kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Судьба моей семьи - история Отчизны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа об участнике Великой Отечественной войны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Судьба моей семьи - история Отчизны"»

Региональный симпозиум

научно-исследовательских

проектов обучающихся

«Мои исследования – родному краю»




Секция: гуманитарная



Судьба моей семьи – история Отчизны








Автор: Яшникова Полина Александровна,

11 «Б» класс


Научный руководитель: Пилипенко Надежда Анатольевна, учитель русского языка и литературы


Место выполнения работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов»


г. Старый Оскол

Воспоминания — это волшебные одежды, которые от употребления не изнашиваются.

Стивенсон Р.


Введение.


Все дальше уходит в историю Великая Отечественная война. О войне мы узнаем из книг, из уроков истории, а так же из рассказов наших прабабушек и прадедушек, которые не понаслышке знают о событиях тех страшных лет.

Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. Важнейшей чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но отдавали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой. 
Но память человека со временем ослабевает, из неё по крупицам уходит сначала второстепенное: менее значимое и яркое; а затем - и существенное. К тому же всё меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и в произведениях искусства не будут отражены самопожертвования и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется.А этого допустить нельзя!

Тема работы: Судьба моей семьи – история Отчизны.

Актуальность изучения истории членов своей семьи заключается в том, что они являются носителями особой информации, ценной для анализа психологии человека военного времени и современника, для поиска и установления мест гибели воинов.

Объект исследования: история жизни моего прадедушки Глотова Семёна Алексеевича и членов его семьи.

Предметом исследования избрана степень полноты, достоверности, а также информационный потенциал сайта «Поиск людей и награждения».

Целью исследования является анализ воспоминаний прабабушки Глотовой Полины Фёдоровны(девичья фамилия Ватутина),материалов сайта об архивных документах по Глотову Семёну Алексеевичу(наградной лист, наградные документы: Орден Красной Звезды, Орден Отечественной войны 1 степени, медаль «За отвагу».

Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:

- проанализировать содержание воспоминаний как исторического источника;

- определить информационные возможности воспоминаний и материалов сайта;

- проследить отражение судьбы моей семьи в истории Отчизны;

- выявить значение изучения истории своей семьи как средство воспитания любви к родине;

- ответить на вопрос: «Какую роль сыграла моя семья в истории Отчизны?»

Методы:

- анализ и синтез;

- логический;

- описательный;

Ожидаемые результаты:

- зафиксированные сведения об истории своей семьи являются основой для духовного и исторического воспитания молодёжи;

- воспоминания старших членов семьи и архивные материалы служат средством более глубокого изучения истории своей страны и понимания политических процессов, происходивших в ней ;

- исследования истории своей семьи пополнят краеведческий материал школы сведениями о людях, которые создавали историю нашего родного края.




Глава 1.

Моя прабабушка, Глотова Полина Федоровна (девичья фамилия Ватутина) родилась 15 октября 1920 года в селе Престень Валуйского района Курской губернии в семье крестьян-середняков. Когда ей было только 7 лет, отец ушёл из жизни по причине болезни (довольно распространённым явлением была смерть людей во время эпидемий оспы или брюшного тифа). После чего мать, Ватутина Татьяна Семёновна, осталась одна с 7-ю детьми на руках. Чтобы прокормиться, она со старшими детьми работала на земельном пае. Но семью постигло новое несчастье: в раннем возрасте скончались от брюшного тифа 3 старшие дочери. В 8 лет Полина Фёдоровна пошла в школу, которая находилась в соседнем селе Клименки, что в 10 км от Престени. Это была своеобразная школа-интернат, в которой дети находились 5 дней в неделю и приходили домой только на выходные. В школе был один учитель по всем предметам, а в классе находились дети разных возрастов. Их кормили в основном картошкой или кулешом (пшённый суп). После познания азов чтения, письма и арифметики образование детей заканчивалось. Не исключением была и моя прабабушка, которая отучилась только 3 класса из 7, так как не хватало средств на обучение: не было одежды, учебников, тетрадей. Писали на газетах между строчек, а чернила делали из бузины (выдавливали поспевшие ягоды). Приготовление уроков происходило при свете лампадок (фитиль, конец которого опущен в растительное масло).                              

        В 1930 г. началась массовая коллективизация крестьянских хозяйств, которая не прошла мимо нашей семьи. К тому времени моя прабабушка уже работала в колхозе. Работа была довольно тяжелая. Женщины наравне с мужчинами пахали на быках (лошади были не у каждого), а во время сбора урожая зерновых вязали снопы, молотили колосья цепами (длинная деревянная ручка, около 1,5 м длиной, на конце соединённая кожаным ремешком с более короткой деревянной палкой (0,4 м), которая свободно вращалась на ремешке). Затем веяли зерно, а для получения муки смалывали его на ветряных мельницах.

       Во время коллективизации самым страшным для местных жителей стало предательство их односельчанина Дедяева Евсея Моисеевича, записавшегося в актив. Он знал финансовое положение всех крестьян и являлся главным наводчиком. Участники актива приходили без предупреждения, предварительно определив на совете количество раскулачиваемых семей. Забирали всё: скот, птицу, продукты питания, а иногда просто выгоняли людей на улицу из их собственных домов. Когда Дедяев добрался до дома моей прабабушки, её мама до последнего не верила в то, что он также зверски поступит и с ними (они были соседями и на протяжении долгого времени дружили семьями). Так вспоминает этот день Полина Фёдоровна: «Он пришёл с какими-то мужчинами. В это время мы с сестрой бегали на улице. Дедяев подошёл, взял меня за руку и грубо сказал: “Зови мать”. Они зашли в дом, начали искать продукты. Особенно поразило то, что забрали даже несколько маленьких картофелин, завалившихся за печку. Мама плакала и кричала вслед: “Евсей Моисеевич, ведь твои дети тоже кушать хотят!”. На что Дедяев лишь насмешливо ответил: “Москва слезам не верит!”». Так как в доме не было мужчин (6 декабря 1927 г. умер отец, а 28 декабря того же года умер старший сын в возрасте 20 лет), их не выгнали из дома.

Глава 2.

 В 1933 г. страну охватил страшный голод. К тому времени семья Ватутиных уже жила в хуторе Чужиново Валуйского района, позже переименованном в хутор Калиновка. 1932 г. был очень засушливым, и весь урожай пропал прямо на полях. Татьяна Семёновна довольно рационально планировала питание своей семьи. Питались корешками растений, полевым чесноком, чёрным пасленом, крапивой, калачиками, перемалывали кукурузный стебель и делали лепёшки. Замачивали кормовую свеклу, тем самым, получая и напиток, и пищу. Те, у кого были сухофрукты, варили компот, добавляя вместо сахара свеклу. Мололи фасоль, затем делали фасолевые лепёшки или картофельные пирожки с начинкой из фасоли. Хлеба практически не было. Спасались только владельцы коров или коз (в том числе и семья моей прабабушки). В отчаянии, люди забивали скот. Но, оставаясь без молочных продуктов, они через некоторое время умирали. Чтобы прокормить корову, разбирали соломенные крыши хат, солому замачивали в кипятке и кормили животных, так как вся трава выгорела во время засухи. По рассказам Полины Фёдоровны, люди погибали целыми семьями прямо в своих домах, а иногда можно было увидеть такую картину: человек, обессиливший, опухший от голода падал и умирал на дороге. Местные жители, у которых были хоть какие- то продукты питания, безвозмездно делились с голодающими. Из-за нехватки кормов был падёж колхозного скота, туши которого растаскивало население, для употребления в пищу. Примерно такой же уклад жизни был у хуторян и во время голода 1939 г.

        В 1935 г. в семью пришло новое горе - умерла младшая сестра моей прабабушки. По роковой случайности в поле её застала гроза, которой она панически боялась с детства. Прибежав домой, девочка пожаловалась матери на сильное жжение в сердце. И уже в больнице, когда мать пришла навестить ёё, она сказала: «Мама, ко мне во сне приходил отец (к тому времени уже умерший). Он сказал, что ждёт меня». В тот же день девочка умерла. Таким образом, в живых осталось только 2 дочери, которым вместе с матерью предстояло пойти ещё через множество тяжёлых испытаний.




           

Полина Федоровна в своём 
доме в хуторе Чужиново 
 ( осень 1940 г.)

Семён Алексеевич в Москве во 
время предвоенной подготовкой 
(июнь 1941 г.)


     


Глава 3.

     В 1940 г. Полина Фёдоровна встретила своего будущего мужа, моего прадедушку, также проживавшего в хуторе Чужиново (переехал туда на вольные земли после раскулачивания).


Глотов Семён Алексеевич родился 13 августа 1923 г. в селе Долгое Валуйского района Курской губернии в семье крестьян-бсдняков. В шестилетием возрасте потерял мать, которая умерла от оспы. Отец один растил 7-ых детей: 5 сыновей и 2 дочери. В 8 лет Семён Алексеевич пошёл в школу- интернат, очень похожую по устройству на школу моей прабабушки. После окончания 7 классов некоторое время работал в колхозе, а по наступлению призывного возраста отправился в Москву для обучения в военном училище. В феврале 1941 г. получил увольнительную и, приехав домой, женился на прабабушке. 22 июня 1941 г. советский народ стал свидетелем вероломного вторжения фашистских войск на территорию СССР. Первоначально новость о нападении немцев дошла до районного центра Валуйки, затем была передана в колхоз хутора Чужиново, и только потом объздчику на лошади было поручено донести её до хуторян. В связи с началом войны Семёна Алексеевича перевели на краткосрочные курсы по подготовке офицеров и, после их прохождения, в сентябре 1941 г. он был отправлен на фронт вместе с 2-мя родными братьями (старший из них даже не доехал до воинской части: эшелон был расстрелян немцами сразу после отбытия, а второй героически погиб в Смоленском сражении). Начались тяжёлые военные будни. Взвод лейтенанта Глотова был переброшен для отражения атаки вражеских войск в Белоруссию. В то время как Полина Фёдоровна вместе с другими женщинами работала в тылу. В основном копали окопы под Воронежем, вырубали поляны в лесу для стоянки военных самолетов, а потом укрывали их срубленными деревьями, шили одежду для солдат. Порой голодные люди поднимались на защиту Родины и работали без сна и отдыха.

       В 1943 году хутор Чужиново, как и вся Курская губерния, был оккупирован фашистами. Немцы распределялись по домам хуторян. Некоторые из них отличались особой жестокостью: избивали владельцев хат, а иногда даже расстреливали. Но 4 солдата, живших в доме Ватутиных, были добрыми людьми. Во время еды всегда угощали детей, давали шоколад. Особенно любили маленького племянника прабабушки, брали его на руки, жалели и, как они сами говорили, вспоминали своих детей. Семья Ватутиных пострадала в гораздо большей степени от рук местных полицаев, чем от рук немцев. Во время войны эти люди переходили на сторону фашистов, а затем рассказывали о местах, где были спрятаны продукты; о семьях, чьи отцы, мужья и братья были на фронте; о численности и местах дислокации партизанских отрядов. К сожалению, в их рядах оказался, небезызвестный нам, Дедяев Евсей Моисеевич и жена родного брата моего прадедушки Глотова Екатерина Кузьминична. Несмотря на то, что в это время её муж служил на Дальнем Востоке и охранял восточные рубежи нашей Родины от нападения союзника Германии - Японии, она добровольно стала работать на немцев. Будучи довольно близкой родственницей, Екатерина Кузьминична привела фашистов в дом моей прабабушки и показала места хранения продуктов. Она знала, что хуторяне закапывали их в своих огородах. И в итоге из дома Ватутиных вынесли большую часть съестных запасов: откапали кувшины с маслом, яйца, картофель. В хуторе немецкие солдаты находились не долго, так как вскоре пришли советские войска и освободили его.

      В 1943 г. Семён Алексеевич получил осколочное ранение грудной клетки (впоследствии став инвалидом войны 2-й группы). Был направлен на лечение в военно-полевой госпиталь, где находился около месяца. Затем снова вернулся на фронт и продолжил командование взводом. Освобождал Белоруссию, Прибалтику, Польшу и дошёл до Германии. Участвовал в захвате Берлина и руководил одним из взводов, штурмовавших Рейхстаг.

После разгрома фашистской Германии получил звание капитана. Мой прадед был награждён следующими орденами и медалями: «Орден Отечественной войны», «Орден Красной звезды», «Медаль за отвагу», «Медаль за взятие Варшавы», «Медаль за взятие Берлина», «Медаль за Победу», значок «Гвардия СССР», а также в мирное время поощрён за трудовые заслуги орденом «Знак Почёта», медалью «Ветеран труда», знаками «Победитель социалистического соревнования 1973-74 гг.», юбилейными медалями Вооружённых сил СССР и победы в Великой Отечественной войне. (Многие из перечисленных наград так и остались на кителе капитана Глотова и были похоронены вместе с ним).

























После Великой Победы

 

             

Семён Алексеевич 
в Берлине ( 5 июня 1945 г.)

              Семён Алексеевич в Берлине 
              с боевыми товарищами 
              ( 5 июня 1945 г.) 

Награды













 
 
 
 
 
 
 
 

       Это обратная сторона фотографии из Берлина от 5 июня 1945 г (той на которой Семен Алексеевич стоит один). Серия подобных фотографий была сделана для солдат особым заказом Именно этот снимок был послан моей прабабушке на память о Германии. На нем Семен Алексеевич сообщает о повышении в звании (“сделать погоны капитана”) и перечисляет полученные награды: 1 Орден Отечественной войны. 2 Красная звезда. 3 Медаль за Отвагу. 4 Медаль за взятие  Варшавы. 5 Медаль за взятие Берлин. 6 Медаль за Победу.

Глава 4

      После возвращения в августе 1945 г. домой, в уже переименованный хутор Калиновка, Семён Алексеевич работал в ОВД (органы внутренних дел) в то время как прабабушка продолжила работу в колхозе. В 1946 г., будучи ярым коммунистом, прадед вступил в Коммунистическую партию Советского Союза и получил партийный билет. 24 февраля 1947 г. у них родился сын Виталий(мой дедушка). Через некоторое время хутор Калиновка распался после укрупнения колхоза, и семья Глотовых вынуждена была переехать в рядом стоящее село Саланци. 20 апреля 1950 г. родилась старшая дочь Алла , а 19 января 1956 г. - вторая дочь Татьяна. В 1959 г. Семён Алексеевич стал работать учителем немецкого языка в местной школе. В 1965 г. был приглашён на должность председателя колхоза, где проработал до пенсионного возраста. Выйдя на пенсию (1983 г.) продолжил заниматься хозяйством вместе с женой. Потом, когда у него обнаружили онкологическое заболевание, его вместе с Полиной Федоровной перевезли в город Белгород, так как требовалась постоянная медицинская помощь и уход. В 1993 г. дом в Саланцах был продан. 22 апреля 1996 г. Семён Алексеевич скончался от лимфосоркомы и 23 апреля был похоронен на кладбище села Никольское Белгородского района. Это стало его последним желанием - быть похороненным на сельском кладбище. Его жена, Глотова Полина Фёдоровна, ушла из жизни 20 апреля 2013 года.

 

              

Полина Федоровна и сын Виталий 
в хуторе Калиновка 
( зима 1949 г.)

              Семён Алексеевич в селе 
              Саланцы 
              (лето 1984 г.)

















Тезисы

Вступление

Все дальше уходит в историю Великая Отечественная война. О войне мы узнаем из книг, из уроков истории, а так же из рассказов наших прабабушек и прадедушек, которые не понаслышке знают о событиях тех страшных лет.

самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется.
Тема работы: Судьба моей семьи – история Отчизны.

Актуальность изучения истории членов своей семьи заключается в том, что они являются носителями особой информации, ценной для анализа психологии человека военного времени и современника, для поиска и установления мест гибели воинов.

Объект исследования: история жизни моего прадедушки Глотова Семёна Алексеевича и членов его семьи.

Предметом исследования избрана степень полноты, достоверности, а также информационный потенциал сайта «Поиск людей и награждения».

Целью исследования является анализ воспоминаний прабабушки Глотовой Полины Фёдоровны (девичья фамилия Ватутина), материалов сайта об архивных документах по Глотову Семёну Алексеевичу(наградной лист, наградные документы: Орден Красной Звезды, Орден Отечественной войны 1 степени, медаль «За отвагу».

Методы:

- анализ и синтез;

- логический;

- описательный;

Ожидаемые результаты:

- воспоминания старших членов семьи и архивные материалы служат средством более глубокого изучения истории своей страны и понимания политических процессов, происходивших в ней ;

- исследования истории своей семьи пополнят краеведческий материал школы сведениями о людях, которые создавали историю нашего родного края.


18



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Исследовательская работа "Судьба моей семьи - история Отчизны"

Автор: Пилипенко Надежда Анатольевна

Дата: 30.08.2018

Номер свидетельства: 476694

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Научно-исследовательская работа "Учительская династия семьи Ящук-Криштоп""
    ["seo_title"] => string(75) "nauchnoissliedovatielskaiarabotauchitielskaiadinastiiasiemiiashchukkrishtop"
    ["file_id"] => string(6) "307899"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458473763"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "проектно- исследовательская  работа "Я из рода Деликовых" "
    ["seo_title"] => string(60) "proiektno-issliedovatiel-skaia-rabota-ia-iz-roda-dielikovykh"
    ["file_id"] => string(6) "143134"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418461853"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства