Просмотр содержимого документа
«Как всё начиналось.»
Соколова Елена Григорьевна, преподаватель русского языка и литературы.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Тулунский аграрный техникум»
ГБПОУ Иркутской области «Тулунский аграрный техникум»
Как все начиналось
История профессиональной школы в нашем регионе насчитывает не один десяток лет. Самое время оглянуться назад.
И пусть этот взгляд будет полон благодарности за тот нелегкий и почетный труд Мастеров и Учителей, каким всегда держалась наша система.
Если вспомнить исторические вехи развития просвещения в Сибири, то факт ведущего положения нашего края по количеству и разнообразию училищ на рубеже XIX- XX веков становится особенно значимым именно сейчас, на пороге перехода к информационному обществу, к «экономике знаний».
С чего начиналось профессионально-техническое образование? С открытия училищ. Они стремительно осваивали новые земли, нужны были «профессиональные первопроходцы» - картографы, лоцманы, геодезисты. На их обучение из казны шли «кормовые деньги». Несмотря на то что такие школы просуществовали недолго, именно они заложили основу светского профессионального образования, необходимого государству.
С началом бурных событий XX века на повестку дня вышли другие задачи: необходимо было поднять уровень образования основной массы населения, дать рабочую специальность наиболее обездоленным слоям населения, обеспечить необходимыми кадрами стройки первых пятилеток. Эти преобразования в системе народного просвещения пойдут в соответствии с принципами единой трудовой школы.
Сегодня невозможно не вспомнить довоенные школы фабрично-заводского ученичества, давшие путевку в жизнь тысячам подростков, прошедших сначала через войну - в тылу или на передовой, а потом связавших свою жизнь с промышленным производством или сельским хозяйством. Сколько тогда было подготовлено талантливых специалистов, профессионалов, крепких руководителей, в короткие сроки поднявших страну из руин!
Современная система НПО, пройдя путь от школ ФЗО 40-х до профессиональных лицеев 90-х, продолжает развиваться, отвечая на «вызовы» времени то пересмотром содержания образования, то внедрением новых идей в управленческие процессы, тем самым определяя свое место в образовательном пространстве региона.
Сейчас кардинально меняется мировая экономика, вместе с ней изменяются содержание и формы начального профессионального образования. Самодостаточная система подготовки рабочих кадров с кризисом промышленного производства стала очень уязвимой. Это привело ко многим проблемам.
Не секрет, что если доля рабочих высшей квалификации на общероссийском рынке труда сегодня составляет всего 15%, а 80% вакансий в экономике уже многие годы приходится на рабочие должности, то это говорит о необходимости срочной перестройки всей системы подготовки кадров. Рынку не нужны выпускники, которые не соответствуют требованиям работодателей, но необходимы кадры, владеющие смежными специальностями, обладающие целым рядом личностных и профессионально значимых качеств.
К проблемным следует отнести и вопрос сохранения в образовательных учреждениях лучших инженерно-технических и педагогических кадров, и вопрос обновления материально- технической базы учебных заведений в соответствии с требованиями работодателей и т.д.
До революции существовала замечательная традиция: на нужды просвещения богатые купеческие семейства и промышленники жертвовали средства. В Иркутской губернии начало стремительного развития профессионально-технической школы. Это было обусловлено не столько возрастающей социально-экономической необходимостью, сколько, что особенно важно, доброй волей и финансовыми вложениями местного сообщества.
Достаточно посетить музей ПТО Иркутской области, расположенный в Профессиональном лицее № 1. Хорошо бы возродить эту добрую традицию, но, разумеется, на иных началах, — от практики взаимовыгодного социального партнерства до заинтересованного участия регионального бизнес-сообщества в развитии материально- технической базы училищ и лицеев. В системе начального. профессионального образования есть традиция, которой мы по праву гордимся, - «попечительство» ветеранов. Наша память и забота о них отражается в каждодневном труде членов Совета ветеранов Иркутской области, кропотливой работе Музеев при училищах и лицеях, выступлениях творческих коллективов, публикациях в СМИ и многом другом.
В заключение хочется сказать, что мы можем только предполагать, какой станет школа профессионально- технического мастерства на крутом витке образовательных и социальных перемен. Новые технологии обучения, новаторские управленческие решения, интересные инвестиционные проекты преобразят ее облик до неузнаваемости. Уйдет лишнее, перешагнет в будущее проверенное временем. И можно не сомневаться, что начинать урок в стенах такой школы будут по-прежнему Мастер и Учитель. Именно так- с большой буквы.