От англ. Folklore – народная мудрость. Устные народные произведения, являющиеся результатом коллективного творчества. Термин введен в 1846 году английским археологом У. Дж. Томсом. В 1880 – 90-ые годы термин входит в научный обиход во многих странах, в том числе в России. Существуют фольклорный эпос, лирика и драма.
Углубить представление учащихся о многообразии фольклорных жанров.
Пробудить интерес к фольклору как к зеркалу народной души.
Познакомить с народной песней как с видом устного народного творчества.
Содействовать проявлению личностного отношения учащихся к историческим и лирическим народным песням, самостоятельной оценки услышанного и прочитанного.
Объяснить теоретические понятия «белый стих» и «образные параллелизмы», научить находить их в лирических произведениях.
Помочь учащимся осмыслить социальную линию народных песен, утверждение в них идеалов Любви и Правды.
Исторические песни возникли в период борьбы с татарским игом (XIII-XIVвв), как отклик на события общественной и военной истории. В исторической песне речь идет о каком-нибудь реальном, действительноимевшим место в истории событии. Исторические песни продуктивно развивались на протяжении XVII века, который стал временем борьбы народа с крепостничеством, крестьянских и городских восстаний. В песнях этого периода отражена национально-освободительная борьба против иностранной интервенции и период Второй крестьянской войны под предводительством Степана Разина.
Поэтический параллелизм(от гр. parallelos – идущий рядом) – сопоставление. В песнях, построенных по принципу параллелизма, в начале дается природная, символическая картина, а за тем следует картина-образ из человеческой жизни.
В цикле песен о Степане Разине нет прямого описания тяжелого положения угнетённого народа, целей народного восстания. Песни пугачёвского цикла описывают весь ход восстания в целом и характеризуют социальные группы, поддерживающие Пугачёва.
Большая часть народных песен, что свойственно и песням о Пугачёве, написанабелым стихом.
ЗАДАНИЕ:Из приведенных предложений составьте связный текст и запишите его в тетрадь.
1. В ней воспеты высокие человеческие чувства и стремления. 2. Поэтому народные песни полны такой задушевности и искренности. 3. Переходя из уст в уста, русская народная песня непрерывно изменялась, шлифовалась, становилась творчеством целого коллектива. 4. Возникшая из потребности человека излить их, песня сложилась в живой и эмоциональный вид народного творчества. 5. Народ бережно хранит свои песни, создаваемые веками. 6. В наше время они получили новую жизнь, благодаря известным фольклорным ансамблям. 7. Народная песня – голос создавшего ее народа, его история, и его душа. 8. Она воплотила мудрость народа его художественную одаренность и благородство его души. 9. Народные песенные жанры часто создавались белым стихом, так как русский фольклор почти не знал особенностей системы стихосложения. 10. Русским народным песням свойственны не только протяжность и величие, но и историческая многослойность народно-поэтического репертуара каждой отдельной эпохи. 11. Русская народная песня – один из наиболее значительных пластов мировой фольклористики. 12. Русские лирические песни до сих пор поются во всем мире.
Лирические песни как разновидность обрядовой поэзии – жанр фольклора, который, как считают исследователи, сформировался вXVIвеке в Московской Руси. С этим видом связывают возникновение народного многоголосия полифонического или гетерофонного (подголосочного) типов с участием солирующих голосов. Весьма развитыми в мелодическом отношении являются также некоторые виды плачей и причитаний, входящих в свадебный обряд, и плачей погребальных: для них характерна экспрессивность, возникающая в результате сочетания обрядовых формул с личной импровизацией исполнительницы (обычно женщины).
Причитания возникли еще в доклассовом обществе и известны практически у всех народов мира. Древнейшие тексты похоронных причитаний, связанные с обрядом погребения и древними верованиями, сохранились в ассирийских, египетских, древнеевропейских памятниках письменности. Свадебные причитания возникли значительно позже похоронных, в результате формирования патриархальной семьи. Рекрутские «завоенные» причитания получили распространение в России после введения при Петре Первом рекрутчины. Причитания создавались исключительно женщинами, оплакивающими свою судьбу или судьбу близких, а также смерть близких. Существовали даже профессиональные и полупрофессиональные исполнительницы этого жанра – вопленицы (от слова «вопль»). Их также называли плачеями, плакальщицами. Насыщенные, яркие причитания олонецкой вопленицы 19 века Ирины Федосовой обладали исключительными высокими художественными достоинствами. Ее талантом восхищался Горький, а Некрасов использовал плачи Федосовой в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Федосова Ирина Андреевна (1831—10[22].07.1899), народная сказительница. Родилась в д. Сафроново Толвуйской вол. Петрозаводского у. Олонецкой губ. в многодетной семье Юлиных. По ее словам, уже «восьми год знала, на какую полосу сколько сиять». С юности прославилась по всему Заонежью как мастерица «водить свадьбы». Первые фольклорные записи были сделаны от нее в 1867 преподавателем Олонецкой духовной семинарии Е. В. Барсовым, ставшим впоследствии знаменитым собирателем и исследователем древнерусской письменности. «При Ирине Федосовой, — сообщал Е. В. Барсов, — всегда состоял хор подголосниц. Девушки-подростки лет 10-ти уже научались прислушиваться к ее плачу, а затем лет в 15—16 поступали в хор и становились подголосницами. Быть в ее хоре считалось в округе делом почетным и неустыдным. Оплачивался не только труд вопленицы, но вознаграждался и труд подголосниц, теми или иными подарками. Хор Ирины Федосовой в совершенстве усвоил ее поэтический язык и построение стихов. Стоило ей произнести три слога, и хор уже знал все дальнейшие слова и пел вместе с нею».
Прочитайте «Песню о Степане Разине» (с. 10-11). Объясните роль повторов в раскрытии идеи этой песни.
Найдите образы-символы в лирических песнях, помещенных в учебнике (с. 15-16). Устно раскройте их значение.
Подберите самостоятельно две исторических песни о Степане Разине и Емельяне Пугачеве. Найдите в этих песнях параллелизмы. Объясните их роль в характеристике душевного состояния героев.
Выпишите из песен (с. 15-16) крылатые слова и словосочетания. Устно объясните их смысл.