Я применяю на уроках русского языка и литературы технологию «Развитие критического мышления через письмо и чтение».
Технология РКМЧП была разработана американскими учеными и преподавателями. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер - являются членами консорциума «За демократическое образование». С 1996г. технология распространяется совместно институтом «Открытое общество», Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики и прошла апробацию в школах многих стран. В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах.
Несмотря на то, что в России технология распространяется с 1997года, основным источником о ней по-прежнему остается Интернет, у технологии есть официальный сайт – сайт международного журнала «Перемена».
Технология РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо), несколько приемов этой технологии я сегодня вам и покажу, представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Технология развивает умения учащихся формулировать собственные суждения, делать выводы, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно, формируя информационные и коммуникативные компетенции учащихся. РКМЧП может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура, начальные классы и другие).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер класс С Михалков "Муха и пчела" »
Мастер –класс
С.В Михалков. Басня « Муха и пчела »
Цель: ретрансляция преподавательского опыта освоения и применения технологии развития
критического мышления.
Задачи мастер-класса:
- создание условий для профессионального общения, самореализации и
стимулирования
роста творческого потенциала педагогов;
- распространение педагогического опыта.
Ход мастера класса:
Вступительное слово:
Добрый день! Дорогие учителя. Сегодня я хочу с вами провести мастер-класс. На своем мастере-классе я хочу вам дать ответ на вопрос: «Как повысить интерес учащихся к чтению художественных произведении?»
Конечно же, в этом нам поможет проект «Развития критического мышления через чтение и письмо».
Сейчас я хочу вам показать элемент своего урока. Хочу показать вам, какие же я работы провожу для того, чтобы повысить интерес учащихся к чтению художественных произведении.
Для этого мне нужна ваша помощь. Пожалуйста из присутствующих учителей 8 учителей выйдете мне на помощь. Вы садитесь пока все 8 в одну группу.
Побуждение
Первые четыре учителя вы должны будете сказать свои ассоциации к слову «муха»
Вторая четверка вы должны будете сказать свои ассоциации к слову «пчела»
Как вы уже догадались мы с вами проведем мастер – класс на тему басня С.В. Михалкова «Муха и пчела»
Реализация
Метод «Ролевая игра»
Прочитав басню, вы должны будете показать инсценировку басни.
Рефлексия
Прием «Уголки»
С помощью цифры 1,2 разбить участников на две группы
Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя.
Вторая группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, отрицательных качеств героя.
Группы вновь возвратятся свои домашние группы
Проблемный вопрос:
На интересные размышления наводит рассказ Сергея Михалкова о трудолюбивой пчеле и ленивой мухе. Пчела – полезное насекомое, она помогает цветам, собирает нектар, из которого потом получается мед, прополис и множество других продуктов, которые полезны даже для человека. Пчел уважают, считают очень нужными, специально разводят. Мухи же, наоборот, считаются бесполезными вредителями, которые ничего кроме мухобойки не заслуживают. Таково мнение общества и людей.
Но чего мы, как родители, хотим для своих детей. Трудной жизни пчелы, погруженной всю жизнь в заботу, или мухи – легкой и простой, огражденной от проблем и трудностей, живущей на всем готовом?
Об опасности такой легкой жизни и предостерегает нас автор в морали басни Муха и Пчела, не приспособленные к жизни, привыкшие к комфорту люди, чаще становятся жертвами обмана или ступают на кривую дорожку! Так что прежде чем чрезмерно опекать кого-то, подумайте, не лучше ли вложить в его голову и руки орудие от проблем и попробовать быть готовым к разным жизненным ситуациям?
Прием «Уголки» - можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.