kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лексико- семантические особенности собственных имен в произведениях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются лексико- семантические особенности имен  собственных в произведениях художественной литературы. Для анализа употребления имен собственых преподаватели выбрали следующие произведения: Б. Сокпакбаев- "Меня зовут Кожа", М. Салтыков- Щедрин "Господа Головлевы", Д. Харрис "Джентельмены и игроки".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лексико- семантические особенности собственных имен в произведениях.»

Лексико- семантические особенности собственных имен в произведениях.


Имена собственные занимают значительное место в составе лексики любого языка. Специфика имен всегда привлекала внимание исследователей: географов, филологов, культурологов, историков, лингвистов, переводчиков. Это связано, прежде всего, с тем, что имена собственные, среди которых наиболее значимое место занимают антропонимы, являются, несомненно, одним из важнейших компонентов языковой и концептуальной картины мира.

Поскольку личные имена людей называют объект, они не приписывают ему никаких свойств, однако, в художественном тексте благодаря антропонимам, писатель скрывает некий смысл, который отражает характер героя. Именно благодаря именам собственным читателю становится понятно, какой перед ним персонаж. Несмотря на большое количество публикаций по данной теме, многие вопросы лишь поставлены, но не решены. Для их решения ведется активная работа по сбору и анализу фактического материала. В связи с этим описываются и исследуются имена в художественном наследии казахских, русских и зарубежных авторов, составляются словари имен персонажей. В этом и заключается актуальность темы исследования.

В рамках программы по трехъязычию для нашего исследования мы выбрали произведения казахского писателя Бердибек Сокпакбаева «Меня зовут Кожа», русского писателя Михаила Салтыкова- Щедрина «Господа Головлевы», британской писательницы Джоанн Харрис «Джентельмены и игроки».

Цель исследования: изучить имена собственные в произведениях художественной литературы.

Исходя из цели мы поставили следующие задачи:

- изучить литературу по данной теме;

-выяснить, с какой целью имена собственные используются в произведениях;

-отобрать произведения, имеющие в своем названии имена собственные;

- выявить, как имена собственные связаны с произведением;

Объект исследования: произведения художественной литературы.

Предмет исследования: имена героев произведений.

Мы предполагаем, что присутствие имени собственного в произведениях способствует повышению читательского интереса.

Теоретическая значимость состоит в обобщении материала.

Практическая значимость этого материала представляет информационную ценность для людей, которые интересуются литературой, изучающих ономастику.

В любом произведении образ литературного героя связывается с его именем и в сознании у читателя возникает образ персонажа, наделенный какими-либо определенными характерными чертами. Появление новых имен привлекает внимание, завораживает, вызывает определенные ассоциации, создает атмосферу эмоций у читателя.

В литературе имена героев не берутся случайно. Их смысл, форма и ситуация употребления тесно связываются с художественно-изобразительными средствами, которые выражают авторский замысел.

Поэтому литературный антропоним, активно выражает подтекстовую и содержательную информацию, концентрируя в себе все необходимые образные смыслы, отображает авторскую позицию понимания всех событий и действий, а также помогает передать читателю скрытое значение происходящего.

В своем произведении писатель может использовать не только географические, астрономические, реальные исторические имена, но и вымышленные, наполняя художественное пространство литературными именами.

Художественное произведение – это особое место взаимодействия имен собственных.

Являясь элементом художественного текста, имена собственные вносят свой вклад в складывание того множественного смысла, которые заключены в произведении. И вовсе необязательно, чтобы автор осознавал это многообразие. Как метко заметил В. К. Чичагов: «В самом имени, которое истинный поэт дает своему герою, есть разумная необходимость, может быть, и невидимая самим поэтом».

Источник эстетического в имени как объекта художественной номинации следует искать в самой природе языковой номинации, так как в «основе процесса перехода непоэтического в поэтическое лежит превращение языковой картины мира в политический образ мира».

Специфика образно- художественного осмысления слова сказывается и на функциях имен собственных, включенных в литературное произведение. В тексте антропонимы подвергаются функциональной перестройке и главной становится не только номинативная, но и характеризующая.

Таким образом, изучение имени собственного включает в себя исследование принципов и способов номинации персонажей, стилистических функций антропонимов, их связей, соотнесенных с идеей автора, замысла произведения и реализацией конкретного образа.

Все литературные антропонимы можно классифицировать в три группы:

имена собственные, полностью заимствованные писателем из уже существующего в культуре ономастикона; антропонимы, у которых заимствована лишь звуко-графическая оболочка; антропонимы, полностью придуманные автором.

В целом изучение функций имени в творчестве того или иного писателя представляется интересным и важным, поскольку имя сосредотачивает в себе художественные находки, стилевые влияния, а около имен появляется миропонимание и мировосприятие читателя.

Поскольку основное содержание художественное текста - человек, то связь между способом изложения, точки зрения и выбором слов очевиднее всего проявляется в наименовании персонажей. И здесь существует определенные проблемы функционирования антропонимов в художественном тексте.

Имена литературных героев берутся не случайно. Литературный антропоним активно выражает подтекстовую и содержательную информацию и отображает авторскую позицию понимания всех событий и действий, а также помогает передать читателю скрытое значение происходящего. Изучение имени собственного включает в себя исследование принципов и способов номинации персонажей, стилистических функций антропонимов, их связей, соотнесенных с идеей автора, замысла произведения и реализацией конкретного образа. Зачастую в именах действующих лиц заложены в скрытой форме разнообразные значения, которые раскрываются только в процессе анализа структуры произведения. Причины нарекания действующих лиц «говорящими именами»:резкое деление героев на положительных и отрицательных; яркая характеристика персонажа, в именах задан определенный круг ассоциаций, который не упрощает, а, напротив, усложняет понимание характера, выявляя в нем новую грань.


Список использованной литературы:


  1. Ермолович Д. И. Имена собственные на стыке языков и культур / Д. И. Ермолович. - М.: Р.Валент, 2001.

  2. Сокпакбеков Б. Меня зовут Кожа.

  3. Салтыков- Щедрин М. Господа Головлевы.

  4. Джоан Харрис. Джентельмены и игроки.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Лексико- семантические особенности собственных имен в произведениях.

Автор: Артюхова Наталья Александровна, Анисова Айгерим Сагындыковна

Дата: 20.10.2019

Номер свидетельства: 523369

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности "
    ["seo_title"] => string(128) "oboghashchieniie-slovarnogho-zapasa-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-tieatralizovannoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "224132"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1438514754"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "конспект по развитию речи "обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности "
    ["seo_title"] => string(158) "konspiekt-po-razvitiiu-riechi-oboghashchieniie-slovarnogho-zapasa-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-tieatralizovannoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "224134"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438515401"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства