1. Игорь Васильевич Северянин- поэт серебряного века.
Игорь Васильевич Северянин – настоящая фамилия Лотарев- стихи с 8 лет, первое стихотворение о русско-японской войне появилось в печати в 1905 в журнале «Для солдат и нижних чинов» «Досуг и дело».
20 ноября 1907 года (Этот день Северянин потом ежегодно праздновал) он познакомился со своим главным поэтическим учителем - Константином Фофановым (1862-1911), который первым из поэтов оценил его талант. В 1908 году стали появляться первые заметки о брошюрках, издаваемых в основном самим Северяниным.
Как бы то ни было, Северянин вошел в моду. В 1911 г. Валерий Брюсов (1873-1924), тогдашний поэтический мэтр, написал ему дружеское письмо, одобрив брошюру "Электрические стихи". Другой мэтр символизма, Федор Сологуб, принял активное участие в составлении первого большого сборника Игоря Северянина "Громокипящий кубок" (1913), сопроводив его восторженным предисловием и посвятив Игорю Северянину в 1912 г. триолет, начинавшийся строкой "Восходит новая звезда". Затем Федор Сологуб пригласил поэта в турне по России, начав совместные выступления в Минске и завершив их в Кутаиси.
Начавшаяся первая мировая война, пусть и не сразу, сменила общественные интересы, сместила акценты, ярко выраженный гедонистический восторг поэзии Северянина оказался явно не к месту. Сначала поэт даже приветствовал войну, собирался вести поклонников "на Берлин", но быстро понял ужас происходящего и опять углубился в личные переживания, заполняя дальше дневник своей души.
2. Король поэзии Игорь Северянин.
Игорь Северянин во всеуслышание объявляет себя гением:
«Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоен: Я повсеградно оэкранен, Я повсесердно утвержден! От Баязета к Порт-Артуру Черту упорную провел. Я покорил литературу! Взорлил, гремящий, на престол!»
Юношеские опыты не привлекали внимания читателей и критики, и поэту пришлось издать более тридцати разных книжечек-брошюр за свой счет, рассылая их на отзыв в редакции журналов и именитым людям («Зарницы мысли», 1908, «Интуитивные краски», 1908, «Колье принцессы» 1910, «Электрические стихи», 1910, и др.).
Слава Северянина началась в сентябре 1909 года. Один журналист прочел Льву Толстому эротический триолет 22-летнего поэта: «Вонзите штопор в упругость пробки, И взоры женщин не будут робки!»
Ярость графа была безгранична, о чем не замедлили сообщить газеты. С тех пор и до настоящего времени стало хорошим тоном для критики ругать Игоря Северянина. А читатели знали и знают: раз ругают, значит, надо читать.
27 февраля 1918 года зал Политехнического музея переполнила публика. Под председательством критика П.С. Когана происходило избрание «короля поэтов». Звание присуждалось «всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием». Присутствующим были розданы листки бумаги для письменной подачи голоса в пользу того или иного кандидата. Следует отметить, что Валерий Брюсов, Вячеслав Иванов, Андрей Белый участвовать в вечере отказались и фаворитами зала стали футуристы. Их шумно приветствовала молодежь. Известные и никому неведомые поэты сменяли друг друга на эстраде. Выступил Владимир Маяковский, нимало не смущаясь тем, что его революционные стихи не вяжутся с претензией на звание короля, то есть монарха, хотя бы поэтического. В заключение программы читал Игорь Северянин. Он вырос на эстраде в черном длиннополом сюртуке и исполнил стихи из книги «Громокипящий кубок». Слушали его в полном молчании, покоренные энергией ритмов и мелодикой строф. Когда Северянин кончил чтение, зал разразился аплодисментами и криками восторга. После подсчета голосов было объявлено: королем поэтов избран Игорь Северянин. Второе место занял Владимир Маяковский, третье – Константин Бальмонт. К своему избранию Северянин отнесся серьезно. Это был пик его всероссийской славы. Отныне плащ мой фиолетов, Берета бархат в серебре; Я избран королем поэтов На зависть нудной мошкаре. ……………………….. В душе – порывистых приветов Неисчислимое число, Я избран королем поэтов – Да будет подданным светло! Рескрипт короля
Ни один из последующих поэтических вечеров, где б он ни был – в маленьком Тарту или в Париже, – не принес Северянину той радости, что дал ему московский триумф.
Россия не ошиблась, выбрав его королем поэтов. Маяковский - трибун, Блок - пророк, а Северянин - просто король. Читая его стихи, люди, пусть ненадолго, всего-то лет на девять, почувствовали себя не подданными, а королями.
3. Северянин- создатель программы эгофутуризма.
Покуда кубофутуристы веселили и бесили Москву, в Петербурге «гремел» Игорь Северянин- поэт, по словам академика М.Л. Гаспарова, « с замечательным слухом и замечательным отсутствием вкуса». Он и объединившиеся вокруг него стихотворцы именовали себя эгофутуристами. Подобно московским собратьям, эгофутуристы не чуждались откровенной саморекламы и скандальных выходок. В своих литературных декларациях (первые появились в 1912г.) они воспевали «вселенский эгоизм». Отсюда и название «эгофутуризм».
К 1913, согласно его собственной анкетной записи, Северянин издал 35 стихотворных книг, каждая из которых состояла из двух страниц. В ранних стихах ощутимо влияние поэтов К.Фофанова и М.Лохвицкой. В отличие от многих поэтов Серебряного века, Северянин избежал влияния символистов. В 1911 организовал в Петербурге литературную группу «Ассоциация эгофутуристов», в которую вошли И.Игнатьев, К.Олимпов, В.Гнедов, Г.Иванов и др. Программа эгофутуристов, сформулированная Северяниным, предусматривала самоутверждение личности, поиски нового без отвергания старого, смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы, осмысленные неологизмы и т.п. Сам Северянин создал множество поэтических неологизмов: безгрезье, чернобровье, лесофея, ветропросвист, лилиебатистовая и др. Впоследствии В.Маяковский признавал, что многому научился у него в сфере словотворчества. Вскоре Северянин расстался с эгофутуристами, на некоторое время примкнул к кубофутуристам, но и этот союз длился недолго.
В 1911 Игорь Северянин вместе с поэтом Колимповым, сыном Фофанова, объявил себя создателем новой поэтической школы — эгофутуризма. В «Прологе эгофутуризма» (1911) он манифестировал: «Мы живы острым и мгновенным... и что ни слово, то сюрприз»; в его стихах самолюбование и самовосхваление принимали гипертрофированные — на грани пародии и пошлости — формы: «Я, гений Игорь Северянин, своей победой упоен».
4. Источники литературы.
1.Король поэтов : Игорь Северянин : страницы жизни и творчества (1887-1941) / М. А. Шаповалов. – М.: Глобус, 1997. – 158с.
2.Терехина В.Н., Шубникова-Гусева Н.И. «Неведомый Паяц. О жизни и творчестве И.Северянина»/ Литература, №12-2006,13-18с.
3.Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература . Ч. 2. ХХ век/Глав. Ред. М.Д.Аксёнова.- М.:Аванта+,2000.- 688с.