride and memory. It is obvious that the true gemstone does not light up over time, but rather glows. To date, and the example of the life of a respected teacher, just learned about its new meaning.






Актуальность темы исследования:

В сегодняшнем мире ребята и молодежь часто не задумываются не только об истории своей страны, но и истории малой Родины.  А без недостающих фрагментов полный паззл не соберешь. Начав работу над поисками темы, мы с Акку Балтабаевной задались вопросом: какая же проблема на сегодняшний день наиболее актуальна для нашей школы? Для начала мы обратились в сельскую библиотеку и нашему научному консультанту заслуженному учителю Ильясовой Магрипе Ильясовне, где нам  предложили поработать над темой «Мемориальная доска нашего села».  Во время обсуждения были выделены следующие проблемы:

Рисунок 1

  • чем интересна история возникновения мемориальной доски;

  • кому и когда была поставлена мемориальная доска;

  • знают ли вообще учащиеся, что такое мемориальная доска и какие доски установлены у нас в Казахстане?

Проведя социологический опрос в школе среди учащихся 5-8 классов, мы выяснили, что большинство респондентов представления не имеют о мемориальной доске в селе.

Выявилась проблема, на решение которой направлен проект: школьники мало знают о достопримечательностях нашего села, района, города, о людях, прославивших нашу родину. Значит проблемой нашего исследования является получение желаемых результатов поиска исторической литературы и очевидцев событий.

Гипотеза: историю мемориальной доски можно узнать, изучив архивные данные и побеседовав с родственниками.

Идея научной работы – привлечь внимание жителей села Жамбыл Северо-Казахстанской области к достопримечательностям родной станицы, воспитание уважения к учителю, память о котором нужно хранить и беречь; гордость за родное село, по нашему мнению, воспитывает патриотизм, стимулирует бережное отношение школьников.

Цель: провести исследование об истории подвига, в память о котором установлена мемориальная доска на Жамбылской общеобразовательной школе и распространение будущему поколению.

Задачи работы:

1. Изучение справочной литературы по данной теме;

2. Провести исследование, кому посвящена мемориальная доска на здании нашей школы;

3. Установить, где и когда установлена, кто автор скульптуры, поиск фотографий в библиотеке и сети Интернет;

4. Провести опрос среди учащихся нашей школы, знают ли они, о мемориальной доске, с какой  целью устанавливают мемориальные доски, где и на каких зданиях вы видели мемориальные доски в нашей области. Кому посвящена мемориальная доска на здании нашей школы и почему?

Содержание проекта:

Описание деятельности участниц

В начале работы над темой мы провели анкетирование учащихся 5 – 8 классов и выяснили, что эта тема сегодня самая актуальная для нашей школы. Анализ результатов анкетирования, проводимого среди средней аудитории.




Рисунок 2-3



Анкетный опрос - один из видов социологического опроса, существенной особенностью которого является использование анкеты, самостоятельно заполняемой респондентом.

Респонденты: учащиеся 5 – 8 классов.

Количество респондентов: 18 человек

Результаты исследования:

  1. Что такое мемориальная доска?

Как показали исследования на данный вопрос, верно ответили 6 человек из 12, что свидетельствует о необходимости ознакомительной работе.

  1. С какой  целью устанавливают мемориальные доски?

Верно дали ответ 7 респондентов из 18 опрошенных, что свидетельствует о правильности выбранной темы исследования.

  1. Где и, на каких зданиях вы видели мемориальные доски в нашем селе, районе, городе? Ответы респондентов на данный вопрос распределились так, что видели мемориальные доски всего лишь 10 человек, что свидетельствует о том, что учащиеся не владеют информацией.

4.   Кому посвящена мемориальная доска на здании нашей школы?

На данный вопрос верно ответили 5 человек.

Рисунок 4


Итак, на основе анкетирования было выявлено, что большинство учащиеся не владеют информацией о мемориальной доске. Анализ проведенного анкетирования убедили нас в необходимости разработать презентацию с  применением ИКТ, а также оформить.

Далее мы составили план для работы.

Продукт проекта - мемориальная доска, расположенная на Жамбылской общеобразовательной школе.

Предмет – исторические события, происходившие на территории в селе Жамбыла в 50 – 60-у годы ХХ века.

Ресурсное обеспечение: При обработке материалов обращалась за помощью  в библиотеку, близким родственникам, и брали интервью у супруги Басыбаева, информацию из Интернет-ресурсов, мультимедийный компьютер, оборудование для съёмок: фотоаппарат.

Рисунок 5


Эта работа не только знакомит с культурным пространством нашего села, но и способствует формированию патриотических чувств, а также дает  представление о памятной доске как историческом источнике. В ходе проекта  мы узнали, каким событиям посвящена доска, установленная в селе, даты открытия, ознакомились с биографией земляка, с его подвигами. Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота.

Самое главное политическое достояние нашей страны –

национальный мир и общественное согласие,

то один из истоков этого мира и согласия – Целина,

славная страница в истории государства.

Н.А.Назарбаев

Рисунок 6



«С чего начинается Родина?». Этим риторическим вопросом задается Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев  в  спецпроекте  «Туған жер» в своей  статье  «Рухани жаңғыру». «Малая Родина – это место, где ты родился и вырос,  а порой и прожил всю жизнь» - пишет глава государства. Трепетное отношение к родной земле, ее культурным корням, обычаям и традициям народа Казахстана   является первоосновой  культурно-генетического кода. Поэтому главной целью  глава государства  ставит воспитание у казахстанцев  патриотического духа и чувства гражданственности,  ответственности за судьбу  малой Родины.  Любовь к родному краю, тому уголку земли, что Родиной зовется  и является проявлением истинного патриотизма.

В начале мы среди учащихся 5-8 классов взяли интервью, чтобы узнать их мнения, что они думают, как они ответят на вопрос «Нужно ли знать историю своей малой родины?». И что же они нам ответили.

Знать историю своей малой родины надо потому что:

"Мне кажется, что каждый, должен знать историю своей малой родины, потому что это то малое, что мы можем сделать для неё"

                                             Ученик 7 класса Серик Нияз Мараулы

"Настоящий патриот должен знать и гордиться историей своей страны, но для этого он сначала должен начать с истории своего края".

                  Ученица 8 класса Кабиден Дильназ Ержанкызы



"Нужно знать об истории своего прошлого, чтобы потом было, что рассказать своим детям"

                                    Ученица 5 класса Акмырза Айгерим Байдоллакызы

А что можем сделать мы простые сельчане, что бы наша Родина стала богаче и краше?  Мы думаем первое: это добросовестно и честно трудиться взрослым, школьникам и молодежи  - хорошо учиться, чтобы в будущем стать достойными гражданами страны.  Мы  полностью поддерживаем Президента в том, что нам нужно  вести  серьезную работу в сфере образования, экологии и благоустройства, изучать историю своего села.

Рисунок 7

     Мы, молодое поколение,  помним подвиги наших дедов и прадедов в годы Великой Отечественной войны и благодарны ветеранам  за нашу счастливую жизнь. И не случайно первым шагом программы «Туган жер» Президент считает  восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба.

Из уст наших жителей мы узнали, что совхоз «Джамбульский» был основан 14 марта 1954 года. Входил в состав Тонкерейского района с районным центром в селе Майбалык. В настоящее время село Жамбыл входит в состав Жамбылского района с райцентром в селе Пресновка.

В 1957 году в Жамбыле была построена средняя школа. Директором школы был Басыбаев М.А. Под его руководством работали замечательные педагоги: участник ВОВ Оспанов Сагди Оспанович, Макенов Аскер Бектемирович, Маховская Вера Александровна, Байтурганова Кусни Ахметовна.
Под руководством Басыбаева Магел Альмурзиновича Жамбылская средняя школа награждена званием «Лучшая школа», которая имела хорошую репутацию, сохранив казахские классы. Внес большой вклад в развитие казахского языка.

Рисунок 8

Рисунок 13

Основной целью научной работы является исследованием истории подвига, в память о котором установлена мемориальная доска и распространение будущему поколению. Мемориальная доска – это лишь малая частица нашей памяти, быть может, сохранить имя этого человека в наших сердцах не менее важно, чем начертать его на камне.

В Жамбыле 14 мая 2007 года по представлению акимата области Министерством культуры и информации Республики было принято решение об установлении мемориальной доски памяти Магела Альмурзиновича Басыбаева в Жамбылской школе. И этому знаменательному событию 16 мая было посвящено торжественное мероприятие, в котором приняли участие представители общественности, творческой интеллигенции, ученики и родственники замечательного педагога, местные жители.

Рисунок 10

Рисунок 9

С вступительной речью выступил аким района Н.Бибулаев. В частности Нурлан Толеуович отметил, что собрались на увековечение памяти земляка, педагога, посвятившего всю свою жизнь воспитанию подрастающего поколения Магела Альмурзиновича Басыбаева.

Глава государства Н.Назарбаев в своей повседневной деятельности уделяет большое внимание укреплению дружбы, межнационального согласия, толерантности.

Рисунок 11

Жамбылская земля, - отметил далее Нурлан Толеуович, - родина Кожабергена жырау и Сегиз Сери, Сабита Муканова, Габита Мусрепова,

Ивана Шухова и Сафуана Шаймерденова. И теперь, продолжая имеющиеся традиции, открывается мемориальная доска, посвященная М.Басыбаеву.

Затем аким района поблагодарил супругу педагога, его детей за огромную работу по увековечиванию памяти мужа и отца, а также пожелал педколлективу воспитать достойных сынов и дочерей своей Родины, как и делал это Магел Альмурзинович.

Обзор жизнедеятельности М.Басыбаева сделал Т.Сугурбаев, секретарь районного маслихата. Проникновенно выступил друг М.Басыбаева, бывший заместитель заведующего областным отделом образования, консультант национального центра К.Муканов.

Рисунок 12

О том, что она в меру своих сил и возможностей продолжает дело Магели ага, рассказала бывшая ученица, старший преподаватель областного института повышения квалификации Гульдарай Кайнетова.

Депутат областного маслихата А.Прядко отметил непреходящие ценности труда М.Басыбаева в деле воспитания подрастающего поколения. От имени земляков, педагогов и учащихся Жамбылской школы заместитель директора по учебной работе Магрипа Ильясовна поблагодарила руководство района, родственников Магела Альмурзиновича за уникальную возможность еще раз познать величие педагогического труда и заверила присутствующим в том, что нынешние воспитанники будут свято чтить память М.Басыбаева.

Затем акима района Н.Бибулаев и супруга Кокен апай под аплодисменты собравшихся открыли мемориальную доску и возложили цветы. Был дан поминальный ас. Еще долго в кулуарах звучали воспоминания бывших учеников, родственников. Доска закреплена на здании Жамбылской средней школы. Его труды отмечены многочисленными наградами: он был награжден орденами «Отличник просвещения СССР», «Орден Знак Почета» и медалями. За годы службы в деревне он сыграл важную роль в содействии процветанию и развитию Жамбылской школы и принятию многих хороших инициатив.

Рисунок 13,14,15,16

Мы тоже много слышали о воспоминаниях Магеля Басыбаева. Мы знаем, что Магел агай - один из самых известных людей в истории нашего региона, которым гордимся и помним. Понятно, что драгоценный камень со временем не будет ярче, но будет сиять ярко. Сегодня пример жизни уважаемого учителя так же нов.

  Далее мы изучили образ жизни, который он пережил. Это фундамент нашей научной работы. Магел агай – великий, замечательный учитель. Когда вы услышите слово «учитель», вы будете в восторге от доброты, хороших манер и сострадательной природы вашей матери или отца. Вот почему принцип Магела Альмурзиновича как великого учителя, принцип сохранения воспитания детей в системе образования - неисчерпаемый пример будущих поколений.

Рисунок 17

Басыбаев Магел Альмурзинович заслуженный педагог с большим опытом работы в системе школьного образования. Был удостоен звания «Заслуженный работник РК», а также владеет званиями «Отличник просвещения СССР» и «Орден Знак Почета». Награжден медалями "За доблестный труд" и почетными грамотами. Он работал директором средней школы, где внес заметный вклад в развитие и становление одной из крупнейших школ села, с численностью нескольких учеников. Имея большой авторитет среди преподавателей, воспитанников и выпускников школы он внес свой посильный вклад в восстановление и стабилизацию образования. В то время, благодаря уважению и поддержке заключили соглашение об открытии казахских классов на базе школы.

Рисунок 19

Рисунок 18

В районе, остро стоял вопрос развития национального самосознания, и, к сожалению, мало было полноценной казахской школы с обучением на государственном языке с первого класса. Таким образом, был открыт первый класс с обучением на казахском языке при русской школе, где он являлся директором. В результате многочисленных полезных встреч, педагоги многому научились, и впоследствии активно делились опытом по внедрению новых методов обучения и воспитания со своими коллегами из других школ.

Рисунок 20

Рисунок 21

Одной из главных задач педагогов, было не только дать им хорошее образование и специальность, но и вырастить из них воспитанных молодых людей, способных найти свое достойное место в жизни. Основываясь на данном принципе, в школе были созданы нормальные материальные условия для обучения, проживания и воспитания детей. В то время о школе неоднократно писали в некоторых центральных и областных газетах. Комиссия отдела образования присудила оценку лучшей школы села и дали высокую оценку  деятельности коллектива школы.

Рисунок 22

По специальности, Магел Альмурзинович учитель казахского языка и литературы. За более чем 35 лет работы в школе, под его руководством выпустилось много сотен выпускников разных национальностей, живущих и работающих ныне не только в Казахстане, но и далеко за его пределами. Многие из них стали профессиональными специалистами, учеными и крупными предпринимателями. В знак своей благодарности, они не теряют связь с родными и делятся с ним своими успехами и благодарят его и любимую школу за полученные знания.

Рисунок 23

К примеру, один из выпускников, Акан Жунысов является кандидатом наук, профессором и возглавляет Бишкульскую птицефабрику. А также одна из его выпускниц Магрипа Ильясовна,  учитель высокой квалификации работала заведующей по учебной части и до сей пор преподает химию в Жамбылской средней школе. Она посвятила строки из собственных сочинений, в знак своей глубокой благодарности, своему учителю и директору школы Басыбаеву Магел Альмурзиновичу.

Қолыма қалам алып ойланайын,

Көп емес, азын аулақ жыр жазайын.

Бақилық өтіп кеткен, Мағел ағай,

Сізді мен бүгін бір еске алайын.

Ұстазы ұстаздардың Мағел ағай,

Рисунок 24

Еңбегі ұлан ғасыр артта қалған.

Өмірден өтседағы ерте ағай,

Артына тастады ол үлгі талай.

Рисунок 25

Жастарға жақын болды Мағел ағай,

Айтатын ерінбей еңбек етіп адал бол деп.

Өзінің сөзі ісімен бірдей шығып,

Болды ғой талай бізге үлгі өнеге.

Алдыңнан түлек ұшқан шәкірт талай,

Гүлдарай, Өрік, Гаухар, Гүлшаттардай,

Бұл күнде тіл маманы майталмандай

Жарыста алдарына жан салдырмай.

Жүлдені жеңіп алған қамшы салмай

Бұлдағы жемісі ғой, үлгісі ғой

Ағайдың көп жыл еткен еңбегінің.

Автор М.Ильясова.

Несколько слов о его жизни, Магел Басыбаев родился в 1926 году в Пресновском районе в деревне Амангельды. Магел окончил начальную школу в селе Амангельды и продолжил обучение в средней школе Майбалыка. Время Великой Отечественной войны было на плечах пожилых людей и подростков. В последние годы войны трудно было быть взрослым молодым специалистам, как Магел агай. Позже он отправился в Караганду и поступил в институт, окончив КазПИ и с дипломом приехал в свое родное место.

Рисунок 26

Рисунок 27



Великого учителя можно сравнить с Байтереком, потому что он был щедрым, высоким человеком, тысячи молодых сердец учил находить истину. В чем разница между хорошим и великим учителем? Хороший учитель развивает способности ученика до предела, великий учитель сразу видит этот предел. Таким был Магел агай.
Хотели бы отметить в нашей работе некоторые высказывания из Послания Президента народу Казахстана. "За это мы все благодарны. Мы все вышли из рук учителя. Мы все когда-то хотели сделать учителю своему нечто приятное. Всегда это было нашей мечтой", - признался президент Н.А.Назарбаев.

Заключение
Результаты исследования подтвердили нашу гипотезу, изучая содержание мемориальной доски нашего села, мы и наши одноклассники пополнили знания о важной исторической событий. Таким образом, зная историю села, мы будем чтить память погибшему и сделаем всё, чтобы его имя было известно не только нашему региону. Наше небольшое исследование – это, прежде всего, дань уважения к этому выдающемуся человеку, попытка оставить в памяти людей имя этого великого учителя. Практическая значимость работы заключалась в том, что она помогла нам и ребятам нашего класса освоить новый способ изучения родного села и его замечательного жителя Басыбаева М.А., который внес огромный труд в развитие образования – изучение мемориальной доски.

Рисунок 28

Великое счастье познакомиться с учителем, Басыбаевым Магел ағай, который учил доброте и справедливости, учил быть человеком. ... 

Рисунок 29

Учитель – нестареющее слово

Учитель с каждым поколеньем новым

Становится и сам как будто тоже

Все искренней, все чище и моложе!

Мы живем в маленьком, как говорят, неперспективном селе. Может скоро оно совсем исчезнет с карты нашей области. Но мы хотим, что бы наше село продолжало жить, чтобы нашу школу не закрыли, чтобы можно было приезжать и любоваться. Нам хотелось бы, чтобы у всех наших школьных друзей была наша маленькая родина. И мы могли бы возвращаться сюда, в наше село, в нашу школу – наш дом.

Список литературы

  1. «Северо Казахстанская »областная газета

  2. «Сельская новь» районная газета

  3. Қ.Шалабаев, Ж.Төлегенов «Ауылым Сұлуқия жағасында»

  4. Сайт Baq.kz

  5. Ауылдастар мен тұрғындардың әңгімесі

  6. Послания Президента народу Казахстана «Қазақстан — 2030 «

  7. Ресурсы из интернета

  8. Перлович,Л. История возникновения мемориальных досок [Электронный ресурс] / Режим доступа: htt //: fb. Ru//1441947//memorialnaya-doska.

  9. Елбасы Нұрсұлтан Әбішұлы Назарбаевтың «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» бағдарламалық мақаласы

Приложение 1

Документы по представлению акимата области Министерством культуры и информации Республики об установлении мемориальной доски памяти

Магела Альмурзиновича Басыбаева

























Личная библиотека Магела Альмурзиновича Басыбаева









Письма супруге Кокен Калиевне













Супруга и дети с внуками Магела Альмурзиновича Басыбаева









Коллеги с Басыбаевым М.А.







Отзыв

научного руководителя о проекте учащихся 5-6 классов Баязит Асии, Адраковой Нургуль по теме «История одной мемориальной доски».

Темой научной исследовательской работы является «История одной мемориальной доски». Это тема является очень актуальной в наше время. Так как житель села, гражданин, обязан знать историю мемориальной доски. Тема научной работы была полностью раскрыта в ходе долгого и терпеливого труда. Девочки старались раскрыть все разделы научной работы. Достигли всех целей и задач поставленных перед научной работы. Научная работа написана хорошо, учащиеся правильно пользовались историческими материалами. Они исследовали историю мемориальной доски от самого начала до сегодняшнего дня. Видна кропотливая и четкая работа. Так же учащиеся во время работы передали большее значение именно историческим событиям, которые начались с 1954 года от основания села, и до этих дней, что не мало важно. Разное время, различные события, личность, жизнь и деятельность, через все это мы можем представить полную картину об учителе. Особенно молодёжь, которая хочет узнать о Басыбаеве М.А., эта научная работа очень была бы полезна. Я считаю, что работа хорошо проделана, хотелось бы, чтобы девочки продолжали работу, развивались и достигали своих целей.

Во вводной части проекта содержится все необходимые структурные элементы актуальность исследования, новизна работы, цели и задачи.

В результате они с руководителем совершили выезд к супруге Кокен Калиевне, взяли интервью и провели беседу с жителями села. В целом содержание работы соответствует теме, заявленной в названии, ученицы используют интересный исторический материал.

Работа выполнена с соблюдением основных требований. Предъявляемых к исследованиям данного уровня, и может быть представлена к защите.



Научный консультант:

учитель русского языка и литературы Казиева А.Б.

5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Научный проект по теме История одной мемориальной доски

Автор: Казиева Акку Балтабаевна

Дата: 04.01.2019

Номер свидетельства: 493703

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Опыт патриотического воспитания в деятельности детских общественных организаций. "
    ["seo_title"] => string(96) "opyt-patriotichieskogho-vospitaniia-v-dieiatiel-nosti-dietskikh-obshchiestviennykh-orghanizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "193142"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427573476"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства